Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Покой нам только снится и завтра снова в бой…

Покой нам только снится и завтра снова в бой…

В период финансовой нестабильности в экономике перед организациями встают не только проблемы, связанные с объективным усложнением условий ведения бизнеса, но и еще одно серьезное испытание – полное и своевременное исполнение обязанности по уплате налогов. На первый взгляд, эта сфера жизнедеятельности компаний не претерпела существенных изменений. Однако необходимо признать, что в кризисных условиях фискальные органы зачастую не столько осуществляют налоговый контроль, сколько ищут возможности для того, чтобы максимально увеличить поступление средств в бюджетную систему

22.06.2009
«Бухгалтерия.ru»
Автор: Лейда Лукьянова, юрист международной юридической компании 
«Бейкер и Макензи»,

 Светлана Лобовикова,
консультант по налогам 
международной
юридической компании 
«Бейкер и Макензи»,
член Палаты
налоговых 
консультантов России

Налоговые органы создали актуальные и постоянно совершенствующиеся базы бизнес-данных. Добиться этого они смогли в результате:

использования современных средств связи, обеспечивающих взаимодействие и обмен информацией между различными государственными органами;

постоянного мониторинга сведений, поступающих из внешних источников;

анализа значительного объема первичной документации в ходе камеральных проверок, а также финансово-экономических показателей налогоплательщиков по отраслям;

выявления типовых налоговых схем.

Естественно, что высокотехнологичные процессы обработки данных потребовали от фискальных органов ротации кадров, профессиональной переподготовки и повышения квалификации сотрудников. В практику ввели критерии оценки эффективности деятельности инспекторов, а чтобы стимулировать их работу, по итогам года им выплачиваются премии. Все это существенно сказывается на качестве и интенсивности труда представителей налоговых служб. В рамках системы налоговых органов по отраслевому признаку выделены специализированные межрегиональные инспекции, созданы межрегиональные инспекции по субъектам РФ и инспекции по крупнейшим налогоплательщикам. В инспекциях, управлениях ФНС России и на межведомственном уровне организована деятельность специализированных «комиссий», координирующих внедрение политики по «легализации» объектов налогообложения.

Перечисленные меры позволили повысить эффективность мероприятий налогового контроля, внедрить новые, более агрессивные и результативные методики по работе с налогоплательщиками.

В настоящее время в сфере налогового администрирования четко прослеживается ужесточение налогового контроля. Эта тенденция сформировалась на фоне создания налоговыми органами мощного информационного ресурса и совершенствования ФНС кадровой политики. Кроме того, за работниками налоговых органов стоит мощный административный ресурс, нацеленный на защиту государственных интересов любыми доступными способами.

В указанных условиях налогоплательщики должны не только организовывать аккуратный и соответствующий законодательству учет налоговых обязательств, но и хорошо знать свои обязанности и права, чтобы эффективно и своевременно принимать меры по своей защите.

Действие налоговых органов № 1.
«Камералка» не от слова «камера»

Налоговые проверки - явление, безусловно, нарушающее спокойствие бизнеса, но нужно принимать его как неизбежное. При этом тот факт, что компании назначили проверку, вовсе не означает, что у налоговых органов возникли претензии к предприятию. Вполне вероятно, проверка является плановым мероприятием. Если налогоплательщик с честью выдержит это испытание, никаких неприятных последствий для его бизнеса проверка не принесет.

Наиболее распространенной формой налогового контроля являются камеральные проверки, которые представляют собой текущий контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов, имеющихся у налогового органа. Срок проверки составляет три месяца со дня представления налоговой декларации (расчета).

Совет № 1 для налогоплательщиков.
«Огласите весь список, пожалуйста»

Помните, что Налоговый кодекс ограничивает право налоговых органов на истребование пояснений и документов в рамках камеральной проверки. Основания для запроса необходимой информации четко предусмотрены статьей 88 НК РФ.

Среди них:

выявление ошибок (противоречий и несоответствий) в представленной декларации;

заявление налога на добавленную стоимость к вычету (возмещению);

заявление налоговой льготы в декларации (расчете);

представление декларации по налогу, связанному с использованием природных ресурсов;

требование специальных норм НК РФ (например, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% по НДС в порядке ст. 165 НК РФ).

Этот список является исчерпывающим. При этом требование налогового органа должно иметь отношение к предмету проверки и содержать конкретный перечень запрашиваемых документов (приказ ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338@). Во всех остальных случаях налоговые органы не вправе требовать предоставления дополнительных документов и пояснений в рамках проведения камеральных проверок.

Действие налоговых органов № 2.Выездная проверка: большой секрет для маленькой компании?

Безусловно, камеральные налоговые проверки позволяют получить достаточно много информации о компании. Однако лидером по разнообразию мероприятий налогового контроля, широте возможностей и серьезности последствий остается выездная проверка.

Она проводится с целью не только выявить нарушения законодательства о налогах и сборах, но и предупредить их. В соответствии с новым подходом к организации планирования мероприятий налогового контроля был изменен порядок отбора объектов бизнес-сообщества, к которым инспекторы приедут «в гости». В настоящее время планирование выездных проверок представляет собой многостадийный процесс по отбору подлежащих проверке налогоплательщиков, основанный на всестороннем анализе имеющейся у налогового органа информации на каждом этапе планирования, подготовки и проведения выездной налоговой проверки.

Основной удар негативных последствий мероприятий налогового контроля, как правило, приходится на добросовестных налогоплательщиков, в то время как проблемные компании (фирмы-«однодневки», налогоплательщики, использующие схемы ухода от налогообложения, и т. д.) ловко избегают встреч с налоговыми органами.

Совет № 2 для налогоплательщиков.
Готовьте сани летом...

Чтобы выездная налоговая проверка достигла основных целей, не нанесла ущерб экономической деятельности и репутации налогоплательщика, добросовестно исполняющего свои обязанности, он должен уметь управлять ходом проверки в рамках предоставленных ему НК РФ прав, действуя на опережение и не позволяя налоговому органу взять процесс в свои руки. Для этого целесообразно заранее подготовиться к предстоящей налоговой проверке. Подобная тактика поможет компании и ее сотрудникам пережить напряженный период проверки, сэкономить время и нервы, выйдя в конечном итоге победителем в неравном бою с государственным органом, занимающим априори более выгодную позицию по сравнению с налогоплательщиком.

Порядок проведения выездной налоговой проверки достаточно детально регламентирован статьей 89 НК РФ. Кроме того, приказом от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ ФНС России утвердила Концепцию проведения выездных налоговых проверок. Опираясь на эти документы, каждый налогоплательщик в состоянии самостоятельно оценить риск включения его в план выездной проверки по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности. Таким образом, прибытие проверяющих в компанию уже не будет секретом: их можно «запланировать» и быть к ним готовыми.

Итак, при формировании учетной политики в целях бухгалтерского учета и налогообложения на предстоящий финансовый год целесообразно решить вопрос с определением круга лиц, ответственных в компании за контроль и организацию вероятной выездной налоговой проверки.

В число указанной «рабочей группы» должен входить не только главный бухгалтер и представитель налогового отдела (если таковой имеется), но и руководитель компании, представители технических отделов. Немаловажно включить в список ответственных за проведение проверки руководителя канцелярии (офис-менеджера, секретаря - в зависимости от величины компании). Ведь он обеспечит своевременное получение корреспонденции от налогового органа, вручение ее заинтересованным лицам компании и отправку в налоговый орган документов по требованию, что исключит риск утраты корреспонденции и несвоевременного реагирования на запросы проверяющих.

Подобная группа ответственных лиц позволит исключить риск утечки информации со стороны рядовых сотрудников, а также обеспечить своевременное предоставление необходимой документации, относящейся к предмету проверки. Кроме того, это будет способствовать ритмичности и непрерывности рабочего процесса вне зависимости от нахождения на территории компании контролеров, поскольку ответственные за проверку будут заблаговременно проинструктированы о том, как эффективно взаимодействовать с работниками налоговых органов.

Целесообразно также на регулярной основе проводить аудит имеющихся первичных документов на предмет наличия в них необходимых реквизитов и достаточности подтверждения тех или иных операций, а при необходимости - подать измененные декларации.

Действие налоговых органов № 3.
К вам едет ревизор

Всем известно, что выездная проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налоговой службы, форма которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Решение о назначении проверки имеет большое процедурное значение, поскольку срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня его вынесения.

В ходе проверки уполномоченные сотрудники налоговых органов могут приводить в исполнение широкий спектр мероприятий из своего арсенала, включая анализ подлинников первичных документов, инвентаризацию имущества, опросы свидетелей, осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых компанией для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

Совет № 3 для налогоплательщиков.
Берите инициативу в собственные руки

Узнав о назначении выездной проверки, отдельные компании порой ведут себя недружелюбно и намеренно безразлично к происходящему, пытаясь тем самым подчеркнуть оскорбление фактом проверки таких добросовестных налогоплательщиков, как они, не допускающих небрежностей и ошибок в налоговом учете. И, следуя принципу «вам надо - вы и ищите», отдают ведение проверки на откуп проверяющим. Практика показывает, что подобная стратегия может губительно сказаться на компании, поскольку она не учитывает как степень квалификации проверяющих, так и риск неточного толкования ими отдельных операций или фактов хозяйственной деятельности, что может повлечь неправильные выводы в акте проверки. В этой связи очевидно, что предотвратить подобные проблемы на стадии проверки легче, чем по ее окончании. Поэтому главным принципом налогоплательщика в пору приезда гостей должно стать проявление личной ответственности, активной позиции и инициативы.

Во-первых, сразу после прибытия инспекторов необходимо установить их личности и сверить данные удостоверений с перечнем сотрудников, указанных в решении о назначении проверки. Это воспрепятствует доступу на территорию компании лиц, не включенных в список проверяющих. Зачастую под их видом на предприятие проходят сотрудники отделов внутренних дел, фамилии которых впоследствии появляются в решении только лишь по результатам проверки. Чтобы исключить риск стать мишенью рейдерской атаки, нелишне также позвонить в налоговую инспекцию по месту учета компании с целью уточнить факт назначения выездной проверки.

Если решение о проведении проверки соответствует действительности, необходимо внимательно изучить ее предмет и цели, это позволит заблаговременно очертить круг вопросов, интересующих контролеров, и исключить передачу им документов и материалов, не относящихся к предмету и периоду проверки.

Во-вторых, при размещении сотрудников налоговой инспекции на территории компании будет правильным выделить для их работы изолированное помещение, ограничивающее свободный доступ проверяющих в другие службы предприятия. Это позволит бухгалтерии компании планировать свою текущую работу, не отвлекаясь и не раздражаясь на присутствие инспекторов, а также готовить истребованные для проверки документы в спокойном режиме. Кроме того, это снизит риск несанкционированного со стороны «рабочей группы» компании опроса рядовых сотрудников проверяющими и, соответственно, утечки «нежелательной» информации.

В-третьих, после того, как будет определено место нахождения проверяющих, очень важно познакомить их с руководством компании. Инициатива, проявленная главой компании в связи с проведением подобной встречи, продемонстрирует «кто в доме хозяин» и будет свидетельствовать об ответственности руководителя за работу предприятия в условиях проверки и заинтересованности в ее результатах. Представив проверяющим членов «рабочей группы», глава организации тем самым даст понять, что все требования должны быть адресованы исключительно к ним, контакт с рядовыми сотрудниками в целях получения какой-либо информации или документов исключен.

Не лишним в ходе указанной встречи будет сделать презентацию о компании и, при необходимости, ознакомить работников налоговой службы с производственным процессом. Это исключит возможное недопонимание специфики деятельности предприятия и предотвратит связанные с этим ошибки в выводах и заключениях налоговых инспекторов.

Порой проверяющие злоупотребляют своими правами: редко посещая объект проверки, возлагают бремя по подготовке неограниченного числа копий первичных документов, сводных реестров и бухгалтерских справок на самого налогоплательщика. В подобной ситуации уровень ответственности и дисциплинированности работника налогового органа может быть проиллюстрирован журналом учета посещений проверяющих.

Действие налоговых органов № 4.
Все, что Вы скажете, может быть использовано против Вас...

Как отмечалось ранее, выездная проверка особо «хороша» широкими возможностями контролеров получить разнообразную информацию о деятельности налогоплательщиков. При этом отдельные проверяемые субъекты охотно ею делятся, не осознавая, что эти же сведения могут быть успешно использованы против них.

Так, чаще всего компании попадают в «ловушки» налоговых органов, отвечая на их устные требования предоставить документы, не предусмотренные НК РФ, а также выгрузить на магнитные и электронные носители регистры не только налогового, но и бухгалтерского, складского и управленческого учета.

Кроме того, налоговые органы успешно используют полученные ими показания и пояснения работников компании, которые в силу своей ограниченной компетенции могут некорректно комментировать природу хозяйственных операций, заинтересовавших налоговый орган.

Совет № 4 для налогоплательщиков.
Не изобретайте велосипед

Чтобы избежать недоразумений, необходимо уметь обходить ловко расставленные сотрудниками налоговой службы «ловушки». При этом все полезные правила уже предусмотрены НК РФ:

предоставляйте копии документов только по письменному требованию под подпись должностного лица налогового органа;

ведите журнал требований и описей предоставленных документов (указанный совет особо актуален в свете вступивших с 1 января 2009 г. изменений в абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ о том, что при рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются в том числе и документы, ранее истребованные у лица, и иные документы, имеющиеся у налогового органа);

оригиналы документов давайте в руки проверяющих для ознакомления и в присутствии ответственных за проведение проверки представителей предприятия. Компания обязана предоставить подлинники только в случаях, когда выездная проверка проводится по месту нахождения налогового органа (п. 12 ст. 89 НК РФ) и выемка документов осуществляется на основании мотивированного постановления (ст. 94 НК РФ);

тщательно отбирайте предоставляемые документы, заверяйте, а также переводите и легализуйте первичные документы (при необходимости);

проинструктируйте персонал о порядке взаимодействия с сотрудниками налогового органа: все объяснения и документы необходимо представлять только с предварительного одобрения ответственных лиц.

Действие налоговых органов № 5.
Обязанность по закону или... предательство?

Еще одним видом мероприятий налогового контроля является так называемая встречная проверка. Этого понятия в НК РФ нет, однако именно данным термином на профессиональном языке обозначают истребование документов (информации) о налогоплательщике (налоговом агенте) или информации о его сделках у контрагентов, партнеров или иных лиц, располагающих интересующими налоговые органы данными.

Совет № 5 для налогоплательщиков.
Оцените правомерность требований инспекторов

Обязанность предоставлять в налоговый орган запрошенные документы (информацию) возникает у налогоплательщика в соответствии со статьей 93.1 НК РФ:

к требованию об истребовании документов (информации), полученному налогоплательщиком из налогового органа, где он состоит на учете, должна прилагаться копия поручения того налогового органа, на учете в котором состоит проверяемый налогоплательщик (п. 4 ст. 93.1 НК РФ);

в поручении об истребовании документов (информации) должно быть указано, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в их предоставлении, а при истребовании информации относительно конкретной сделки - сведения, позволяющие ее идентифицировать (п. 3 ст. 93.1 НК РФ, Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, утв. приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@, письмо Минфина от 20 июня 2008 г. № 03-02-07/1-225);

истребуемые документы (информация) должны относиться к деятельности проверяемого налогоплательщика или к конкретной сделке;

требование должно содержать конкретный перечень документов.

Действие налоговых органов № 6.
...А в это время в глубоком тылу

Результатом камеральных и налоговых проверок может стать приостановление операций по счетам, открытым налогоплательщиком в банках. Указанная мера является крайней в связи с возможным необратимым ущербом для бизнеса. По этой причине НК РФ ограничивает круг оснований для блокировки операций по счетам следующими ситуациями:

неисполнение налогоплательщиком требования об уплате налога, пени, санкции (п. 2 ст. 76 НК РФ);

непредставление декларации в течение десяти рабочих дней по истечении установленного срока (п. 3 ст. 76 НК РФ);

в качестве обеспечительных мер исполнения решения по итогам налоговой проверки (подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).

Возможные злоупотребления инспекторов могут быть связаны с отсутствием оснований для приостановления операций по счетам; нарушением срока вынесения решения об отмене приостановления операций по счетам; направлением решения в банк простой почтой в нарушение абз. 2 п. 4 ст. 76 НК РФ; нарушение порядка принятия обеспечительных мер.

Совет № 6 для налогоплательщиков.
Когда счета «обездвижены», действуйте молниеносно

Вне зависимости от причин приостановления операций по счетам важно быть готовыми предпринять срочные меры защиты:

«согласитесь» с требованиями налогового органа (повторно представить декларацию; представить справку об отсутствии задолженности; дождаться принудительного взыскания, если приостановление операций было использовано в качестве обеспечительной меры и т. п.);

имейте под рукой заготовленный шаблон заявления о вынесении решения об отмене приостановления операций по счетам с целью скорейшей подачи его в налоговый орган;

обратитесь в банк за доверенностью на право получить решение налогового органа об отмене приостановки операций по счетам на руки (письмо Минфина от 16 января 2008 г. №03-02-07/1-16);

если не удается урегулировать ситуацию указанным способом, обжалуйте решение о приостановлении операций по счетам в суде с одновременной подачей ходатайства о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия указанного решения и (или) обязании направить в банк решение об отмене приостановления;

обжалуйте незаконные действия (бездействия) должностных лиц налоговых органов в прокуратуре.

Действие налоговых органов № 7.
Из огня да в полымя

Налоговые службы в последние годы добавили в свой арсенал новое направление - мониторинг финансового состояния налогоплательщиков. Начало этой деятельности было положено в 2006 году, когда в формате идеологически-воспитательной работы с налогоплательщиками стали проводиться так называемые «зарплатные комиссии», призванные бороться со схемами минимизации единого социального налога и легализации реального размера заработных плат.

В 2007 году налоговыми органами была развернута кампания по официальному повышению заработных плат. Одновременно под угрозой назначения выездных проверок развернулась борьба с убыточными налогоплательщиками посредством проведения комиссий по легализации объектов налогообложения. Основными направлениями этой деятельности стало выявление предприятий - «однодневок» и «нулевиков», искусственно убыточных и низкорентабельных, а также привлечение органов исполнительной власти для работы с налогоплательщиками.

Новое направление деятельности налоговых органов, возникшее в конце 2008 г., - создание координационных комиссий, деятельность которых планируется как инструмент оперативного принятия решений в ситуациях, грозящих неисполнением параметров доходной части бюджетов, а также выявления определенных тенденций в финансовом состоянии налогоплательщиков.

В рамках этой работы особое внимание будет уделяться представителям бизнеса, у которых:

растут расходы, дебиторская и кредиторская задолженности; происходит вывод активов, уменьшаются налоговые обязательства (в том числе по НДФЛ и ЕСН), увеличивается сумма НДС к возмещению;

по результатам контрольных мероприятий суммы доначисленных налогов составляют значительную долю выручки от реализации за проверяемый период;

происходит реорганизация, ликвидация, смена собственника и генерального директора, инициирован процесс банкротства.

Совет № 7 для налогоплательщиков.
Определитесь со стратегией

Необходимо понимать, что деятельность перечисленных выше комиссий, являющихся инструментом комплексного подхода к организации контрольных мероприятий на основе углубленного анализа финансово-хозяйственной деятельности, не предусмотрена НК РФ.

В данной ситуации возможны две стратегии поведения налогоплательщика в случае его «приглашения» на комиссию:

сотрудничать с налоговым органом по вопросам, связанным с пояснением результатов хозяйственной деятельности и ее особенностей; причин сезонного или цикличного колебания цен, падения продаж или иных последствий финансового кризиса. Но: не идти на подтасовку результатов финансово-хозяйственной деятельности в целях искусственного улучшения показателей отчетности;

уклоняться от дачи пояснений по причине отсутствия в НК РФ такой обязанности. Но: быть готовыми к пристальному вниманию со стороны налоговых и иных государственных органов и защите своих интересов.

Комментарий специалиста

Суд спешит на помощь

Как отстоять свою позицию в споре с фискальным органом уже после вынесения им решения по материалам проверки? Руку помощи бизнесу протягивают арбитры.

1.    Событие налогового правонарушения

Исходя из положений статей 123, 75 НК РФ, уплата налога в более поздние по сравнению с установленными сроки служит основанием для начисления налоговому агенту пеней, а не привлечения его к ответственности (определение ВАС от 6 октября 2008 г. № 12196/08, постановления ФАС УО от 9 июня 2008 г. № Ф09-4108/08-С2, ФАС ПО от 18 сентября 2008 г. № А06-817/08).

2.    Смягчающими вину признаются обстоятельства:

отсутствие задолженности по уплате текущих налогов и сборов, уплата сумм налогов и пени, начисленных по решению налогового органа (постановление ФАС СКО от 9 октября 2007 г. № Ф08-6608/2007-2456А);

своевременное представление налоговых деклараций (постановление ФАС ВВО от 7 марта 2008 г. № А43-1496/2007-31-53);

отсутствие вредных последствий для бюджета и совершение правонарушения впервые (постановление ФАС ВВО от 22 января 2008 г. № А82-5165/2007-99);

отсутствие умысла совершить правонарушение, несоразмерность санкции последствиям нарушения, добровольность уплаты налога в бюджет (постановление ФАС ВСО от 12 августа 2008 г. № А33-16765/07-Ф02-3837/08);

незначительный характер правонарушения, уплата налога и штрафных санкций (постановление ФАС ВСО от 8 апреля 2008 г. № А10-3436/07-Ф02-1188/08).

3.    Срок исковой давности

Если инспекторы нарушили 3-летний срок исковой давности привлечения к ответственности, суды признают такие решения недействительными (постановления ФАС СЗО от 15 апреля 2008 г. № А56-9..., ФАС СКО от 6 февраля 2008 г. № Ф08-55/2008-16А, определение ВАС РФ от 19 мая 2008 г. № 6609).

Любовь Горшкова, 
руководитель Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения

Мобилизация защитных функций

Дополнительные мероприятия налогового контроля необходимы для того, чтобы подтвердить или опровергнуть нарушения, отраженные в акте налоговой проверки. Поэтому инспекторы обязаны их осуществить после составления акта, но до вынесения решения по результатам проверки. Чаще всего дополнительный контроль осуществляется через допрос свидетелей, истребование документов, осмотр помещений и проведение экспертизы (ст. 93 и 93.1 НК РФ).

Свои права организация должна начинать отстаивать уже в ходе проведения таких мероприятий. Так, необходимо обращать внимание на содержание решения о дополнительном контроле. В нем инспекторы обязаны изложить мотивированные причины и вид дополнительного мероприятия. Иначе компания сможет оспорить решение в суде. При этом не забывайте, что допмероприятия не могут длиться свыше месяца.

Что касается процесса осмотра помещений и инвентаризации, то они должны проводиться при участии представителей организации, которые могут дать квалифицированные пояснения. Нелишним будет также присутствие юриста и сотрудника службы безопасности. По результатам инвентаризации составляется опись имущества и ведомость его наличия и состояния. Если инспекторы оформят иной документ, то проведенная процедура не будет считаться инвентаризацией, и ее результаты можно оспорить в суде.

Компания может письменно опротестовать выводы контролеров в течение 10 рабочих дней с момента получения акта (п. 5 приказа ФНС от 13 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/860@/). Важно, чтобы представитель предприятия присутствовал при обсуждении замечаний. Правда, налоговые органы в ряде случаев не считают нужным известить организацию, где и когда это будет проводиться. Причем они ссылаются на пункт 7 приказа ФНС от 13 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/860@/, в котором речь идет о том, что неявка налогоплательщика не может препятствовать принятию решения. То есть рассматривается сам факт неявки по каким-либо причинам, а не отказ известить организацию. В данном вопросе суды на стороне бизнеса (постановления ФАС УО от 3 сентября 2008 г. № Ф09-6220/08-С3, от 4 мая 2005 г. № Ф09-1783/05-07). На обязательное участие в рассмотрении итогов дополнительного контроля указывает и Минфин в письме от 7 июля 2008 г. № 03-02-07/1-249.

Компании также часто наталкиваются на нежелание налоговых служб делиться результатами проведенных мероприятий, мотивируя свою позицию тем, что это не проверка, а выяснение спорных и не совсем ясных вопросов. Между тем такие действия налоговиков являются грубым нарушением закона (ВАС РФ от 19.01.2009 г. № ВАС-17322/08, постановление ФАС УО от 15 июня 2005 г. № Ф09-2521/05-02).

Помните: выводы арбитров по вопросам налоговых проверок распространяются и на процедуру проведения дополнительного контроля, рассмотрения его итогов и принятия по ним решений. Поэтому если инспекторы не известили компанию о месте и времени обсуждения сведений, полученных в ходе дополнительных мероприятий, и об их результатах, решение фискального органа о наложении штрафных санкций может быть признано недействительным (постановление Президиума ВАС РФ от 12 февраля 2008 г. № 12566/07).

Дмитрий Новинский, 
налоговый консультант, аттестованный банковский ауд

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
  • 20.12.2014  

    Неверное указание предпринимателем кода бюджетной классификации в платежном поручении на перечисление налога не является основанием считать его неисполнившим или ненадлежаще исполнившим обязанность по уплате налога. Суд указал, что исполнение обязанности по уплате налогов не может зависеть от правильности указания КБК в платежном поручении.

  • 26.10.2014  

    Установив, что истребованная обществом бухгалтерская отчетность должника в указанный перечень не входит, суды пришли к выводу об отсутствии у налогового органа нормативно предусмотренной обязанности по представлению взыскателю запрашиваемой информации и налоговой отчетности, составляющих согласно ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну.

  • 13.05.2014  

    Поскольку в силу п. 6 ст. 22 ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ, положений ст. 48, 49, ст. 61, п. 8 ст. 63 ГК РФ незарегистрированная в установленном законом порядке организация, а равно и исключенная из ЕГРЮЛ, не признается участником гражданских правоотношений, налоговый орган пришел к обоснованному выводу, что представленные налогоплательщиком в обоснование расходов и налоговых вычетов документы не подтверждают реальность хозяйственных операций, поскольку


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
  • 05.05.2016   Налоговый орган должен представить бесспорные доказательства, подтверждающие, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
  • 14.05.2014  
В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (ч. 3 ст. 52 ТК ТС). Суд апелляционной инстанции установил, что решение от 30.01.2013 г. о вне
  • 27.02.2014  

    При рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций налоговый орган обосновал необходимость участия сотрудников управления в мероприятиях налогового контроля, проводимых в ходе выездной налоговой проверки, тем, что требовалось проведение конкретных действий по розыску и опросу руководителей и сотрудников контрагентов общества - закрытого акционерного общества «Межрегионсоюзэнерго», общества «Санаторий Каширские роднички&raqu


  • Вся судебная практика по этой теме »