Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Павел Гагарин

Павел Гагарин


Работа: Аудиторско-консалтинговая группа «Градиент Альфа»

Должность: Председатель совета директоров

Новости / Мнения / Большой налоговый брат присмотрит за банками и их клиентами

Большой налоговый брат присмотрит за банками и их клиентами

01.11.2013«Ведомости»

В ноябре Госдума планирует рассмотреть правительственный законопроект о банковском налоговом контроле. Формально он необходим для установления контроля над выполнением финансово-кредитными организациями функции налоговых агентов (сейчас, как заявляют инициаторы законопроекта, Федеральная налоговая служба полагается на добросовестность банков). Фактически же налоговые органы смогут получать у банков практически всю необходимую им информацию о налогоплательщиках.

Парламент вновь стал местом для дискуссий еще до рассмотрения этого резонансного законопроекта под номером 330414-6. В заключении комитета по финансовому рынку, подписанном его председателем Натальей Бурыкиной, говорится, что «комитет не поддерживает введение нового вида налогового контроля за кредитными организациями». Комитет по бюджету и налогам также написал три страницы претензий к законопроекту. В итоге Совет Госдумы перенес его рассмотрение с 25 октября на ноябрь.

Правительство, конечно, свой законопроект не отзовет. Кулуарные консультации по его поводу продолжаются. Так что большой брат уже не просто следит за тобой и практически все о тебе знает — вскоре он сможет оперировать этими знаниями в суде. Законопроект № 330414-6 наделит налоговиков такой возможностью. Суть его — ужесточение контроля ФНС над выполнением банками функции налогового агента. Интерес ФНС понятен: в распоряжении банков имеется наиболее ценная для налоговиков информация, и теперь им придется ею делиться. Налоговики получат возможность оперативного доступа к информации обо всех счетах и движении средств на них.

ФНС и сейчас имеет возможность следить за налогоплательщиками и многое о них знает — и благодаря банкам, и на основе своих и минфиновских аналитических разработок, которые помогают определить, имеют ли место нарушения налогового и уголовного кодекса, и даже с высокой точностью вычислить объемы ухода от налогов. Но в суде такие доказательства не всегда учитываются, поэтому арбитражная практика по налоговым спорам пока далеко не всегда на стороне фискалов (около 40% по итогам 2011-2012 гг.). Если законопроект о банковском налоговом контроле будет принят в нынешнем виде, налоговикам станет намного проще доказывать незаконность «серых» схем оптимизации налогообложения. Вместе с объединением Высшего арбитражного и Верховного судов, думаю, «эффективность» обращений налоговиков в суд вырастет в 1,5-2 раза.

По идее, предусмотренное законопроектом № 330414-6 ужесточение контроля за финансово-кредитными организациями должно способствовать борьбе с нелегальной банковской деятельностью, но, с другой стороны, от нововведений пострадают законопослушные банки, объем отчетности которых существенно вырастет, а вместе с ним — и трудовые, и, соответственно, финансовые затраты. Это скорее всего сведет на нет возможный позитивный эффект от законопроекта, не говоря уже о том, что он противоречит «Основным направлениям налоговой политики РФ». В них, напомню, декларируется снижение уровня административной нагрузки на бизнес.

В связи с темой банковского налогового контроля нужно упомянуть еще «антиотмывочный» закон № 134-ФЗ, знаменитый прежде всего правом ФНС получать информацию о движении средств по счетам не только юридических, но и физических лиц. В нем также прописаны новые правила блокировки счетов, которые ставят компанию в зависимость от почтового оператора (читай: «Почты России») или интернет-провайдера. Впрочем, как и указанные недостатки законопроекта № 330414-6, все это частности, с которыми мы и банки, надеюсь, справимся. На мой взгляд, важно другое.

Вышеперечисленные и целый ряд других законопроектов — часть «антиотмывочной» коррекции российского законодательства и объявленного властями курса на «деофшоризацию». Более того, это часть общемирового тренда. Достаточно вспомнить, что сейчас в рамках ОЭСР создается система автоматического обмена налоговой информацией, которая должна заработать с 2015 г. С 2014 г. заработает американский закон FATCA, обязывающий банки по всему миру передавать «на родину» информацию о резидентах США американским налоговикам. Причина активизации усилий в этом направлении очевидна — долговой кризис развитых стран. Повышать налоги дальше некуда, поэтому совершенствуется налоговое администрирование. В российской действительности к фискальной задаче прибавляется, как мне кажется, так называемая «национализации элит», о которой официально не говорят, но которая фактически проводится. Вспомним законы о запрете чиновникам иметь активы за рубежом, усилия по раскрытию бенефициаров и т.д.

Не спорю ни с необходимостью всеми правдами и неправдами пополнять бюджет, ни с целесообразностью борьбы с уходом от налогов, ни со стремлением вернуть под государственный контроль стратегические предприятия… Но экономия на налогах — отнюдь не главная причина, почему бизнес использует офшоры. Офшорные схемы, в первую очередь, нужны для защиты бизнеса от посягательств рейдеров, которые теперь действуют все меньше грубыми силовыми и все больше — тонкими юридическими методами. Во-вторых, офшорное законодательство в отличие от российского более приспособлено к ведению бизнеса. Поэтому, если мы собираемся открыть доступ к налоговой информации, содержащейся в банках, надо, как минимум, быть уверенными, что эта информация не будет использована не по назначению, а как максимум, адаптировать российские законы под международные стандарты и современные нужды.

Недавно также прошла новость, что силовикам вернут право возбуждать уголовные дела по налоговым поводам. Опять же, не ставя под сомнение необходимость раскрытия и пресечения преступных схем, не могу не выразить сомнения в том, что предлагаемые поправки в законодательство будут служить только на благо.

В целом, понимаю, что противиться исчезновению понятия «банковская тайна» бессмысленно. К тому же, если ты чист, тебе нечего скрывать. Но вопрос в другом: насколько при этом будет гарантирована безопасность предпринимателей? Если в развитых странах рейдерство — это что-то из ряда вон выходящее, то в России это, увы, привычное явление, масштаб которого со временем только увеличиваются. Широкой публике это неочевидно лишь потому, что методы рейдеров становятся более интеллектуальноемкими, с использованием тонких юридических и финансовых технологий вместо силовых методов и «маски-шоу» 1990-х гг. Хочется надеяться, что нарастающее со всех сторон административное давление на российский бизнес (вопреки его декларируемому снижению) все же приведет к большей ответственности«администраторов» за свои действия и за доступ к коммерческой информации. Иначе снова придется констатировать, что «хотели, как лучше, а получилось, как всегда».

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Дмитрий Хитров

Компания «Электронный арбитраж»

Почему в суд выгодно представлять именно электронные документы?

Право и возможность подачи электронных документов в суд предоставлено в России давно. Однако по старинке стороны ходят на заседания с большими папками бумажных документов вместо планшетов или ноутбуков. Почему?

Татьяна Суфиянова

Российский налоговый портал

Ошибки риэлтора могут помешать получению имущественного вычета

При совершении сделок при покупке или продаже жилья советую быть внимательным при подписании договора купли-продажи. В противном случае покупатель не сможет вернуть НДФЛ в полном размере.