Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Поволжского округа от 07.07.2011 г. № А57-13262/2010

Постановление ФАС Поволжского округа от 07.07.2011 г. № А57-13262/2010

Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.

27.07.2011  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07.07.2011 г. № А57-13262/2010

(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления по делам записи актов гражданского состояния Правительства Саратовской области, г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 30.12.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2011
по делу N А57-13262/2010
по иску Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района, г. Саратов (ИНН 6453074026, ОГРН 1036405320456), к Управлению по делам записи актов гражданского состояния Правительства Саратовской области, г. Саратов (ИНН 6450004165, ОГРН 1036405001797), о взыскании задолженности в размере 66 390 руб. 24 коп., с участием третьего лица - Комитета по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов,

установил:

Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова (далее - АТСЖ Ленинского района, истец) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к Управлению по делам записи актов гражданского состояния Правительства по Саратовской области (далее - Управление, ответчик) о взыскании задолженности за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с 01.01.2009 по 31.08.2010 в сумме 66 390 руб. 24 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области суда от 30.12.2010, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2011, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со "статьей 286" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права серия 64 АБ N 627508 нежилое помещение общей площадью 249,7 кв. м, расположенное по адресу: г. Саратов, проспект Строителей, 19 зарегистрировано за Управлением на праве оперативного управления.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. проспект Строителей, 19 входит в состав товарищества собственников жилья "Техстекло" (далее - ТСЖ "Техстекло", товарищество).
Судами установлено, что между ТСЖ "Техстекло" и АТСЖ Ленинского района заключен договор от 10.01.2006, согласно пункту 1.1 которого ТСЖ "Техстекло" передает АТСЖ Ленинского района сроком на 5 лет объекты общего имущества многоквартирных домов, входящие в состав товарищества для управления, обеспечения эксплуатации и пользования в установленных законодательством пределах.
В соответствии с пунктом 5.2 договора АТСЖ Ленинского района обязана производить текущий и капитальный ремонт общего имущества отдельно взятого многоквартирного дома, входящего в состав товарищества, исключительно за счет и в пределах средств оплачиваемых на эти цели жителями (собственниками, нанимателями) данного многоквартирного дома.
Согласно пункту 7.1 договора он вступает в силу с 10.01.2006 и действует до 31.12.2010.
В связи с неисполнением Управлением своей обязанности по оплате расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
"Статьей 39" Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование; в издержках по содержанию этого имущества обязаны участвовать как собственники квартир, так и собственники нежилых помещений ("статьи 249", "290" ГК РФ).
Согласно "статье 137" ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей "главой" и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
"Частью 4 статьи 158" ЖК РФ определено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно "пункту 28" Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:
а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;
б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с "частью 6 статьи 155" ЖК РФ.
Согласно "пункту 3 части 1 статьи 137" ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии с "пунктом 33" Правил N 491 размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
В соответствии с положениями "раздела VIII" ЖК РФ и "пунктов 16", "30" Правил N 491 собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Согласно "пункту 31" Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Протоколом общего собрания членов ТСЖ "Техстекло" от 10.01.2006 утвержден размер платы за содержание и ремонт общего имущества.
"Часть 6 статьи 155" ЖК РФ устанавливает, что не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещений и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Из указанных правовых норм следует, что собственники нежилых помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, обязаны оплачивать расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Отказ части собственников помещений от вступления в члены товарищества собственников жилья либо от заключения договора с товариществом собственников жилья не освобождает их от участия в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества.
Отсутствие договора между истцом и управлением не означает отсутствие обязанности оплаты содержания общего имущества, поскольку управление пользуется услугами товарищества в силу расположения находящихся в его собственности нежилых помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, Управление в силу закона должно нести расходы по содержанию общего имущества жилого дома и в данном случае подлежит оплате неисполненная работа или оказанная услуга, а не установленный тариф.
Кроме того, материалы дела не содержат доказательств того, что услуги истцом по содержанию дома не оказывались, либо оказывались некачественно.
Следовательно, истец правомерно осуществил расчет платы, исходя из размера платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества, согласно утвержденным решением общего собрания собственников многоквартирного дома от 10.01.2006 тарифам и механизму их перерасчета.
Представленный истцом расчет Управлением не оспорен.
Правильность выводов судебных инстанций подтверждается правовой позицией, изложенной в "Постановлении" Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, согласно которой собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Таким образом, заявленные требования правомерно удовлетворены арбитражным судом.
Доводы кассационной жалобы правильность выводов судебных инстанций не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь "пунктом 1 части 1 статьи 287", "статьями 286", "289" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 30.12.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2011 по делу N А57-13262/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.


Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Темы: Экономика  

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок