
Аналитика / Налогообложение / Снижение фискальной нагрузки на работодателей – предложение об изменении порядка уплаты страховых взносов
Снижение фискальной нагрузки на работодателей – предложение об изменении порядка уплаты страховых взносов
Минфин рассмотрел обращение по вопросу снижения фискальной нагрузки в части страховых взносов для плательщиков страховых взносов
27.11.2019Российский налоговый порталКак мы знаем, каждый работодатель обязан не просто платить заработную плату своим сотрудникам, но и следить за тем, чтобы размер зарплаты не был ниже установленного МРОТ.
Напомним, что с 1 января 2019 года федеральный МРОТ был равен прожиточному минимуму трудоспособного населения в целом по России за второй квартал предыдущего года (Основание: Федеральный закон № 421-ФЗ).
Работодателям необходимо внимательно пересмотреть размеры заработных плат и принять все меры к тому, чтобы не попасть под штраф. Дело в том, что если компания или ИП платит своему сотруднику заработную плату ниже прожиточного минимума, то ей грозит штраф:
1. Для должностных лиц компании – в виде штрафа размером в 10 000 – 20 000 руб.
2. Для работодателей-юрлиц – размером в 30 000 – 50 000 руб.
3. Для работодателей-предпринимателей – размером в 1000 – 5000 руб.
Общая величина прожиточного минимума в отдельных регионах (субъектах РФ) утверждается нормами регионального законодательства. Субъекты вправе самостоятельно устанавливать размер МРОТ в своем регионе.
При утверждении зарплаты персонала работодателям следует ориентироваться на действующий федеральный МРОТ, а также региональный. Если второй показатель будет принят на большем уровне, требуется это учесть при повышении заработка.
От размера заработной платы напрямую зависит и размер уплаченных страховых взносов. Многие работодатели переживают из-за того, что «все деньги» уходят на выплату страховых взносов. Есть мнения, что если платить меньше зарплату, то и страховых взносов будет меньше и в итоге получается некоторая экономия.
В адрес Минфина поступило предложение о снижении фискальной нагрузки на работодателей. Суть такого снижения – предлагается для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (работодателей), отвязать исчисление страховых взносов от заработной платы их работников и установить базу для исчисления страховых взносов по каждому работнику в размере суммы, исчисленной из минимального размера оплаты труда, увеличенного на 10 – 20 процентов.
Что мы получим в итоге? Компания сможет поднять уровень зарплаты для своих сотрудников и при этом ее нагрузка по уплате страховых взносов не увеличится. Что по этому поводу говорит Минфин России?
Как рассказало финансовое ведомство, страховые взносы уплачиваются в целях обязательного социального страхования застрахованных лиц и являются источником финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующим видам обязательного социального страхования:
- обязательного пенсионного страхования,
- обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,
- обязательного медицинского страхования.
В случае установления порядка по уплате страховых взносов за работников исходя из минимального размера оплаты труда, а не фактического заработка работника будет исключена возможность формирования пенсионных прав работников в полном объеме, что в дальнейшем может привести к ограничению их права на пенсионное обеспечение, так как в действующей в настоящее время системе пенсионного страхования размер выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных со всех выплат в пользу работника.
Таким образом, снижение (минимизация) фискальной нагрузки по уплате страховых взносов приведет к недопоступлению страховых взносов, в частности, в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и, соответственно, к уменьшению объема пенсионных прав граждан.
Кроме того, требование об уплате страховых взносов исходя из всего фактического заработка работника отражает не только частные, но и определенные принципом солидарности публичные интересы.
Минфин пока против такого предложения. Поэтому работодатели должны в обязательном порядке не просто увеличивать размер заработной платы, но и уплачивать страховые взносы в бюджет.
Основание: письмо Минфина России от 06.11.2019 г. № 03-15-05/85280
Темы: Облагаемые выплаты сотрудникам  Порядок уплаты страховых взносов  
- 13.12.2023 Матпомощь работнику-погорельцу: в суд разъяснили, надо ли начислять взносы
- 13.09.2023 Компенсация сотрудникам расходов на детсад: надо ли начислять взносы «на травматизм»
- 02.03.2022 Организации вправе включить в долю доходов от IT-деятельности суммы возмещения недополученных доходов от предоставления субъектам МСП российского ПО
- 01.07.2025 В 2026 году сохранятся тарифы взносов «на травматизм»
- 26.05.2025 Минфин разъяснил, когда оплата фитнеса работникам и их семьям облагается страховыми взносами
- 26.05.2025 Минфин: на неизрасходованный «подотчёт» без отчёта и возврата начисляются страховые взносы
- 01.07.2022 Налог по УСН нельзя уменьшать на сумму начисленных взносов
- 31.03.2022 Надбавка водителям за количество своевременно сданных товарно-сопроводительных документов и НДФЛ
- 11.02.2022 Взаимодействие страхователей с ФСС: новые правила назначения пособий
- 14.09.2023 Введение новой страховки для такси: чего стоит ожидать
- 02.08.2023 Социальный фонд утвердил форму, заменяющую СНИЛС
- 28.07.2023 Утверждены формы документов, которые СФР будет использовать при проверках страхователей
- 16.07.2025
Налоговый орган
доначислил страховые взносы, начислил штраф, сделав вывод о необоснованном применении налогоплательщиком норматива зачисления страховых взносов в отношении иностранных работников, временно пребывающих на территории РФ.Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что налогоплательщик (страхователь) освобождается от уплаты страховых взносов в пользу работников - иностранцев (
- 28.06.2023
Выявив, что
общество занизило базу по страховым взносам на сумму среднего заработка, выплаченного работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, Фонд доначислил ему страховые взносы, пени и штраф.Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что указанные выплаты носят характер государственной поддержки, направлены на компенсацию потерь заработка гражд
- 29.03.2023
Отделение сделало
вывод о том, что при установленном работникам общества режиме неполного рабочего времени выплаченное им пособие по уходу за ребенком приобрело характер дополнительного материального стимулирования к заработной плате.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку режим неполного рабочего времени не может рассматриваться как мера, позволяющая продолжать уход за ребенком и повлекшая
- 10.07.2025
Определением включена
задолженность в реестр требований кредиторов должника, поскольку задолженность образовалась в связи с неуплатой налогов, были применены меры принудительного взыскания задолженности.Итог: определение отменено. Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку заявление о пропуске срока на принудительное взыскание задолженности не было рассмотрено, не проверена обоснованность вклю
- 03.07.2025
Общество привлечено
к ответственности в виде финансовых санкций в связи с непредставлением в установленный срок сведений о застрахованных лицах.Итог: требование удовлетворено, так как общество представило исходные сведения в установленный срок, а уточненные (исправленные) сведения о застрахованном лице - в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении ошибок и несоответствий.&
- 26.06.2025
В ходе
проверки орган Фонда пришел к выводу об излишнем несении расходов на выплату работнику общества пособия по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет, поскольку уход за ребенком осуществляла неработающая мать, а выплаченное пособие носит характер дополнительного материального стимулирования.Итог: требование удовлетворено, поскольку органом Фонда не доказано, что застрахованное лицо
- 12.09.2023 Письмо ФНС России от 08.08.2023 г. № БС-4-11/10182@
- 26.01.2023 Письмо ФНС России от 06.12.2022 г. № БС-4-11/16492@
- 24.10.2022 Письмо Минфина России от 01.09.2022 г. № 03-15-06/85285
- 09.07.2025 Письмо Минфина России от 08.04.2025 г. № 03-15-06/34681
- 07.07.2025 Письмо Минфина России от 30.05.2025 г. № 03-15-06/53905
- 04.07.2025 Письмо Минфина России от 19.05.2025 г. № 03-15-06/48524
Комментарии