Не люблю я маркетинг!
Но, с одной существенной оговоркой: если под маркетингом понимается маркетинг товаров
13.09.2011Российский налоговый порталПожалуй, я не ошибусь, если скажу, что среди российских адвокатов к маркетингу существует весьма настороженное отношение, если не сказать,отрицательное. Более того, я хочу подчеркнуть, что это мнение разделяют очень и очень многие наши коллеги из Европы и США.Я присоединяюсь к большинству! Я разделяю это мнение, но я разделяю его с одной существенной оговоркой: если под маркетингом понимается маркетингтоваров.
Когда я впервые заинтересовался маркетингом (это было лет пять назад), для меня было откровением узнать, что маркетинг бывает двух видов. Первый – это маркетинг товаров и товароподобных услуг, второй – маркетинг профессиональных услуг, в первую очередь, юридических и аудиторских. Я не люблю, когда мне пытаются навязать пылесос за сто тысяч рублей. Я не люблю, когда меня обманывают, пытаясь заставить купить посиневшую курицу,выдавая ее за свежую, подсвечивая ее специальными лампами для придания розового цвета. Я не люблю, когда мне пытаются всучить мобильный телефон с функциями, которые мне не нужны; я не люблю, когда фильм, который я смотрю по телевизору, прерывается рекламой прокладок и лекарства от запора. Все это, как и вы, я не люблю. Это примеры товарного маркетинга, когда вам пытаются навязать то, что вам не нужно.
Маркетинг юридических услуг – это нечто иное. Можно долго говорить об этом, но главное заключается в том, что, как бы вы ни старались, вы не можете навязать ваши услуги потенциальному клиенту. Вы не можете навязать развод мужу, если он любит свою жену и счастлив с ней в браке; вы не можете заставить человека совершить кражу, не можете посоветовать ему устроить автомобильную аварию, вы не можете навязать ему договор или затеять земельный спор. Вы не можете заставить человека создать себе проблему, которую он может разрешить с вашей профессиональной помощью.
Клиента обращается за юридической помощью только в том случае, если он осознает наличие проблемы или возможность ее возникновения, и понимает свою неспособность решить ее собственными силами без посторонней профессиональной помощи. Жизнь устроена так, что к адвокату обращаются за помощью лишь тогда, когда проблема возникла или может возникнуть. Вы не можете навязать ему саму проблему, единственное, что вы можете предпринять, так это помочь ему сделать правильный выбор между вами и остальными.
Маркетинг, достойный статуса адвоката, есть средство, которое поможет человеку с юридической проблемой сделать правильный выбор между халтурщиком и профессионалом. И если он с вашей помощью сделает правильный выбор – это будет ваша победа в конкурентной борьбе на рынке юридических услуг!
Лучше быть самым дорогим юристом в городе и заставлять людей думать, что вы этого стоите, чем быть самым дешевым и заставлять их сомневаться в ваших способностях



