Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 09.08.2019 г. № Ф06-49591/2019 по делу № А55-35060/2018

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 09.08.2019 г. № Ф06-49591/2019 по делу № А55-35060/2018

Налоговый орган отказал в возмещении частично суммы НДС, указав, что налогоплательщиком пропущен срок на применение налоговых вычетов по НДС.

Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доводы налогового органа подтверждены, оспариваемое решение соответствует закону.

11.09.2019Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 августа 2019 г. N Ф06-49591/2019

 

Дело N А55-35060/2018

 

Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2019 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,

судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,

при участии представителей:

заявителя - Соколовой М.Н. (доверенность от 19.12.2018 N 24/Т24), Селезневой С.С. (доверенность от 19.11.2018 N 18/Т18),

ответчика - Сусловой Ю.Ю, (доверенность от 16.10.2018 N 04-25/080),

третьего лица - Сусловой Ю.Ю, (доверенность от 09.01.2019 N 12-09/006@),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Самарский хлебозавод N 5"

на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.02.2019 (судья Матюхина Т.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Лихоманенко О.А., Корнилов А.Б.)

по делу N А55-35060/2018

по заявлению открытого акционерного общества "Самарский хлебозавод N 5" (г. Самара) о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары (г. Самара) от 19.07.2018 N 08/10-107 и решения от 19.07.2018 N 08/10-6, третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области (г. Самара),

 

установил:

 

открытое акционерное общество "Самарский хлебозавод N 5" (далее - ОАО "Самарский хлебозавод N 5", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары (далее - ИФНС России по Кировскому району г. Самары, налоговый орган, инспекция) от 19.07.2018 N 08-10/107 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и от 19.07.2018 N 08-10/6 об отказе в возмещение частично суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 9 164 980 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - УФНС России по Самарской области).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.02.2019 по делу N А55-35060/2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе ОАО "Самарский хлебозавод N 5" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, ИФНС России по Кировскому району г. Самары по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2017 года принято решение от 19.07.2018 N 08-10/107 об отказе в привлечении ОАО "Самарский хлебозавод N 5" к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также решение от 19.07.2018 N 08-10/6 об отказе в возмещении частично суммы НДС в размере 9 164 591 руб.

Не согласившись с решением инспекции, налогоплательщик обжаловал его в вышестоящий налоговый орган. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 02.10.2018 N 03-15/40709@ апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, а оспариваемые решения без изменения.

Вышеназванные обстоятельства послужили поводом для обращения заявителя в арбитражный суд.

Суды при рассмотрении спора руководствовались следующим.

Согласно пункту 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. В силу пункта 2 этой же статьи вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, а также для перепродажи.

В силу статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

В соответствии с пунктом 2 статьи 173 НК РФ, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 данного Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 данного Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" статья 172 НК РФ дополнена пунктом 1.1, в соответствии с положениями которого с 01.01.2015 налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

В пункте 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" разъяснено, что в силу пункта 2 статьи 173 НК РФ положительная разница, образовавшаяся в результате превышения суммы налоговых вычетов над суммами налога, исчисленного по облагаемым операциям, подлежит возмещению налогоплательщику из бюджета при условии подачи им налоговой декларации до истечения установленного данным пунктом трехлетнего срока.

Поскольку указанной нормой не предусмотрено иное, налоговые вычеты могут быть отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок налоговых периодов.

Правило пункта 2 статьи 173 НК РФ о трехлетнем сроке подачи налоговой декларации должно быть соблюдено налогоплательщиком и в случае включения им налоговых вычетов в подаваемую уточненную налоговую декларацию.

Поскольку применение налоговых вычетов напрямую влияет на возникновение у налогоплательщика права на возмещение налога из бюджета по итогам каждого налогового периода, суммы налоговых вычетов подлежат отражению в том налоговом периоде, в котором выполнены условия, определяющие право налогоплательщика на налоговые вычеты, а не в ином, более позднем периоде.

Таким образом, течение трехлетнего срока для применения налоговых вычетов по НДС начинается с даты принятия на учет приобретенных налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

Как установлено судами, налогоплательщиком в налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2017 года заявлены к возмещению налоговые вычеты по строительству объекта "Пристрой по отгрузке и упаковке хлебобулочных изделий на Хлебозаводе N 5" по адресу: г. Самара, ул. Победы, д. 141А по счету-фактуре от 30.06.2014 N 85 в сумме 9 164 269 руб. 63 коп. Подрядчиком по строительству объекта являлось ЗАО (АО) "НОРДГРАД".

Капитальные затраты по всем актам выполненных работ оприходованы в день подписания актов о приемке выполненных работ, кроме акта от 30.06.2014 N 1 на сумму 53 614 847 руб. 07 коп. и акта от 30.06.2014 N 2 на сумму 6 462 030 руб. 98 коп. Актам N 1 и N 2 соответствует счет - фактура от 30.06.2014 N 85 на сумму 60 076 878 руб. 68 коп. (в том числе НДС 18% в сумме 9 164 269 руб. 63 коп.).

В подтверждение правомерности применения налоговых вычетов заявителем представлены: счет-фактура от 30.06.2014 N 85 на сумму 60 076 878 руб. 68 коп. (в том числе НДС 18% 9 164 269 руб. 63 коп.); справка (форма КС-3) о стоимости выполненных работ и затрат от 30.06.2014 N 1 на сумму 60 076 878 руб. 68 коп. (в том числе НДС 9 164 269 руб. 63 коп.); акт (форма КС-2) от 30.06.2014 N 1 о приемке выполненных работ на сумму 53 614 847 руб. 07 коп., в том числе НДС 8 178 536 руб.; акт (форма КС-2) от 30.06.2014 N 2 о приемке выполненных работ на сумму 6 462 030 руб. 98 коп., в том числе НДС 985 733 руб. 54 коп.

При этом документы, представленные ОАО "Самарский Хлебозавод N 5": акт (форма КС-2) от 30.06.2014 N 1 и акт (форма КС-2) от 30.06.2014 N 2, подписаны генеральным директором ОАО "Самарский хлебозавод N 5" Киреевым А.Я., генеральным директором ЗАО "НОРДГРАД" Феськовым А.Н.

Документы, полученные от ЗАО (АО) "НОРДГРАД": акт N 1, акт N 2 и справка (форма КС-3) о стоимости выполненных работ и затрат N 1 датированы 30.06.2014

Согласно пункту 1 статьи 167 НК РФ налоговую базу определяют на наиболее раннюю из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав; день предоплаты.

Сдачу результата работ подрядчиком и приемку его заказчиком оформляют актом, завизированным обеими сторонами (пункт 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации). Следовательно, реализация работ (услуг) происходит именно в момент подписания данного акта.

Поскольку все необходимые для принятия к вычетам НДС по названным счетам-фактурам условия были соблюдены налогоплательщиком 30.06.2014, именно с этой даты в течение трех лет после окончания соответствующего налогового периода у заявителя возникло и имелось право на применение налоговых вычетов по спорным счетам-фактурам.

Судами рассмотрены и отклонены довод заявителя о передаче документов, в том числе счета-фактуры, позднее - 20.08.2014, поскольку акт (форма КС-2) N 1 и акт (форма КС-2) N 2 датированы 30.06.2014, не содержат никаких отметок об их направлении (получении) в ином периоде, именно эти документы являются первичными учетными документами, подтверждающими дату принятия на учет приобретенных налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

В рассматриваемом случае пропуск срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 173 НК РФ, не связан с ненадлежащим выполнением налоговым органом своих обязанностей либо другими объективными факторами, препятствующими реализации налогоплательщиком предусмотренного законом права на налоговые вычеты. Объективных причин пропуска срока на применение налоговых вычетов судами не установлено. Доказательств получения счетов-фактур либо оприходования товара в ином налоговом периоде заявителем не представлено.

При этом суды учитывали, что журнал учета выполненных работ ЗАО (АО) "НОРДГРАД" за июнь 2014 года по форме КС-6а содержит запись о том, что работы по дополнительному соглашению от 06.05.2014 N 2 к договору от 28.02.2013 N С28/02/13 выполнены в июне 2014 года на сумму 60 076 878 руб. 68 коп. В журналах учета выполненных работ (КС-6а) отсутствует остаток работ, переходящих на июль 2014 года (графы 14,15 журнала КС-6а), тем самым подтверждается факт сдачи работ в июне 2014 года по акту от 30.06.2014 N 1 и N 2.

Обстоятельств, подтверждающих обоснованность принятия обществом работ на учет по вышеуказанным актам выполненных работ 20.08.2014, а не 30.06.2014, судами не установлено.

С учетом изложенного суды признали, что трехлетний срок для применения налоговых вычетов по НДС с даты принятия на учет приобретенных строительных работ (30.06.2014) истек, в связи с чем применение налоговых вычетов по НДС по строительным работам невозможно, оспоренные решения инспекции являются законными и обоснованными.

Доводы заявителя являлись предметом исследования судов и направлены на переоценку доказательств, что в силу положений статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в полномочия суда округа.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Самарской области от 08.02.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019 по делу N А55-35060/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить открытому акционерному обществу "Самарский хлебозавод N 5" из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1500 рублей как излишне уплаченную по платежному поручению от 21.05.2019 N 373. Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий судья

А.Н.ОЛЬХОВИКОВ

 

Судьи

М.В.ЕГОРОВА

Р.Р.МУХАМЕТШИН

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок