Аналитика / Налогообложение / Налоговые проверки: «камералка» против выездной
Налоговые проверки: «камералка» против выездной
Говорят, беда одна не приходит. Об этой поговорке вспоминают бухгалтеры, когда налоговики неожиданно «радуют» не только выездной проверкой, но и разбавляют ее «камералкой». А что, если результаты по двум контрольным мероприятиям окажутся диаметрально противоположными?
11.08.2008Федеральное Агентство Финансовой ИнформацииВ соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога. С другой стороны, суммы излишне уплаченного налога законодательство позволяет зачесть в счет недоимки по тому же налогу, образовавшейся у фирмы (ст. 78 НК). Примечательно, что обе перечисленные нормы на практике применяются лишь по результатам налоговых проверок фирмы-налогоплательщика. А любая проверка, что естественно, занимает некоторое время. В связи с этим возникает вполне закономерный вопрос: должны ли налоговики учитывать еще не проверенную ими переплату по тому налогу, по которому они уже успели «найти» недоимку за более ранние периоды?
К сожалению, в таких весьма щекотливых ситуациях искать правду нередко приходится в зале суда, как это случилось недавно с одной красноярской фирмой.
Все под контролем
Итак, налоговики 16 июля 2007 года начали выездную налоговую проверку деятельности компании за 2004-2006 годы. Проведя необходимые контрольные мероприятия, ревизоры составили акт и 31 октября 2007 года выписали организации штраф за неуплату НДС. Естественно, карательное решение сопровождалось доначислением налога и соответствующих сумм пеней.
Казалось бы, в этой ситуации нет ничего незаурядного. Однако ИНДС за июль 2007 года и заплатила налог. Через некоторое время компания обнаружила ошибки в расчетах с бюджетом и 20 августа 2007 года подала уточненную декларацию по налогу, подтверждающую переплату по НДС. Камеральная налоговая проверка по этой «уточненке» была окончена только 19 ноября 2007 года. Весьма любопытен ее результат: вынесено решение о возмещении суммы налога.
Получилась довольно необычная ситуация: сначала налоговики наказали фирму, а потом собрались возмещать НДС из бюджета. При этом суммы санкций, отраженных в результатах выездной проверки, фирма все равно должна заплатить в бюджет. Вполне логично, что организация, желая расставить все точки над i, обратилась с заявлением в суд.
Приятные выводы
Для начала арбитры напомнили участникам процесса ряд положений налогового законодательства. В частности, если налогоплательщик обнаружил в поданной им декларации какие-либо ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога, то он обязан внести в нее необходимые дополнения и изменения (п. 1 ст. 81 НК). В пункте 4 данной статьи Кодекса говорится о том, что подача уточненной декларации после истечения срока подачи первичной декларации и срока уплаты налога освобождает фирму от ответственности при условии, что до подачи «уточненки» налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Также судьи упомянули правовую позицию ВАС в данном вопросе (постановление Пленума № 5 от 28 февраля 2001 г. «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса»). Высшие арбитры указали, что, применяя статью 122 Кодекса, судам необходимо иметь в виду следующее: «неуплата или неполная уплата сумм налога» означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье действий или бездействия.
Следовательно, наличие у компании в предыдущем периоде переплаты по НДС, которая перекрывает или равна сумме налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате, освобождает ее от налоговой ответственности. Амнистия возможна, если указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу. В данном случае состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 Налогового кодекса, отсутствует, так как занижение суммы налога не приводит к возникновению задолженности перед бюджетом в части его уплаты.
В ходе разбирательства служители Фемиды установили, что на дату вынесения оспариваемого решения (31 октября 2007 г.) фирме на основании уточненной декларации по НДС за июль 2007 года подлежала возмещению из федерального бюджета определенная сумма налога. То, что «камералка» на рассматриваемый момент времени еще не завершилась, не играет никакой роли. Сумма возмещения превышала подлежащую доплате в бюджет сумму налога и пени по нему. А посему оснований для дополнительного начисления указанных сумм налога и пени, а также привлечения к налоговой ответственности, у налоговиков не имелось.
Принимая решение в пользу фирмы, суд признал несостоятельной ссылку ИФНС на отсутствие оснований для учета данных уточненной декларации. Инспекция имела возможность принять во внимание данную декларацию, ведь результатом ее подачи являлось отсутствие у налогоплательщика задолженности перед бюджетом (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 июня 2008 г. № А33-15598/07-Ф02-2462/08 по делу № А33-15598/07).
Темы: Камеральные проверки  Выездные проверки  
- 10.03.2022 Уточнить платеж можно в любой налоговой инспекции
- 22.10.2020 Налоговики вдвое уменьшили размер претензий к бизнесу
- 26.08.2020 У компании в результате пожара сгорели документы, а налоговый орган требовал представить их копии
- 12.10.2023 Может ли инспекция запрашивать документы после выездной проверки: позиция суда
- 03.03.2023 Подготовка к налоговым проверкам не должна включать выемку документов
- 03.03.2023 Счетная палата сообщила о необходимости улучшить систему планирования выездных проверок ФНС
- 11.05.2023 Касается ли мораторий на проверки налоговых мероприятий?
- 11.10.2022 Вправе ли налоговая запрашивать личные данные сотрудников?
- 10.08.2022 Налоговая требует документы вне рамок проверок – что делать?
- 15.09.2022 Налоговые органы в случае реализации недвижимого имущества ниже рыночной стоимости могут предъявить претензии
- 31.01.2022 Запрос документов на проверку контрагента вне рамок налоговой проверки
- 23.06.2021 Две истории одной организации, или о том, как при переходе с УСНО на ОСНО вычет по НДС получить
- 31.03.2024
Налоговый орган
доначислил единый налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, начислил пени и штраф, сделав вывод о документальном неподтверждении налогоплательщиком расходов.Итог: требование удовлетворено, поскольку доводы налогового органа не подтверждены, представленные налогоплательщиком в ходе камеральной налоговой проверки и в ходе рассмотрения судом дела документы надлежащим образом не были изу
- 28.01.2024
По результатам
камеральной налоговой проверки вынесено решение, согласно которому общество привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, обществу доначислен налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, пени.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что общество неправомерно не удержало (и
- 19.12.2023
По результатам
камеральной проверки арбитражному управляющему доначислен НДФЛ, начислены пени и штраф в связи с завышением профессиональных налоговых вычетов ввиду включения в их состав расходов на оплату сотовой связи, проезда и проживания, обучения, обслуживания транспортного средства.Итог: требование удовлетворено в части, поскольку не представлено доказательств того, что заявленные расходы были произ
- 07.04.2024
По итогам
рассмотрения материалов выездной налоговой проверки налоговым органом было принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Оспариваемым решением ФНС России жалоба заявителя оставлена без рассмотрения.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявителем пропущен установленный налоговым законодательством трехмесячный срок на подачу жалобы в ФНС
- 31.03.2024
Заявитель считал,
что решение о проведении выездной налоговой проверки является незаконным, нарушает его права и законные интересы.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что оспариваемое решение содержит все предусмотренные налоговым законодательством реквизиты, проверяемый период ранее выездной налоговой проверке не подвергался, не представлены обстоятельства, исключающие воз
- 13.03.2024
По мнению
общества, оспариваемое решение налогового органа о проведении проверки вынесено с нарушением норм действующего законодательства.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку отсутствуют доказательства превышения налоговым органом установленных законом сроков проведения выездной налоговой проверки, кроме того, законодательство о налогах и сборах не содержит прямого запрета на проведение
- 23.06.2023 Письмо Минфина России от 26.05.2023 г. № 02-09-10/48295
- 13.03.2023 Письмо Минфина России от 23.01.2023 г. № 03-13-05/4481
- 06.10.2022 Письмо ФНС России от 29.09.2022 г. № ПА-3-20/10550@
- 12.07.2023 Письмо ФНС России от 05.07.2023 г. № БВ-4-7/8532
- 26.04.2022 Письмо Минфина России от 01.04.2022 г. № 03-02-07/27142
- 25.04.2022 Письмо Минфина России от 30.03.2022 г. № 03-02-07/26025
Комментарии