Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Дальневосточного округа от 6 апреля 2009 г. N Ф03-655/2009

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 6 апреля 2009 г. N Ф03-655/2009

Только факт поиска и разведки полезных ископаемых за счет собственных средств не является основанием для применения понижающего коэффициента 0,7 к налоговой ставке по налогу на добычу полезных ископаемых

03.06.2009  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 апреля 2009 г. N Ф03-655/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью Научно-производственной фирмы "Компас Геосервис", Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Хабаровска

на решение от 24.11.2008 постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2009

по делу N А73-11718/2008 Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью научно-производственной фирмы "Компас Геосервис"

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Хабаровска

о признании недействительным решения

Общество с ограниченной ответственностью Научно производственная фирма "Компас Геосервис" (далее - ООО НПФ "Компас Геосервис"; общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Хабаровска (далее - налоговый орган; инспекция) о привлечении его к налоговой ответственности за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых.

Решением суда от 24.11.2008 требование общества удовлетворено. Суд признал правомерным применение обществом понижающего коэффициента 0,7 к налоговой ставке по налогу на добычу полезных ископаемых, так как общество осуществляло за счет собственных средств поиск и разведку месторождения на участке реки Таймень.

Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2009, с учетом определения от 02.02.2009, решение суда в части признания недействительным оспариваемого решения налогового органа о доначислении налога на добычу полезных ископаемых в сумме 520 289,40 руб., пеней и штрафа, приходящихся на данную сумму и взыскания с налогового органа госпошлины в сумме 3 000 руб. отменено. В удовлетворении заявления в указанной части обществу отказано.

В остальном решение суда оставлено без изменения.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о неправильном применении судом пункта 2 статьи 342 НК РФ в части признания правомерным применение понижающего коэффициента 0,7 к налоговой ставке по налогу на добычу полезных ископаемых по лицензии ХАБ 00754 БР (ХАБ 01782 БР), так как по состоянию на 01.07.2001 общество не было освобождено от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО НПФ "Компас Геосервис" и ИФНС России по Центральному району г.Хабаровска подали кассационные жалобы.

По мнению общества, вывод суда апелляционной инстанции о неправомерном применении понижающего коэффициента 0,7 к налоговой ставке по налогу на добычу полезных ископаемых по лицензии ХАБ 00754 БР не соответствует статье 44 Закона РФ "О недрах", статье 342 НК РФ и материалам дела.

Налоговый орган в кассационной жалобе ссылается на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о наличии у ООО НПФ "Компас Геосервис" освобождения от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы по лицензии N ХАБ 00753 БР, материалам дела. В остальном судебные акты просит оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.

Общество жалобу налогового органа считает необоснованной в связи с несоответствием доводов жалобы материалам дела.

В связи с отсутствием по уважительной причине судьи К. произведена замена судьи К. на судью Б.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 01.04.2009 по 06.04.2009.

Проверив обоснованность доводов жалоб, отзыва на жалобу налогового органа, выслушав присутствовавших в судебном заседании представителей общества и налогового органа, кассационная инстанция считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, решением Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Хабаровска, вынесенным по акту выездной налоговой проверки ООО НПФ "Компас Геосервис" за период с 01.01.2005 по 31.12.2007, общество привлечено к налоговой ответственности за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 64 743 руб. Этим же решением обществу начислены пени за несвоевременную уплату налога в сумме 365 124 руб. и предложено уплатить налог на добычу полезных ископаемых в сумме 1 872 057 руб.

Вывод налогового органа о занижении налога на добычу полезных ископаемых основан на том, что общество в проверяемом периоде неправомерно применяло понижающий коэффициент 0,7 к налоговой ставке по налогу на добычу полезных ископаемых. По мнению налогового органа, общество не имеет права на применении понижающего коэффициента, поскольку у него на 01.07.2001 отсутствует освобождение от уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 342 НК РФ налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобожденные по состоянию на 01.07.2001 в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке, с коэффициентом 0,7.

Таким образом, право на применение коэффициента 0,7 при расчете налога на добычу полезных ископаемых имеют налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых, либо полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых, при условии если по состоянию на 01.07.2001 они были освобождены в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений.

Как установлено судом, обществу 30.09.2004 выданы лицензии на право пользования недрами ХАБ 01781 БР на геологическое изучение и добычу рассыпного золота в долине реки Таймень в среднем течении с левым притоком за исключением ранее разведанных запасов и ХАБ 01782 БР на геологическое изучение и добычу рассыпного золота в бассейне верхнего течения реки Таймень. Данные лицензии переоформлены с лицензий ХАБ 00753 БР и ХАБ 00754 БР от 22.10.1996.

Согласно статье 12 Закона РФ "О недрах" условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, должны быть указаны в лицензии.

Из имеющихся в материалах дела лицензионных соглашений к лицензиям ХАБ 01781 БР и ХАБ 01782 БР следует, что налог на добычу полезных ископаемых определяется в соответствии с налоговым законодательством. При этом условием пользования участком недр (п. 4 соглашения) к лицензии ХАБ 01782 БР предусмотрена добыча золота не позднее 2006 года. Кроме того, общество в обоснование необходимости изменения условий недропользования по лицензии ХАБ 00754 БР (ХАБ 01782 БР) указало на возможность отработки запасов по указанной лицензии только в 2006 года (т. 2 л.д. 71).

Распоряжением Департамента природных ресурсов по Дальневосточному региону и Правительства Хабаровского края от 19.04.2002 N 295 "Об уточнении площадей участков недр и установлении регулярных платежей и налоговых ставок" установлена налоговая ставка на добычу золота по лицензии ХАБ 00754 БР (ХАБ 01782 БР) в размере 6% от стоимости добытого полезного ископаемого.

Суд первой инстанции, признавая правомерным применение обществом понижающего коэффициента 0,7 к налоговой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых по лицензиям ХББ 01782 БР, ХАБ 1782 БР, руководствовался статьей 44 Закона РФ "О недрах" и Порядком использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.05.1996, согласно которым, по мнению суда первой инстанции, обязанность по уплате отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы была возложена только на пользователей недр, осуществляющих добычу полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств. Налогоплательщики, осуществляющие поиск и разведку полезных ископаемых за счет собственных средств и полностью возместившие все расходы государства на их поиск и разведку, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений. Поскольку общество осуществляло поиск и разведку месторождения по лицензиям ХАБ 01782 БР, ХАБ 01781 БР за счет собственных средств, оно имеет право на освобождение от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Суд также исходил из того, что в договорах об условиях пользования недрами к лицензиям ХАБ 00753 БР, ХАБ 00754 БР не предусмотрены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а распоряжение Департамента природных ресурсов N 76 от 12.04.2001, установившее отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы в размере 7,8% от стоимости добытого и реализованного золота не принято судом как не согласованное с недропользователем и отмененное распоряжением от 23.04.2002 N 348. В подтверждении факта освобождения от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы судом принят расчет Департамента геологии и использовании недр об объемах отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы на 2001 год.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых по лицензии ХАБ 01782 (00754) БР, исходил из того, что добычные работы на 01.07.2001 не осуществлялись, следовательно, общество не могло являться плательщиком отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и соответственно получать освобождение от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Вывод суда апелляционной инстанции в данной части является правомерным, однако мотивировочная часть постановления суда апелляционной инстанции не соответствует резолютивной части постановления от 28.01.2009 и соответственно резолютивной части мотивированного постановления от 02.02.2009.

Определение суда от 02.02.2009 об исправлении опечатки в резолютивной части постановления вынесено с нарушением требований статьи 179 АПК РФ.

По лицензии ХАБ 01781(00754) БР суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда о том, что подтверждением освобождения от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы является Перечень добывающих предприятий на 2001 год.

Из данного перечня следует, что продукция по объектам Правая Дарья, Таймень-Гранитный освобождена от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в силу статьи 44 Закона РФ "О недрах". Суд апелляционной инстанции указал также на разъяснения Департамента по недропользованию по ДФО от 01.01.2008 N 5-20/715, от 18.11.2008 N 5-20/808.

Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций в данной части не основаны на законе и материалах дела.

Пунктом 2 статьи 342 НК РФ главы 26 Кодекса, введенной в действие с 01.01.2002, была сохранена льгота по налогу на добычу полезных ископаемых в качестве переходной меры для тех лиц, которые пользовались льготой по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы до введения в действие главы 26 НК РФ. Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.07.2007 N 3803/07.

Таким образом, только факт поиска и разведки полезных ископаемых за счет собственных средств не является основанием для применения понижающего коэффициента 0,7 к налоговой ставке по налогу на добычу полезных ископаемых.

Лицензионными соглашениями к лицензиям ХАБ 01781 БР, ХАБ 01782 БР освобождение общества от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы не установлено.

Статьей 44 Закона РФ "О недрах" определено, что решение об освобождении пользователей недр от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы принимается органами, представляющими лицензии на пользование недрами.

Лицензии ХАБ 00753 (01781) БР, ХАБ 00754 (01782) БР выданы на основании совместного решения администрации Хабаровского края и территориального подразделения Дальгеолкома в соответствии с Положением о порядке лицензирования пользования недрами. Следовательно, совместное распоряжение администрации Хабаровского края и Департамента природных ресурсов по Дальневосточному региону от 12.04.2001 N 76 об установлении отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы по лицензии ХАБ 00753 (01781) БР в размере 7,8% и от 23.04.2002 N 348 об установлении с 01.01.2002 налоговой ставки на добычу золота в размере 6% в связи с внесением изменений и дополнений в часть вторую НК РФ, за исключением запасов, утвержденных протоколами ТКЗ от 16.12.1999 N 59, от 17.03.2000 N 16, от 22.11.2000 N 72, необоснованно не приняты судами первой и апелляционной инстанций.

Не приняв в качестве доказательства распоряжение Департамента природных ресурсов по Дальневосточному региону и Правительства Хабаровского края от 23.04.2002 N 348, суды не исследовали вопрос к каким запасам данным распоряжением установлена налоговая ставка 4,2%.

Перечень добывающих предприятий на 2001 год освобожденных от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и разъяснения Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу от 01.01.2008 N 5-20/715 и от 18.11.2008 N 5/20/808 не могут быть приняты в подтверждение освобождения общества от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы по объемам добытым в проверяемом периоде как противоречащие статье 44 Закона РФ "О недрах" и статье 68 АПК РФ. В силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Кроме того, в перечне добывающих предприятий, как установлено судом, от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы освобождена продукция по объектам Правая Дарья и Таймень-Гранитный.

Учитывая изложенное, постановление апелляционной инстанции подлежит отмене полностью с направлением дела на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2009 по делу N А73-11718/2008 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Шестой арбитражный апелляционной суд.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок