Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Определения / Определение ВАС РФ от 12 декабря 2007 г. №13007/07

Определение ВАС РФ от 12 декабря 2007 г. №13007/07

Коммерческая организация, не являющаяся кредитной организацией, может осуществлять прием наличных денежных средств от физических лиц в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги для последующего перевода принятых наличных денежных средств в пользу лиц, оказывающих такие услуги (выполняющих такие работы), только в случае заключения коммерческой организацией договора с кредитной организацией, имеющей договоры с организациями - получателями средств о переводе денежных средств в их пол

29.01.2008  

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

от 12 декабря 2007 г. №13007/07

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Березия А.Е., судей Пановой И.В., Финогенова В.И., рассмотрев в судебном заседании заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Новосибирска от 14.09.2007 № 05-15/19210 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Новосибирской области от 01.02.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.06.2007 по делу № А45-864/07-9/9,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «СитиЛайн» (г. Новосибирск, ул. Октябрьская, 40; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Новосибирска (г. Новосибирск, ул. Королева, 9; далее - инспекция) от 15.12.2006 № 18-198 о привлечении к административной ответственности на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда первой инстанции от 01.02.2007 заявленное требование удовлетворено.

В арбитражном суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 14.06.2007 решение арбитражного суда первой инстанции оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора принятых по делу судебных актов инспекция просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

Рассмотрев материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В ходе проверки, проведенной инспекцией 04.12.2006 по месту расположения терминала № 149, принадлежащего обществу, в павильоне общества с ограниченной ответственностью «Арпине» на основании договора аренды от 07.11.2006 № 15, установлено, что при приеме наличных денежных платежей за пользование сотовой связью, терминал выдал чек № 1893, не отвечающий требованиям пункта 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.1998 № 904. Кроме того, указанный терминал не включен в государственный реестр контрольно-кассовой техники, не имеет фискальной памяти и не зарегистрирован в налоговом органе, в связи с чем, по мнению инспекции, не может применяться при наличных денежных расчетах.

По результатам проверки инспекцией составлены акт проверки от 04.12.2006 № 0000823/237, протокол об административном правонарушении от 14.12.2006 № 18-198 и вынесено постановление от 15.12.2006 № 18-198 о привлечении общества к административной ответственности на основании статьи 14.5 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 30 000 рублей.

Удовлетворяя заявленное обществом требование, арбитражные суды первой и кассационной инстанций сделали вывод о том, что инспекцией не доказано наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, поскольку на момент привлечения предпринимателя к административной ответственности отсутствовал государственный реестр электронно-вычислительных машин, в том числе персональных, а также программно-технических комплексов, применение которых предусмотрено статьей 1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее -Федеральный закон № 54-ФЗ) наравне с контрольно-кассовыми машинами.

Исходя из изложенного, суды сделали вывод, что поскольку отсутствуют нормативные правовые акты, устанавливающие основания для административной ответственности на основании статьи 14.5 КоАП РФ в случае осуществления денежных расчетов через платежные терминалы, то у инспекции не было законных оснований для привлечения общества к административной ответственности.

Однако судами не учтено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно статье 4 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна: быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика; быть исправна, опломбирована в установленном порядке; иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

Доказательства того, что терминал, принадлежащий обществу, соответствует требованиям статьи 4 Федерального закона № 54-ФЗ -оснащен фискальной памятью, внесен в Государственный реестр и зарегистрирован в налоговом органе в материалах дела отсутствуют.

Кроме того, в силу пункта 9 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - ФЗ № 395-1) к банковским операциям относится осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Коммерческая организация, не являющаяся кредитной организацией, может осуществлять прием наличных денежных средств от физических лиц в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги для последующего перевода принятых наличных денежных средств в пользу лиц, оказывающих такие услуги (выполняющих такие работы), только в случае заключения коммерческой организацией договора с кредитной организацией, имеющей договоры с организациями - получателями средств о переводе денежных средств в их пользу.

Как следует из статьи 13.1 Федерального закона № 395-1, в случае, когда расчеты производятся коммерческими организациями в рамках осуществления банковских операций через платежные автоматы (терминалы), такая деятельность должна основываться на договоре с кредитными организациями.

Принятые от физических лиц при осуществлении операций наличные денежные средства вносятся коммерческой организацией в кассу кредитной организации (включая ее структурные подразделения), заключившей договор с коммерческой организацией, в том числе через подразделения инкассации, в целях перевода кредитной организацией организациям - получателям средств или в кассу кредитной организации (включая ее структурные подразделения), в которой открыт банковский счет коммерческой организации, для перевода в указанных целях кредитной организации, заключившей договор с коммерческой организацией.

В силу изложенного, прием наличных денежных средств от физических лиц в качестве платы за услуги операторов сотовой связи с применением программно-технических комплексов коммерческой организации, оснащенных функцией приема наличных денежных средств является банковской операцией. В соответствии с Федеральным законом № 54-ФЗ порядок применения кредитными организациями контрольно-кассовой техники и используемых в ней программных продуктов утверждается Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Правил применения автоматизированных систем расчетов, утвержденных приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 02.07.2007 № 73, автоматизированные системы расчетов представляют собой аппаратно-программные комплексы, предназначенные, в том числе для обеспечения автоматизации расчетов с абонентами и (или) пользователями услугами связи за любые виды оказываемых им или заказываемых ими услуг связи в любом сочетании, за исключением услуг связи, оказываемых с использованием таксофонов, услуг телеграфной связи и услуг почтовой связи.

Согласно пункту 15 Приложения 1 названных Правил Пункт приема платежей (при наличии) автоматизированной системы расчетов обеспечивает: прием платежа и его регистрацию на лицевом счете, указанном плательщиком; регистрацию платежа на контрольно-кассовой машине; распределение платежа по видам услуг связи и (или) лицевым счетам абонента; сторнирование ранее принятого платежа; возврат ранее принятого платежа.

Таким образом, установленные Федеральным законом № 54-ФЗ, Федеральным законом № 395-1 и вышеназванными Правилами требования к автоматизированной системе расчетов операторов связи с абонентами свидетельствуют об обязательной регистрации принятого платежа контрольно-кассовой техникой.

Судами не исследован вопрос о наличии либо отсутствии договора, заключенного обществом с кредитной организацией или с организатором провайдером услуг, а также судами не выяснено относится ли деятельность предпринимателя по приему платежей за услуги сотовой связи через терминал к системе банковских операций или указанные расчеты производятся посредством поступления информации о платежах на сервер организатора платежной системы, не являющегося кредитной организацией.

В связи с изложенным, вывод судов первой и кассационной инстанции об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьи 14.5 КоАП РФ является необоснованным и сделан на основании недостаточно исследованных обстоятельствах дела.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело № А45-864/07-9/9 Арбитражного суда Новосибирской области для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Новосибирской области от 01.02.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.06.2007.

2. Направить копии определения и заявления лицам, участвующим в деле.

3. Предложить лицам, участвующим в деле представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывы на заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора до 21 января 2008 года.

Председательствующий

судья А.Е. Березий

Судья И.В. Панова

Судья В.И. Финогенов

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Как открыть для себя «Личный кабинет налогоплательщика»?

Если у вас нет еще доступа в ваш «Личный кабинет», то советую сделать