Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.12.2015 по делу № А05-3575/2015

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.12.2015 по делу № А05-3575/2015

13.01.2016  

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 декабря 2015 г. по делу N А05-3575/2015

 

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Гафиатуллиной Т.С., Кадулина А.В., рассмотрев 15.12.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 03.06.2015 (судья Тюпин А.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2015 (судьи Шадрина А.Н., Зайцева А.Я., Зорина Ю.В.) по делу N А05-3575/2015,

 

установил:

 

Общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Трактородеталь", место нахождения: 192289, Санкт-Петербург, пр. Девятого Января, д. 21а, ОГРН 1072901011721, ИНН 2901168309 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области, место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д. 2, ОГРН 1092901006725, ИНН 2901194203 (далее - Управление), о внесении изменений в договор от 05.09.2006 N 199/1 аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 29:22:060703:48 общей площадью 10 996 кв. м, расположенного по адресу: Архангельская обл., ул. Лермонтова, д. 23, стр. 16, и установлении размера арендной платы за пользование земельным участком в размере 167 557 руб. 50 коп. в год с 01.01.2015.

Решением от 03.06.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.09.2015, иск удовлетворен.

В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит отменить указанные решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.

По мнению подателя жалобы, размер арендной платы за земельный участок правомерно рассчитан Управлением на основании отчета об оценке рыночной стоимости от 03.09.2012 N 32 с учетом соответствующего уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год.

Также податель жалобы указывает, что действия истца по проведению новой самостоятельной оценки рыночной стоимости земельного участка противоречат требованиям статьи 10 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, 05.09.2006 Управление (арендодатель) и Паюсов Владимир Леонидович (арендатор) заключили договор N 199/1 аренды земельного участка из земель поселений площадью 10 996 кв. м, кадастровый номер 29:22:060703:0048, расположенного по адресу: г. Архангельск, округ Майская Горка, Лермонтова ул., д. 23, строения 16 и 17.

Земельный участок находится в федеральной собственности, разрешенное использование - для эксплуатации зданий механического цеха и компрессорной, в зоне градостроительной ценности: П-6, П-7.

На земельном участке расположены: здание механического цеха площадью 2472,2 кв. м, здание компрессорной площадью 57,2 кв. м.

В связи со сменой собственника объектов недвижимости: нежилого здания площадью 2513,8 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права Общества от 11.07.2013 N 29-29-01/075/2013-460) и здания компрессорной площадью 57,2 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права Общества от 11.07.2013 N 29-29-01/075/2013-463) 20.06.2014 Управление и Общество подписали соглашение о внесении изменений в договор аренды от 05.09.2006 N 199/1.

Согласно пункту 2.1 договора он действует до 01.08.2054 и вступает в силу с даты его государственной регистрации.

Размер и условия внесения арендной платы установлены в разделе 3 и распространяются на отношения сторон с 17.02.2006 (пункт 2.2).

На основании пункта 3.1 арендная плата начисляется с 17.02.2006.

Пунктом 3.2 определен расчет арендной платы на 2006 год.

В силу пункта 3.3 арендная плата за период с 17.02.2006 по 31.12.2006 составляет 127 977 руб. и выплачивается не позднее 25.12.2006. В дальнейшем арендная плата по договору вносится арендатором ежеквартально равными долями не позднее 1 числа следующего за кварталом месяца, а в четвертом квартале - не позднее 25 декабря текущего года.

Пунктом 3.4 договора предусмотрено, что размер арендной платы изменяется при изменении базовой ставки арендной платы, а также ежегодно путем корректировки индекса инфляции на текущий финансовый год в соответствии с законами Российской Федерации и иными правовыми актами. Арендодатель направляет арендатору расчет размера арендной платы. Подписание дополнительных соглашений в данном случае не требуется.

Все споры между сторонами, возникающие по договору, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6.2).

Все изменения и (или) дополнения к договору, кроме указанных в пункте 3.4 договора, оформляются сторонами в письменной форме (пункт 7.2).

Общество 22.12.2014 вручило Управлению заявление о внесении изменений в договор аренды, в котором просило с 01.01.2015 установить арендную плату в размере 167 557 руб. 50 коп. в год, исходя из рыночной стоимости земельного участка, определенной на основании отчета от 12.12.2014 N 601-14рс, и в соответствии с пунктом 6 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила).

Письмом от 16.01.2015 арендодатель отказался внести изменения в договор в части установления нового размера арендной платы.

Ссылаясь на то, что размер арендной платы за пользование земельным участком, установленный по договору аренды, на данный момент не соответствует реальной рыночной стоимости этого участка, прежний порядок расчета арендной платы не соответствует Правилам, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суды пришли к выводу об отсутствии у ответчика оснований для отказа внести изменения в договор аренды и удовлетворили исковые требования.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационный суд считает, что обжалуемые судебные акты должны быть оставлены без изменения.

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, далее - ЗК РФ).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон; в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления; изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 614 ГК РФ, пунктом 4 статьи 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды.

Между тем в силу пункта 3 статьи 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

По смыслу данной нормы плата за пользование названными землями является регулируемой и должна определяться с учетом действующих в период пользования нормативных актов указанных органов.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3.4 договора арендодатель в случае принятия нормативных актов, регулирующих порядок определения платы за пользование арендуемым имуществом, вправе в одностороннем бесспорном порядке изменить размер арендной платы.

С 04.08.2009 вступили в законную силу Правила, согласно пункту 2 которых размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, в расчете на год определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника (далее - федеральные органы исполнительной власти), если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов: а) на основании кадастровой стоимости земельных участков; б) по результатам торгов (конкурсов, аукционов); в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации; г) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В силу пункта 6 Правил арендная плата за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в пунктах 3 - 5 Правил, рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В этих случаях арендная плата рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка, по следующей формуле: А = С x Р, где: А - арендная плата; С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной не более чем за 6 месяцев до заключения договора аренды земельного участка; Р - действующая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Предложенный истцом размер арендной платы определен с учетом рыночной стоимости земельного участка, установленной на основании отчета от 12.12.2014 N 601-14рс. Сведения о несоответствии данного отчета требованиям Закона об оценочной деятельности отсутствуют.

Принимая во внимание бездействие ответчика по изменению условий договора в части определения размера арендной платы, суды правомерно удовлетворили исковые требования.

Довод жалобы о том, что изначальный расчет арендной платы по договору произведен согласно Правилам, подлежит отклонению, поскольку доказательства соответствия величины арендных платежей актуальному размеру рыночной стоимости земельного участка не представлены.

Довод жалобы об отсутствии у истца правомочий по проведению оценки рыночной стоимости участка, не опровергает судебных выводов. Рассмотрение и удовлетворение настоящих исковых требований направлено на установление между сторонами правоотношений в соответствии с действующими нормативными актами.

Кассационный суд не усматривает нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов. В этой связи решение от 03.06.2015 и постановление от 16.09.2015 должны быть оставлены без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Архангельской области от 03.06.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2015 по делу N А05-3575/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

Г.М.РУДНИЦКИЙ

 

Судьи

Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА

А.В.КАДУЛИН

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок