Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.06.2016 № Ф03-1694/2016

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.06.2016 № Ф03-1694/2016

Согласно подп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ именно на налоговом агенте лежит обязанность исчислить подлежащую уплате налогоплательщиком сумму НДС и сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и сумме задолженности соответствующего налогоплательщика. Суды обеих инстанций сделали вывод, что поскольку при совершении товарообменных операций денежные расчеты не производились, удержание НДС оказалось невозможным и поэтому общество как налоговый агент должно было не перекладывать имущественную ответственность на управление, а в соответствии с подп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ исчислить этот налог и сообщить налоговому органу о невозможности его уплаты.

07.07.2016Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 июня 2016 г. N Ф03-1694/2016

 

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2016 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи И.А. Тарасова

Судей А.Н. Барбатова, Е.Н. Захаренко

при участии:

от ОАО "Саханефтегазсбыт" - Смирнова С.В., представитель по доверенности от 31.12.2015 N 07-08/940

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Саханефтегазсбыт"

на решение от 27.08.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016

по делу N А73-2593/2015 Арбитражного суда Хабаровского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Л.А. Збарацкая; в апелляционной инстанции судьи Е.В. Гричановская, В.Г. Дроздова, И.Е. Пичинина

по иску открытого акционерного общества "Саханефтегазсбыт" (ОГРН 1021401050857, ИНН 1435115270, место нахождения: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Чиряева, 3)

к Управлению Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному Федеральному округу (ОГРН 1032700314327, ИНН 2721126194, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Тургенева, 78)

третьи лица: Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха Якутия, Федеральное агентство по государственным резервам

о взыскании 236 517 501 руб.

Открытое акционерное общество "Саханефтегазсбыт" (далее - ОАО "Саханефтегазсбыт") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Управлению Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному Федеральному округу (далее - управление Росрезерва) о взыскании 236 517 501 руб. задолженности по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) на стороне истца и Федеральное агентство по государственным резервам на стороне ответчика.

Решением арбитражного суда от 27.08.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016, в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.

В кассационной жалобе ОАО "Саханефтегазсбыт", поданной в Арбитражный суд Дальневосточного округа, просит судебные акты отменить, иск удовлетворить. В обоснование указывает, что операция выпуска материальных ценностей из государственного резерва в ходе их освежения является объектом налогообложения, поэтому ответчик обязан как продавец товаров перечислить НДС при выпуске товаров из государственного резерва. Перечисленный покупателем за продавца в бюджет НДС в размере 236 517 501 руб. подлежит возмещению.

Отзывы на кассационную жалобу не представлены.

В судебном заседании представитель ОАО "Саханефтегазсбыт" поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.

Управление Росрезерва, третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.

МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа находит кассационную жалобу безосновательной.

Как установлено судом из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) и на основании заключенных с Управлением Росрезерва государственных контрактов от 02.12.2011 N ГР/272 и от 20.11.2012 N ГР/241 ОАО "Саханефтегазсбыт" осуществляло ответственное хранение материальных ценностей мобилизационного резерва.

Государственные контракты наряду с обязанностью управления Росрезерва оплатить услуги по ответственному хранению материальных ценностей в объеме выделенных из федерального бюджета средств (пункт 3.2) предусматривают также обязанность общества своими силами и средствами производить освежение (замену) материальных ценностей государственного резерва (пункт 2.3).

В рамках указанных государственных контрактов в 2012 и 2013 гг. общество осуществило освежение запасов государственного резерва (выпуск и закладку материальных ценностей мобилизационного резерва, признаваемых объектом налогообложения НДС) на сумму 278 169 134,19 руб. и на сумму 1 272 334 503,75 руб.

В выставленных счетах на оплату управлением Росрезерва выделена сумма НДС в размере 42 432 580 руб. и 194 084 921 руб. соответственно, налог уплачен.

Пунктом 2.9. государственного контракта N ГР/241 в редакции окончательного протокола урегулирования разногласий предусмотрено, что освежение продукции производится филиалами нефтебаз ОАО "Саханефтегазсбыт" по цене реализации нефтепродуктов данного акционерного общества, действующей на момент закладки. Управление Росрезерва возмещает ОАО "Саханефтегазсбыт" налоговые платежи по НДС, возникающие при закладке нефтепродуктов в государственный резерв исходя из цен реализации на нефтепродукты акционерного общества.

Требование общества от 12.11.2014 N 07/04/1/1276 о возмещении уплаченной суммы НДС в размере 42 432 580 руб. и требование от 12.11.2014 N 07/04/1/1277 о возмещении уплаченного НДС в размере 194 084 921 руб. оставлено управлением Росрезерва без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Рассмотрев его суды обеих инстанций исходили из следующего.

Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества.

В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Согласно Федеральному закон N 79-ФЗ и Положению о Федеральном агентстве по государственным резервам, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 373, запасы материальных ценностей государственного резерва в силу прямого указания данного Закона являются федеральной собственностью, не закреплены на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за государственными предприятиями и учреждениями, следовательно, составляют казну Российской Федерации.

Товарообменные операции в соответствии с требованиями статей 39 и 146 НК РФ подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

При этом в случае совершения хозяйственных операций, связанных с выпуском материальных ценностей из государственного резерва, при одновременной поставке и закладке в него равного количества аналогичных материальных ценностей общество, выступая в качестве налогоплательщика, обязано учесть при определении налоговой базы операцию по поставке им материальных ценностей в государственный резерв, а также в отношении операций по выпуску товаров из государственного резерва - исчислить и уплатить налог на основании статьи 161 НК РФ, реализуя полномочия налогового агента по указанной операции.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, в данном случае при совершении товарообменных операций не производилось выплат денежных средств за поставленную продукцию, в связи с чем, удержание налога было невозможно.

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 24 НК РФ именно на налоговом агенте лежит обязанность исчислить подлежащую уплате налогоплательщиком сумму налога и сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и сумме задолженности соответствующего налогоплательщика.

С учетом изложенных норм закона суды обеих инстанций сделали вывод, что поскольку при совершении товарообменных операций денежные расчеты не производились, удержание НДС оказалось невозможным и поэтому общество как налоговый агент должно было не перекладывать имущественную ответственность на управление (пункт 2.9 государственного контракта N ГР/241 в редакции окончательного протокола урегулирования разногласий), а в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 НК РФ исчислить этот налог и сообщить налоговому органу о невозможности его уплаты.

В отсутствие у налогового агента обязанности уплачивать НДС за счет собственных средств отсутствует и право требовать у ответчика компенсации.

При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований для удовлетворения исковых требований ОАО "Саханефтегазсбыт".

Доводы заявителя кассационной жалобы об обратном несостоятельны и основаны на ошибочном толковании норм налогового законодательства.

Таким образом, обжалованные судебные акты следует признать законными и обоснованными, поэтому отмене либо изменению, а кассационная жалоба удовлетворению, не подлежат.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

 

постановил:

 

решение от 27.08.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 по делу N А73-2593/2015 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий судья

И.А.ТАРАСОВ

 

Судьи

А.Н.БАРБАТОВ

Е.Н.ЗАХАРЕНКО

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Темы: НДС   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок