Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.02.2020 г. № Ф08-12758/2019 по делу № А20-929/2018

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.02.2020 г. № Ф08-12758/2019 по делу № А20-929/2018

Налоговый орган выставил требование об уплате страховых взносов, а в связи с его неисполнением вынес решение о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств.

Итог: 1) В удовлетворении требования отказано, поскольку спорная задолженность по страховым взносам не признана безнадежной к взысканию в установленном законом порядке, требование не может быть признано недействительным только по основанию пропуска срока его вынесения; 2) Требование удовлетворено, так как решение принято с нарушением п. 3 ст. 46 НК РФ.

28.03.2022Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 февраля 2020 г. по делу N А20-929/2018

 

Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2020 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2020 года.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованных лиц - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0724000012, ОГРН 1080707000747) - Шортаева В.Х. (доверенность от 09.01.2020), от Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0721009610, ОГРН 1040700231758) - Устарханова Р.А. (доверенность от 09.01.2020), в отсутствие в судебном заседании заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шарибова Аркадия Анатольевича (ИНН 070501666212, ОГРН 313072411400018), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0711024344, ОГРН 1020700751004), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Кабардино-Балкарской Республике на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2019 по делу N А20-929/2018, установил следующее.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Шарибов Аркадий Анатольевич (далее - глава КФХ, налогоплательщик) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Кабардино-Балкарской Республике (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительными требования N 557843 по состоянию на 20.07.2017 и решения от 16.09.2017 N 49407.

Решением суда первой инстанции от 11.07.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.09.2018, заявленные налогоплательщиком требования удовлетворены. При этом суды указали, что требование инспекции вынесено с пропуском совокупности установленных сроков на принудительное взыскание в бесспорном порядке.

Постановлением суда кассационной инстанции от 15.11.2018 решение суда первой инстанции от 11.07.2018 и постановление суда апелляционной инстанции от 10.09.2018 по настоящему делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суд кассационной инстанции указал, что судами сделан преждевременный вывод о сроках уплаты страховых взносов главой КФХ и дне выявления недоимки.

При новом рассмотрении дела решением суда первой инстанции от 05.08.2019 в удовлетворении заявленных главой КФХ требований отказано в связи с соблюдением налоговым органом совокупного установленного срока на принудительное взыскание в бесспорном порядке.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 15.10.2019 решение суда первой инстанции от 05.08.2019 отменено. Требование инспекции от 20.07.2017 N 557843 и решение инспекции от 16.09.2017 N 49407 признаны недействительными.

В кассационной жалобе инспекция просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.

Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, инспекция выставила главе КФХ требование N 557843 об уплате 20 967 рублей 75 копеек страховых взносов, 200 рублей 07 копеек пени по состоянию на 20.07.2017, со сроком исполнения 09.08.2017.

В связи с неисполнением налогоплательщиком указанного требования в добровольном порядке инспекция вынесла решение от 16.09.2017 N 49407 о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств.

Налогоплательщик, не согласившись с указанным решением инспекции, обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее - Управление) с апелляционной жалобой.

Решением Управления от 17.01.2018 N 03/1-03/00234@ жалоба главы КФХ оставлена без удовлетворения.

Налогоплательщик обратился за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.

В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ) полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с 01.01.2017 переданы налоговым органам.

Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действовавшего до 01.01.2017 (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом фиксированный размер страхового взноса по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, тарифа страховых взносов в соответствующий фонд, установленного частью 2 статьи 12 данного Федерального закона, увеличенное в 12 раз, и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.

В силу части 1 статьи 16 Федерального закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона N 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Частью 5 статьи 16 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что главы крестьянских (фермерских) хозяйств представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Пунктом 3 статьи 420 Кодекса в редакции, действовавшей в спорный период, установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается минимальный размер оплаты труда, установленный на начало соответствующего расчетного периода, в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 данного Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 45 Кодекса установлено, что обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу пункта 1 статьи 69 Кодекса требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Пунктом 1 статьи 70 Кодекса установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено данной статьей.

Согласно пункту 3 статьи 70 Кодекса правила, установленные данной статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 Кодекса.

В силу пункта 4 статьи 69 Кодекса требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно пункту 1 статьи 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.

В силу пункта 3 статьи 46 Кодекса решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Пунктом 9 статьи 46 Кодекса установлено, что положения данной статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, страховых взносов.

Суды установили, что спорная недоимка образовалась по страховым взносам за 2016 год.

При вынесении судебного акта суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предельный срок принудительного взыскания неуплаченных страховых взносов включает в себя срок на направление требования, на исполнение требования в добровольном порядке, на бесспорное взыскание соответствующей суммы.

Суд апелляционной инстанции установил, что согласно письму Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике от 07.10.2019 N 06-13/8258 расчет сумм начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за расчетный период 2016 года произведен в фиксированном размере, исходя из стоимости минимального размера оплаты труда. Сумма исчисленных сумм страховых взносов составила в ПФР - 193 356 рублей 48 копеек, в ФФОМС - 3 796 рублей 85 копеек.

Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заявитель обязан был уплатить страховые взносы в фиксированном размере за 2016 год не позднее 31.12.2016.

Таким образом, требование об уплате налога, сбора в отношении главы КФХ должно было быть выставлено налоговым органом и направлено в адрес заявителя не позднее 31.03.2017. Вместе с тем в данном случае спорное требование выставлено налоговым органом по состоянию на 20.07.2017.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недействительности требования налогового органа N 557843 по состоянию на 20.07.2017 и решения от 16.09.2017 N 49407.

Вместе с тем в данном случае судом апелляционной инстанции не учтено, что если на момент выставления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, не утрачена возможность взыскания соответствующей задолженности, то требование не может быть признано незаконным по основанию нарушения порядка его направления (пропуск сроков направления, нарушение процедуры направления). По данному основанию могут быть признаны незаконными последующие принудительные процедуры и ненормативные правовые акты, но не само требование (определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.08.2017 N 309-КГ17-3798).

Поскольку в данном случае спорная задолженность не признана безнадежной к взысканию в установленном законом порядке, то оспариваемое в рамках данного дела требование не может быть признано недействительным только по основанию пропуска срока его вынесения.

В свою очередь решение налогового органа от 16.09.2017 N 49407 о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика обоснованно признано недействительным судом апелляционной инстанции, как принятое с нарушением пункта 3 статьи 46 Кодекса.

КонсультантПлюс: примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: пункт 2 в части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ отсутствует, имеется в виду пункт 5 части 1 статьи 287.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

 

постановил:

 

постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2019 по делу N А20-929/2018 отменить в части признания недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Кабардино-Балкарской Республике N 557843 по состоянию на 20.07.2017. В указанной части оставить в силе решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.08.2019 по делу N А20-929/2018.

В остальной части постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2019 по делу N А20-929/2018 оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий

М.В.ПОСАЖЕННИКОВ

 

Судьи

Л.Н.ВОЛОВИК

Л.А.ЧЕРНЫХ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок