Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.12.2019 г. № Ф03-5812/2018 по делу № А51-29610/2017

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.12.2019 г. № Ф03-5812/2018 по делу № А51-29610/2017

По результатам проверки доначислены НДС, пени, штрафы по п. 1 ст. 122, п. 1 ст. 126 НК РФ, отказано в возмещении налога, так как неправомерно заявлены в уточненной декларации по НДС налоговые вычеты по авансовым счетам-фактурам, предъявленным при перечислении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) контрагентами.

Итог: в удовлетворении требования отказано, так как установлены взаимозависимость и недобросовестность участников сделок и получение необоснованной налоговой выгоды, контрагентам перечислялись денежные средства в качестве предоплаты, обязательства не исполнялись.

21.09.2022Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 декабря 2019 г. N Ф03-5812/2018

 

Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2019 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Никитиной Т.Н.

судей Михайловой А.И., Филимоновой Е.П.

при участии:

от непубличного акционерного общества "Росдорснабжение": Фадейкин Н.А., представитель по доверенности б/н от 05.08.2019;

от инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Владивостока: Лысенко И.И., представитель по доверенности от 21.01.2019 N 11-17/000955; Кан А.А., представитель по доверенности от 24.12.2018 N 11-17/027592; Братусь Н.Л., представитель по доверенности от 15.01.2019 N 11-17/000400;

от Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю: Братусь Н.Л., представитель по доверенности от 09.01.2019 N 05-09/4;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу непубличного акционерного общества "Росдорснабжение"

на решение от 01.08.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2019

по делу N А51-29610/2017 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению непубличного акционерного общества "Росдорснабжение" (ОГРН 1022502264201, ИНН 2540074931, адрес: 690002, Приморский край, г. Владивосток, пр-кт Океанский, д. 70А)

к инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока (ОГРН 1042504383228, ИНН 2540010720, адрес: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Адмирала Фокина, д. 23А), Управлению Федеральной налоговой службы по Приморскому краю (ОГРН 1042504383206, ИНН 2540029914, адрес: 690007, Приморский край, г. Владивосток, ул. 1-я Морская, д. 2)

о признании недействительными решений, об обязании возместить сумму НДС в размере 391 412 031 руб.

Непубличное акционерное общество "Росдорснабжение" (далее - НАО "Росдорснабжение", НАО "РДС", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными решений инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока (далее - ИФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока, инспекция, налоговый орган) от 11.07.2017 N 07-12/36179 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; от 11.07.2017 N 07-12/204 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленной к возмещению; об обязании возместить обществу НДС в размере 391 412 031 руб.

Решением от 04.09.2018, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2018, оспариваемое решение инспекции от 11.07.2017 N 07-12/36179 признано недействительным в части доначисления НДС в размере 1437132 руб., пеней в размере 105964,53 руб., штрафа в размере 143713, 20 руб. за неуплату НДС. Также признано недействительным решение инспекции от 11.07.2017 N 07-12/204 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению; на инспекцию возложена обязанность возместить обществу НДС в размере 391412031 руб. (с учетом определения об исправлении опечатки от 22.10.2018). В удовлетворении требований в остальной части отказано. В части требования о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю (далее - УФНС по Приморскому краю) от 16.10.2017 N 13-09/36432 производство по делу прекращено.

Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.03.2019 решение от 04.09.2018 с учетом определения об исправлении опечатки от 22.10.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2018, в части удовлетворения требований по эпизоду, связанному с вычетами в размере 392 849 163 руб. отменено. Дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.

По результатам повторного рассмотрения дела решением суда от 01.08.2019, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано. В части требования о признании недействительным решения УФНС по Приморскому краю от 16.10.2017 N 13-09/36432 производство по делу прекращено.

Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, по кассационной жалобе общества, полагающего, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права при несоответствии выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт.

В кассационной жалобе общество приводит доводы о несогласии с выводами судов о пропуске трехлетнего срока для заявления спорных вычетов, предусмотренного пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в результате действий налогоплательщика. Настаивает на том, что срок для заявления вычетов по НДС пропущен по уважительным причинам. Полагает недоказанным факт создания формального документооборота без намерения поставлять товар, выполнять работы, оказывать услуги.

В отзыве на кассационную жалобу инспекция указала на несостоятельность изложенных в кассационной жалобе доводов и отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.

Изучив материалы дела, заслушав представителей, проверив, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва к ней, правильность применения судебными инстанциями норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку уточненной декларации по НДС за 3 квартал 2016, с заявленной суммой к возмещению НДС в размере 391 412 031 руб.

Согласно данной декларации заявлены налоговые вычеты в размере 392 947 304 руб., из которых сумма НДС, предъявленная покупателю при перечислении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, передачи имущественных прав, подлежащая вычету у покупателя, составила 392 849 163 руб.

По результатам проверки вынесены решения: от 11.07.2017 N 07-12/36179 о привлечении к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 143 713,20 руб., на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 10 200 руб., доначислен налог на добавленную стоимость в размере 1 437 132 руб. и 105 964, 53 руб. пени; от 11.07.2017 N 07-12/204 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, которым отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 391 412 031 руб.

Основанием для привлечения к налоговой ответственности, доначисления налога и пеней, отказа в возмещении НДС послужил вывод налогового органа о неправомерности заявления в уточненной декларации по НДС за 3 квартал 2016 года налоговых вычетов в размере 392 849 163 руб. по авансовым счетам-фактурам, предъявленным НАО "РДС" при перечислении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) контрагентами: ЗАО "Амбрелла-инжиниринг" в размере 151 244 715,34 руб.; ЗАО Компания "ВОСТОКИНВЕСТСТРОЙ" в размере 113 276 631,19 руб.; ЗАО "ТрестМонолитСтрой" в размере 99 142 437,51 руб.; ЗАО "ВостокТехСнаб" в размере 20 239 101,66 руб.; ЗАО "Строительный Альянс" в размере 5 141 134,20 руб.; ООО "НТОСервис" в размере 3 805 142,91 руб.

Решением УФНС по Приморскому краю от 16.10.2017 N 13-09/36432 оспариваемые решения инспекции оставлены без изменения, жалоба - без удовлетворения.

Не согласившись с решениями инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций руководствуясь статьями 88, 170, 171, 172, 173 НК РФ, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.10.2015 N 2428-О, пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для принятия решений ввиду доказанности отсутствия у общества права на применение налоговых вычетов и возмещение НДС из бюджета.

В соответствии с пунктом 12 статьи 171 НК РФ вычетам у налогоплательщика, перечислившего суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежат суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Согласно пункту 9 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, указанных в пункте 12 статьи 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, при наличии договора, предусматривающего перечисление указанных сумм.

Согласно абзацу 2 подпункта 3 пункта 3 статьи 170 НК РФ восстановление сумм налога производится покупателем в том налоговом периоде, в котором суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам) подлежат вычету в порядке, установленном Кодексом, или в том налоговом периоде, в котором произошло изменение условий либо расторжение соответствующего договора и возврат соответствующих сумм оплаты, частичной оплаты, полученных налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету в отношении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

В соответствии со статьей 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 данного Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 указанного Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 НК РФ.

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 указанного Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 27, 28 Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", право на вычет может быть реализовано налогоплательщиком в пределах трехлетнего срока, установленного пунктом 2 статьи 173 НК РФ, вне зависимости от того, образуется ли в результате применения налоговых вычетов положительная или отрицательная разница.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.10.2015 N 2428-О, налогоплательщик вправе учесть суммы НДС, фактически уплаченные поставщиками товаров (работ, услуг), - суммы налоговых вычетов в течение установленного федеральным законодателем трехлетнего срока после окончания налогового периода, за который исчисляется к уплате налог на добавленную стоимость (статьи 172 и 173 НК РФ).

Исходя из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 08.11.2018 N 2796-О, пункт 1.1 статьи 172 НК РФ позволяет покупателю при получении счета-фактуры от продавца товаров (работ, услуг), имущественных прав после завершения налогового периода, в котором эти товары (работы, услуги), имущественные права приняты на учет, но до установленного статьей 174 НК РФ срока представления налоговой декларации за указанный налоговый период (не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом) принять к вычету сумму налога в отношении таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с того налогового периода, в котором указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приняты на учет.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24.03.2015 N 540-О указал, что в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговый период по НДС устанавливается как квартал, при этом налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа, следующего за истекшим налоговым периодом (статья 163 и пункт 5 статьи 174 НК РФ). При этом федеральный законодатель, имея дискреционные полномочия в выборе правовых средств, при осуществлении оспариваемого налогового регулирования исходил из того, что датой возникновения обязанности по уплате данного налога, размер которого определяется с учетом заявленных налоговых вычетов, является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации.

Уменьшение размера налоговой обязанности вследствие получения налогового вычета представляет собой налоговую выгоду, обоснованность получения которой суд оценивает в каждом деле в соответствии с критериями, предусмотренными постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды".

Проверяя законность оспариваемых решений, суды двух инстанций установили, что НАО "Росдорснабжение", являясь заказчиком по договорам подряда, субподряда, договорам поставки, покупателем по договорам купли-продажи с контрагентами, осуществляло финансирование строительно-монтажных работ, услуг, товаров.

НАО "РДС" перечислило предварительную оплату своим контрагентам: ЗАО "Амбреллаинжиниринг", ЗАО Компания "ВОСТОКИНВЕСТСТРОЙ", ЗАО "ТрестМонолитСтрой", ЗАО "ВостокТехСнаб", ЗАО "Строительный Альянс", ООО "НТО-Сервис".

В соответствии с пунктом 12 статьи 171 НК РФ при исчислении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость за периоды с 2012-2014 года уплаченный в составе предварительной оплаты НДС в размере 321 086 083 руб. был принят обществом к вычету на основании авансовых счетов-фактур.

Однако контрагенты на протяжении 2012-2014 года получали авансы, принятые на себя обязательства не выполняли, полученный аванс не возвращали, образовалась задолженность перед обществом.

08.08.2014 между ЗАО "Строительный Альянс Управление механизации N 1" (продавец) и ЗАО "Росдорснабжение" (ныне - НАО "Росдорснабжение") (покупатель) заключен договор купли-продажи ценных бумаг, по условиям которого продавец обязался передать в собственность, а покупатель принять и оплатить находящиеся в распоряжении продавца 50 000 000 штук именных обыкновенных бездокументарных акций, номер государственной регистрации: 1-01-58191-N-001D от 01.08.2014 по цене 28 руб. за каждую. Сумма сделки составляет 1 400 000 000 руб.

31.08.2014 ЗАО "Строительный Альянс Управление механизации N 1" и ЗАО "Росдорснабжение" заключили дополнительное соглашение, согласно которому пункт 2.3 договора купли-продажи ценных бумаг от 08.08.2014 изложен в следующей редакции: "платеж суммы, указанной в пункте 1.2 договора осуществляется в следующем порядке: 28 000 000 руб. оплачивается денежными средствами на расчетный счет продавца; 1 372 000 000 руб. оплачивается путем зачета денежных требований к продавцу".

Между ЗАО "Росдорснабжение" (первоначальный кредитор, цедент) и ЗАО "Строительный Альянс Управление механизации N 1" (новый кредитор, цессионарий) заключено 13 соглашений об уступке прав (требований) на общую сумму 2 910 664 373 руб.

Общая сумма по заключенным соглашениям составила 2 910 664 373 руб., включая НДС - 443 999 650,12 руб., из них авансы поставщикам - 2 232 022 329 руб., включая НДС - 340 477 982 руб.

В части сумм долга, переданных по соглашениям об уступке прав, сторонами подписаны акты прекращения обязательств путем зачета взаимных требований от 31.08.2014 на сумму 1 372 000 000 руб., от 04.09.2014 на сумму 1 538 664 374 руб.

Заключив соглашения об уступке прав требования, общество в 3 и 4 кварталах 2014 года восстановило НДС на общую сумму 2 910 664 373 руб., включая НДС 443 999 650,12 руб. (НДС, приходящийся на авансы поставщикам - 340 477 982 руб.).

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 30.03.2016 по делу N А51-1697/2016 вышеуказанные договоры уступки прав (требований) были расторгнуты. Основанием расторжения соглашений послужило неисполнение ЗАО "РСД" обязанности по передаче документов, подтверждающих наличие права требования к должникам.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 10.12.2015 по делу N А51-190004/2015 договор купли-продажи ценных бумаг расторгнут. Согласно решению в нарушение условий договора ЗАО "Строительный Альянс Управление механизации N 1" действия по перерегистрации акций в реестре акционеров не произвело, право собственности на акции ЗАО "РСД" не перешло.

В ходе камеральной проверки установлено, что в связи с расторжением договора купли-продажи акций и соглашений об уступке прав требований НАО "РДС" в декларации за 3 квартал 2016 года отразило вычеты по НДС в размере 392 849 162,81 руб. на основании счетов-фактур, выставленных налогоплательщику-покупателю при перечислении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров в адрес вышеуказанных контрагентов.

Изучив вышеизложенные обстоятельства, суды установили, что уточненная налоговая декларация за 3 квартал 2016, содержащая спорную сумму налоговых вычетов, представлена обществом в инспекцию 23.11.2016, то есть по истечении трех лет после окончания налогового периода, в котором возникло право на вычет, что является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении налоговых вычетов.

Доводы НАО "РДС" о наличии объективных препятствий для реализации права на вычеты в установленный законодательством срок, а также о том, что спорные вычеты в размере 392 849 162,81 руб. заявлены в уточненной декларации за 3 квартал 2016 года в связи с расторжением договора купли-продажи акций и соглашений об уступке прав требований, были предметом рассмотрения судов двух инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены.

Суды установили, что пропуск срока допущен в результате действий общества. Оснований не согласиться с данными выводами судов у суда кассационной инстанции не имеется.

Наличие обстоятельств, которые позволили бы сделать вывод о невыполнении налоговым органом возложенных на него обязанностей либо о наличии объективных препятствий в реализации налогоплательщиком права на своевременное применение налоговых вычетов, судами не выявлено.

Кроме того, судами установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности участников сделок и получении обществом необоснованной налоговой выгоды. Суды отметили, что общество на протяжении 2012-2014 перечисляло в счет предоплаты денежные средства контрагентам, которые не выполняли с 2012 года принятые на себя обязательства. При этом установлены признаки взаимозависимости общества и контрагентов.

В отношении контрагентов, в адрес которых перечислены авансовые платежи, установлено, что поставщики не обладают признаками действующих организаций или находятся в стадии банкротства. Перечисленные суммы авансовых платежей, например, в адрес ЗАО "Востоктехснаб" перечислены последним в тот же день на счета другой организации как процентный заем и далее по цепочке в адрес различных организаций за векселя, возврат займа. Конечными получателями являются организации, перечислившие денежные средства в адрес иностранных организаций или на погашение кредитов.

Выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм налогового законодательства.

Каких-либо противоречий, влияющих на результат рассмотрения спора, между имеющимися в деле доказательствами и обстоятельствами, суд округа не усматривает.

На основании исследования и оценки представленных в материалы дела документов в их совокупности и взаимосвязи по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, суды двух инстанций пришли к правильному выводу о том, что у налогового органа имелись правовые основания для доначисления НАО "РДС" НДС в размере 1437132 руб., пени в размере 105964,53 руб., штрафа в размере 143713,20 руб. за неуплату НДС, а также для отказа в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению в размере 391412031 руб.

При рассмотрении настоящего дела суды не установили нарушений налоговым органом существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, являющихся безусловным основанием для отмены решения налогового органа, либо иных нарушений, которые привели или могли привести к принятию незаконного решения.

Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования и всестороннего рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены судами по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения. При этом судебными инстанциями со ссылкой на имеющиеся в деле документы аргументированы сделанные выводы.

Приведенные обществом в кассационной жалобе доводы направлены исключительно на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что согласно статье 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Принимая во внимание, что доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 АПК РФ, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

 

постановил:

 

решение от 01.08.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2019 по делу N А51-29610/2017 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий судья

Т.Н.НИКИТИНА

 

Судьи

А.И.МИХАЙЛОВА

Е.П.ФИЛИМОНОВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок