Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.10.2021 г. № Ф08-8893/2021 по делу № А20-5035/2020

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.10.2021 г. № Ф08-8893/2021 по делу № А20-5035/2020

Налоговый орган начислил налог на имущество, ссылаясь на неправомерное применение налогоплательщиком льготы в виде освобождения от уплаты налога в отношении объектов недвижимости.

Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не дана оценка доводам налогового органа о том, что спорные объекты недвижимости не были созданы в целях реализации соглашений о создании особой экономической зоны. Не установлено, когда спорные объекты были фактически созданы (построены), были ли налогоплательщиком в эти объекты вложены инвестиционные средства после их приобретения, когда и в каком объеме.

02.03.2022Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 октября 2021 г. по делу N А20-5035/2020

 

Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2021 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2021 года.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Курорты Северного Кавказа" (ИНН 2632100740, ОГРН 1102632003320) - Шишова Е.И. (доверенность от 09.08.2021), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0720000011, ОГРН 1040700501159) - Устарханова Р.А. (доверенность от 243.12.2020), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.02.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2021 по делу N А20-5035/2020, установил следующее.

АО "Курорты Северного Кавказа" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к МИФНС России N 5 по Кабардино-Балкарской Республике (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений от 16.07.2020 N 547, 549, 550, 551, 552, 553, 554, 555, 556, 557, 573, от 14.08.2020 N 642, от 27.08.2020 N 691.

Решением от 18.02.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.05.2021, суд удовлетворил заявленные обществом требования.

Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемые решения налогового органа не соответствуют пункту 23 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также части 2 статьи 8, части 1 статьи 8.2 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ).

В кассационной жалобе инспекция просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.

Податель кассационной жалобы полагает, что суды необоснованно сослались на письмо Минфина России от 07.08.2018 N 03-05-05-01/55641, которое имеет рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом. Приобретенные налогоплательщиком в целях создания особой экономической зоны (далее - ОЭЗ) объекты недвижимости, не являются созданными объектами, в отношении которых подлежит применению пункт 23 статьи 381 Кодекса. Выводы судов о том, что спорные объекты являются технологически и экономически взаимосвязанными объектами, что не позволяет их использование по отдельности, являются необоснованными. Спорные объекты инфраструктуры созданы или приобретены обществом в целях создания единого горнолыжного комплекса для развития ОЭЗ; для целей налогообложения каждый объект имеет свой кадастровый номер и соответственно кадастровую стоимость (налоговую базу) и в налоговых правоотношениях указанные объекты рассматриваются не в качестве одного взаимосвязанного комплекса ОЭЗ, а в отдельности, для обоснованного расчета налоговых обязательств; объектом налогообложения считается не общий комплекс инфраструктурных объектов, а объекты основных средств недвижимого имущества поставленные на кадастровый учет, где каждый объект входящий в комплекс зарегистрирован отдельно. Суды необоснованно расширительно истолковали положения пункта 23 статьи 381 Кодекса; льгота по налогу на имущество юридических лиц может быть предоставлена налогоплательщику лишь на стоимость вновь созданных им объектов.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они являются законными и обоснованными.

По мнению заявителя, в уточненных налоговых декларациях налогоплательщик обоснованно заявил о применении льготы по налогу на имущество по объектам недвижимости с кадастровыми номерами 07:11:1500000:447 (Горнолыжная трасса ст. "Гара-Баши"-ст. "Мир"), 07:11:1500000:448 (Горнолыжная трасса ст. Приют-11"-ст. "Гара-Баши"), 07:11:0900000:212 (Гараж на 94 гондолы) на общую сумму 17 436 017 рублей за период 2016 - 2019 годы, на основании пункта 23 статьи 381 Кодекса. Общество создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 833 "О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе" в целях осуществления функций управляющей компании туристическим кластером и является управляющей компанией туристско-рекреационной ОЭЗ, созданной на территориях Черекского, Чегемского, Эльбрусского, Зольского муниципальных районов Кабардино-Балкарской Республики. Действующее законодательство предоставляет право уполномоченному федеральному органу привлекать управляющую компанию для осуществления своих функций не только по созданию новых объектов недвижимости и управлению ими, но и управлению ранее созданными объектами недвижимости, при этом функцией самой управляющей компании является обеспечение создания указанных объектов и управление ими в целях реализации соглашений о создании ОЭЗ, о чем прямо указано в статье 8.1, части 1 статьи 8.2 Закона N 116-ФЗ. Анализ законодательства об ОЭЗ позволяет сделать вывод о том, что функции управляющей компании по обеспечению создания объектов инфраструктуры ОЭЗ и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования ОЭЗ, не могут сводиться только к созданию новых объектов недвижимости в смысле, изложенном в пункте 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс). В пункте 13 статьи 1 Градостроительного кодекса дано определение понятию "строительство" в целях Градостроительного кодекса, а не определение понятию "создание" в целях законодательства об ОЭЗ, которое используется законодателем в пункте 23 статьи 381 Кодекса исключительно в целях реализации соглашений о создании ОЭЗ, при этом реализация соглашений о создании ОЭЗ на основании части 2 статьи 8 Закона N 116-ФЗ осуществляется управляющими компаниями, как путем создания объектов недвижимости в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории и управления этими объектами, так и путем управления ранее созданными объектами недвижимости, которые учитываются на балансе управляющей компании в качестве объектов основных средств, в целях реализации соглашений о создании ОЭЗ.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики, по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральные налоговые проверки представленных обществом уточненных налоговых деклараций по налогу на имущество организаций за 2016 - 2019 годы, по результатам которых составила акты камеральных проверок от 22.05.2020 N 427 (3 месяца 2019 года), 426 (6 месяцев 2018 года), 425 (6 месяцев 2017 года), 424 (9 месяцев 2017 года), 423 (6 месяцев 2019 года), 422 (9 месяцев 2019 года), 420 (9 месяцев 2018 года), 419 (12 месяцев 2017 года), 418 (12 месяцев 2018 года), 417 (3 месяца 2017 года), 415 (3 месяца 2018 года), от 18.06.2020 N 504 (12 месяцев 2016 года), от 02.07.2020 N 577 (12 месяцев 2019 года).

Рассмотрев материалы проверок и возражений налогоплательщика инспекция приняла решения от 16.07.2020 N 547, 549, 550, 551, 552, 553, 554, 555, 556, 557, 573, от 14.08.2020 N 642, от 27.08.2020 N 691, которыми начислила обществу в общей сумме 17 436 017 рублей налога на имущество: 1 073 650 рублей за 3 месяца 2017 года; 1 022 605 рублей за 9 месяцев 2018 года; 1 169 494 рубля за 9 месяцев 2019 года; 1 175 027 рублей за 6 месяцев 2019 года; 1 060 032 за 9 месяцев 2017 года; 1 064 695 рублей за 6 месяцев 2017 года; 1 027 378 рублей за 6 месяцев 2018 года; 1 180 559 рублей за 3 месяца 2019 года; 1 032 044 рубля за 3 месяца 2018 года; 4 129 309 рублей за 12 месяцев 2018 года; 4 370 724 рубля за 12 месяцев 2016 года; 1 172 171 рубль за 12 месяцев 2019 года.

Основанием для начисления обществу спорных сумм налога на имущество организацией послужил вывод инспекции о том, что общество при подаче уточненных деклараций по налогу на имущество за периоды с 2016 по 2019 годы неправомерно применило льготу, в виде освобождения от уплаты налога на имущество организаций, объектов недвижимости с кадастровыми номерами 07:11:1500000:447, 07:11:1500000:448. 07:11:0900000:212, поскольку предусмотренная пунктом 23 статьи 381 Кодекса льгота по налогу на имущество может быть предоставлена лишь на стоимость вновь созданных объектов, тогда как спорные объекты недвижимости введены в эксплуатацию до создания ОЭЗ и работы по их созданию по смыслу пункта 13 статьи 1 Градостроительного кодекса обществом не велись.

Решениями от 07.10.2020 N 03/1-04/09502@, 03/1-04/09516@, 03/1-04/09512@, 03/1-04/09490@, 03/1-04/09491@, 03/1-04/09517@, 03/1-04/09518@, 03/1-04/09504@, 03/1-04/09515@, 03/1-04/09498@ УФНС России по Кабардино-Балкарской Республике оставило решения инспекции от 16.07.2020 N 550, 551, 552, 553, 554, 555, 556, 557, от 14.08.2020 N 642, от 27.08.2020 N 691, без изменения, апелляционные жалобы общества без удовлетворения.

Решениями от 07.10.2020 N 03/1-04/09501@, 03/1-04/09489@, 03/1-04/09500@ УФНС России по Кабардино-Балкарской Республике отменило решения инспекции от 16.07.2020 N 573, 549, 547 в части начисления обществу 3 082 027 рублей, 3 194 087 рублей и 4 290 рублей соответственно, в связи с допущенными инспекцией арифметическими ошибками в резолютивных частях указанных решений. В остальной части УФНС России по Кабардино-Балкарской Республике оставило решения инспекции от 16.07.2020 N 573, 549, 547 без изменения.

Не согласившись с решениями налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Сделав вывод об обоснованности заявленных обществом требований, судебные инстанции исходили из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 372 Кодекса налог на имущество организаций устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 Кодекса, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (пункт 2 статьи 372 Кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 373 Кодекса налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 374 Кодекса объектами налогообложения признаются: 1) недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса; 2) недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

Налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год (пункт 1 статьи 379 Кодекса). Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года (пункт 2 статьи 379 Кодекса). Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды (пункт 3 статьи 379 Кодекса).

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона N 116-ФЗ законодательство Российской Федерации об ОЭЗ состоит из Закона N 116-ФЗ и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов.

Частью 3 статьи 1 Закона N 116-ФЗ установлено, что отношения в сфере ОЭЗ могут также регулироваться Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации об ОЭЗ.

ОЭЗ создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции (статья 3 Закона N 116-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 116-ФЗ ОЭЗ могут создаваться на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленных во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также на земельных участках, находящихся в собственности граждан или юридических лиц.

Решение о создании ОЭЗ на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и территории муниципального образования или территориях муниципальных образований принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации" (часть 1 статьи 6 Закона N 116-ФЗ).

Согласно разъяснениям Минфина России, изложенным в письме от 07.08.2018 N 03-05-05-01/55641, в силу положений Кодекса основанием для применения предусмотренной пунктом 23 статьи 381 Кодекса льготы являются документы, свидетельствующие о том, что организация является и зарегистрирована в качестве управляющей компании ОЭЗ, а также то, что управляющая компания ОЭЗ учитывает не более десяти лет в качестве основных средств созданное в целях реализации Соглашения недвижимое имущество в соответствии с соглашением об управлении ОЭЗ, актом передачи объекта недвижимости (актом ввода в эксплуатацию и другими первичными документами) на баланс управляющей компании созданного в целях реализации соглашения о создании ОЭЗ недвижимого имущества. Налоговая льгота, предусмотренная пунктом 23 статьи 381 Кодекса, применяется с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества на баланс управляющей компании ОЭЗ в качестве основных средств, в течение десяти лет.

ОЭЗ туристско-рекреационного типа на территориях Черекского, Чегемского, Эльбрусского, Зольского муниципальных районов Кабардино-Балкарской Республики создана в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 833 "О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе", от 29.12.2011 N "Об особых экономических зонах в Северо-Кавказском федеральном округе".

Между Правительством Российской Федерации в лице Министерства экономического развития Российской Федерации, Правительством Кабардино-Балкарской Республики и местными администрациями Черекского, Чегемского, Эльбрусского, Зольского муниципальных районов Кабардино-Балкарской Республики заключено Соглашение от 21.01.2011 N С-12-ОС/Д25 о создании на территориях Черекского, Чегемского, Эльбрусского, Зольского муниципальных районов Кабардино-Балкарской Республики туристско-рекреационной особой экономической зоны (далее - Соглашение о создании ОЭЗ).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 833 "О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе" создано АО "КСК" в целях осуществления функций управляющей компании туристическим кластером.

Общество является управляющей компанией ОЭЗ на основании Соглашения об управлении туристско-рекреационной особой экономической зоной, созданной на территориях Черекского, Чегемского, Эльбрусского, Зольского муниципальных районов Кабардино-Балкарской Республики, от 18.09.2013 N С-472-ОС/Д14. Срок окончания действия ОЭЗ в Кабардино-Балкарской Республике - 14.10.2059.

Деятельность общества по управлению ОЭЗ регулируется Законом N 116-ФЗ, Соглашением о создании ОЭЗ, соглашением от 18.09.2013 N С472-ОС/Д14 об управлении туристско-рекреационной особой экономической зоной, созданной на территориях Черекского, Чегемского, Эльбрусского, Зольского муниципальных районов Кабардино-Балкарской Республики (далее - Соглашение об управлении ОЭЗ).

