
Аналитика / Налогообложение / Счет-фактура на УСН: последствия для «упрощенца»
Счет-фактура на УСН: последствия для «упрощенца»
Налоговики считают, что раз компания выставила счет-фактуру, то она обязана перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС. Разделяют это убеждение и «старшие братья» инспекторов — представители Минфина. На первый взгляд, при таком раскладе у «упрощенцев» нет никакой альтернативы, кроме как последовать рекомендациям чиновников. Однако это не совсем так
06.02.2009Российский налоговый порталСтатья 169 Налогового кодекса обязывает организации и индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, составлять при реализации на территории Российской Федерации товаров, работ или услуг счета-фактуры. Фирмы и бизнесмены, применяющие упрощенную систему налогообложения, НДС не уплачивают, а следовательно, на них такое требование не распространяется. С другой стороны, ни глава 21, ни глава 26.2 Кодекса не содержат прямого запрета на выставление счетов-фактур «упрощенцами». Кроме того, составлять этот документ «спецрежимника» периодически вынуждают его же собственные деловые партнеры, рассчитывающие таким образом предъявить к вычету «входной» НДС.
О возможности такого уменьшения базы по НДС стороной-покупателем, конечно же, можно поспорить. В частности, финансисты настаивают, что подобный вычет неправомерен. Дескать, воспользоваться таким правом можно лишь относительно суммы, предъявленной продавцом - плательщиком данного налога. НДС от «упрощенца» вычету не подлежит (письмо ФНС от 6 мая 2008 г. № 03-1-03/1925, письмо Минфина от 24 октября 2007 г. № 03-07-11/516). Естественно, существует и противоположная точка зрения (ее-то и придерживаются преимущественно судьи), согласно которой подобный вычет вполне допустим (см., например, определение ВАС от 19 сентября 2008 г. № 11863/08).
Выставил - плати?
Так или иначе, сам факт выставления счета-фактуры, скорее всего, не пройдет бесследно и в учете самого «упрощенца». Дело в том, что согласно позиции налоговиков, получивший сумму НДС от покупателя «упрощенец» обязан уплатить налог в бюджет, даже несмотря на тот факт, что в стандартных условиях он от этого налога освобожден. Естественно, не обойтись в данном случае и без налоговой декларации (письмо Минфина от 23 октября 2007 г. № 03-07-17/09). Как нетрудно догадаться, не придерживающийся данной схемы «спецрежимник» неминуемо рискует быть привлеченным к ответственности. Впрочем на любое действие найдется и противодействие, примером чему может служить недавнее разбирательство в ФАС Западно-Сибирского округа (постановление от 1 декабря 2008 г. № Ф04-7521/2008(16976-А81-34), Ф04-7521/2008(17596-А81-34) по делу № А81-1355/2008).
Как и во множестве других судебных разбирательств, поводом для описываемого дела стала выездная проверка деятельности некой организации из Ямало-Ненецкого автономного округа. В ходе контрольных мероприятий ревизорам удалось установить, что компания, применяющая упрощенную систему налогообложения, выставляла в адрес покупателей счета-фактуры с выделением налога на добавленную стоимость, который впоследствии в бюджет не уплачивался. Вполне закономерным результатом такой избирательности в действиях «спецрежимника» стало привлечение последнего к ответственности, штраф, а также требование перечислить в бюджет соответствующие суммы налога и пени по ним.
Ответственность неплательщика
В принципе нельзя сказать, что никаких оснований под собой обвинения, предъявленные налоговиками, не имели. Согласно пункту 5 статьи 174 Налогового кодекса лица, не являющиеся плательщиками НДС, обязаны уплатить налог в бюджет при выставлении ими своим покупателям счетов-фактур с выделением сумм налога. Именно этой законодательной нормой и руководствовались налоговики при вынесении решения по результатам проверки.
Однако контролеры изначально не учли другого важного в данной ситуации момента: пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса, по которой у них «проходила» организация, ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога предусмотрена лишь в отношении плательщика данного налога. Поскольку же «упрощенец» таковым не является, то, как указали судьи в вышеупомянутом постановлении, данное наказание к нему неприменимо.
Примечательно, что к подобному выводу служители Фемиды приходят уже далеко не первый раз. Такие же выводы содержатся в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 7 февраля 2007 года № Ф04-170/2007(31034-А81-25) и Поволжского округа от 7 сентября 2006 года № А12-4687/2006. Совершенно аналогичная точка зрения складывается у судей и относительно правомерности привлечения «упрощенца» по статье 119 Налогового кодекса (за непредставление декларации - в данном случае по НДС), применимой, как и 122-я, лишь к плательщикам налога (постановление ФАС Дальневосточного округа от 29 ноября 2006 г. № Ф03-А80/06-2/4257).
Темы: НДС  Упрощенная система налогообложения (УСН)  
- 09.06.2025 Комитет ГД поддержал продление до конца 2030 года нулевой ставки НДС для гостиниц
- 28.05.2025 Минфин: плательщики ЕСХН не вправе повторно получить освобождение от НДС
- 23.05.2025 Минфин уточнил: при покупке услуг у иностранца через посредника НДС платит российская компания
- 10.06.2025 ФНС объяснила, кто входит в лимит из 5 человек при применении АУСН
- 02.06.2025 Как «упрощенщикам» учитывать доходы при торговле через маркетплейсы: разъяснение УФНС
- 21.05.2025 Минфин подтвердил: при УСН-15% можно учесть компенсацию за личный автомобиль в командировке
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 02.04.2025 ФНС попросили не наказывать бизнес на УСН за ошибки с НДС
- 18.03.2025 Декларация по УСН за 2024: основные изменения для бухгалтера
- 06.10.2024 Совмещение УСН и патента в одном регионе при продаже одного наименования товара
- 11.06.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, соответствующие суммы пеней, штрафа в связи с отсутствием реальных хозяйственных операций между обществом и контрагентом.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом умышленно создан формальный документооборот с подконтрольным ему контрагентом, не располагавшим материальными и трудовыми ресурсами для выполнения рабо
- 11.06.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, пени и штраф в связи с занижением НДС, подлежащего уплате, на сумму вычетов по взаимоотношениям со спорными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказан факт умышленного создания обществом формального документооборота с вовлечением организаций, не осуществляющих реальной хозяйственной деятельности, целью которого являлась
- 11.06.2025
Обществу доначислены
НДС, налог на прибыль, пени и штраф.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку выводы судов относительно законности оспариваемого акта не основаны на полном и всестороннем выяснении фактических обстоятельств дела, относящихся к обязательному предмету исследования, сделаны без надлежащей оценки оснований принятия оспариваемого акта, а также доводов участвующих в деле
- 01.06.2025
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДФЛ и пени, установив факт создания последним противоправной схемы искусственного дробления бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде сохранения права на применение УСН и уменьшения за счет этого размера налоговых обязательств посредством перераспределения полученных доходов между взаимозависимыми лицами.Итог: в удовлетворении требовани
- 21.05.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены УСН и штраф.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку не соответствует действительным обстоятельствам дела вывод суда о том, что налоговым органом обеспечено участие общества в рассмотрении материалов проверки, и о том, что со стороны заявителя установлены недостоверные сведения об адресе фактического нахождения.
- 14.05.2025
Обществу доначислены
НДС, налог на прибыль, налог на имущество, штрафы по причине формального деления бизнеса путем разделения сотрудников на взаимозависимые организации с целью получения необоснованной налоговой экономии и неправомерного применения специальных налоговых режимов (УСН и ЕНВД).Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказан факт создания обществом противоправной схемы с участие
- 28.05.2025 Письмо Минфина России от 11.04.2025 г. № 03-07-11/36455
- 22.05.2025 Письмо Минфина России от 19.03.2025 г. № 03-07-11/27079
- 21.05.2025 Письмо Минфина России от 19.03.2025 г. № 03-07-07/26996
- 16.05.2025 Письмо Минфина России от 10.04.2025 г. № 03-07-11/35779
- 15.05.2025 Письмо Минфина России от 04.04.2025 г. № 03-07-11/33597
- 07.04.2025 Письмо Минфина России от 06.02.2025 г. № 03-11-06/2/10522
Комментарии