Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Налоговые проверки: «камералка» против выездной

Налоговые проверки: «камералка» против выездной

Говорят, беда одна не приходит. Об этой поговорке вспоминают бухгалтеры, когда налоговики неожиданно «радуют» не только выездной проверкой, но и разбавляют ее «камералкой». А что, если результаты по двум контрольным мероприятиям окажутся диаметрально противоположными?

11.08.2008
Федеральное Агентство Финансовой Информации
Автор: А. Березин, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога. С другой стороны, суммы излишне уплаченного налога законодательство позволяет зачесть в счет недоимки по тому же налогу, образовавшейся у фирмы (ст. 78 НК). Примечательно, что обе перечисленные нормы на практике применяются лишь по результатам налоговых проверок фирмы-налогоплательщика. А любая проверка, что естественно, занимает некоторое время. В связи с этим возникает вполне закономерный вопрос: должны ли налоговики учитывать еще не проверенную ими переплату по тому налогу, по которому они уже успели «найти» недоимку за более ранние периоды?

К сожалению, в таких весьма щекотливых ситуациях искать правду нередко приходится в зале суда, как это случилось недавно с одной красноярской фирмой.

Все под контролем

Итак, налоговики 16 июля 2007 года начали выездную налоговую проверку деятельности компании за 2004-2006 годы. Проведя необходимые контрольные мероприятия, ревизоры составили акт и 31 октября 2007 года выписали организации штраф за неуплату НДС. Естественно, карательное решение сопровождалось доначислением налога и соответствующих сумм пеней.

Казалось бы, в этой ситуации нет ничего незаурядного. Однако ИНДС за июль 2007 года и заплатила налог. Через некоторое время компания обнаружила ошибки в расчетах с бюджетом и 20 августа 2007 года подала уточненную декларацию по налогу, подтверждающую переплату по НДС. Камеральная налоговая проверка по этой «уточненке» была окончена только 19 ноября 2007 года. Весьма любопытен ее результат: вынесено решение о возмещении суммы налога.

Получилась довольно необычная ситуация: сначала налоговики наказали фирму, а потом собрались возмещать НДС из бюджета. При этом суммы санкций, отраженных в результатах выездной проверки, фирма все равно должна заплатить в бюджет. Вполне логично, что организация, желая расставить все точки над i, обратилась с заявлением в суд.

Приятные выводы

Для начала арбитры напомнили участникам процесса ряд положений налогового законодательства. В частности, если налогоплательщик обнаружил в поданной им декларации какие-либо ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога, то он обязан внести в нее необходимые дополнения и изменения (п. 1 ст. 81 НК). В пункте 4 данной статьи Кодекса говорится о том, что подача уточненной декларации после истечения срока подачи первичной декларации и срока уплаты налога освобождает фирму от ответственности при условии, что до подачи «уточненки» налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Также судьи упомянули правовую позицию ВАС в данном вопросе (постановление Пленума № 5 от 28 февраля 2001 г. «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса»). Высшие арбитры указали, что, применяя статью 122 Кодекса, судам необходимо иметь в виду следующее: «неуплата или неполная уплата сумм налога» означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье действий или бездействия.

Следовательно, наличие у компании в предыдущем периоде переплаты по НДС, которая перекрывает или равна сумме налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате, освобождает ее от налоговой ответственности. Амнистия возможна, если указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу. В данном случае состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 Налогового кодекса, отсутствует, так как занижение суммы налога не приводит к возникновению задолженности перед бюджетом в части его уплаты.

В ходе разбирательства служители Фемиды установили, что на дату вынесения оспариваемого решения (31 октября 2007 г.) фирме на основании уточненной декларации по НДС за июль 2007 года подлежала возмещению из федерального бюджета определенная сумма налога. То, что «камералка» на рассматриваемый момент времени еще не завершилась, не играет никакой роли. Сумма возмещения превышала подлежащую доплате в бюджет сумму налога и пени по нему. А посему оснований для дополнительного начисления указанных сумм налога и пени, а также привлечения к налоговой ответственности, у налоговиков не имелось.

Принимая решение в пользу фирмы, суд признал несостоятельной ссылку ИФНС на отсутствие оснований для учета данных уточненной декларации. Инспекция имела возможность принять во внимание данную декларацию, ведь результатом ее подачи являлось отсутствие у налогоплательщика задолженности перед бюджетом (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 июня 2008 г. № А33-15598/07-Ф02-2462/08 по делу № А33-15598/07).

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Камеральные проверки
  • 07.12.2016  

    В кассационной жалобе общество указывает, что процедура вскрытия упаковок с изъятыми в ходе выемки оригиналов документов не предусмотрена действующим налоговым законодательством. Кассационная инстанция не принимает данный довод во внимание, поскольку представитель общества приглашался налоговым органом для вскрытия коробок изъятых документов с целью соблюдения интересов налогоплательщика; запрета на указанную процедуру также

  • 09.11.2016  

    Возникшая в результате представления налоговой декларации переплата по налогу в виде заявленной к возмещению из бюджета суммы налога не может считаться подтвержденной без проведения в течение трех месяцев камеральной налоговой проверки.

  • 17.10.2016  

    Как верно указали суды, результаты произведенных инспекцией контрольных мероприятий в отношении третьих лиц не имеют непосредственного отношения к предмету и объему камеральной проверки, в связи с чем полученная в ходе таких мероприятий налогового контроля информация не могла быть положена инспекцией в основу вывода о нереальности рассматриваемой хозяйственной операции.


Вся судебная практика по этой теме »

Выездные проверки
  • 03.10.2016  

    Требовать от налогоплательщика уплаты или перечисления налога в бюджет вне рамок завершенной налоговой проверки налоговые органы не вправе.

  • 30.05.2016   Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки.
  • 20.10.2015  

    Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, установленном ст. 83 НК РФ, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. Следовательно, уполномоченным принимать решение о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика является тот налоговый орган, в котором на учете состоит юридическое лицо.


Вся судебная практика по этой теме »