Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.09.2017 г. № Ф09-4889/17

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.09.2017 г. № Ф09-4889/17

Налоговый орган, доначисляя НДПИ, пени и привлекая общество к налоговой ответственности, указал на то, что расчет коэффициента Кв, исчисленный налогоплательщиком, является неверным и влечет занижение суммы налога, подлежащего уплате в бюджет. Полагая, что решение налогового органа нарушает права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд. Как верно указано судами, коэффициент, характеризующий степень выработанности запасов конкретного участка недр (Кв), может быть определен только по конкретному участку недр, на котором ведется недропользователем добыча нефти в соответствии с выданной в установленном порядке лицензией.

11.10.2017Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28.09.2017 г. № Ф09-4889/17

 

Дело N А47-5475/2016

 

Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2017 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2017 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Гавриленко О.Л.,

судей Токмаковой А.Н., Гусева О.Г.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области (ИНН: 5612002469, ОГРН: 1025601802357); (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.03.2017 по делу N А47-5475/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2017 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании, проведенном путем использования видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области, приняли участие представители:

инспекции - Полякова О.П. (доверенность от 10.01.2017 N 05/20), Ткаченко Н.Ю. (доверенность от 18.01.2017 N 03/08), Нестеренко Т.В. (доверенность от 30.01.2017 N 05/11),

публичного акционерного общества "Оренбургнефть" - Цыб А.В. (доверенность от 09.12.2016 N 447), Абалмасова Т.А. (доверенность от 16.05.2016 N 63).

До рассмотрения кассационной жалобы от публичного акционерного общества "Оренбургнефть" в Арбитражный суд Уральского округа поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве, в котором заявитель, указывая на внесение в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 01.09.2017 записи о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Бугурусланнефть" путем реорганизации в форме присоединения, просит произвести замену общества с ограниченной ответственностью "Бугурусланнефть" его правопреемником публичным акционерным обществом "Оренбургнефть".

Согласно ч. 1 ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

Суд кассационной инстанции, рассмотрев заявленное ходатайство, исследовав представленные в его обоснование документы: лист записи ЕГРЮЛ от 01.09.2017 общества с ограниченной ответственностью "Бугурусланнефть", лист записи ЕГРЮЛ публичного акционерного общества "Оренбургнефть", уведомление о снятии с учета в налоговом органе от 01.09.2017 N 395453200, установив, что указанные документы подтверждают перемену лица в материальном правоотношении, считает заявление о процессуальном правопреемстве обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании вышеизложенного суд кассационной инстанции определил: произвести замену в порядке процессуального правопреемства заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Бугурусланнефть" на его правопреемника - публичное акционерное общество "Оренбургнефть" (далее - общество "Оренбургнефть", общество).

 

Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к инспекции о признании недействительным решения от 14.01.2016 N 09-09/103 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением суда от 06.03.2017 (судья Сердюк Т.В.) требования заявителя удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение инспекции от 14.01.2016 N 09-09/103 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в сумме 1 020 212 рублей, штрафа в сумме 102 021 руб. 20 коп. и соответствующей суммы пени. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2017 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Малышев М.Б.) в связи принятием судом отказа общества от заявленных требований о признании недействительным решения от 14.01.2016 N 09-09/103 в части доначисления НДПИ в сумме 26 482 руб., штрафа в сумме 2648,50 руб. и соответствующих пеней решение суда отменено и производство по делу в данной части прекращено. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить в части удовлетворения заявленных требований, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.

В обоснование доводов жалобы инспекция указывает, что из государственного баланса запасов полезных ископаемых на 01.01.2014 видно, что по Ботвинскому месторождению имеются сведения о накопленной добыче нефти в размере 388 тыс. тонн, но 79 тыс. тонн из этого объема отнесены к нераспределенному фонду недр, на основании чего налоговый орган делает вывод, что 79 тыс. тонн извлечены из недр до получения разрешения на разработку месторождения и за пределами границ лицензионного участка. Следовательно 79 тыс. тонн нельзя считать добытыми на конкретном участке недр, на который обществу выдана лицензия, поэтому указанное количество нефти не может быть учтено при расчете Кв. Считает неверным вывод судов о том, что расчет коэффициента характеризующего степень выработанности запасов конкретного участка недр (Кв), произведенный им не следует из ст. 342.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В отзыве на кассационную жалобу общество выразило согласие с принятыми по делу судебными актами, просит оставить их без изменения.

