Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2012 г. № А03-12831/2011

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2012 г. № А03-12831/2011

Требование компании (об отмене решения налогового органа) было удовлетворено. Так как, несмотря на неверное исчисление налога на землю, предприятие сам налог оплатило своевременно.

28.04.2012Российский налоговый портал 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26.04.2012 г. № А03-12831/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2012 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Алексеевой Н.А.

судей Перминовой И.В., Поликарпова Е.В.

при ведении протокола помощником судьи Квитко Д.С.,

рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю и общества с ограниченной ответственностью "Форум плюс" на решение от 19.10.2011 Арбитражного суда Алтайского края (судья Доценко Э.С.) и постановление от 03.02.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Скачкова О.А., Бородулина И.И., Музыкантова М.Х.) по делу N А03-12831/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Форум плюс" (659314, Алтайский край, город Бийск, улица Мамонтова, 18б, ОГРН 1022200556608, ИНН 2204006075) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю (659305, Алтайский край, город Бийск, переулок Мартьянова, 59/1, ОГРН 1042201654505, ИНН 2204019780) о признании недействительным решения.

Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края в заседании участвовал представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю - Горохова Е.В. по доверенности от 23.12.2011.

Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Форум Плюс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю (далее - инспекция) от 20.06.2011 N 15-22/1694 о привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение инспекции).

Решением от 19.10.2011 Арбитражного суда Алтайского края (с учетом определения от 10.11.2011) заявленное требование удовлетворено.

Постановлением от 03.02.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Инспекция и общество, не согласившись с принятыми судебными актами, обратились с кассационными жалобами.

В кассационной жалобе инспекция просит решение от 19.10.2011 и постановление от 03.02.2012 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования.

Инспекция указывает на то, что обществом самостоятельно в представленной декларации указан период владения земельным участком - 9 месяцев.

Ссылаясь на постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.04.2011 "N 23/11", от 11.10.2011 "N 2119/11", инспекция полагает, что общество, обнаружив ошибку, должно было представить уточненную налоговую декларацию, иначе происходит необоснованное переложение на суд обязанности налогового органа по проверке правомерности уменьшения ранее исчисленной налогоплательщиком суммы налога.

Общество в кассационной жалобе просит изменить мотивировочную часть решения суда первой инстанции от 19.10.2011, исключив из текста: в абзаце 6 на странице 4 слова "по указанной в названном постановлении от 28.12.2009 N 546 средней стоимости 1 кв. м"; абзац 7 на странице 4, в котором указано: "Следовательно, кадастровая стоимость земельного участка 22:65:010407 площадью 41 486 кв. м составит, как указано в кадастровом паспорте 42 351 812 рублей 82 копейки, сумма налога за последние три месяца 2010 года составит 158 819 рублей 30 копеек (42 351 812 рублей 82 копейки x 1,55: 12 x 3)". Постановление апелляционного суда от 03.02.2012 отменить.

По мнению общества, постановление Администрации Алтайского края от 28.12.2009 N 546 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края" (далее - постановление от 28.12.2009 N 546) не могло применяться с 01.01.2010, поскольку на указанную дату официально не было опубликовано.

Общество считает, что в силу "пункта 1 статьи 5" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), определений Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 "N 165-О-О", от 24.02.2011 "N 156-О-О", от 17.11.2011 "N 1571-О-О", "пункта 3" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 "N 2647/11" и "N 2081/11" для целей налогообложения постановление от 28.12.2009 N 546 может применяться только с 01.01.2011.

В отзыве инспекция просит оставить кассационную жалобу общества без удовлетворения.

В отзыве на кассационную жалобу общества инспекция указала, что она не подлежит удовлетворению.

Проверив в соответствии со "статьями 274", "284", "286" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационных жалобах, отзывах на них и выступлениях присутствующего в заседании представителя инспекции, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год по земельному участку с кадастровый номером 22:65:010407:36.

По результатам этой проверки инспекция приняла решение от 20.06.2011 N 15-22/1694 о привлечении общества к налоговой ответственности на основании "пункта 1 статьи 122" Налогового кодекса за неполную уплату земельного налога в виде штрафа в размере 51 180 рублей 80 копеек. Этим же решением обществу доначислено и предложено к уплате в бюджет 255 911 рублей земельного налога за 2010 год.

Основанием для принятия такого решения явился вывод инспекции о том, что общество при исчислении земельного налога обязано было исходить из кадастровой стоимости земельных участков, установленной постановлением от 28.12.2009 N 546.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 11.08.2011 решение инспекции оставлено без изменения.

Общество, не согласившись с решением инспекции, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались "статьями 387" - "391", "394", "396" Налогового кодекса и исходили из отсутствия у инспекции оснований для принятия оспариваемого решения, поскольку общество, несмотря на неверное исчисление налога, уплатило его в установленный срок.

Выводы суда первой инстанции и апелляционного суда являются правомерными и соответствуют обстоятельствам дела.

В силу "пункта 1 статьи 388" Налогового кодекса плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со "статьей 389" Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим "пунктом".

Исследовав и оценив в порядке "статьи 71" АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 22:65:010407:36, площадью 41 486 кв. м, находящегося по адресу: Алтайский край, город Бийск, улица Мамонтова, 18б. Право собственности на данный земельный участок зарегистрировано за обществом 27.09.2010 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Вывод судов о том, что обязанность по уплате земельного налога возникла у общества с момента государственной регистрации права собственности на земельный участок, и земельный налог подлежал уплате им за три последних месяца 2010 года, соответствует положениям "пункта 7 статьи 396" Налогового кодекса и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в "пункте 1" постановления Пленума от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога".

"Статьей 390" Налогового кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как устанавливаемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом обложения этим налогом.

В силу "статьи 66" Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, предусмотренном "Правилами" проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.

Согласно "пункту 2 статьи 66" Земельного кодекса органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу).

Кадастровая стоимость конкретного земельного участка определяется путем умножения его площади на утвержденный субъектом Российской Федерации удельный показатель кадастровой стоимости, определяемый с учетом месторасположения земельного участка и вида разрешенного пользования.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Администрация Алтайского края постановлением от 28.12.2009 N 546 утвердила результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края. В постановлении указано на вступление его в силу с 01.01.2010 и признание утратившим силу ранее действовавшего постановления Администрации Алтайского края от 13.04.2004 N 162 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края" (далее - постановление от 13.04.2004 N 162).

Постановление от 28.12.2009 N 546 опубликовано в официальном источнике опубликования - газете "Алтайская правда" 30.12.2009 N 415-416.

В связи с этим суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что с 01.01.2010 ранее действовавшее постановление от 13.04.2004 N 162, содержащее результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края не применяется.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь при определении момента вступления в силу постановления от 28.12.2009 N 546 статьями 5, 36 Закона Алтайского края от 09.11.2006 N 122-ЗС "О правотворческой деятельности", правильно указал, что результаты кадастровой оценки земель, позволяющие определить кадастровую стоимость земельного участка, были доведены до сведения налогоплательщиков до начала налогового периода - 2010 года.

В связи с этим правомерен вывод судов, что общество обязано было исчислять земельный налог исходя из сведений о кадастровой стоимости земельного участка, содержащихся в постановлении от 28.12.2009 N 546.

Судами установлено, что сумма земельного налога, подлежащая уплате обществом в 2010 году и исчисленная на основании постановления от 28.12.2009 N 546 (исходя из среднего показателя кадастровой стоимости земельного участка 1 020 рублей 87 копеек за 1 кв. м), составляет 158 819 рублей 30 копеек.

Общество на основании постановления от 13.04.2004 N 162 исчислило и уплатило 220 547 рублей земельного налога за девять месяцев 2010 года.

Таким образом, несмотря на неверное исчисление суммы налога, недоимки по земельному налогу за 2010 год у общества не возникло.

Поскольку задолженности по земельному налогу за 2010 год у общества нет, то суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях общества состава налогового правонарушения, предусмотренного "пунктом 1 статьи 122" Налогового кодекса.

При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительным решение инспекции.

Довод общества о том, что не представлено доказательств официального опубликования до 01.01.2010 постановления от 28.12.2009 N 546, а размещение его в газете "Алтайская правда" к таковому не относится, подлежит отклонению.

В силу частей 1, 4 статьи 33 Закона Алтайского края от 09.11.2006 N 122-ЗС "О правотворческой деятельности" официальным опубликованием законов Алтайского края является опубликование их текстов в газете "Алтайская правда" и (или) Сборнике законодательства Алтайского края. Датой официального опубликования является дата первого опубликования текста нормативного правового акта в одном из указанных изданий.

Как следует из кассационной жалобы общества, при опубликовании в газете "Алтайская правда" от 30.12.2009 постановления от 28.12.2009 N 546 было указано, что приложения к нему будут размещены на сайте Администрации Алтайского края.

Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает.

Общество на оспаривает размещение на официальном сайте Администрации Алтайского края в сети Интернет постановления от 28.12.2009 N 546 в полном объеме.

Таким образом, неопубликование в газете "Алтайская правда" приложения к постановлению от 28.12.2009 N 546 не влечет нарушения прав налогоплательщиков (граждан и организаций) на получение информации о кадастровой стоимости земельных участков. Публикация названного постановления без приложения (но с указанием сайта в сети Интернет, на которых названное постановление подлежит размещению в полном объеме) не может свидетельствовать о том, что данное постановление нельзя признать официально опубликованным.

Данная правовая позиция изложена в "постановлении" Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" "(пункт 21)".

Ссылка общества на то, что постановление от 28.12.2009 N 546 для целей налогообложения может применяться только с 01.01.2011, подлежит отклонению.

Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края были утверждены и опубликованы до начала налогового периода (до 01.01.2010). Постановление от 28.12.2009 N 546 вступило в силу 01.01.2010.

Положения "пункта 1 статьи 5" Налогового кодекса не препятствовали налогоплательщику-организации определить налоговую базу и исчислить земельный налог за 2010 год самостоятельно в соответствии с "главой 31" Налогового кодекса на основе экономических показателей, содержащихся в постановлении от 28.12.2009 N 546.

Ссылка инспекции на постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.04.2011 "N 23/11", от 11.10.2011 "N 2119/11" не может быть принята во внимание, поскольку обжалуемые судебные акты приняты по делам с иными фактическими обстоятельствами, в связи с чем названные постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не могут повлиять на сделанные судами выводы по настоящему делу.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что отсутствуют основания, установленные "статьей 288" АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.

Согласно "подпунктам 3", "12 пункта 1 статьи 333.21" Налогового кодекса, "пункту 15" информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" при обжаловании судебных актов в кассационном порядке по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными государственная пошлина для юридических лиц составляет 1 000 рублей.

В соответствии со "статьей 104" АПК РФ, "статьей 333.40" Налогового кодекса обществу следует возвратить из федерального бюджета 1 000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению от 02.04.2012 N 710.

Руководствуясь "пунктом 1 части 1 статьи 287", "статьей 289" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 19.10.2011 Арбитражного суда Алтайского края (с учетом определения от 10.11.2011) и постановление от 03.02.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-12831/2011 оставить без изменения, кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю и общества с ограниченной ответственностью "Форум плюс" - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Форум плюс" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 02.04.2012 N 710 государственную пошлину в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.А.АЛЕКСЕЕВА

Судьи

И.В.ПЕРМИНОВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок