Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Дополнительные страховые взносы в пользу работников, занятых на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости

Дополнительные страховые взносы в пользу работников, занятых на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости

Дополнительный тариф в размере 6 процентов обязаны применять организации, производящие выплаты и иные вознаграждения в пользу физлиц, занятых на видах работ, указанных в п.п. 2-18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ

19.01.2021
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА, профессиональный бухгалтер Макаренко Елена

Ответ прошел контроль качества

Как начислять дополнительный тариф для отдельных категорий плательщиков по Списку N 2 по работникам инфекционного госпиталя, развернутого в медицинской организации (Амурская область) на период действия новой коронавирусной инфекции COVID-19? Положено ли производить начисление дополнительного тарифа 6% на указанных работников?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

На выплаты работникам инфекционного госпиталя, развернутого в медицинской организации на период действия новой коронавирусной инфекции COVID-19, должности которых поименованы в Списке 2, необходимо начислять страховые взносы по дополнительному тарифу в размере 6%.

Для уточнения вопроса рекомендуем обратиться за официальными разъяснениями в Минтруд России и в Минфин России.

Обоснование позиции:

В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации работодатели обязаны уплачивать в ПФР дополнительные страховые взносы в пользу работников, занятых на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Исходя из положений ст. 428 НК РФ, дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) применяются плательщиками страховых взносов в отношении выплат в пользу тех лиц, которые заняты на видах работ с "особыми условиями труда", указанных в п.п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).

При этом дополнительный тариф в размере 6 процентов обязаны применять организации, производящие выплаты и иные вознаграждения в пользу физлиц, занятых на видах работ, указанных в п.п. 2-18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ (п. 2 ст. 418 НК РФ).

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, установлены постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665.

В свою очередь, пунктом 3 ст. 428 НК РФ для лиц, указанных в п.п. 1 и 2 ст. 428 НК РФ, предусмотрены дифференцированные дополнительные тарифы страховых взносов, установленные в зависимости от результатов специальной оценки условий труда (далее - СОУТ), проводимой в порядке, установленном законодательством РФ.

Если же работник не занят на работах с особыми условиями труда, то страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, не начисляются, независимо от класса условий труда, установленного в отношении его рабочего места по результатам специальной оценки условий труда (смотрите письма Минфина России от 27.09.2019 N 03-15-06/74288, от 25.09.2018 N 03-15-07/68350, от 24.05.2018 N 03-15-06/35161, от 23.10.2017 N 03-15-06/69113, от 24.03.2017 N 03-15-06/17278, N 03-15-06/17262).

Перечень работ и должностей работников с тяжелыми условиями труда, указанных в п.п. 2-18 ч. 1 ст. 30 ФЗ N 400-ФЗ, определены в Списке 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (далее - Список 2), утверждены постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (смотрите постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665).

В частности, в разделе XXIV Списка 2 поименованы работники учреждений здравоохранения, в том числе непосредственно обслуживающие больных в инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах (младший и средний медицинский персонал).

Отметим, что мы не встретили официальных документов или разъяснений, прямо определяющих статус инфекционного госпиталя.

Вместе с тем, согласно п. 6.1 Временных методических рекомендаций "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" Версия 3 (03.03.2020) (утверждены Министерством здравоохранения РФ) медицинская помощь пациентам с COVID-19 осуществляется в виде скорой, первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в медицинских организациях и их структурных подразделениях, осуществляющих свою деятельность в соответствии с приказами Минздравсоцразвития России от 31.01.2012 N 69н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях" и от 05.05.2012 N 521н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям с инфекционными заболеваниями" с проведением всех противоэпидемических мероприятий.

Согласно п. 2 и п. 5 Порядка оказания медицинской помощи больным при инфекционных заболеваниях (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2012 N 69н) специализированная помощь больным инфекционными заболеваниями оказывается в медицинских организациях или их структурных подразделениях, оказывающих специализированную медицинскую помощь, в том числе в инфекционных отделениях многопрофильных больниц и инфекционных больницах.

Исходя из положений приказа Министерства здравоохранения РФ от 19.03.2020 N 198н и приказа Министерства здравоохранения Амурской области от 23.03.2020 N 256, регулирующих порядок организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, можно сделать вывод, что статус инфекционного стационара (госпиталя) имеют инфекционные отделения медицинских организаций (в том числе перепрофилированные), предназначенные для госпитализации пациентов с COVID-19 или с подозрением на COVID-19.

В этой связи полагаем, что в рассматриваемой ситуации в отношении выплат работникам инфекционного госпиталя, должности которых поименованы в Списке 2, необходимо начислять страховые взносы по дополнительному тарифу.

При этом необходимо учитывать, что на основании абзаца 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

В случаях, если разворачивание инфекционного госпиталя предполагает ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменение технологического процесса, замену производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников, и т.п., медицинская организация должна провести внеплановую СОУТ (ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").

Внеплановая СОУТ проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в п.п. 1 и 3 ч. 1 настоящей статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в п.п. 2, 4-7 ч. 1 настоящей статьи (ч. 2 ст. 17 Закона 426-ФЗ).

При таких обстоятельствах считаем, что на выплаты работникам инфекционного госпиталя, должности которых поименованы в Списке 2, необходимо начислять страховые взносы по дополнительному тарифу в размере 6%. Основания для применения дифференцированных тарифов по п. 3 ст. 428 НК РФ у организации отсутствуют до проведения СОУТ рабочих мест инфекционного госпиталя.

Обращаем внимание, что сказанное является нашим экспертным мнением. Учитывая наличие в свободном доступе не всех организационно-распорядительных документов, регулирующих деятельность медицинских организаций, рекомендуем организации обратиться за официальными разъяснениями по заданному вопросу в Минтруд России и в Минфин России.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Облагаемые выплаты сотрудникам
  • 29.11.2021  

    Общество указало, что фонд безосновательно определил вид деятельности общества по наиболее высокому классу профессионального риска.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку страхователь, не представивший в установленный срок документы для подтверждения основного вида экономической деятельности, после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы

  • 22.11.2021  

    Оспариваемыми актами орган ФСС РФ не принял к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, отказал в выделении средств на возмещение расходов страхователя. Решения мотивированы тем, что представленные документы подписаны генеральным директором, которая же и находилась в отпуске по беременности и родам, то есть исполн

  • 22.11.2021  

    Налоговый орган по результатам проверки по страховым взносам за проверяемый год привлек плательщика страховых взносов к ответственности, доначислил страховые взносы, начислил пени и штраф, сделав вывод о получении последним необоснованной налоговой выгоды по взаимоотношениям с профсоюзной организацией в виде занижения налогооблагаемой базы для исчисления страховых взносов.

    Итог: дело передано на новое расс


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок уплаты страховых взносов
  • 01.12.2021  

    Предприниматель указывал на отказ Пенсионного фонда в возврате страховых взносов по мотиву направления заявления за пределами трехлетнего срока со дня их уплаты.

    Итог: требование удовлетворено в связи с соблюдением срока обращения с заявлением о возврате страховых взносов и наличием переплаты.

  • 29.11.2021  

    Отказ мотивирован истечением трехгодичного срока со дня уплаты страховых взносов.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку страховые взносы исчислены и уплачены предпринимателем самостоятельно, следовательно, он должен был знать о возникшей переплате, факт истечения срока возврата излишне уплаченных страховых взносов подтвержден, оспариваемое решение признано законным.

  • 29.11.2021  

    Ввиду непредставления обществом сведений орган ФСС РФ установил для общества страховой тариф исходя из наиболее высокого класса профессионального риска, соответствующего виду экономической деятельности общества, указанному в ЕГРЮЛ.

    Итог: требование удовлетворено, так как доначисление обществу страховых взносов в повышенном размере исходя из страхового тарифа, соответствующего фактически не осуществляемому


Вся судебная практика по этой теме »