
Аналитика / Налогообложение / Счет-фактура на УСН: последствия для «упрощенца»
Счет-фактура на УСН: последствия для «упрощенца»
Налоговики считают, что раз компания выставила счет-фактуру, то она обязана перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС. Разделяют это убеждение и «старшие братья» инспекторов — представители Минфина. На первый взгляд, при таком раскладе у «упрощенцев» нет никакой альтернативы, кроме как последовать рекомендациям чиновников. Однако это не совсем так
06.02.2009Российский налоговый порталСтатья 169 Налогового кодекса обязывает организации и индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, составлять при реализации на территории Российской Федерации товаров, работ или услуг счета-фактуры. Фирмы и бизнесмены, применяющие упрощенную систему налогообложения, НДС не уплачивают, а следовательно, на них такое требование не распространяется. С другой стороны, ни глава 21, ни глава 26.2 Кодекса не содержат прямого запрета на выставление счетов-фактур «упрощенцами». Кроме того, составлять этот документ «спецрежимника» периодически вынуждают его же собственные деловые партнеры, рассчитывающие таким образом предъявить к вычету «входной» НДС.
О возможности такого уменьшения базы по НДС стороной-покупателем, конечно же, можно поспорить. В частности, финансисты настаивают, что подобный вычет неправомерен. Дескать, воспользоваться таким правом можно лишь относительно суммы, предъявленной продавцом - плательщиком данного налога. НДС от «упрощенца» вычету не подлежит (письмо ФНС от 6 мая 2008 г. № 03-1-03/1925, письмо Минфина от 24 октября 2007 г. № 03-07-11/516). Естественно, существует и противоположная точка зрения (ее-то и придерживаются преимущественно судьи), согласно которой подобный вычет вполне допустим (см., например, определение ВАС от 19 сентября 2008 г. № 11863/08).
Выставил - плати?
Так или иначе, сам факт выставления счета-фактуры, скорее всего, не пройдет бесследно и в учете самого «упрощенца». Дело в том, что согласно позиции налоговиков, получивший сумму НДС от покупателя «упрощенец» обязан уплатить налог в бюджет, даже несмотря на тот факт, что в стандартных условиях он от этого налога освобожден. Естественно, не обойтись в данном случае и без налоговой декларации (письмо Минфина от 23 октября 2007 г. № 03-07-17/09). Как нетрудно догадаться, не придерживающийся данной схемы «спецрежимник» неминуемо рискует быть привлеченным к ответственности. Впрочем на любое действие найдется и противодействие, примером чему может служить недавнее разбирательство в ФАС Западно-Сибирского округа (постановление от 1 декабря 2008 г. № Ф04-7521/2008(16976-А81-34), Ф04-7521/2008(17596-А81-34) по делу № А81-1355/2008).
Как и во множестве других судебных разбирательств, поводом для описываемого дела стала выездная проверка деятельности некой организации из Ямало-Ненецкого автономного округа. В ходе контрольных мероприятий ревизорам удалось установить, что компания, применяющая упрощенную систему налогообложения, выставляла в адрес покупателей счета-фактуры с выделением налога на добавленную стоимость, который впоследствии в бюджет не уплачивался. Вполне закономерным результатом такой избирательности в действиях «спецрежимника» стало привлечение последнего к ответственности, штраф, а также требование перечислить в бюджет соответствующие суммы налога и пени по ним.
Ответственность неплательщика
В принципе нельзя сказать, что никаких оснований под собой обвинения, предъявленные налоговиками, не имели. Согласно пункту 5 статьи 174 Налогового кодекса лица, не являющиеся плательщиками НДС, обязаны уплатить налог в бюджет при выставлении ими своим покупателям счетов-фактур с выделением сумм налога. Именно этой законодательной нормой и руководствовались налоговики при вынесении решения по результатам проверки.
Однако контролеры изначально не учли другого важного в данной ситуации момента: пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса, по которой у них «проходила» организация, ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога предусмотрена лишь в отношении плательщика данного налога. Поскольку же «упрощенец» таковым не является, то, как указали судьи в вышеупомянутом постановлении, данное наказание к нему неприменимо.
Примечательно, что к подобному выводу служители Фемиды приходят уже далеко не первый раз. Такие же выводы содержатся в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 7 февраля 2007 года № Ф04-170/2007(31034-А81-25) и Поволжского округа от 7 сентября 2006 года № А12-4687/2006. Совершенно аналогичная точка зрения складывается у судей и относительно правомерности привлечения «упрощенца» по статье 119 Налогового кодекса (за непредставление декларации - в данном случае по НДС), применимой, как и 122-я, лишь к плательщикам налога (постановление ФАС Дальневосточного округа от 29 ноября 2006 г. № Ф03-А80/06-2/4257).
Темы: НДС  Упрощенная система налогообложения (УСН)  
- 12.08.2025 Минфин уточнил порядок применения льготы по НДС для общепита с 1 октября
- 31.07.2025 Названы самые частые ошибки в декларациях по НДС за I квартал 2025 года
- 14.07.2025 Комитет ГД одобрил законопроект о налоговых льготах производителям беспилотников
- 13.08.2025 Только 2% налогоплательщиков на УСН не сдали отчетность за первый квартал
- 13.08.2025 Налоговики объяснили, как учитывать убытки на АУСН
- 30.07.2025 Приморским предпринимателям предложили перейти на автоматизированную УСН
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 02.04.2025 ФНС попросили не наказывать бизнес на УСН за ошибки с НДС
- 18.03.2025 Декларация по УСН за 2024: основные изменения для бухгалтера
- 06.10.2024 Совмещение УСН и патента в одном регионе при продаже одного наименования товара
- 13.08.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, пени, штраф.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что обществом были искажены сведения о фактах его хозяйственной жизни и объекте налогообложения, что лишило общество права на получение преференций в виде права на вычеты по НДС по сделкам с контрагентами.
- 13.08.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены налог на прибыль и НДС, пени, штраф.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом были искусственно созданы условия для получения налоговой экономии путем формального заключения сделок с контрагентами, не ведущими реальной экономической деятельности и не исполняющими налоговые обязательства, основной целью которых являлось снижение налогов
- 13.08.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, пени и штраф в связи с необоснованным занижением НДС, подлежащего уплате, на сумму вычетов по взаимоотношениям со спорными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано, что обществом были совершены действия, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды и уклонение от налогообложения путем совершения операций
- 27.07.2025
Налоговый орган
сделал вывод об утрате предпринимателем права на применение патентной системы налогообложения (ПСН) в связи с превышением лимита доходов.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждены превышение установленного лимита доходов и утрата в связи с этим предпринимателем права на применение ПСН с начала налогового периода, на который был выдан патент.
- 27.07.2025
Предпринимателю доначислены
единый налог по УСН, НДФЛ, НДС. Также предприниматель привлечен к ответственности за непредставление налоговой декларации и неполную уплату налога.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заключенные между предпринимателем и взаимосвязанными с ним организациями-застройщиками сделки свидетельствуют о создании формального документооборота, позволяющего предприн
- 24.07.2025
Обществу начислены
НДС, НДФЛ и страховые взносы, пени и штрафы, так как установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что общество, применяющее УСН, при ведении финансово-хозяйственной деятельности осуществляло дробление бизнеса, направленное на снижение предельных показателей до установленных законодательством, позволяющих применять специальный налоговый режим в каждом из хозяйствующих субъектов.Итог
- 25.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-07-11/44607
- 15.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-07-11/44612
- 08.07.2025 Письмо ФНС России от 21.04.2023 г. № ЕА-3-15/5626@
- 04.07.2025 Письмо Минфина России от 22.05.2025 г. № 03-03-06/3/50292
- 03.07.2025 Письмо Минфина России от 26.05.2025 г. № 03-11-09/51466
- 25.06.2025 Письмо Минфина России от 19.03.2025 г. № 03-07-11/27263
Комментарии