Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Северо-Западного округа от 1 октября 2008 г. по делу N А42-2271/2008

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 1 октября 2008 г. по делу N А42-2271/2008

В случае полного или частичного удовлетворения судом заявления общества о признании решения налоговой инспекции недействительным, осуществленное налоговым органом бесспорное списание со счетов общества сумм налогов и пеней может воспрепятствовать немедленному восстановлению прав и законных интересов заявителя, нарушенных принятием оспариваемого ненормативного акта

06.11.2008  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 октября 2008 г. по делу N А42-2271/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Асмыковича А.В., Дмитриева В.В., при участии от ООО "Два Н" Смурова М.Б. (доверенность от 01.01.2008), рассмотрев 01.10.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на определение Арбитражного суда Мурманской области от 19.06.2008 по делу N А42-2271/2008 (судья Галко Е.В.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Два Н" (далее - ООО "Два Н", общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - налоговая инспекция) от 11.04.2008 N 5772.

Общество одновременно подало заявление о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого решения налогового органа до вступления в законную силу судебного акта по делу.

Определением Арбитражного суда Мурманской области от 04.05.2008 в удовлетворении заявления ООО "Два Н" отказано.

Общество 19.06.2008 вновь представило в суд заявление о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения налоговой инспекции от 11.04.2008 N 5772 с учетом внесенных в него решением Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области (далее - УНДС), пени и налоговые санкции по пункту 1 статьи 122 НК РФ в общей сумме 35 000 351 руб.; после рассмотрения жалобы налогоплательщика на это решение в УФНС по Мурманской области сумма доначисленных налогов, пеней и штрафов уменьшена на 11 436 827 руб. и составила 23 563 523 руб., решение утверждено и вступило в законную силу. Правомерность указанных начислений будет проверяться судом при рассмотрении спора по существу.

Согласно пункту 2 статьи 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с организации производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ, - за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке или за счет иного имущества налогоплательщика. Указанный порядок применяется также в отношении пеней и штрафов (пункт 8 статьи 45 НК РФ).

Следовательно, в случае неисполнения обществом требования, выставленного налоговым органом на основании решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган вправе взыскать все суммы, поименованные в требовании в бесспорном порядке.

Ходатайствуя о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого решения налогового органа от 11.04.2008 N 5772, налогоплательщик указал, что совершение налоговым органом действий по принудительному взысканию налогов, пеней и налоговых санкций, принимая во внимание размер доначисленных сумм, приведет к необоснованному изъятию из оборота денежных средств общества в значительном размере, не позволит ему осуществлять финансово-хозяйственную деятельность и причинит существенный материальный ущерб вследствие образования задолженности перед контрагентами по сделкам. В обоснование ходатайства заявитель представил документы о своем финансовом положении. В то же время ООО "Два Н" предоставило суду документы, подтверждающие наличие у него достаточного количества ликвидного имущества, позволяющего, в случае признания решения налогового органа от 11.04.2008 N 5772 соответствующим закону, обеспечить исполнение налоговой обязанности общества перед бюджетом в полном объеме.

Суд принял во внимание указанные доводы общества, оценил представленные доказательства и установил, что обеспечительные меры связаны с предметом спора, и с учетом характера заявленных требований признал возможным принять обеспечительные меры путем приостановления действия оспариваемого решения налогового органа. Суд также учел указанные в заявлении общества обстоятельства, которые в случае непринятия обеспечительных мер могут повлечь для него значительные имущественные потери.

Суд кассационной инстанции считает, что суд пришел к правильному выводу о том, что принятие обеспечительных мер позволяет не только предотвратить возможное причинение ущерба правам и законным интересам общества, но и уменьшить негативные последствия действия решения налогового органа, законность которого оспаривается в арбитражном суде.

Суд первой инстанции также установил, что в случае удовлетворения ходатайства и последующего отказа судом обществу в признании недействительным оспариваемого ненормативного акта заявитель имеет достаточно средств для исполнения решения налогового органа. Налоговой инспекцией не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности взыскания с заявителя начисленных сумм налогов, пеней и штрафа. Более того, в кассационной жалобе налоговый орган подтверждает наличие у заявителя, помимо имущества, денежных средств в размере, достаточном для реализации мер принудительного взыскания недоимки по решению от 11.04.2008 N 5772 в порядке статьи 46 НК РФ.

Суд кассационной инстанции не может согласиться со ссылкой подателя жалобы в обоснование своей позиции на положения статьи 79 НК РФ.

Пунктом 7 статьи 201 АПК РФ установлено, что решения суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов (к которым относятся и налоговые органы) подлежат немедленному исполнению, что означает немедленное восстановление прав и законных интересов налогоплательщика, нарушенных принятием акта, не соответствующего законодательству.

Статьей 79 НК РФ предусмотрено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику.

В силу пунктов 4, 5 этой статьи сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 79 НК РФ (вступил в силу в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ с 01.01.2008) возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета этой суммы в счет погашения вышеуказанной недоимки (задолженности) по правилам статьи 78 НК РФ.

Таким образом, принимая во внимание установленные положениями статей 78 и 79 НК РФ сроки принятия соответствующих решений и осуществления необходимых действий, в случае полного или частичного удовлетворения судом заявления общества о признании решения налоговой инспекции от 11.04.2008 N 5772 недействительным, осуществленное налоговым органом бесспорное списание со счетов общества сумм налогов и пеней может воспрепятствовать немедленному восстановлению прав и законных интересов заявителя, нарушенных принятием оспариваемого ненормативного акта.

При таких обстоятельствах определение суда законно и обоснованно, правовых оснований для удовлетворения жалобы налогового органа не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

определение Арбитражного суда Мурманской области от 19.06.2008 по делу N А42-2271/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.

Председательствующий

И.Д.АБАКУМОВА

Судьи

А.В.АСМЫКОВИЧ

В.В.ДМИТРИЕВ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок