Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.02.2016 № Ф06-5919/2016

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.02.2016 № Ф06-5919/2016

Плательщиками земельного налога в силу пункта статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

09.03.2016Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 февраля 2016 г. N Ф06-5919/2016

 

Дело N А65-9929/2015

 

Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2016 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,

судей Гариповой Ф.Г., Логинова О.В.,

при участии представителей:

заявителя - Шамовой И.Ю., доверенность от 23.01.2015 б/н,

ответчика - Кутузовой Э.Ф., доверенность от 27.10.2015 N 2.4-16/011742,

в отсутствие:

третьего лица - извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.08.2015 (судья Воробьев Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2015 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Юдкин А.А., Семушкин В.С.)

по делу N А65-9929/2015

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Виаса+" (ОГРН 1091690056644, ИНН 1657088998), Республика Татарстан, г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан (ОГРН 1041628231105, ИНН 1659017978), Республика Татарстан, г. Казань, третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, о признании незаконным решения от 29.01.2015 N 147,

 

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью "Виаса+" (далее - ООО "Виаса+", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция) от 29.01.2015 N 147 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.08.2015, постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2015, заявленные требования удовлетворены.

Налоговый орган, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении требований общества отказать.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка ООО "Виаса+" на основе уточненной (корректирующей) декларации по земельному налогу, представленной в Межрайонную ИФНС России N 4 по Республике Татарстан 10.10.2014.

По результатам камеральной налоговой проверки 26.12.2014 был составлен акт N 7890.

По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки инспекцией было вынесено решение от 29.01.2015 N 147 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Межрайонная ИФНС России N 4 по Республике Татарстан решила: доначислить ООО "Виаса+" суммы неуплаченного земельного налога за 2013 год в размере 378 311 руб., в том числе: земельный налог, срок оплаты которого 06.05.2013, в размере 125 658 руб., земельный налог, срок оплаты которого 05.08.2013, в размере 126 191 руб., земельный налог, срок оплаты которого 05.11.2013, в размере 126 462 руб.; уменьшить земельный налог на исчисленный в завышенных размерах земельный налог, срок уплаты которого 17.02.2014, на 110 005 руб.; привлечь ООО "Виаса+" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неполную уплату земельного налога в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 53 661,20 руб.; начислить пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 40 093,20 руб., предложить ООО "Виаса+" уплатить сумму налогов, указанных в пункте 1 решения, в размере 378 311 руб., уплатить штраф, указанный в пункте 3 решения, в размере 53 661,20 руб., уплатить пени, указанные в пункте 4 решения, в размере 400 93,20 руб., внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 17.03.2015 N 2.14-0-18/006305@ оспариваемое решение налогового органа от 29.01.2015 N 147 оставлено без изменения, апелляционная жалоба заявителя без удовлетворения.

Заявитель, не согласившись с решением инспекции, обратился в арбитражный суд.

Судами приняты вышеуказанные судебные акты.

Кассационная инстанция находит выводы судов первой и апелляционной инстанций правомерными по следующим основаниям.

Из материалов следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:080106:29 и 16:50:080106:31 весь 2013 год находились в собственности ООО "Виаса+".

В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:080106:24 и 16:50:080106:25 в период с 01.01.2013 по 08.10.2013 ООО "Виаса+" на праве собственности принадлежала только 1/2 доли на данные участки, а с 09.10.2013 по 31.12.2013 ООО "Виаса+" стало единоличным собственником данных земельных участков, что подтверждается налоговым органом и отражено в выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.08.2014 N 01/005/2014-28339.

Следовательно, по земельным участкам с кадастровыми номерами 16:50:080106:24 и 16:50:080106:25 за период с 01.01.2013 по 30.09.2013 земельный налог уплачивался только в отношении 1/2 доли в праве на данные участки, а в период с 01.10.2013 по 31.12.2013 - в отношении целой доли в праве, что не оспаривается налоговым органом.

Как следует из письма филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан" от 30.04.2014 N 5401/13, а также из решения налогового органа о привлечении к ответственности, по земельным участкам с кадастровыми номерами 16:50:080106:29, 16:50:080106:31 изменения в ГКН о кадастровой стоимости на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.01.2013 по делу N А65-25168/2012 были внесены 15.05.2013, по земельным участкам с кадастровыми номерами 16:50:080106:24, 16:50:080106:25 изменения в ГКН о кадастровой стоимости на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.01.2013 по делу N А65-25167/2012 были внесены 23.03.2013.

Плательщиками земельного налога в силу пункта статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно части 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Таким образом, в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной, такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.

КонсультантПлюс: примечание.

Вероятно, здесь и далее по тексту допущена опечатка: постановление кабинета министров Республики Татарстан "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" от 24.12.2010 имеет N 1102, а не N 1104.

Судами правильно указано, что установленная решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.01.2013 по делу N А65-25168/2012 кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:080106:29 и 16:50:080106:31 в размере рыночной должна применяться в данной ситуации для расчета земельного налога, начиная с 01.06.2013 (то есть с момента внесения соответствующих сведений в ГКН о новой кадастровой стоимости, установленной судом) по 31.12.2013, а с 01.01.2013 по 31.05.2013 должна применяться кадастровая стоимость, утвержденная постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1104.

Установленная решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.01.2013 по делу N А65-25167/2012 кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:080106:24 и 16:50:080106:25 в размере рыночной должна применяться в данной ситуации для расчета земельного налога, начиная с 01.04.2013 (то есть с момента внесения соответствующих сведений в ГКН о новой кадастровой стоимости, установленной судом) по 31.12.2013, а с 01.01.2013 по 31.03.2013 должна применяться кадастровая стоимость, утвержденная постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1104.

При таких обстоятельствах, судами правомерно не принят довод налогового органа о применении новой кадастровой стоимости, установленной решением суда в 2013 году, лишь со следующего налогового периода, то есть с 01.01.2014.

Следовательно, налоговый орган не вправе был производить доначисление заявителю земельного налога за 2012 год после внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости с учетом вступивших в законную силу решений суда об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:080106:29, 16:50:080106:31, 16:50:080106:24 и 16:50:080106:25.

Между тем налоговый орган, несмотря на получение от ФГУ "Земельная кадастровая палата" сведений об изменении вышеуказанными решениями Арбитражного суда Республики Татарстан кадастровой стоимости вышеперечисленных четырех земельных участков и внесением таких изменений в государственный кадастр недвижимости, неправомерно доначислил сумму земельного налога за 2013 год, осуществив расчет только на основании той кадастровой стоимости, которая была утверждена постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1104 и была указана в государственном кадастре недвижимости на 01 января 2013 года без учета решений Арбитражного суда Республики Татарстан.

Заявитель привел расчет земельного налога, подлежащего уплате ООО "Виаса+" за 2013 год: по спорным земельным участкам, который проверен и принят судами.

В соответствии с приложенным расчетом сумма земельного налога, подлежащая уплате ООО "Виаса+" за 2013 год, составляет 264 779 руб., из которых 262 646 руб. - сумма земельного налога в отношении четырех земельных участков 16:50:080106:29; 16:50:080106:31, 16:50:080106:24, 16:50:080106:25 (по которым налоговый орган в оспариваемом решении не принял расчет налогоплательщика) и 2133 руб. - сумма земельного налога в отношении одного земельного участка 16:50:080106:17 (по которому налоговый орган не имеет претензий).

Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что сумма земельного налога, которая доначислена налоговым органом, является незаконно доначисленной.

Судами правильно отмечено, что поскольку доначисление земельного налога является необоснованным, то незаконным является и доначисление указанных в оспариваемом решении сумм штрафа за неполную уплату земельного налога и пеней.

Налоговым органом также представлен письменный расчет земельного налога за 2013 год ООО "Виаса+", в пункте 2 которого изложен расчет для судебного органа, исходя из утвержденной постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1104 кадастровой стоимости и из установленной решениями Арбитражного суда Республики Татарстан кадастровой стоимости в размере рыночной.

Судами данный расчет проверен, в нем выявлены ошибки и дана надлежащая оценка представленному расчету.

Так, судами установлено, что в расчете налогового органа указана неверная сумма земельного налога за 2013 года в отношении четырех рассматриваемых земельных участков (351 118 руб.).

Кроме того, ООО "Виаса+" уплатило в бюджет земельный налог за 2013 год в размере 294 121 руб. (то есть больше, чем следовало оплатить) из-за технической опечатки, имеющейся в уточненной налоговой декларации от 10.10.2014 в отношении одного земельного участка с кадастровым номером 16:50:080106:25).

Таким образом, у ООО "Виаса+" образовалась переплата земельного налога за 2013 год в размере 29 342 руб.: (294 121 руб. сумма фактически уплаченного налогоплательщиком земельного налога за 2013 год - 264 779 руб. правильная сумма земельного налога, подлежащая уплате за 2013 год).

При таких обстоятельствах требования заявителя обоснованно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.

Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.08.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2015 по делу N А65-9929/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий судья

Л.Р.ГАТАУЛЛИНА

 

Судьи

Ф.Г.ГАРИПОВА

О.В.ЛОГИНОВ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Как открыть для себя «Личный кабинет налогоплательщика»?

Если у вас нет еще доступа в ваш «Личный кабинет», то советую сделать