Судебные дела / Определения / Определение ВАС РФ от 9 ноября 2007 г. №11301/07
Определение ВАС РФ от 9 ноября 2007 г. №11301/07
Прием наличных денежных средств в качестве оплаты за пользование сотовой связью через терминал по приему платежей не освобождает предпринимателя от обязанности применять контрольно-кассовую технику
29.01.2008ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 9 ноября 2007 г. №11301/07
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Березия А.Е., судей Финогенова В.И., Юхнея М.Ф., рассмотрев в судебном заседании заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Новосибирска от 08.08.2007 № 05-14/16516 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Новосибирской области от 26.12.2006 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.05.2007 по делу №А45-19514/06-3/496, установил:
индивидуальный предприниматель Рыжкова Л.А. (г. Новосибирск, ул. Бориса Богаткова, 194/9; далее -предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Новосибирска от 14.11.2006 № 18-185 (г. Новосибирск, ул. Королева, 9; далее - инспекция) о привлечении к административной ответственности на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 26.12.2006 заявленное требование удовлетворено.
В арбитражном суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 10.05.2007 решение арбитражного суда первой инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора принятых по делу судебных актов инспекция просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Рассмотрев материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В ходе проверки, проведенной инспекцией 02.11.2006 в магазине «Гастроном на Есенина», принадлежащем предпринимателю, установлено, что при приеме наличных денежных платежей за пользование сотовой связью терминал № 255, установленный в указанном магазине, выдал чек, не отвечающий требованиям пункта 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.1998 № 904. Кроме того, терминал не включен в государственный реестр контрольно-кассовой техники, не имеет фискальной памяти и не зарегистрирован в налоговом органе, в связи с чем, по мнению инспекции, не может применяться при наличных денежных расчетах.
По результатам проверки инспекцией составлены акт проверки от 02.11.2006 № 0009821/237, протокол об административном правонарушении от 08.11.2006 № 18-185 и вынесено постановление от 14.11.2006 № 18-185 о привлечении предпринимателя к административной ответственности на основании статьи 14.5 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 3 000 рублей.
Удовлетворяя заявленное предпринимателем требование, арбитражные суды первой и кассационной инстанций сделали вывод о том, что инспекцией в действиях предпринимателя не доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, поскольку на момент привлечения предпринимателя к административной ответственности отсутствует государственный реестр электронно-вычислительных машин, в том числе персональных, а также программно-технических комплексов, применение которых предусмотрено статьей 1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) наравне с контрольно-кассовыми машинами.
Как установлено судами, терминал, принадлежащий предпринимателю, при приеме платежей за услуги сотовой связи выдавал чек с информацией о дате, времени приема платежа, номере чека, номере и адресе терминала, информацию о провайдере, номере счета (телефона), на который поступал платеж и информацию о взимаемой комиссии, равной 0,5 процентов от суммы платежа.
Исходя из изложенного, суды сделали вывод, что предпринимателем при приеме платежей за услуги сотовой связи использовался вместо контрольно-кассовой машины терминал, который является видом контрольно-кассовой техники по смыслу статьи 1 Федерального закона № 54-ФЗ.
Однако судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статье 4 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна: быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика; быть исправна, опломбирована в установленном порядке; иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона № 54-ФЗ по истечении шести месяцев после вступления в силу указанного закона, при осуществлении наличных денежных расчетов применение контрольно-кассовой техники без фискальной памяти не допускается (Федеральный закон № 54-ФЗ вступил в силу 27.06.2003).
Прием наличных денежных средств в качестве оплаты за пользование сотовой связью через терминал по приему платежей не освобождает предпринимателя от обязанности применять контрольно-кассовую технику, соответствующую требованиям вышеназванного Федерального закона.
Таким образом, является неправильным вывод судов о том, что осуществление предпринимателем наличных денежных расчетов посредством применения терминала по приему платежей, как программно-технического комплекса, не оснащенного фискальной памятью, допускается в силу статьи 1 Федерального закона № 54-ФЗ.
Административная ответственность за неприменение контрольно—кассовой техники, соответствующей требованиям Федерального закона № 54-ФЗ, при осуществлении наличных денежных расчетов при продаже товаров, выполнения работ либо оказании услуг, предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ.
Следовательно, у судов отсутствовали правовые основания для признания незаконным и отмене постановления инспекции от 14.11.2006 № 18-185 о привлечении предпринимателя к административной ответственности на основании статьи 14.5 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах, оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норма права, в связи с чем, предлагается их отменить в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело № А45-19514/06-3/496 Арбитражного суда Новосибирской области для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Новосибирской области от 26.12.2006 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.05.2007.
2. Направить копии определения и заявления лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывы на заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора до 14 декабря 2007 года.
Председательствующий
судья А.Е. Березий
Судья В.И. Финогенов
Судья М.Ф. Юхней
Темы: Административное производство (особенности)  
- 27.07.2023 Депутаты приняли закон о новом штрафе для работодателей в 500 тысяч рублей
- 19.07.2023 За незаконную продажу сведений из ЕГРН оштрафуют на сумму до 600 тысяч рублей
- 05.06.2023 Административные штрафы для бизнеса в 2022 году выросли вдвое
- 21.07.2023 Штрафы за нарушения при работе с прослеживаемыми товарами составят до 100 тысяч рублей
- 19.04.2023 Административные штрафы будут назначать по новым правилам
- 18.07.2022 Административные штрафы для бизнеса смягчены
- 16.11.2018 Письмо ФНС России от 09.11.2018 г. № ОА-4-17/21827@
- 16.10.2018 Письмо Минфина России от 24.09.2018 г. № 03-04-05/68136
- 18.09.2017 Письмо ФНС России от 05.09.2017 г. № ОА-3-17/5973@
Комментарии