Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Работники из Республики Беларусь – как принимать к учету «чужие» больничные листы?

Работники из Республики Беларусь – как принимать к учету «чужие» больничные листы?

Будет ли белорусский листок нетрудоспособности основанием для налогового учета, подтверждающим расходы Общества по оплате больничного листа работнику?

10.02.2020
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА Мельникова Елена

Ответ прошел контроль качества

В настоящее время в Акционерном обществе (далее - Общество) осуществляют трудовую деятельность по трудовым договорам граждане Республики Беларусь (далее - РБ). Характер работы - разъездной, в связи с чем данные работники находятся в длительных служебных поездках в Республике Беларусь и не имеют временной регистрации на территории Российской Федерации (далее - РФ). Общество осуществляет взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по всем работникам, в том числе и на граждан РБ, работающих в РБ. В Обществе коллективным договором предусмотрена доплата по больничным листам до среднего месячного заработка работника. У граждан Республики Беларусь нет полисов ОМС. Поэтому им не меняют их больничные листы на российские. Граждане не имеют временной регистрации на территории РФ, поэтому не являются временно пребывающими.

Так как работники не могут поменять белорусские листы нетрудоспособности на листки нетрудоспособности образца, установленного Российской Федерацией, а работодатель оплатить их из средств ФСС РФ (запросы Общества в Минздрав РФ и ФСС РФ данный факт подтвердили), при предоставлении работниками - гражданами РБ, работающими на территории РБ, больничных листов белорусского образца Общество планирует оплачивать вышеуказанные больничные листы за свой счет в части доплаты по коллективному договору.

1. Из каких источников такую выплату может произвести Общество?

2. Возможно ли будет отнести данные выплаты в расходы для целей налогообложения прибыли?

3. Будет ли белорусский листок нетрудоспособности основанием для налогового учета, подтверждающим расходы Общества по оплате больничного листа работнику? Нужен ли нотариальный перевод белорусского листа нетрудоспособности? Действует ли на территории РФ нотариальный перевод, сделанный в Республике Беларусь?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

1. В бухгалтерском учете такие расходы относятся на расходы по обычным видам деятельности, т.е. источник выплаты - себестоимость продукции (работ, услуг).

2. Есть аргументы учесть такую доплату в расходах на оплату труда. Однако экономическая обоснованность таких расходов может быть поставлена под сомнение налоговыми органами, т.к. для получения полисов ОМС в целях обмена больничных на листы нетрудоспособности российского образца не нужна временная регистрация на территории РФ.

3. Нотариальный перевод не нужен.

Обоснование вывода:

Из каких источников производить доплату.

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 ТК РФ). Если такая доплата будет предусмотрена коллективным договором, она будет являться частью системы оплаты труда.

Затраты на оплату труда работников признаются расходами организации по обычным видам деятельности (пункты 5, 8, 16, 18 ПБУ 10/99).

Возможно ли учесть расходы для целей налогообложения прибыли.

На основании п. 25 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся, в частности, другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.

Таким образом, из норм п. 25 ст. 255 НК РФ следует, что в целях главы 25 НК РФ к расходам на оплату труда относятся любые виды расходов, соответствующие требованиям ст. 252 НК РФ (экономически обоснованные и документально подтвержденные), произведенные в пользу работника, в случае, если они предусмотрены трудовым договором и (или) коллективным договором, за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ.

На это указывают и суды (смотрите, например, определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.10.2017 N 305-КГ17-9814, Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.04.2017 N 305-КГ16-19115). У финансового ведомства аналогичная позиция (письма Минфина России от 18.10.2018 N 03-03-06/1/74834, от 10.04.2014 N 03-03-РЗ/16325, от 24.03.2014 N 03-03-06/1/12631).

Из п. 19 приказа Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее - Правила 108н) следует вывод о том, что для получения полиса ОМС и выбора страховой медицинской организации гражданину Республики Беларусь не нужна временная регистрация в РФ. Временно пребывающему гражданину страны - члена ЕАЭС для этих целей нужно предъявить:

- паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

- СНИЛС;

- трудовой договор трудящегося государства - члена ЕАЭС;

- отрывную часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания или ее копия с указанием места и срока пребывания.

В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 7 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ) постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания. Временно пребывающие в РФ иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.

По общему правилу уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляет в орган миграционного учета принимающая сторона (ч. 3 ст. 20, пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ). При этом под принимающей стороной в п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ понимаются физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится), а местом пребывания иностранного гражданина в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ признается в том числе иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин находится. Если принимающей стороной является организация, местом пребывания иностранного гражданина, которое должно быть указано в уведомлении (форма уведомления утверждена приказом МВД России от 23.11.2017 N 881, приложение N 3), должно быть указано место нахождения организации.

Поэтому дополнительно оформлять временную регистрацию в жилом помещении для оформления полиса ОМС гражданину из Республики Беларусь не требуется.

Согласно п. 41 Правил 108н временно пребывающим в Российской Федерации трудящимся государств - членов ЕАЭС выдается бумажный полис со сроком действия до конца календарного года, но не более срока действия трудового договора, заключенного с трудящимся государства - члена ЕАЭС. В письме Министерства здравоохранения РФ от 20.07.2017 N 11-8/3077 также разъясняется, что при обращении указанных категорий граждан для оформления полиса обязательного медицинского страхования в конце календарного года выдается полис ОМС со сроком действия до конца следующего календарного года, но не более срока пребывания, действия разрешения на временное проживание, действия трудового договора или исполнения соответствующих полномочий. Указанный полис ОМС подлежит ежегодной замене, которая необходима для актуализации единого регистра застрахованных лиц, а также для подтверждения факта трудоустройства и права иностранного гражданина на обязательное медицинское страхование. Смотрите также Вопрос: Распространяется ли требование о предоставлении полиса ДМС при трудоустройстве на граждан Казахстана и Белоруссии? Ведь они подлежат ОМС и являются трудящимися государств - членов ЕАЭС (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", декабрь 2016 г.).

Таким образом, ввиду того, что исходя из норм законодательства нет препятствий для получения гражданином Республики Беларусь полиса ОМС и для замены больничного, экономическая обоснованность оплаты больничного работодателем может быть оспорена, т.к. есть основания оформлять полисы российского образца и относить такие расходы на расчеты с ФСС. Свое право на учет таких расходов, возможно, придется отстаивать в суде, ссылаясь на фактические обстоятельства, препятствующие таким работникам получить полис ОМС. В качестве аргументов в пользу признания таких расходов можно привести также повышение лояльности работников, сокращение времени на выплату средств, минимизацию документооборота, снижение трудозатрат и пр.

Перевод на русский язык.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

В силу норм ст. 313 НК РФ первичные учетные документы являются подтверждением данных налогового учета.

В соответствии с п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) утверждаются, в частности:

- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации.

Перечень обязательных реквизитов первичного документа установлен ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Листок нетрудоспособности, выданный работнику по законодательству Республики Беларусь, может содержать не все реквизиты первичного документа. В этом случае считаем возможным в качестве первичного документа использовать, например, бухгалтерскую справку-расчет с включением необходимых реквизитов.

Нотариально заверенный перевод листка нетрудоспособности не требуется (ни в случае возможности признать больничный первичным документом, ни в случае, когда его сопровождает бухгалтерская справка).

Так, первичные документы, составленные на иностранном языке, должны иметь построчный перевод на русский язык (п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, письма Минфина России от 08.05.2019 N 03-03-07/33537, от 29.04.2019 N 03-03-06/1/31506, от 09.12.2015 N 03-07-14/71801. Но нотариальный перевод первичных документов не нужен. Например, в письме Минфина от 09.12.2015 N 03-07-14/71801 указано, что такой перевод может быть сделан как профессиональным переводчиком, так и специалистами самой организации, на которых возложена такая обязанность в рамках исполнения должностных обязанностей.

По-другому сложилась бы ситуация, если бы речь шла о замене больничных (при наличии полиса ОМС). Так, согласно п. 7 Приказа Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" документы, подтверждающие временную нетрудоспособность граждан в период их пребывания за границей (после легализированного перевода), по решению врачебной комиссии медицинской организации могут быть заменены на листки нетрудоспособности установленного в Российской Федерации образца.

Как разъясняет ФСС РФ, замена иностранных медицинских документов на листок нетрудоспособности российского образца возможна при выполнении следующих условий:

- медицинские документы, выданные за границей, должны быть легализированы;

- записи в них должны подтверждать временную нетрудоспособность гражданина.

Также необходим нотариально заверенный перевод документов на русский язык (Информация Фонда социального страхования РФ "Листки нетрудоспособности. Электронные листки нетрудоспособности (ЭЛН)").

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться