Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.05.2011 г. № А46-13123/2010

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.05.2011 г. № А46-13123/2010

Факт осуществления предприятием добычи песка вне границ, которые определены лицензией образует состав административного правонарушения.

07.06.2011  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30.05.2011 г. № А46-13123/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Алексеевой Н.А., Маняшиной В.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Омский речной порт" на решение от 22.11.2010 Арбитражного суда Омской области (судья Глазков О.В.) и постановление от 11.03.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-13123/2010 по заявлению открытого акционерного общества "Омский речной порт" (ИНН 5505009406, ОГРН 1025501179362) к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ИНН 5503079359, ОГРН 1045504007658) о признании незаконным постановления от 07.10.2010 N 1/252-ПР о привлечении к административной ответственности.
Другие лица, участвующие в деле: Омская транспортная прокуратура Западно-Сибирской транспортной прокуратуры.
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Омский речной порт" - Стефанивская О.А. по доверенности от 29.10.2011.
Суд
установил:
открытое акционерное общество "Омский речной порт" (далее - ОАО "Омский речной порт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - административный орган, Минсельхозпрод Омской области) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 07.10.2010 N 1/252-ПР.
Решением от 22.11.2010 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 11.03.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований Общества отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Омский речной порт", ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, принять новый судебный акт об удовлетворении требований ОАО "Омский речной порт".
По мнению Общества, суды не применили подлежащие применению нормы материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу Минселхозпрод Омской области просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителя Общества, поддержавшего доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в соответствии со "статьями 274", "286" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами при принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что Омской транспортной прокуратурой на основании требований Федерального "закона" от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" была проведена общенадзорная проверка по факту пользования недрами без разрешения (лицензии) ОАО "Омский речной порт", расположенным по адресу: 644121, г. Омск, ул. 9-я Ленинградская, 33.
В ходе проверки было установлено, что в период с 12.08.2010 по 19.08.2010 на участке 1902,5 - 1902,7 км реки Иртыш от устья у приверха острова Безымянный плавучим краном КПЛ 5-30 N МКК - 2, принадлежащим ОАО "Омский речной порт", осуществлялось пользование недрами с целью добычи руслового песка ниже дна водоема с погрузкой его на баржи - площадки МП - 1115, МП - 1111, которые отшвартованы для движения методом толкания теплоходами "РТ - 405", "РТ - 363".
Вместе с тем, соответствующую лицензию на право пользования недрами на указанном выше участке русловой части реки Иртыш, а именно с географическими координатами СШ 54 градуса 37 минут 28,2 секунд, ВД 73 градуса 56 минут 16,3 секунд, которые являются соответствующими участку, расположенному на траверзе 1902,55 км реки Иртыш от устья, ОАО "Омский речной порт" не получало.
По результатам данной проверки Омской транспортной прокуратурой 16.09.2010 принято постановление о возбуждении в отношении ОАО "Омский речной порт" дела об административном правонарушении по "части 1 статьи 7.3". Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данное постановление с материалами проверки было направлено в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области, для рассмотрения в порядке административного производства.
Определением от 22.09.2010 N Н-24/15-04-2010/1 Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области передало материалы дела, в отношении ОАО "Омский речной порт", по подведомственности в Минсельхозпрод Омской области.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Минсельхозпродом Омской области было принято оспариваемое постановление от 07.10.2010 N 1/252-ПР о привлечении ОАО "Омский речной порт" к административной ответственности, предусмотренной "частью 1 статьи 7.3" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 1 000 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, полагая, что оно не соответствует закону, нарушает права и интересы, ОАО "Омский речной порт" обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных ОАО "Омский речной порт" требований, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав и оценив в соответствии со "статьей 71" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исходя из положений "статей 2.1", "7.3", "25.4" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, "статьи 11" Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон от 21.02.1992 N 2395-1), пришли к выводу о доказанности вины Общества во вменяемом административном правонарушении и правомерном привлечении его к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из следующего.
Согласно "части 6 статьи 210" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с "частью 7 статьи 210" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно "постановлению" Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2011 N 28) действия лиц, осуществляющих добычу подземных вод (использование водозаборных скважин) без соответствующей лицензии либо с нарушением требований, предусмотренных лицензией, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена "частью 1" или "частью 2 статьи 7.3" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с "частью 1 статьи 7.3" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами без разрешения (лицензии) является административно наказуемым деянием, которое влечет наложение штрафа юридических лиц от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
"Статьей 11" Закона от 21.02.1992 N 2395-1 определено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая в данном случае является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Судами установлено и следует из материалов дела, что ОАО "Омский речной порт" располагает лицензией ОМС 00036 ТЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - разработка Верхнеачаирско-Нижнепокровского месторождения строительного песка. Согласно ей участок недр расположен в русле реки Иртыш, в 3-4 км южнее села Ачаир Омского района Омской области. Описание границ участка недр, координаты угловых точек, копии топопланов, разрезов приводятся в приложении 5,6,9. Участок недр имеет статус горного отвода.
Данная лицензия продлена распоряжением Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области от 09.11.2009 N 404-р до 30.12.2010.
Границы горного отвода очерчиваются 1901 - 1902 км реки Иртыш, что подтверждается решением о предоставлении водного объекта в пользование от 08.04.2010 N 55-14.01.01.001-Р-РДБВ-С-2010-00175/00, выданного Министерством промышленной политики, транспорта и связи Омской области, согласно которому водопользователю (обществу) разрешается с целью использования водного объекта для добычи строительных песков на месторождении "Верхнеачаирское -Нижнепокровское" (лицензия на право пользования недрами ОМС 00036 ТЭ, ОМС 00007 ТЭ), в том числе блоки: С1 - I на участках, расположенных в пределах 1899-1899,4 км и 1899,8 -1900 км от устья. Площадь акватории водопользования данного блока составляет 0,012 кв. км. Ближайший населенный пункт - с. Ачаир; С1-II на участках, расположенных в пределах 1901-1901,2 км и 1901,2 - 1902,3 км от устья реки. Площадь акватории участков водопользования данного блока составляет 0,011 кв. км. Ближайший населенный пункт - с. Ачаир. В данном решении определены координаты данных участков водного пользования с целью добычи строительных песков.
Обществу также выдана лицензия ОМС 80007 ТЭ с целевым назначением и видами работ добыча строительных песков на Верхнеачаирском-Нижнепокровском месторождении (часть блока С1-III) месторождения. Участок недр расположен в пределах 1899,6 -1902 км участка основного судового хода реки (лоцманская карта 2001 года) в протоке между правым берегом и безымянным островом русла реки Иртыш в Омском районе Омской области. Описание границ участков недр, координаты угловых точек, копии топопланов, разрезов приводятся в приложении N 2.
Вместе с тем, проверкой, проведенной Омской транспортной прокуратурой, установлено, что в период с 12.08.2010 по 19.08.2010 на участке 1902,5-1902,7 км от устья реки Иртыш у приверха острова Безымянный в отсутствие разрешительных документов ОАО "Омский речной порт" осуществляло незаконную добычу руслового песка ниже дна водоема с использованием плавучего крана КПЛ- 5-30 N МКК-2 с погрузкой его на баржи - площадки МП-1115, МП-1111.
Фактическое местонахождения плавучего крана, его географические границы: СШ 54 градуса 37 минут 28,2 секунд; ВД 73 градуса 56 минут 16,3 секунд, что соответствует 1902,55 км от устья реки Иртыш.
Согласно информации, полученной из письма начальника Управления по недропользованию по Омской области Максимова А.П. от 17.09.2010 N 02-12/714, названный участок русла реки Иртыш, расположен в пределах разведенного Верхнеачаирско-Нижнепокровского месторождения строительных песков.
Лицензия на недропользование и решение о предоставлении водного объекта в пользование на участке 1902,5 км - 1902,7 км от устья реки Иртыш ОАО "Омский речной порт" не выдавалась (письмо Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области N 4285 от 16.09.2010).
Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций установили, что обстоятельства незаконной добычи песка в отсутствие надлежаще оформленных правоустанавливающих документов подтверждаются и другими письменными доказательствами, в частности: письмом директора ООО "Селена - С" Голубина А.Н. от 16.08.2010, направленным в адрес Омской транспортной прокуратуры и приложенными к нему фото и видео материалами, исследованными экспертом ЭКЦ Западно-Сибирского УВДТ, согласно справке которого от 20.09.2010 N 2/297-с признаки монтажа в указанных фото и видеоматериалах отсутствуют; ответом на поручение прокурора и.о. начальника Обь - Иртышского управления государственного морского и речного надзора от 20.08.2010 N ОИ.1-01-16/857; протоколом осмотра места происшествия от 19.08.2010, а именно судна МКК - 2 несамоходного плавучего крана; письменными объяснениями от 19.08.2010 работников ОАО "Омский речной порт" Кузнецова Д.А. и Зотиной М.П., Савьюк А.В.; объяснениями от 09.09.2010 жителей поселка Ачаирский (Уфимцев В.В., Симонов А.А., Киселев К.В.); объяснениями работников ООО "Селена - С" (Голубин А.Н., Фогель А.Н., Поварницын И.Н.); актом обследования от 15.09.2010, приложенным к нему топографическим планом, выкопировкой (из лоцманской карты реки Иртыш от 2052 км до Омска, издания 2001 года) участка 1902,0 - 1903,0 км реки Иртыш от устья.
Исследовав и оценив в соответствии с "частью 1 статьи 64", "статьями 71", "168" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности факта осуществления ОАО "Омский речной порт" добычи песка вне границ, определенных выданной ему лицензией.
Согласно "части 2 статьи 2.1" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ОАО "Омский речной порт" не представлены суду доказательства, подтверждающие принятия всех зависящих от него мер для оформления лицензии на пользования недрами с целью добычи руслового песка.
Доказательства того, что у Общества отсутствовала возможность для соблюдения требований действующего законодательства, в материалы дела также не представлены.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод о том, что административный орган доказал наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного "частью 1 статьи 7.3" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного "частью 1 статьи 7.3" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах своих полномочий и срока давности привлечения к административной ответственности, установленного "частью 1 статьи 4.5" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией "части 1 статьи 7.3" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а именно, совершение Обществом аналогичного правонарушения в течение одного года, с момента вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания за ранее совершенное административное правонарушение.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не принимаются кассационной инстанцией на основании "статьи 286" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с тем, что полностью повторяют доводы апелляционной жалобы, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела и являлись предметом рассмотрения судебных инстанций.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем оснований для их отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь "пунктом 1 части 1 статьи 287", "статьей 289" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 22.11.2010 Арбитражного суда Омской области и постановление от 11.03.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-13123/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.И.ОТЧЕСКАЯ
Судьи
Н.А.АЛЕКСЕЕВА
В.П.МАНЯШИНА


Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок