Аналитика / Налогообложение / Об обложении «коронавирусной» субсидии НДФЛ и страховыми взносами
Об обложении «коронавирусной» субсидии НДФЛ и страховыми взносами
В ноябре 2021 года организация получила субсидию за нерабочие дни. В этой организации трудятся работники – внешние совместители и лица, работающие по гражданско-правовым договорам. Распространяются ли «коронавирусные» льготы по НДФЛ и страховым взносам на этих работников, а также на сотрудников, уволившихся в ноябре 2021 года до даты получения субсидии?
21.03.2022О социальной льготе
Постановлением Правительства РФ от 07.09.2021 № 1513 были утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее – Правила). Указанные субсидии предоставлялись в целях:
– частичной компенсации затрат, связанных с осуществлением организациями деятельности в 2021 году на территории муниципального образования, в отношении которого было принято решение о введении на территории субъекта РФ ограничительных мероприятий (карантина);
– частичной компенсации затрат, связанных с осуществлением организациями деятельности в условиях нерабочих дней, установленных Указом Президента РФ от 20.10.2021 № 595, а также с проведением в 2021 году мероприятий по адаптации к требованиям о посещении предприятий в отдельных сферах экономики при условии наличия QR-кодов и (или) к иным ограничениям деятельности, направленным на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции.
О налоговой льготе
Федеральным законом от 29.11.2021 № 382‑ФЗ ст. 217 НК РФ дополнена новым п. 89, а п. 1 ст. 422 НК РФ – новым пп. 17. В соответствии с ними освобождаются от обложения НДФЛ и страховыми взносами доходы в виде оплаты труда работников в размере, не превышающем 12 792 руб., выплаченные работодателями, получившими субсидии из федерального бюджета, предоставляемые субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции в целях частичной компенсации их затрат, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях нерабочих дней в октябре и ноябре 2021 года, а также с проведением в 2021 году мероприятий по адаптации к требованиям о посещении предприятий в отдельных сферах экономики при условии наличия QR-кодов и (или) к иным ограничениям деятельности, направленным на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции.
Согласно абз. 1 п. 5 Правил размер субсидии за нерабочие дни определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда по состоянию на 1 января 2021 года (12 792 руб.) и количества работников получателя субсидии в июне 2021 года, определяемого на основании данных разд. 3 расчета по страховым взносам.
Напомним, разд. 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» расчета по страховым взносам заполняется в отношении всех застрахованных лиц, в том числе в пользу которых в отчетном периоде начислены выплаты в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
То есть в этом разделе РСВ указываются в том числе работники-совместители и лица, работающие по договорам ГПХ. Исходя из сказанного, делаем вывод, что льготы по НДФЛ и страховым взносам распространяются и на них.
Теперь, что касается ситуации, когда численность работников на дату получения субсидии за нерабочие дни отличается от численности сотрудников, приведенной в РСВ за июнь 2021 года, в соответствии с которым налоговым органом был произведен расчет размера субсидии. Разъяснения по этому поводу даны в Письме ФНС России от 21.01.2022 № БС-4-11/592@ (указанная позиция согласована с Минфином (Письмо от 19.01.2022 № 03‑04‑07/2554)).
Налоговики разъяснили, что выплаты работникам, не превышающие 12 792 руб. на одного работника, произведенные работодателями в месяце получения субсидии за нерабочие дни или в следующем за ним календарном месяце, независимо от количества работников на момент начисления этих выплат и от суммы полученной субсидии за нерабочие дни, освобождаются от обложения НДФЛ и страховыми взносами.
По мнению автора, исходя из данных формулировок, можно сделать вывод: если в месяце получения субсидии были уволены работники (в том числе до даты получения субсидии), выплаты в размере 12 792 руб. в их пользу также освобождаются от обложения НДФЛ и страховыми взносами. То есть, если при выплате работнику расчета в связи с увольнением с него был удержан НДФЛ, а впоследствии в этом же месяце из федерального бюджета была получена субсидия, налог считается излишне удержанным.
По общим правилам, если организация излишне удержала налог с сотрудника, который в организации больше не работает, она все равно должна вернуть ему налог. Прекращение трудовых отношений в данном случае значения не имеет.
Мы полагаем, что организации следует уведомить бывшего работника об излишнем удержании, получить от него заявление на возврат и перечислить эту сумму НДФЛ (п. 1 ст. 231 НК РФ).
От редакции
Официальной позиции чиновников по данному вопросу пока нет.
* * *
Выплаты в пользу работников-совместителей, а также лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, осуществленные работодателями, получившими «коронавирусную» субсидию из федерального бюджета, освобождаются от обложения НДФЛ и страховыми взносами в размере 12 792 руб. на основании п. 89 ст. 217 и пп. 17 п. 1 ст. 422 НК РФ.
По нашему мнению, указанные положения НК РФ распространяются также на выплаты, осуществленные в связи с увольнением работников в месяце получения субсидии (в том числе до даты ее получения).
Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение, №3, 2022 год
- 24.04.2024 Как определить срок владения для вычета по НДФЛ, если комнаты объединили в квартиру
- 23.04.2024 В налоговой сообщили, когда удерживать НДФЛ с суточных «разъездным» сотрудникам
- 20.04.2024 ФНС сообщила о расхождениях в 6‑НДФЛ и РСВ
- 22.03.2024 До 15 апреля организациям надо подтвердить основной вид деятельности
- 01.02.2024 Новый тариф взносов «на травматизм»: надо ли сдавать уточненный ЕФС‑1?
- 10.01.2024 ФНС: расчет по страховым взносам за 2023 год надо сдавать по новой форме
- 19.02.2024 Проблемные ситуации с 6‑НДФЛ: неучтенные больничные и удержания из зарплаты
- 13.02.2024 6‑НДФЛ за I квартал надо сдавать по новой форме
- 25.12.2023 С 2024 года вступят в силу новые правила уплаты НДФЛ для дистанционных работников
- 14.09.2023 Введение новой страховки для такси: чего стоит ожидать
- 02.08.2023 Социальный фонд утвердил форму, заменяющую СНИЛС
- 28.07.2023 Утверждены формы документов, которые СФР будет использовать при проверках страхователей
- 21.04.2024
Оспариваемым решением
предпринимателю доначислены НДФЛ и НДС, а также соответствующие пени и штрафы в связи с неправомерным применением специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход и неуплатой налогов по общей системе налогообложения.Встречное требование: О взыскании НДФЛ, НДС, пеней, штрафов.
Итог: основное требование удовлетворено в части, встречное требование удовлетворен
- 21.04.2024
Оспариваемым решением
обществу начислены налог на прибыль, НДС, НДФЛ, пени и штрафы, предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета в связи с необоснованным применением налоговых вычетов по НДС, неподтверждением несения затрат по нереальным сделкам, неполным и несвоевременным перечислением НДФЛ и непредставлением документов по требованиям налогового органа.Итог: в
- 21.04.2024
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДФЛ, пени в связи с неперечислением в бюджет удержанного НДФЛ.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку наличие переплаты, достаточной для погашения спорной задолженности, не доказано, последующее представление обществом уточненных расчетов по страховым взносам не влияет на законность оспариваемого решения.
- 27.03.2024
Орган Фонда
пенсионного и социального страхования указывает на совершение обществом правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку пропущен срок на обращение в арбитражный суд.
- 04.02.2024
Фонд пришел
к выводам о преднамеренном приеме работника на работу перед наступлением страхового случая, о несоответствии профессии и должности диплому об образовании, о невозможности осуществлять физический труд.Итог: требование удовлетворено, поскольку факт создания страхователем искусственной ситуации, направленной на неправомерную выплату страхового обеспечения, не доказан.
- 13.12.2023
Налоговый орган
доначислил страховые взносы, начислил пени и штраф, сделав вывод о занижении налогоплательщиком базы для исчисления страховых взносов в связи с использованием схемы ухода от налогообложения в виде подмены трудовых отношений на гражданско-правовые.Итог: в удовлетворении требования отказано в части признания недействительным решения, поскольку фактически налогоплательщиком создана схема, на
- 24.04.2024 Письмо ФНС России от 15.04.2024 г. № ЗГ-2-11/5893
- 22.04.2024 Письмо ФНС России от 20.02.2024 г. № БС-4-11/1877@
- 22.04.2024 Письмо Минфина России от 09.04.2024 г. № 03-04-05/32648
- 09.04.2024 Письмо Минфина России от 17.01.2024 г. № 03-15-08/2898
- 09.04.2024 Письмо Минфина России от 23.01.2024 г. № 03-15-06/4906
- 04.04.2024 Письмо Минфина России от 12.01.2024 г. № 03-15-07/1865
Комментарии