Есть ли в России двойное налогообложение?
Транспортный налог и налог на имущество организаций – разные налоги с одного и того же объекта налогообложения
04.08.2011Российский налоговый порталСамо понятие двойного налогообложения в действующем российском налоговом законодательстве не раскрывается и ничем не запрещено. До принятия части первой Налогового кодекса РФ в ст. 6 Закона РФ № 2118-1 от 27.12.1991 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» был установлен принцип однократности налогообложения: один и тот же объект мог облагаться налогом одного вида за определенный период только один раз. Сегодня в ст. 3 НК РФ, закрепляющей основные начала законодательства о налогах и сборах, принцип однократности вообще не упоминается. Однако по смыслу его использования в отдельных статьях Налогового кодекса в отношении налогов на имущество и на доходы можно заметить, что понятие охватывает случаи налогообложения одного и того же объекта дважды.
Тогда «чистый» случай двойного налогообложения в налоговой системе РФ может быть обнаружен, если взимаются разные налоги с одного и того же объекта налогообложения. Подобные примеры, действительно, есть – это транспортный налог и налог на имущество организаций.
Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе. В то же самое время по смыслу ст. 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются различные транспортные средства, что вполне входит в понятие движимого имущества согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ.
По соответствующему запросу Конституционным Судом РФ было принято определение от 14.12.2004 г. № 451-О, в котором указано, что эти налоги имеют самостоятельные объекты налогообложения и самостоятельные налоговые базы. Причем разница по существу заключается в различии характеристик транспортного средства: по налогу на имущество организаций налоговая база определяется по его стоимости, а по транспортному налогу – мощностью двигателя. При этом объект налогообложения транспортным налогом был описан судьями как физические свойства, обусловливающие соответствующий уровень воздействия на состояние дорог общего пользования.
Немного позже этот же вопрос был рассмотрен еще и Верховным Судом РФ. В определении от 09.03.2005 г. № 93-Г05-1 судьи, обосновывая свою позицию, отметили, что размер транспортного налога зависит от мощности двигателя транспортного средства, а размер налога на имущество организаций – от среднегодовой стоимости имущества.
То есть, несмотря на единый объект налогообложения, налоговые базы в каждом случае разные. Однако фактически объект, с которого взимаются налоги, один и тот же – конкретное транспортное средство. Экономическая сущность объекта налогообложения в обоих случаях одинакова – это способность имущества, в частности транспортного средства, приносить своему владельцу доход в результате непосредственного использования. Использование разных показателей налоговой базы формально препятствует признанию факта двойного налогообложения, хотя по смыслу это так.
Предложения интересные, но в реализации могут быть весьма затруднительные
Уходит старый 2011 год, который принес нам немало важных новостей



