Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Дополнительные страховые взносы в пользу работников, занятых на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости

Дополнительные страховые взносы в пользу работников, занятых на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости

Дополнительный тариф в размере 6 процентов обязаны применять организации, производящие выплаты и иные вознаграждения в пользу физлиц, занятых на видах работ, указанных в п.п. 2-18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ

19.01.2021
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА, профессиональный бухгалтер Макаренко Елена

Ответ прошел контроль качества

Как начислять дополнительный тариф для отдельных категорий плательщиков по Списку N 2 по работникам инфекционного госпиталя, развернутого в медицинской организации (Амурская область) на период действия новой коронавирусной инфекции COVID-19? Положено ли производить начисление дополнительного тарифа 6% на указанных работников?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

На выплаты работникам инфекционного госпиталя, развернутого в медицинской организации на период действия новой коронавирусной инфекции COVID-19, должности которых поименованы в Списке 2, необходимо начислять страховые взносы по дополнительному тарифу в размере 6%.

Для уточнения вопроса рекомендуем обратиться за официальными разъяснениями в Минтруд России и в Минфин России.

Обоснование позиции:

В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации работодатели обязаны уплачивать в ПФР дополнительные страховые взносы в пользу работников, занятых на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Исходя из положений ст. 428 НК РФ, дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) применяются плательщиками страховых взносов в отношении выплат в пользу тех лиц, которые заняты на видах работ с "особыми условиями труда", указанных в п.п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).

При этом дополнительный тариф в размере 6 процентов обязаны применять организации, производящие выплаты и иные вознаграждения в пользу физлиц, занятых на видах работ, указанных в п.п. 2-18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ (п. 2 ст. 418 НК РФ).

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, установлены постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665.

В свою очередь, пунктом 3 ст. 428 НК РФ для лиц, указанных в п.п. 1 и 2 ст. 428 НК РФ, предусмотрены дифференцированные дополнительные тарифы страховых взносов, установленные в зависимости от результатов специальной оценки условий труда (далее - СОУТ), проводимой в порядке, установленном законодательством РФ.

Если же работник не занят на работах с особыми условиями труда, то страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, не начисляются, независимо от класса условий труда, установленного в отношении его рабочего места по результатам специальной оценки условий труда (смотрите письма Минфина России от 27.09.2019 N 03-15-06/74288, от 25.09.2018 N 03-15-07/68350, от 24.05.2018 N 03-15-06/35161, от 23.10.2017 N 03-15-06/69113, от 24.03.2017 N 03-15-06/17278, N 03-15-06/17262).

Перечень работ и должностей работников с тяжелыми условиями труда, указанных в п.п. 2-18 ч. 1 ст. 30 ФЗ N 400-ФЗ, определены в Списке 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (далее - Список 2), утверждены постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (смотрите постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665).

В частности, в разделе XXIV Списка 2 поименованы работники учреждений здравоохранения, в том числе непосредственно обслуживающие больных в инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах (младший и средний медицинский персонал).

Отметим, что мы не встретили официальных документов или разъяснений, прямо определяющих статус инфекционного госпиталя.

Вместе с тем, согласно п. 6.1 Временных методических рекомендаций "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" Версия 3 (03.03.2020) (утверждены Министерством здравоохранения РФ) медицинская помощь пациентам с COVID-19 осуществляется в виде скорой, первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в медицинских организациях и их структурных подразделениях, осуществляющих свою деятельность в соответствии с приказами Минздравсоцразвития России от 31.01.2012 N 69н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях" и от 05.05.2012 N 521н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям с инфекционными заболеваниями" с проведением всех противоэпидемических мероприятий.

Согласно п. 2 и п. 5 Порядка оказания медицинской помощи больным при инфекционных заболеваниях (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2012 N 69н) специализированная помощь больным инфекционными заболеваниями оказывается в медицинских организациях или их структурных подразделениях, оказывающих специализированную медицинскую помощь, в том числе в инфекционных отделениях многопрофильных больниц и инфекционных больницах.

Исходя из положений приказа Министерства здравоохранения РФ от 19.03.2020 N 198н и приказа Министерства здравоохранения Амурской области от 23.03.2020 N 256, регулирующих порядок организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, можно сделать вывод, что статус инфекционного стационара (госпиталя) имеют инфекционные отделения медицинских организаций (в том числе перепрофилированные), предназначенные для госпитализации пациентов с COVID-19 или с подозрением на COVID-19.

В этой связи полагаем, что в рассматриваемой ситуации в отношении выплат работникам инфекционного госпиталя, должности которых поименованы в Списке 2, необходимо начислять страховые взносы по дополнительному тарифу.

При этом необходимо учитывать, что на основании абзаца 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

В случаях, если разворачивание инфекционного госпиталя предполагает ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменение технологического процесса, замену производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников, и т.п., медицинская организация должна провести внеплановую СОУТ (ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").

Внеплановая СОУТ проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в п.п. 1 и 3 ч. 1 настоящей статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в п.п. 2, 4-7 ч. 1 настоящей статьи (ч. 2 ст. 17 Закона 426-ФЗ).

При таких обстоятельствах считаем, что на выплаты работникам инфекционного госпиталя, должности которых поименованы в Списке 2, необходимо начислять страховые взносы по дополнительному тарифу в размере 6%. Основания для применения дифференцированных тарифов по п. 3 ст. 428 НК РФ у организации отсутствуют до проведения СОУТ рабочих мест инфекционного госпиталя.

Обращаем внимание, что сказанное является нашим экспертным мнением. Учитывая наличие в свободном доступе не всех организационно-распорядительных документов, регулирующих деятельность медицинских организаций, рекомендуем организации обратиться за официальными разъяснениями по заданному вопросу в Минтруд России и в Минфин России.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Облагаемые выплаты сотрудникам
  • 28.06.2023  

    Выявив, что общество занизило базу по страховым взносам на сумму среднего заработка, выплаченного работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, Фонд доначислил ему страховые взносы, пени и штраф.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что указанные выплаты носят характер государственной поддержки, направлены на компенсацию потерь заработка гражд

  • 29.03.2023  

    Отделение сделало вывод о том, что при установленном работникам общества режиме неполного рабочего времени выплаченное им пособие по уходу за ребенком приобрело характер дополнительного материального стимулирования к заработной плате.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку режим неполного рабочего времени не может рассматриваться как мера, позволяющая продолжать уход за ребенком и повлекшая

  • 23.01.2023  

    Региональное отделение Фонда социального страхования РФ утверждает, что листок нетрудоспособности по уходу за ребенком был выдан отцу, однако на момент его выдачи такой уход осуществляла мать, получая ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт наступления страхового случая доказан; тот факт, что отец не осуществлял уход за больным ребенком, не подт


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок уплаты страховых взносов
  • 27.03.2024  

    Орган Фонда пенсионного и социального страхования указывает на совершение обществом правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку пропущен срок на обращение в арбитражный суд.

  • 04.02.2024  

    Фонд пришел к выводам о преднамеренном приеме работника на работу перед наступлением страхового случая, о несоответствии профессии и должности диплому об образовании, о невозможности осуществлять физический труд.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку факт создания страхователем искусственной ситуации, направленной на неправомерную выплату страхового обеспечения, не доказан.

  • 13.12.2023  

    Налоговый орган доначислил страховые взносы, начислил пени и штраф, сделав вывод о занижении налогоплательщиком базы для исчисления страховых взносов в связи с использованием схемы ухода от налогообложения в виде подмены трудовых отношений на гражданско-правовые.

    Итог: в удовлетворении требования отказано в части признания недействительным решения, поскольку фактически налогоплательщиком создана схема, на


Вся судебная практика по этой теме »