Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Юрий Печенкин

Юрий Печенкин


Работа: Место работы не раскрывается

Должность: Должность не раскрывается

Биография: Налоговые услуги и налоговые споры

Новости / Мнения / Некоторые соображения о законопроекте о внесении изменений в статью 87 Налогового кодекса (окончание)

Некоторые соображения о законопроекте о внесении изменений в статью 87 Налогового кодекса (окончание)

Соображения, касающиеся того, насколько принятие Законопроекта будет способствовать имплементации будущих соглашений об обмене информацией

26.08.2013

(окончание, начало см. здесь, продолжение см. здесь)

 Имплементация международно-правовых норм во внутреннее законодательство государства неразрывно связано с добросовестным соблюдением этим государством его международных обязательств и главным образом представляет собой принятие таким государством национальных норм права с целью изменения национального законодательства сообразно принятым международным обязательствам. 

Для того, чтобы определить какие именно нормы международного договора, согласие на обязательность которого выражено государством, требуют имплементации во внутреннее законодательство этого государства необходимо сопоставить положения этого международного договора с положениями внутреннего законодательства такого государства и выявить те нормы такого международного договора, которые отсутствуют во внутреннем законодательстве подобного государства, либо предусматривают нечто иное по сравнению с ним.

Поскольку российское типовое соглашение об обмене налоговой информацией еще не разработано или разработано, но еще не утверждено и вследствие чего не обнародовано, для того, чтобы определить какие нормы будущих российских соглашений об обмене налоговой информацией требуют имплементации во внутреннее законодательство России, попробуем опереться на Модельное Соглашение, основные положения двустороннего варианта которого приведены ниже (неофициальный перевод с английского языка на русский язык – мой):

«Статья 1

Объект и область действия Соглашения

Компетентные органы Договаривающихся сторон предоставляют помощь посредством обмена информации, которая является предположительно значимой для администрирования и принуждения к соблюдению внутренних законов Договаривающихся сторон, касающихся налогов, охватываемых данным Соглашением. Такая информация включает информацию, которая является предположительно значимой для определения налогового режима, подсчета и взимания таких налогов, предъявления и принуждения к исполнению налоговых требований или расследования или ведения налоговых дел. Информация обменивается в соответствии с положениями данного Соглашения и как конфиденциальная подвергается такому обращению, которое предусмотрено в статье 8. Права и гарантии, предоставленные лицам законами или административной практикой запрашиваемой Стороны, действуют постольку, поскольку они неоправданно не препятствуют или не задерживают эффективный обмен информацией.

