Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.10.2011 г. № А43-27886/2010

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.10.2011 г. № А43-27886/2010

Направление акта сверки задолженности и наличие требований о взыскании недоимки до публикации сообщения в официальном издании не свидетельствуют о предъявлении соответствующих претензий в установленном законом порядке.

07.11.2011  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18.10.2011 г. № А43-27886/2010

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 17.10.2011.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Радченковой Н.Ш.,

судей Александровой О.В., Чигракова А.И.

при участии представителя

от заинтересованного лица: Квашниной Е.Н. (доверенность от 28.03.2011)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13

по Нижегородской области

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.03.2011,

принятое судьей Мукабеновым И.Ю., и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2011,

принятое судьями Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В., Кирилловой М.Н.,

по делу N А43-27886/2010

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительная ярмарка"

(ИНН 5239008512, ОГРН 1065235007232)

о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Нижегородской области

об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица и

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Строительная ярмарка" (далее - ООО "Строительная ярмарка", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Нижегородской области (далее - Инспекция) от 25.08.2010 об отказе в государственной регистрации ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Строительная ярмарка" и об обязании инспекции произвести государственную регистрацию ликвидации.

Решением от 14.03.2011 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционного суда от 05.07.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Инспекция не согласилась с принятыми по делу судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

По мнению Инспекции, вывод судов об отсутствии доказательств предоставления Обществом недостоверного ликвидационного баланса является несостоятельным, поскольку Общество подтвердило наличие задолженности, отразив ее в промежуточном ликвидационном балансе. На конец отчетного периода задолженность была погашена, однако платежей по налоговым обязательствам, согласно выписке из лицевого счета, Обществом не осуществлялось, и доказательств погашения указанной задолженности Общество не представило.

Кроме того, в нарушение "пункта 1 статьи 9" Федерального закона от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон N 129-ФЗ) и "пункта 4" Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439, ликвидационный баланс представлен в непрошитом и непронумерованном виде.

Инспекция также указывает, что направление Обществу акта сверки задолженности является извещением налогоплательщика о неуплаченной сумме налога и требованием уплатить ее в установленный срок.

В силу "статьи 286" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции осуществляет проверку законности решения и постановления с учетом тех документов, которые имелись у суда первой инстанции и апелляционного суда на момент принятия судебных актов, и не принимает дополнительные доказательства, поэтому приложенные к кассационной жалобе дополнительные документы подлежат возвращению Инспекции.

Подробно доводы Инспекции изложены в кассационной жалобе и поддержаны ее представителем в судебном заседании.

Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.

Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направил. Кассационная жалоба рассмотрена без его участия.

Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в "статьях 274", "284" и "286" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, единственным участником ООО "Строительная ярмарка" было принято решение от 09.12.2009 N 10 о ликвидации Общества.

Инспекцией на основании соответствующего уведомления в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись от 17.12.2009 ГРН 2095235032627 о принятии решения о ликвидации Общества.

Сообщение о принятии решения о ликвидации ООО "Строительная ярмарка" и возможности предъявления кредиторами требований в течение двух месяцев с момента публикации данного сообщения было опубликовано 27.01.2010 в журнале "Вестник государственной регистрации" N 3 (259).

В Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись от 19.05.2010 ГРН 2105235010384 о составлении Обществом промежуточного ликвидационного баланса (свидетельство серии 52 N 004559964).

ООО "Строительная ярмарка" 18.08.2010 обратилось к регистрирующему органу с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по установленной "форме N Р16001".

Инспекцией было вынесено решение от 25.08.2010 об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица в связи с непредставлением определенных "Законом" N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" документов, необходимых для государственной регистрации. В качестве основания к отказу в государственной регистрации указано, что среди представленных для регистрации документов отсутствует ликвидационный баланс.

Общество, посчитав решение Инспекции незаконным, обжаловало его в арбитражный суд.

Руководствуясь "статьями 198", "200" и "201" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, "статьями 9", "21", "23" Закона N 129-ФЗ и "статьями 61", "62" и "63" Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводам о соблюдении процедуры ликвидации и представлении в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации ликвидации документов. Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц регулируются Федеральным "законом" от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

В соответствии с "пунктом 1 статьи 21" Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в котором подтверждается соблюдение установленного федеральным законом порядка ликвидации юридического лица, завершение расчетов с его кредиторами и согласование вопросов ликвидации юридического лица с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации необходимых сведений.

Указанный перечень документов в силу прямого указания "пункта 4 статьи 9" Закона N 129-ФЗ является исчерпывающим.

Согласно "статье 23" Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных "Законом" N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.

При этом "Закон" N 129-ФЗ не возлагает на регистрирующий орган обязанность осуществлять проверку представленных на регистрацию документов на предмет их достоверности, в том числе достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов и данных о наличии (отсутствии) у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, за исключением соответствия этих документов по форме и содержанию требованиям нормативных актов.

Как следует из материалов дела и установили суды, заявителем на государственную регистрацию в связи с ликвидацией Общества в надлежащий регистрирующий орган представлены все необходимые документы, при этом ликвидационный баланс общества свидетельствует об отсутствии у ликвидируемого юридического лица задолженности перед кредиторами.

В соответствии с "пунктом 1 статьи 63" Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Требования кредиторов учитываются в размере, признанном ликвидационной комиссией, на основании документов, подтверждающих наличие обязательств юридического лица и их размер.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Согласно "пункту 2 статьи 63" Гражданского кодекса Российской Федерации после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

В силу "статьи 69" Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, сроке уплаты налога, данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В соответствии со "статьей 70" Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

Согласно "пункту 4 статьи 64" Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании долга при ликвидации юридического лица в случае отказа ликвидационной комиссией в удовлетворении требований кредитора либо уклонении от их рассмотрения.

Как установлено судами обеих инстанций и подтверждается материалами дела, Инспекция не представила доказательств, свидетельствующих о предъявлении Обществу требований о погашении кредиторской задолженности в установленном законом порядке, в том числе направления требования об уплате налога в установленные законодательством сроки, проведении налоговой проверки ликвидируемого юридического лица и обращении в суд за принудительным взысканием задолженности в судебном порядке; до вынесения оспариваемого решения регистрирующим органом были внесены записи в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации, формировании ликвидационной комиссии и составлении промежуточного ликвидационного баланса Общества.

Как верно указали суды первой и апелляционной инстанций, направление акта сверки задолженности и наличие требований о взыскании недоимки до публикации сообщения в официальном издании не свидетельствуют о предъявлении соответствующих претензий в установленном законом порядке.

Ссылка Инспекции на ненадлежащее оформление ликвидационного баланса отклоняется судом округа по следующим основаниям.

Согласно "части 1 статьи 65" Арбитражного кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Представленный Обществом ликвидационный баланс содержит на оборотной стороне последнего листа печать организации, количество листов, отметку "прошнурован, пронумерован" и подпись удостоверяющего лица. Доказательств, опровергающих доводы Общества, Инспекция не представила.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что при указанных обстоятельствах у Инспекции отсутствовали правовые основания для принятия решения об отказе в государственной регистрации ликвидации ООО "Строительная ярмарка".

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу "статьи 286" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу "части 4 статьи 288" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании "пункта 1 статьи 333.37" Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь "пунктом 1 части 1 статьи 287" и "статьей 289" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.03.2011 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2011 по делу N А43-27886/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Нижегородской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Ш.РАДЧЕНКОВА

Судьи

О.В.АЛЕКСАНДРОВА

А.И.ЧИГРАКОВ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Как открыть для себя «Личный кабинет налогоплательщика»?

Если у вас нет еще доступа в ваш «Личный кабинет», то советую сделать