Общество при подаче уточненных налоговых деклараций за спорные периоды заявило о применении предусмотренной пунктом 23 статьи 381 Кодекса налоговой льготы по следующим объектам и сооружениям: 1) кадастровый номер 07:11:1500000:447, лыжная трасса ст. "Гара-Баши"; 2) кадастровый номер 07:11:1500000:448, лыжная трасса ст. "Приют-11" -ст. "Гара-Баши"; 3) кадастровый номер 07:11:0900000:212, гараж на 94 гондолы; 4) кадастровый номер 07:11:1500000:600, здание операторской с помещением службы безопасности на "Станции Мир"; 5) кадастровый номер 07:11:1500000:604, модульное здание медпункта с помещением службы спасателей на "Станции Мир"; 6) кадастровый номер 07:11:1500000:599, блок-контейнер хранения спасательного инвентаря на "Станции Мир"; 7) кадастровый номер 07:11:1500000:612, здание операторской с помещением службы безопасности на "Станции Гара-Баши"; 8) кадастровый номер 07:11:1500000:608, туалетный блок-модуль с системой глубокой очистки на "Станции Мир"; 9) кадастровый номер 07:11:1500000:605, туалетный блок-модуль с системой глубокой очистки на "Станции Гара-Баши"; 10) кадастровый номер 07:11:1500000:606, кабельная линия 0.4 кВ на "Станции Мир";3 11) кадастровый номер 07:11:1500000:607, кабельная линия 0.4 кВ на "Станции ГараБаши"; 12) кадастровый номер 07:11:1500000:610, искусственная система заземления; 13) кадастровый номер 07:11:1500000:609, пассажирская подвесная канатная дорога "Станция Мир"-"Станция "Гара-Баши".

В ходе проведения камеральных проверок инспекция установила, что согласно Приложению N 1 к представленному налогоплательщиком договору купли-продажи объектов недвижимого имущества от 13.08.2015 N Д-ДРП-15-034 объекты лыжная трасса ст. "Гара-Баши" и лыжная трасса ст. "Приют-11"-ст. "Гара-Баши" приобретены налогоплательщиком у ООО "Курорт Эльбрус". Гараж на 94 гондолы приобретен налогоплательщиком у Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 17.12.2014 N П-45/14, что послужило основанием для вывода инспекции о том, что приобретенные обществом объекты с кадастровыми номерами 07:11:1500000:447, 07:11:1500000:448. 07:11:0900000:212, не соответствуют понятию созданные во исполнение Соглашения о создании ОЭЗ, в связи с тем, что согласно пункту 13 статьи 1 Градостроительного кодекса созданным объектом недвижимости признается построенное здание (сооружение, строение).

Признав ошибочным указанный вывод налогового органа, суды сослались на положения части 4 статьи 6, части 4.1 статьи 6, части 1 статьи 6.1, части 2 статьи 6.1, части 1 статьи 7, части 2 статьи 7, части 3 статьи 7, части 2 статьи 8, части 2 статьи 8.2 Закона N 116-ФЗ, а также положения абзаца второго пункта 2.6 Соглашения о создании ОЭЗ.

Со ссылкой на положения статьи 8.1, части 1 статьи 8.2, части 2 статьи 5 Закона N 116-ФЗ, пункта 23 статьи 381 Кодекса, а также письмо Минфина России от 07.08.2018. N 03-05-05-01/55641 суды отметили, что необходимыми условиями применения, предусмотренной пунктом 23 статьи 381 Кодекса, льготы по налогу на имущество организаций являются наличие Соглашения об управлении ОЭЗ, заключенного с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти управляющей компанией; создание недвижимого имущества в целях реализации соглашения о создании ОЭЗ; учет недвижимого имущества, созданного в рамках ОЭЗ, на балансе управляющей компании в качестве основных средств.

Судебные инстанции исходили из того, что спорные объекты недвижимости являются технологически и экономически взаимосвязанными объектами, что не позволяет их использование по отдельности. Объекты инфраструктуры, по которым обществом заявлена льгота при исчислении налога на имущество, созданы или приобретены налогоплательщиком в целях создания единого горнолыжного комплекса для развития ОЭЗ.

Не приняв довод налогового органа о том, что исходя из буквального смысла положений пункта 23 статьи 381 Кодекса, льгота по налогу на имущество организаций может быть предоставлена налогоплательщику лишь на стоимость вновь созданных им объектов недвижимости, учтенных в качестве основных средств в целях реализации Соглашения об управлении ОЭЗ, суды исходили из следующего.

Спорные объекты являются недвижимым имуществом, созданном в целях реализации Соглашений о создании ОЭЗ без уточнения времени его создания и ввода указанных объектов в эксплуатацию, к которым надлежит применить положения пункта 23 статьи 381 Кодекса. Указанные объекты недвижимости в качестве объектов основных средств учтены на балансе управляющей компании в целях реализации Соглашений о создании ОЭЗ не более десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества. Суды отметили, что отличием вновь созданных управляющей компанией объектов недвижимости от объектов недвижимости, созданных ранее, но в дальнейшем учитываемых на балансе управляющей компанией в качестве объектов основных средств в целях реализации соглашения о создании ОЭЗ, является только дата ввода в эксплуатацию указанных объектов недвижимости, о которой в пункте 23 статьи 381 Кодекса не содержится положений.

В границах ОЭЗ на момент ее создания могут находиться здания и сооружения, в том числе объекты туристско-рекреационного назначения и обслуживающие их объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, собственности граждан или юридических лиц, которые в силу своего функционального назначения и территориального расположения могут быть приобретены управляющей компанией в целях обеспечения создания объектов инфраструктуры ОЭЗ и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования ОЭЗ в соответствии с соглашением о создании ОЭЗ.

Указав, что действующее законодательство не содержит запретов управляющим компаниям обеспечивать создание объектов инфраструктуры ОЭЗ и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования ОЭЗ путем приобретения ранее созданных объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности граждан или юридических лиц и расположенных в границах ОЭЗ и на прилегающей к ней территории на момент создания ОЭЗ, суды пришли к выводу об обоснованности заявленного обществом требования.

При этом судебные инстанции не учли следующее.

Статьей 5.1 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ предусмотрено, что налогообложение резидентов особых экономических зон осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 56 Кодекса льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Обязанность обосновать право на применение льготы по налогу лежит на налогоплательщике. При этом право на льготу должно быть документально подтверждено налогоплательщиком до начала применения такой льготы, если иное прямо не предусмотрено Кодексом (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ль 21.07.2009 N 2518/09).

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 01 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Кодекса (пункт 2 статьи 375 Кодекса).

Согласно пункту 23 статьи 381 Кодекса освобождаются от налогообложения организации, признаваемые управляющими компаниями особых экономических зон и, учитывающие на балансе в качестве объектов основных средств недвижимое имущество, созданное в целях реализации соглашений о создании ОЭЗ, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества.

Сделав вывод о том, что спорные объекты являются недвижимым имуществом, созданным в целях реализации Соглашений о создании ОЭЗ без уточнения времени его создания и ввода указанных объектов в эксплуатацию, к которым подлежат применению положения пункта 23 статьи 381 Кодекса с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества, судебные инстанции не дали оценку доводу налогового органа о том, что спорные объекты недвижимости были созданы и поставлены на учет до создания ОЭЗ, а, следовательно, не были созданы в целях реализации Соглашений о создании ОЭЗ. При этом судебные инстанции не установили, когда спорные объекты были фактически созданы (построены), а также не выяснили, были ли обществом в эти объекты вложены инвестиционные средства после их приобретения, когда и в каком объеме. Указанные обстоятельства подлежат выяснению, учитывая предусмотренные пунктом 23 статьи 381 Кодекса период и условия для предоставления налоговой льготы, - в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет имущества, созданного в целях реализации Соглашений о создании ОЭЗ.

Поскольку судебные инстанции недостаточно исследовали фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия правильного решения, установление которых невозможно в суде кассационной инстанции в силу предоставленных ему полномочий, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.

При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное, исследовать фактические обстоятельства по делу, оценить представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.02.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2021 по делу N А20-5035/2020 отменить.

Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий

Л.Н.ВОЛОВИК

 

Судьи

Т.Н.ДРАБО

М.В.ПОСАЖЕННИКОВ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок