Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.02.2013 г. № А43-8170/2012
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.02.2013 г. № А43-8170/2012
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
22.03.2013Российский налоговый порталФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26.02.2013 г. № А43-8170/2012
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 26.02.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.
при участии представителя
от заявителя: Милашина М.А. по доверенности от 01.02.2013
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.07.2012,
принятое судьей Леоновым А.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012,
принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В.,
по делу N А43-8170/2012
по заявлению закрытого акционерного общества "ФормМат"
(ИНН: 5244002788, ОГРН: 1025201420386)
о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области в предоставлении в собственность земельного участка
и
установил:
закрытое акционерное общество "ФормМат" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - Территориальное управление), изложенного в письме от 16.01.2012 N АБ-07/384, в предоставлении Обществу в собственность земельного участка площадью 3661 квадратный метр, с кадастровым номером 52:17:0050201:7, расположенного по адресу: Нижегородская область, Балахнинский район, примерно в 8 километрах от рабочего поселка Гидроторф по направлению на запад.
Решением суда от 24.07.2012 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Территориальное управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствую фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, испрашиваемый земельный участок расположен под объектом гидротехнического сооружения и в силу подпункта 10 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации является ограниченным в обороте и не может предоставляться в частную собственность.
Представитель Общества в судебном заседании не согласился с доводами Территориального управления, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Территориальное управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества: производственный водопровод, назначение - нежилое, протяженность - 6533 метра, инвентарный номер 50905, литера 8; линия электропередачи - 6 кВ, назначение нежилое, протяженность - 3146 метров, инвентарный номер 50905, литера 4; сооружение (воздушная линия 6 кВ), назначение - нежилое, протяженность - 6882 метра, инвентарный номер 50905, литера 5, расположенные по адресу: Нижегородская область, Балахнинский район, рабочий поселок Гидроторф (свидетельства о государственной регистрации права от 17.03.2011 серии 52 АГ N 536698, от 19.01.2011 серии 52 АГ N 536014, от 03.03.2011 серии 52 АГ N 536963).
Указанные объекты расположены на земельном участке площадью 3661 квадратный метр, с кадастровым номером 52:17:0050201:7 по адресу: Нижегородская область, Балахнинский район, рабочий поселок Гидроторф, находящемся в федеральной собственности (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 12.11.2011 N 04/044/2011-282). Категория испрашиваемого земельного участка и его основное целевое назначение - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Общество обратилось в Территориальное управление с заявлением от 19.12.2011 о предоставлении в собственность указанного земельного участка.
Письмом от 16.01.2012 N АБ-07/384 Территориальное управление возвратило Обществу представленный комплект документов на доработку, указав на то, что земельный участок ограничен в обороте в связи с нахождением на нем гидротехнического сооружения.
Общество посчитало, что действия Территориального управления не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, и обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, пунктом 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 28, статьей 29, пунктами 1, 5 и 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Территориального управления правовых оснований для отказа в предоставлении Обществу земельного участка и удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
В силу части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Минэкономразвития России от 30.09.2011 N 475 (далее - Перечень).
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (часть 6 статьи 36 Кодекса).
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
В пункте 4 названного положения указано, что на территории субъектов Российской Федерации Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность через соответствующие территориальные управления и заключает в установленном законом порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В силу пунктов 4.1, 4.6 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Нижегородской области, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества и обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Следовательно, Общество обратилось с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка к уполномоченному органу по управлению и распоряжению земельными участками на территории Нижегородской области, находящимися в государственной собственности.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Общество обладает исключительным правом на предоставление в собственность земельного участка с кадастровым номером 52:17:0050201:7.
Документы, предусмотренные Перечнем, Общество представило в Территориальное управление в полном объеме.
Согласно подпунктам 7 и 10 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации к ограниченным в обороте земельным участкам относятся участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров и расположенные под гидротехническими сооружениями.
Проанализировав положения Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", а также собранные в процессе рассмотрения дела документы, суды пришли к обоснованному выводу, что находящийся на спорном земельном участке производственный водопровод (протяженность - 6533 метра) не может быть отнесен к объектам трубопроводного транспорта и гидротехническим сооружениям, земельные участки под которыми являются ограниченными в обороте, поскольку данный объект используется в целях, способствующих осуществлению заявителем своей основной предпринимательской деятельности - добыча, обогащение, переработка и отгрузка формопеска. Доказательств обратного в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.
Суды обоснованно признали незаконным отказ Территориального управления в предоставлении в собственность земельного участка и удовлетворили требования Общества.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Территориальное управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.07.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 по делу N А43-8170/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
А.И.ЧИГРАКОВ
Темы: Экономика  
- 16.08.2022 Письмо Минфина России от 25.07.2022 г. № 03-03-06/3/71408
- 18.09.2013 Проект Указания ЦБ РФ «Об осуществлении наличных расчетов»
- 29.08.2013 О внесении изменений в часть 2 статьи 6 и часть 1 статьи 13 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
Комментарии