Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Дальневосточного округа от 12 августа 2009 г. N Ф03-3910/2009
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 12 августа 2009 г. N Ф03-3910/2009
Суммы среднего заработка, выплачиваемые организациями работникам, призванным на военные сборы, за счет средств федерального бюджета, не являются выплатами, осуществляемыми работодателем по трудовым договорам, поскольку они не связаны с выполнением работником трудовых обязанностей и выплачиваются не за счет работодателя, а за счет средств федерального бюджета, в силу чего не облагаются ЕСН
09.09.2009ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2009 г. N Ф03-3910/2009
Резолютивная часть постановления от 06 августа 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего: Г.А.Суминой
судей: В.М.Голикова, С.Ю.Лесненко
при участии
от открытого акционерного общества "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина" - представитель не явился;
от Военного комиссариата г. Арсеньева, Анучинского и Яковлевского районов Приморского края - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина"
на решение от 30.01.2009
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2009
по делу N А51-14123/2008
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Фокина А.А.; в суде апелляционной инстанции судьи: Сидорович Е.Л., Алферова Н.В., Солохина Т.А.
по заявлению открытого акционерного общества "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина"
к Военному комиссариату г. Арсеньева, Анучинского и Яковлевского районов Приморского края
о признании незаконными действий
Открытое акционерное общество "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина" (далее - общество, ОАО ААК "Прогресс") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Военного комиссариата г. Арсеньева, Анучинского и Яковлевского районов Приморского края (далее - военный комиссариат), выразившихся в отказе компенсировать расходы, связанные с привлечением работников для участия в мероприятиях по исполнению воинской обязанности, с учетом единого социального налога (далее - ЕСН), начисленного на фонд оплаты труда.
Решением суда от 30.01.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на то, что суммы среднего заработка, выплачиваемые организациями работникам, призванным на военные сборы, за счет средств федерального бюджета, не являются выплатами, осуществляемыми работодателем по трудовым договорам, поскольку они не связаны с выполнением работником трудовых обязанностей и выплачиваются не за счет работодателя, а за счет средств федерального бюджета, в силу чего ЕСН не облагаются.
Пятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 01.06.2009 оставил решение от 30.01.2009 без изменения по тем же основаниям.
В кассационной жалобе общество предлагает принятые по делу судебные акты отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы полагает, что военный комиссариат должен компенсировать расходы, связанные с привлечением работников для участия в мероприятиях по исполнению воинской обязанности, с учетом ЕСН. Кроме того, по мнению общества, суд первой инстанции в своем решении неправомерно сослался на письма Минфина Российской Федерации, не являющиеся нормативно правовыми актами, и мотивировал на их основе свои выводы.
Военный комиссариат в отзыве на кассационную жалобу отклонил доводы общества, указывая на их несостоятельность, просил оставить оспариваемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
В заседании суда кассационной инстанции стороны не участвовали; заявили ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своих представителей.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив в порядке и пределах требований статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в адрес ОАО "ААК "Прогресс" 14.10.2008 от военного комиссариата, между которыми заключен трудовой договор от 01.02.2008 N 83, поступило письмо от 08.10.2008 N ф/4189 с требованием к обществу об изменении счетов-фактур, выставленных на оплату компенсации расходов на возмещение среднего заработка техническим работникам, гражданам, работающим в аппарате усиления, за период нахождения на военных сборах без учета ЕСН, в связи с требованиями письма Минфина Российской Федерации от 12.05.2008 N 03-04-08-02/13.
Помимо данного требования обществу было предложено заключить дополнительное соглашение N 1 к договору N 83 от 01.02.2008 об изменении редакции подпункта 3.2 пункта 3 договора, предусмотрев компенсацию военным комиссариатом среднего заработка работникам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, без учета начислений ЕСН на фонд оплаты труда работников.
Письмом от 03.12.2008 N ю/4968 военный комиссариат уведомил общество об отказе компенсировать последнему ЕСН, начисленный на заработную плату работникам, привлекаемым к мероприятиям по обеспечению исполнения воинской обязанности.
Не согласившись с действиями военного комиссариата, выразившимися в отказе компенсировать обществу расходы, связанные с привлечением работников для участия в мероприятиях по исполнению воинской обязанности, с учетом ЕСН, начисленного на фонд оплаты труда, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании действий военного комиссариата незаконными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения ЕСН для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
На основании статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" работники, участвующие в мероприятиях по исполнению воинской обязанности, освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы. При этом такие выплаты не зависят от трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, в том числе от выполнения трудовых обязанностей и положений трудовых договоров, и производятся не за счет средств организации (работодателя), а за счет средств федерального бюджета или государственного органа и общественного объединения, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей.
Как следует из Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона о воинской обязанности и военной службе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, подлежат компенсации расходы организации, связанные с выплатой среднего заработка лицам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, и возмещением в установленных случаях расходов по их проезду в другую местность и обратно, найму жилья, а также командировочных расходов и т.д.
Исходя из изложенных норм права, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что суммы среднего заработка, выплачиваемые организациями работникам, призванным на военные сборы, за счет средств федерального бюджета, не являются выплатами, осуществляемыми работодателем по трудовым договорам, поскольку они не связаны с выполнением работником трудовых обязанностей и выплачиваются не за счет работодателя, а за счет средств федерального бюджета, в силу чего не облагаются ЕСН.
Следовательно, у военного комиссариата отсутствуют основания для возмещения обществу расходов, связанных с привлечением работников для участия в мероприятиях по исполнению воинской обязанности, с учетом ЕСН, а у общества, соответственно, отсутствуют основания требовать компенсации таких расходов с учетом ЕСН, начисленного на эти выплаты как на фонд оплаты труда.
Отклоняя довод общества о том, что суд первой инстанции неправомерно сослался на письма Минфина Российской Федерации, не являющиеся нормативно правовыми актами, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что Арбитражный суд Приморского края в своем решении мотивировал выводы не письмами Минфина, а ссылками на соответствующие законы (Налоговый кодекс Российской Федерации; Трудовой кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Доводы кассационной жалобы по существу представляют позицию общества по делу и получили правильную правовую оценку арбитражным судом. Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых по делу судебных актов суд кассационной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 286 - 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 30.01.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2009 по делу N А51-14123/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Г.А.Сумина
Судьи:
В.М.Голиков
С.Ю.Лесненко
Темы: ЕСН (Единый социальный налог)  
- 07.06.2012 Минэкономразвития предлагает вернуться к уплате ЕСН
- 25.04.2012 Пенсионный фонд хочет вернуть ЕСН
- 20.03.2012 Возврат к ЕСН вряд ли возможен
- 29.05.2012 Налоговый парадокс
- 04.04.2011 Итоги онлайн-конференции «"Трудовые" выплаты: изменения законодательства, исчисление взносов, отчетность в фонды и другие вопросы»
- 17.03.2011 Повышение зарплатных налогов: удар по российскому бизнесу
- 01.06.2023 Письмо Минфина России от 18.05.2023 г. № 03-02-07/45575
- 23.03.2011 О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации
- 09.09.2010 Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации
Комментарии