Статья 5

Обмен информацией по запросу

1. Компетентный орган запрашиваемой Стороны по запросу предоставляет информацию для целей, указанных в статье 1. Такая информация обменивается безотносительно того, образует ли расследуемое деяние преступление, согласно законам запрашиваемой Стороны, если такое деяние совершено в запрашиваемой Стороне.2. Если информация, располагаемая компетентным органом запрашиваемой Стороны, не достаточна для того, чтобы дать ему возможность выполнить запрос о предоставлении информации, эта Сторона пользуется всеми средствами сбора информации, чтобы предоставить запрашиваемую информацию запрашивающей Стороне, несмотря на то, что такая информация может не требоваться  запрашиваемой Стороне для ее собственных фискальных целей. 3. Если это особо испрашивается компетентным органом запрашивающей Стороны, компетентный орган запрашиваемой Стороны предоставляет информацию, согласно данной статье, насколько это допустимо в соответствии с ее внутренними законами, в форме письменный показаний свидетелей и копий оригинальных документов, засвидетельствованных в верности.4. Каждая Договаривающаяся сторона обеспечивает, чтобы ее компетентные органы в целях, определенных в статье 1 Соглашения, обладали полномочиями получать и по запросу предоставлять:a) информацию, хранимую банками, другими финансовыми институтами и любыми лицами, действующими в качестве агентов или доверенных лиц, включая номинальных владельцев и доверительных собственников;b) информацию, касающуюся принадлежности компаний, партнерств, трастов, фондов, “Anstalten”[i] и других лиц, включая информацию о принадлежности в отношении всех таких лиц в цепочках владения (в пределах ограничений статьи 2), в случае доверительной собственности - информацию об учредителях, доверительных собственниках и выгодоприобретателях, а и в случае фондов - информацию об учредителях, членах советов и выгодоприобретателях. Тем не менее, данное Соглашение не создает для Договаривающихся сторон обязательства получать или предоставлять информацию о принадлежности в отношении компаний, чьи акции участвуют в публичных биржевых торгах, или публичных коллективных инвестиционных фондов или коллективных инвестиционных схемах, если только такая информация может быть получена без несоразмерных трудностей.5. Компетентный орган запрашивающей Стороны, совершая запрос о предоставлении информации, предоставляет следующие сведения компетентному органу запрашиваемой Стороны, чтобы продемонстрировать предполагаемую значимость информации для совершения запроса:(a) о персоне лица, находящего под проверкой или расследованием;(b) описание искомой информации, включая ее характер и форму, в которой запрашивающая Сторона желает получить информацию от запрашиваемой Стороны; (c) о фискальной цели, с которой ищется информация;(d) об основаниях для того, чтобы полагать, что запрашиваемая информация хранится в запрашиваемой Стороне или располагается или контролируется лицом, находящемся под юрисдикцией запрашиваемой Стороны;(e) в той степени, в которой они известны – об имени и адресе любого лица, считаемого располагающим запрашиваемой информацией;(f) утверждение, что запрос соответствует законодательству и административной практике запрашивающей Стороны и что, если бы запрашиваемая информация была бы в пределах юрисдикции запрашивающей Стороны, компетентный орган запрашивающей Стороны был бы способен получить эту информацию в соответствии с законами запрашивающей Стороны или в обычном ходе административной практики, и что запрос соответствует Соглашению;(g) утверждение, что запрашивающая Сторона, чтобы получить информацию воспользовалась всеми средствами, доступными на ее собственной территории, за исключением тех, которые могли бы вызвать несоразмерные трудности.6. Компетентный орган запрашиваемой Стороны направляет запрашиваемую информацию запрашивающей Стороне настолько быстро, насколько это возможно. Для того, чтобы обеспечить быстрый ответ, компетентный орган запрашиваемой Стороны:a) в письменной форме подтверждает получение запроса компетентному органу запрашивающей Стороны и уведомляет компетентный орган запрашивающей Стороны о недостатках запроса, если таковые имеют место, в течение 60 дней по получении запроса;b) незамедлительно сообщает запрашивающей Стороне, если он оказался неспособным получить или предоставить информацию в течение 90 дней по получении запроса, включая случаи, когда он сталкивается с препятствиями в предоставлении информации, или он отказывается предоставить информацию, разъясняя причину его неспособности выполнить запрос, характер трудностей или причину его отказа.

Статья 6

Налоговые проверки за рубежом

1. Договаривающаяся сторона может разрешить представителям компетентного органа другой Договаривающейся стороны въехать на территорию первой упомянутой Стороны для того, чтобы провести опросы физических лиц и изучить документы с письменного согласия затрагиваемых лиц. Компетентный орган второй упомянутой Стороны уведомляет компетентный орган первой упомянутой Стороны о времени и месте встречи с затрагиваемыми физическими лицами.2. По запросу компетентного органа одной Договаривающейся стороны компетентный орган другой Договаривающейся стороны может разрешить компетентному органу первой упомянутой Договаривающейся стороны присутствовать на соответствующей части налоговой проверки во второй упомянутой Стороне.3. Если указанный в пункте 2 запрос принимается, компетентный орган Договаривающейся стороны, проводящей проверку, как только это становится возможным, уведомляет компетентный орган другой Стороны о времени и месте проверки, органе или должностном лице, которому поручено проведение проверки, и порядке совершения действий и условиях, требуемых первой упомянутой Стороной при проведении проверки. Все решения в отношении проведения налоговой проверки принимаются Стороной, проводящей проверку.»