 

Как установлено судами и следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по НДПИ за июнь 2015 года, представленной налогоплательщиком 28.07.2015.

По результатам проверки составлен акт от 12.11.2015 N 09-09/454.

Решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.01.2016 N 09-09/103 обществу предложено уплатить НДПИ в сумме 1 046 694 руб., пени в сумме 23 066 руб., штраф, предусмотренный п. 1 ст. 122 НК РФ с учетом ст. 112 и 114 Кодекса в сумме 104 670 руб.

В представленной в инспекцию налоговой декларации за июнь 2015 года налогоплательщик исчислил НДПИ в отношении нефти, добытой на Ботвинском месторождении, применив коэффициент Кв при исчислении коэффициента Дм.

Расчет показателя Кв осуществлен на основании следующих данных: 1,0572 = 388 (N) / 367 (V). При этом показатель N (сумма накопленной добычи), равный 388 тыс. тонн, определен обществом на основании данных государственного баланса по состоянию на 01.01.2014.

В свою очередь начальные извлекаемые запасы - показатель V равен 367 тыс. тонн и определен на основании данных государственного баланса по состоянию на 01.01.2006.

В связи с тем, что степень выработанности превышает 1 и составляет 1,0572 (388/367) коэффициент Кв принят равным 0,3. С учетом определенного налогоплательщиком коэффициента Кв в размере 0,3 последующий расчет коэффициента Дм осуществлен заявителем следующим образом: 3538,60 = 530 x 9,5380 x (1 - 0,3 x 1 x 1 x 1 x 1).

Налоговая ставка в соответствии с подп. 9 п. 2 ст. 342 НК РФ по данным налогоплательщика составляет 3767,508 ((766 * 9,5380) - 3538,60), а сумма налога, подлежащая уплате, составляет 1 374 700 руб. 00 коп. (364,883 * 3767,508).

Налоговый орган, доначисляя НДПИ, пени и привлекая общество к налоговой ответственности, указал на то, что расчет коэффициента Кв, исчисленный налогоплательщиком, является неверным и влечет занижение суммы налога, подлежащего уплате в бюджет на 1 020 212 руб.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 17.03.2016 N 16-15/03009 апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.

Полагая, что решение налогового органа нарушает права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования в обжалуемой части, суды правомерно исходили из следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 342.5 НК РФ коэффициент, характеризующий степень выработанности запасов конкретного участка недр Кв, определяется в порядке, установленном данным пунктом.

В случае, если степень выработанности запасов конкретного участка недр больше или равна 0,8 и меньше или равна 1, коэффициент Кв рассчитывается по следующей формуле: Кв = 3,8 - 3,5 x N / V,

где N - сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода;

V - начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти и определяемые как сумма извлекаемых запасов категорий A, B, C1 и C2 на 1 января 2006 года и накопленной добычи с начала разработки конкретного участка недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года.

В случае если запасы нефти по конкретному участку недр не были поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых по состоянию на 1 января 2006 года, начальные извлекаемые запасы нефти (V) определяются на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором запасы нефти по этому участку недр впервые поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых.

В случае, если степень выработанности запасов конкретного участка недр превышает 1, коэффициент Кв принимается равным 0,3. В иных случаях, не указанных в абзацах втором и шестом настоящего пункта, коэффициент Кв принимается равным 1.

Степень выработанности запасов конкретного участка недр (Кв) в целях настоящей статьи рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр, включая потери при добыче (N), на начальные извлекаемые запасы нефти (V).

Рассчитанный в порядке, определенном настоящим пунктом, коэффициент Кв округляется до 4-го знака в соответствии с действующим порядком округления.

Из материалов дела следует, что в целях расчета НДПИ в отношении нефти добытой на Ботвинском месторождении, налогоплательщиком в целях расчета коэффициента Дм в налоговой декларации по НДПИ за июнь 2015 года применен коэффициент Кв в размере 0,3.

При расчете коэффициента Кв налоговый орган исходил из данных государственного баланса запасов полезных ископаемых, согласно которому сумма накопленной добычи нефти по Ботвинскому месторождению на 01.01.2014 составила 388,00 тысяч тонн, из них 79,00 тысяч тонн относятся к нераспределенному фонду недр (в государственном балансе на 01.01.2014 в отношении 79 тыс. тонн по открытому акционерному обществу "Оренбургнефть" имеется запись о том, что добыча осуществлена до начала лицензирования). Таким образом, сумма накопленной добычи нефти по данному месторождению на 01.01.2014 (N), учитываемая в целях определения коэффициента Кв, составляет 309,00 тонн (388 - 79), а показатель Кв принимается равным 0,8531 (3,8 - 3,5 x 309 / 367).

Суды пришли к выводу о том, что налоговый орган ошибочно определяет значение показателя N (сумма накопленной нефти).

Государственный баланс представляет собой объективную информацию о состоянии запасов нефти по месторождениям. В государственном балансе по состоянию на 01.01.2014 указано, что значение данного показателя (сумма накопленной нефти) в размере 388 тыс. тонн относится к распределенному фонду

Суды, учитывая, что в НК РФ не раскрываются понятия "пользователь недр", "участок недр", руководствовались положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) согласно которым недропользователем признается лицо, получившее в установленном порядке лицензию на право пользования недрами. При этом лицензия на право пользования недрами предоставляется на участок недр в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

Законодатель в отношении конкретного участка недр предусматривает возможность переоформления лицензии на иное лицо, что следует из положений статьи 17.1 Закона о недрах. При этом лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению без пересмотра условий пользования участком недр, установленных прежней лицензией.

Судами установлено, что общество осуществляет добычу нефти на Ботвинском месторождении на основании лицензии ОРБ 01996 НЗ от 29.06.2007 и дополнения к ней от 31.05.2010 N 397. В данной лицензии в указано, что первоначальное разрешение на право пользования данным участком недр получено от Совета Министров РСФСР на основании распоряжений от 20.06.1973 N 886-р, от 26.08.1975 N 1451-р, от 26.01.1984 N 109-р.

Из положений НК РФ следует, что требование об определении учета количества добытой нефти на конкретном участке недр относится не к количеству добытого полезного ископаемого тем или иным недропользователем, как считает налоговый орган, а к степени выработанности запасов конкретного участка недр.

Таким образом, как верно указано судами, коэффициент, характеризующий степень выработанности запасов конкретного участка недр (Кв), может быть определен только по конкретному участку недр, на котором ведется недропользователем добыча нефти в соответствии с выданной в установленном порядке лицензией.

Довод налогового органа о том, что добыча нефти на спорном участке велась без соответствующих разрешений правомерно отклонена судами, поскольку изначально распоряжение на право пользования участком недр получено недропользователем в 1973 году.

Довод инспекции том, что 79 тыс. тонн относятся к нераспределенному фонду и извлечены из недр до получения разрешения на разработку месторождения и за пределами границ лицензируемого участка, в связи с чем 79 тыс. тонн не могут быть учтены при расчете показателя Кв, в частности показателя N, рассмотрен и отклонен судами.

Произведенный налоговым органом расчет коэффициента выработанности запасов конкретного участка недр и исключение 79 тыс. тонн как нераспределенного фонда из общего количества накопленной нефти (388 тысяч тонн) по Ботвинскому месторождению не следует из содержания ст. 342.5 НК РФ и основан на расширительном толковании налоговым органом указанных положений.

Суды также установили, что объем накопленной нефти по состоянию на 01.01.2006 в объеме 300 тыс. тонн включает в себя 79 тыс. тонн.

Налоговый орган при расчете коэффициента Кв в части применения показателя сумма накопленной добычи нефти использует данные государственного баланса за 2006 год - 300 тыс. тонн, а за 2014 год - 309 тыс. тонн (388 - 79), что искажает фактическую картину указанного показателя по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых.

Ссылка инспекции на судебный акт Верховного Суда Российской Федерации судом не принимается, поскольку касается иных фактических обстоятельств.

Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, что нашло отражение в обжалуемых судебных актах.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

постановил:

 

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2017 по делу N А47-5475/2016 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий

О.Л.ГАВРИЛЕНКО

 

Судьи

А.Н.ТОКМАКОВА

О.Г.ГУСЕВ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок