
Аналитика / Налогообложение / Об обложении «коронавирусной» субсидии НДФЛ и страховыми взносами
Об обложении «коронавирусной» субсидии НДФЛ и страховыми взносами
В ноябре 2021 года организация получила субсидию за нерабочие дни. В этой организации трудятся работники – внешние совместители и лица, работающие по гражданско-правовым договорам. Распространяются ли «коронавирусные» льготы по НДФЛ и страховым взносам на этих работников, а также на сотрудников, уволившихся в ноябре 2021 года до даты получения субсидии?
21.03.2022О социальной льготе
Постановлением Правительства РФ от 07.09.2021 № 1513 были утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее – Правила). Указанные субсидии предоставлялись в целях:
– частичной компенсации затрат, связанных с осуществлением организациями деятельности в 2021 году на территории муниципального образования, в отношении которого было принято решение о введении на территории субъекта РФ ограничительных мероприятий (карантина);
– частичной компенсации затрат, связанных с осуществлением организациями деятельности в условиях нерабочих дней, установленных Указом Президента РФ от 20.10.2021 № 595, а также с проведением в 2021 году мероприятий по адаптации к требованиям о посещении предприятий в отдельных сферах экономики при условии наличия QR-кодов и (или) к иным ограничениям деятельности, направленным на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции.
О налоговой льготе
Федеральным законом от 29.11.2021 № 382‑ФЗ ст. 217 НК РФ дополнена новым п. 89, а п. 1 ст. 422 НК РФ – новым пп. 17. В соответствии с ними освобождаются от обложения НДФЛ и страховыми взносами доходы в виде оплаты труда работников в размере, не превышающем 12 792 руб., выплаченные работодателями, получившими субсидии из федерального бюджета, предоставляемые субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции в целях частичной компенсации их затрат, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях нерабочих дней в октябре и ноябре 2021 года, а также с проведением в 2021 году мероприятий по адаптации к требованиям о посещении предприятий в отдельных сферах экономики при условии наличия QR-кодов и (или) к иным ограничениям деятельности, направленным на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции.
Согласно абз. 1 п. 5 Правил размер субсидии за нерабочие дни определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда по состоянию на 1 января 2021 года (12 792 руб.) и количества работников получателя субсидии в июне 2021 года, определяемого на основании данных разд. 3 расчета по страховым взносам.
Напомним, разд. 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» расчета по страховым взносам заполняется в отношении всех застрахованных лиц, в том числе в пользу которых в отчетном периоде начислены выплаты в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
То есть в этом разделе РСВ указываются в том числе работники-совместители и лица, работающие по договорам ГПХ. Исходя из сказанного, делаем вывод, что льготы по НДФЛ и страховым взносам распространяются и на них.
Теперь, что касается ситуации, когда численность работников на дату получения субсидии за нерабочие дни отличается от численности сотрудников, приведенной в РСВ за июнь 2021 года, в соответствии с которым налоговым органом был произведен расчет размера субсидии. Разъяснения по этому поводу даны в Письме ФНС России от 21.01.2022 № БС-4-11/592@ (указанная позиция согласована с Минфином (Письмо от 19.01.2022 № 03‑04‑07/2554)).
Налоговики разъяснили, что выплаты работникам, не превышающие 12 792 руб. на одного работника, произведенные работодателями в месяце получения субсидии за нерабочие дни или в следующем за ним календарном месяце, независимо от количества работников на момент начисления этих выплат и от суммы полученной субсидии за нерабочие дни, освобождаются от обложения НДФЛ и страховыми взносами.
По мнению автора, исходя из данных формулировок, можно сделать вывод: если в месяце получения субсидии были уволены работники (в том числе до даты получения субсидии), выплаты в размере 12 792 руб. в их пользу также освобождаются от обложения НДФЛ и страховыми взносами. То есть, если при выплате работнику расчета в связи с увольнением с него был удержан НДФЛ, а впоследствии в этом же месяце из федерального бюджета была получена субсидия, налог считается излишне удержанным.
По общим правилам, если организация излишне удержала налог с сотрудника, который в организации больше не работает, она все равно должна вернуть ему налог. Прекращение трудовых отношений в данном случае значения не имеет.
Мы полагаем, что организации следует уведомить бывшего работника об излишнем удержании, получить от него заявление на возврат и перечислить эту сумму НДФЛ (п. 1 ст. 231 НК РФ).
От редакции
Официальной позиции чиновников по данному вопросу пока нет.
* * *
Выплаты в пользу работников-совместителей, а также лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, осуществленные работодателями, получившими «коронавирусную» субсидию из федерального бюджета, освобождаются от обложения НДФЛ и страховыми взносами в размере 12 792 руб. на основании п. 89 ст. 217 и пп. 17 п. 1 ст. 422 НК РФ.
По нашему мнению, указанные положения НК РФ распространяются также на выплаты, осуществленные в связи с увольнением работников в месяце получения субсидии (в том числе до даты ее получения).
Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение, №3, 2022 год
- 10.06.2025 Продавать свой урожай без уплаты налогов — можно, но с условиями
- 09.06.2025 Налоговики назвали частые ошибки при оформлении вычетов по НДФЛ
- 04.06.2025 Налог за 2024 год нужно уплатить до 15 июля — напомнили в УФНС
- 26.05.2025 Минфин разъяснил, когда оплата фитнеса работникам и их семьям облагается страховыми взносами
- 26.05.2025 Минфин: на неизрасходованный «подотчёт» без отчёта и возврата начисляются страховые взносы
- 31.03.2025 Как использовать пониженный тариф взносов при переходе на льготную деятельность
- 04.03.2025 Как не переплатить налог на вклады в 2025-м
- 20.02.2025 ФНС решила автоматизировать уплату НДФЛ с конца 2025 года
- 18.02.2025 ФНС готовится отказаться от большинства деклараций по НДФЛ
- 14.09.2023 Введение новой страховки для такси: чего стоит ожидать
- 02.08.2023 Социальный фонд утвердил форму, заменяющую СНИЛС
- 28.07.2023 Утверждены формы документов, которые СФР будет использовать при проверках страхователей
- 01.06.2025
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДФЛ и пени, установив факт создания последним противоправной схемы искусственного дробления бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде сохранения права на применение УСН и уменьшения за счет этого размера налоговых обязательств посредством перераспределения полученных доходов между взаимозависимыми лицами.Итог: в удовлетворении требовани
- 28.05.2025
Проверкой выявлено
занижение налогооблагаемой базы в результате создания формального документооборота с контрагентом в отсутствие реальных правоотношений.Итог: требование частично удовлетворено, поскольку доначисление НДС по эпизоду несоблюдения трехлетнего периода заявления налоговых вычетов признано неправомерным, начисление пени в период действия моратория недопустимо, документы, за непредставление ко
- 18.05.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, НДФЛ, ссылаясь на то, что основной целью заключения налогоплательщиком сделок со спорными контрагентами являлось не получение результатов предпринимательской деятельности, а получение налоговой экономии.Итог: требование удовлетворено, поскольку налоговым органом по результатам проведения выездной налоговой проверки вынесены два решения с измененным содерж
- 01.06.2025
По результатам
медико-экономического контроля Фонд отказал в оплате оказанной обществом медицинской помощи.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что основания для выплаты обществу возмещения за оказание медицинской помощи на территории иного субъекта РФ у Фонда отсутствовали.
- 02.03.2025
В ходе
проверки уполномоченный орган пришел к выводу о неправомерном применении обществом страхового тарифа в размере 0,2 процента и доначислил страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере, определенном исходя из страхового тарифа 2,1 процента, соответствующем указанному в ЕГРЮЛ виду экономической деятельности.Итог
- 04.12.2024
Налоговый орган
начислил страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, а также предложил удержать и перечислить НДФЛ, ссылаясь на занижение обществом налоговой базы.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку полученные работниками денежные средства не использованы в интересах общества, следовательно, являются их доходом, что влечет возникновение у общества
- 11.06.2025 Письмо Минфина России от 11.03.2025 г. № 03-04-05/23976
- 11.06.2025 Письмо Минфина России от 14.08.2024 г. № 03-04-06/76100
- 09.06.2025 Письмо Минфина России от 10.03.2025 г. № 03-04-05/23410
- 26.05.2025 Письмо Минфина России от 24.04.2025 г. № 03-15-05/41388
- 12.05.2025 Письмо Минфина России от 10.03.2025 г. № 03-15-05/23333
- 28.01.2025 Письмо Минфина России от 26.11.2024 г. № 03-03-06/1/118134
Комментарии