Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.07.2018 г. № Ф03-1894/2018

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.07.2018 г. № Ф03-1894/2018

Нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях налогообложения вступают в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня их официального опубликования. Суды пришли к верному выводу о законности решения налогового органа от 18.07.2016 N 9090, которым обществу доначислен земельный налог исходя из кадастровой стоимости в размере 336 155 126 руб.

11.07.2018Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02.07.2018 г. № Ф03-1894/2018

 

Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2018 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: Т.Н. Никитиной

Судей: А.И. Михайловой, Е.П. Филимоновой

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью "Красная Гора" - представитель не явился;

от инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска - Селютина И.А., представитель по доверенности от 28.05.2018 N 02-15/22370;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красная Гора"

на решение от 26.10.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2018

по делу N А73-17342/2016

Арбитражного суда Хабаровского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.Д. Манник; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.А. Швец, А.П. Тищенко, Е.Г. Харьковская

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Красная Гора" (ОГРН 1022701287421, ИНН 27240338792, место нахождения: 692554, Приморский край, Октябрьский район, с. Покровка, ул. Гагарина, д. 32)

к инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска (ОГРН 1042700263396, ИНН 2724022154, место нахождения: 680021, г. Хабаровск, ул. Станционная, 18)

о признании незаконным решения

общество с ограниченной ответственностью "Красная Гора" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик, ООО "Красная Гора") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 18.07.2016 N 9090 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением суда от 26.10.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2018 ООО "Красная Гора" в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Красная Гора" в кассационной жалобе просит их отменить, заявленные требования удовлетворить, признать недействительным решение инспекции от 18.07.2016 N 9090 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В обоснование доводов жалобы общество указывает на неправильное применение судами норм налогового законодательства. Ссылаясь на пункт 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик считает ошибочными выводы судов о применении при исчислении земельного налога за 2015 год кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 02.07.2014 N 205-пр "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края" (далее - постановление Правительства Хабаровского края от 20.07.2014 N 205-пр). Полагает, что поскольку указанный нормативный правовой акт вступил в законную силу 01.01.2015, то для целей налогообложения его положения применяются с 01.01.2016.

Возражая против доводов общества, инспекция в представленном отзыве просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

В заседании суда кассационной инстанции представитель ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска просил принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

ООО "Красная Гора" извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет.

27.06.2018 в Арбитражный суд Дальневосточного округа поступила телефонограмма, в которой общество ходатайствует об отложении судебного заседания, в связи с невозможностью явки в судебное заседание представителя. Суд, выслушав мнение представителя инспекции, отклонил ходатайство об отложении судебного заседания, учитывая положения части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) - неявка лица, участвующего в деле не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.

Арбитражный суд Дальневосточного округа, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, приходит к следующим выводам.

При рассмотрении данного дела судами установлено, 28.01.2016 ООО "Красная Гора" представило в инспекцию декларацию по земельному налогу за 2015 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 27:23:0040690:78, в которой на основании постановления Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 N 273-пр, действовавшего до 01.01.2015, исчислило земельный налог в сумме 333 174 руб., исходя из налоговой ставки 0,05% от кадастровой стоимости земельного участка - 166 586 825 руб.

По результатам камеральной проверки инспекция пришла к выводу о занижении ООО "Красная Гора" налоговой базы по земельному налогу за 2015 год в связи с указанием неверной кадастровой стоимости земельного участка, которая по данным налогового органа, полученным от органа кадастрового учета, в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 02.07.2014 N 205-пр с 01.01.2015 определена в размере 336 155 126 руб.

Данные обстоятельства послужили основанием для принятия ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска решения от 18.07.2016 N 9090 о доначислении земельного налога за 2015 год в сумме 1 011 447 руб., исчисления пеней в соответствии со статьей 75 НК РФ в сумме 59 137,43 руб., назначения штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ, с учетом снижения до 10 000 руб.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю от 04.10.2016 N 13-10/269/18183@ решение инспекции от 18.07.2016 N 9090 оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества - без удовлетворения.

Судебные инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, руководствовались статьями 5, 388, 389, 390, 391, 393 НК РФ, статьей 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", постановлением Правительства Хабаровского края от 02.07.2014 N 205-пр "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края", решением Хабаровской городской Думы от 25.10.2005 N 146 "О внесении изменений в Положение о местных налогах на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденным решением Хабаровской городской Думы от 23.11.2004 N 571", учли правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 02.07.2013 N 17-П.

Проверяя доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм материального права.

Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.

Исходя из пункта 1 статьи 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

На территории муниципального образования "Город Хабаровск" земельный налог введен решением Хабаровской городской Думы от 25.10.2005 N 146 "О внесении изменений в Положение о местных налогах на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденным решением Хабаровской городской Думы от 23.11.2004 N 571" с 01.01.2006.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется согласно земельному законодательству Российской Федерации.

Налоговая база по земельному налогу устанавливается как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 НК РФ).

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).

В рассматриваемом случае основанием для доначисления инспекцией земельного налога явилось принятие Правительством Хабаровского края постановления от 02.07.2014 N 205-пр, которым с 01.01.2015 утверждены: средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов на территории Хабаровского края; средний уровень кадастровой стоимости одного квадратного метра земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) на территории Хабаровского края; кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края, в том числе для кадастрового квартала 27:23:0040690, в котором расположен спорный земельный участок.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.07.2013 N 17-П по делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 НК РФ в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина", правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.

Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации. Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Таким образом, в связи с тем, что кадастровая стоимость является элементом налогообложения по земельному налогу (налогооблагаемой базой), нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в той части, в какой они касаются налоговых правоотношений, вступают в силу с учетом требований, предъявляемых налоговым законодательством к порядку действия во времени актов законодательства о налогах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.

Следовательно, нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях налогообложения вступают в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня их официального опубликования.

Поскольку в данном случае постановление Правительства Хабаровского края от 02.07.2014 N 205-пр официально опубликовано в издании "Собрание законодательства Хабаровского края" 12.08.2014, порождает правовые последствия для налогоплательщиков и, по сути, является нормативным правовым актом о налогах и сборах, то в соответствии со статьей 5 НК РФ указанное постановление для целей налогообложения, как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, подлежит применению с 01.01.2015.

Выводы судов основаны на правильном применении правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 18 постановления от 30.06.2015 N 28, согласно которой при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки. Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым - шестым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности. В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ).

Таким образом, правильно определив момент вступления в силу постановления Правительства Хабаровского края от 02.07.2015 N 205-пр для целей его применения в налоговых правоотношениях, суды пришли к верному выводу о законности решения налогового органа от 18.07.2016 N 9090, которым обществу доначислен земельный налог исходя из кадастровой стоимости в размере 336 155 126 руб.

Все доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования и тщательного рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой у суда округа оснований не имеется. Предыдущие инстанции со ссылкой на нормы налогового законодательства и имеющиеся в деле доказательства подробным образом аргументировали сделанные выводы.

Отклоняя жалобу налогоплательщика, суд округа исходит из того, что его доводы основаны на неправильном применении норм налогового законодательства и правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в указанных обществом судебных актах.

Выводы судов в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов суда первой инстанции и апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено. С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Государственная пошлина, излишне уплаченная обществом при подаче кассационной жалобы, подлежит возврату в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 104, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

 

постановил:

 

решение от 26.10.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2018 по делу N А73-17342/2016 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Красная Гора" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 18.05.2018 N 32.

Выдать справку на возврат госпошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий судья

Т.Н.НИКИТИНА

 

Судьи

А.И.МИХАЙЛОВА

Е.П.ФИЛИМОНОВА

 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Электронный документ: вчера, сегодня, завтра

Несколько последних публикаций экспертов Synerdocs были посвящены электронным документам в судах и развитию системы электронного правосудия. В настоящей статье хотелось бы подвести некоторый итог и поднять вопрос о будущем электронного правосудия в России. А оно, как вы понимаете, напрямую связано с электронными документами

1
Чек-лист для проверки электронного документа на юридическую значимость

В этом году мы много говорили о представлении электронных документов в суд, не скупились на советы и рекомендации. При этом давно не поднимали тему юридической значимости. Пожалуй, с этого стоило начать цикл статей про электронное правосудие. Предлагаю обсудить, из чего же складывается юридическая значимость любого документа, и на что стоит обратить внимание при проверке документа на соответствие требованиям действующего законодательства в области ЭДО. Информация будет полезна всем: кто уже работает с электронными аналогами и тем, кто только открывает для себя новую область знаний.