Нужен ли клиенту бублик или дырка от него?
02.06.2011Российский налоговый порталВ своих ответах на первый мой пост я написал следующее. Если хотите, можно так. Бублик всегда с дыркой. Они друг без друга не существуют. Клиент хочет купить бублик, но покупает дырку от бублика. Юрист хочет продать бублик, но продает дырку от бублика. Услуга - это изготовление бублика. Но объект купли-продажи - дырка от бублика. Причем оба этого не понимают.
Эта аналогия вызвана не моей больной фантазией, как, видимо, могу подумать некоторые участники обсуждения, возникшей ассоциативной связью с дыркой от дрели
В теории маркетинга товаров и им подобных услуг существует выражение «продается не дрель, а дырка». Это означит, что люди покупают не просто товары или услуги. Они покупают пользу, которую эти товары и услуги могут принести, и которую потребители от них ожидают. Если же перед потенциалом стоит проблема, то можно сказать, что он покупает ее решение. Продавец, к примеру, дрели со всей очевидностью полагает, что он продает именно ее, на самом деле он продает хорошее просверленные отверстия.
Для потенциала эти проблемы могут быть вопросом жизни и смерти, а могут быть просто прихотью или капризом. В маркетинге в основу классификации этих проблем положена пирамида потребностей, предложенная психологом Авраамом Маслоу в середине прошлого века. Он стал знаменит на весь мир тем, что предложил теорию о мотивах поступков людей в определенной ситуации.
Маслоу предположил, что потребности людей делятся на разные типы, и что эти потребности могут быть выстроены в определенной последовательности. В основе, в самом низу, лежат физиологические потребности (голод, жажда). Люди стремятся удовлетворить эти основные потребности в первую очередь, а после переходят к удовлетворению иных, расположенных выше этого основания.
Когда физиологические потребности удовлетворены, они идут дальше и начинаются беспокоиться об укрытии от холода и жара, дождя и снега – о жилище. Когда жилище обеспечено, они начинают ощущать социальные потребности в общении, любви, дружбе и уважении. В этом социальном окружении у них возникает потребность самовыражения, то есть выразить себя физически, умственно и духовно.
Некоторые товары и услуги предназначены для удовлетворения потребностей самого низкого уровня. На вершине пирамиды находятся товары и услуги, в наименьшей степени связанные с потребностями нижнего уровня. Но не все так просто, как кажется. Укрыться от дождя и переночевать можно в шалаше или в Шератоне, конфеты одной марки могут служить для утоления голода или подарком любимой. Поэтому одни и те же товары и услуги, согласно Маслоу, на разных уровнях пирамиды потребностей являются решением разных проблем.
Все начинается с ощущения потребности, касается ли это нового вкуса мороженого, новых шин для автомобиля или новой стрижки. Что-то внутри говорит: «У меня проблема…», «Я хочу» или «Мне нужно…»
Самое забавное, что и продавец, и покупатель думают, что один продает, а другой покупает именно дрель. А на самом деле, первый продает дырку, а второй ее покупает.
Лучше быть самым дорогим юристом в городе и заставлять людей думать, что вы этого стоите, чем быть самым дешевым и заставлять их сомневаться в ваших способностях
Но, с одной существенной оговоркой: если под маркетингом понимается маркетинг товаров