Анализ вышеприведенных положений двустороннего варианта Модельного Соглашения в сопоставлении с внутренним законодательством Российской Федерации показывает, что имплементации требует широкий круг норм, прямо из косвенно вытекающих из Модельного Соглашения, в частности:а) норма об общем полномочии ФНС исполнять обязанности и осуществлять права по Модельному Соглашению. В настоящее время ФНС уполномочено«взаимодействовать в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности» (пункт 5.20. Положения о ФНС). И, учитывая то, как установленная сфера деятельности определяется в пункте 1 Положения о ФНС, существуют значительные сомнения в том, что содействие иностранному государству в осуществлении его права налагать налоги посредством обмена информации входит в установленную сферу деятельности ФНС;б) нормы о том, что сведения, составляющие банковскую и налоговую тайну и полученные ФНС в пределах ее полномочий, могут раскрываться ФНС перед компетентными органами иностранных государств, а также о том, что сведения о документах, удостоверяющих личность физических лиц, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, могут раскрываться ФНС перед компетентными органами иностранных государств;в) нормы: о праве компетентных органов иностранных государств запрашивать и получать информацию у ФНС; о праве ФНС предоставлять запрошенную информацию компетентным органам иностранных государств; о праве ФНС запрашивать и получать информацию у компетентных органов иностранных государств и пользоваться полученной информацией для целей налогового контроля;г) нормы: о возможности опроса физических лиц и получения документов представителями компетентных органов иностранных государств вне связи с налоговыми проверками, проводимыми ФНС; о правовом механизме испрашивания ФНС согласия заинтересованных лиц на опросы и предоставление документов вне связи с налоговыми проверками, проводимыми ФНС;д) нормы: о праве компетентных органов иностранных государств испрашивать въезд представителей этих компетентных органов в Россию с целью проведения опросов физических лиц изучения документов вне связи с налоговыми проверками, проводимыми ФНС, и участия в налоговых проверках, проводимых ФНС; о праве компетентных органов иностранных государств направлять представителей этих компетентных органов в Россию с целью проведения опросов физических лиц изучения документов вне связи с налоговыми проверками, проводимыми ФНС, и участия в налоговых проверках, проводимых ФНС; о праве компетентных органов иностранных государств проводить опросы физических лиц и изучать документы на территории России вне связи с налоговыми проверками, проводимыми ФНС, и участвовать в налоговых проверках, проводимых ФНС;е) нормы: о праве ФНС взаимодействовать с федеральными органами исполнительной власти (ведомство внутренних дел, внешнеполитическое ведомство, оборонное ведомство и служба безопасности) по вопросу разрешения въезда представителей этих компетентных органов иностранных государств в Россию с целью проведения опросов физических лиц и изучения документов вне связи с налоговыми проверками, проводимыми ФНС, и участия в налоговых проверках, проводимых ФНС; о праве федеральных органов исполнительной власти давать согласие или отказывать в согласии на въезд представителей этих компетентных органов в Россию с целью проведения опросов физических лиц и изучения документов вне связи с налоговыми проверками, проводимыми ФНС, и участия в налоговых проверках, проводимых ФНС;ж) нормы: об обязанности ФНС организовывать пребывание представителей компетентных органов других стран в России; об обязанности ФНС организовывать проведения опросов физических лиц и изучения документов представителями компетентных органов других стран;з) нормы о праве ФНС испрашивать въезд представителей ФНС в другие страны с целью проведения опросов физических лиц и изучения документов вне связи с налоговыми проверками, проводимыми компетентными органами иностранных государств, и участия в налоговых проверках, проводимых компетентными органами иностранных государств; о праве ФНС направлять представителей ФНС в другие страны с целью проведения опросов физических лиц и изучения документов вне связи с налоговыми проверками, проводимыми компетентными органами иностранных государств, и участия в налоговых проверках, проводимых компетентными органами иностранных государств; о праве ФНС проводить опросы физических лиц и изучать документы вне связи с налоговыми проверками, проводимыми компетентными органами иностранных государств, и участвовать в налоговых проверках, проводимых компетентными органами иностранных государств; о праве ФНС пользоваться полученной информацией для целей налогового контроля.

Необходимо признать, что столь глубокая имплементация норм международного договора во внутригосударственное право не распространена на практике в Российской Федерации. Однако отсутствие соответствующей традиции нисколько не должно означать того, что принимаемые международные обязательства должны существовать сами по себе без органично развивающих их положений внутригосударственного законодательства (в расчете ли на т.н. самоисполнимость, фактически существующее взаимодействие и т.п.). Только механизм реализации международных обязательств на национальном уровне может в полной мере обеспечить исполнение международного договора, а значит – имплементация не только необходима, но и, в конечном счете, служит залогом того, что государство будет исполнять не только сам международный договор, но и придерживаться одного из основополагающих принципов международного права – принципа добросовестного соблюдения международных обязательств.

Бесспорно, что отнюдь не все из вышеперечисленных норм требуют их имплементации именно в Налоговый кодекс. Возможно, разработчики Законопроекта, видя целью предполагаемого принятия Законопроекта имплементацию положений будущих российских соглашений об обмене налоговой информацией во внутреннее право России, рассматривали лишь те из них, которые требуют имплементации только в Налоговый кодекс. Однако круг положений будущих российских соглашений об обмене налоговой информацией, попытка имплементации которых в Налоговый кодекс предпринимается в Законопроекте, крайне узок по сравнению с тем кругом положений этих соглашений, которые действительно требуют имплементации в Налоговый кодекс. Из этого можно сделать вывод о том, что хотя принятие Законопроекта и будет способствовать имплементации положений будущих российских соглашений об обмене налоговой информацией во внутригосударственное законодательство России, но будет способствовать этому крайне ограниченно.


[i]. Здесь – «учреждений» (нем.).

Автор: на 12:56

 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок