Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Новый стандарт IFRS 16 «Аренда» для бухгалтерского учета по российским стандартам

Новый стандарт IFRS 16 «Аренда» для бухгалтерского учета по российским стандартам

Международные стандарты не относятся к документам в области регулирования бухгалтерского учета РФ

20.06.2019
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

член Палаты налоговых консультантов Титова Елена

Ответ прошел контроль качества

У компании есть действующие краткосрочные (11 месяцев) договоры аренды помещений (офис, склад) и лизинг автомобиля (с февраля 2019 года).

Как изменится учет данных операций в связи с вступлением в силу нового стандарта IFRS 16 "Аренда" для бухгалтерского учета по российским стандартам? Подлежит ли арендуемая недвижимость налогообложению налогом на имущество в 2019 году? В случае изменений в учете нужно ли это делать ретроспективно?

Международные стандарты не относятся к документам в области регулирования бухгалтерского учета РФ (ч. 1 ст. 21 Закона N 402-ФЗ), и их применение не является обязательным для большинства экономических субъектов. Исключение составляют организации, которые должны сдавать консолидированную финансовую отчетность согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности".

Вместе с тем одним из принципов регулирования бухгалтерского учета предусмотрено применение международных стандартов в качестве основы для разработки федеральных и отраслевых стандартов (п. 4 ст. 20 Закона N 402-ФЗ).

По сути, первым таким стандартом стал ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды", утвержденный приказом Минфина России от 16.10.2018 N 208н (далее - ФСБУ 25/2018).

Организации должны применять указанный стандарт начиная с бухгалтерской отчетности за 2022 г., но вправе начать это и раньше, в т.ч. и начиная с отчетности за 2019 год, при условии раскрытия этого факта в отчетности (п. 48 ФСБУ 25/2018). Перечень данных, которые должны быть представлены арендатором в отчетности в отношении договоров аренды, перечислены в п.п. 45-46 ФСБУ 25/2018.

При переходе на новый стандарт соответствующие изменения необходимо внести и в учетную политику для целей бухгалтерского учета. И сделать это необходимо до начала года, с которого будут применяться новые правила (п. 10, 12 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"). Информация об этом должна быть отражена в отчетности за тот год, начиная с которого будет применяться стандарт (п. 53 ФСБУ 25/2018).

В отношении краткосрочных договоров аренды помещений (офис, склад) (т.е. менее 12 месяцев) ФСБУ 25/2018 предусматривает два варианта учета операций по аренде:

Вариант 1

Арендные платежи могут признаваться в качестве расхода равномерно в течение срока аренды (т.е. как и в настоящее время). При этом применение указанного варианта возможно только при одновременном выполнении следующих условий:

- договором аренды не предусмотрен переход права собственности на предмет аренды к арендатору и отсутствует возможность выкупа арендатором предмета аренды по цене значительно ниже его справедливой стоимости на дату выкупа;

- предмет аренды не предполагается предоставлять в субаренду.

Если организация выберет этот вариант учета, то такое решение должно применяться арендатором в отношении всех однородных по характеру и способу использования предметов аренды (п.п. 11, 12 ФСБУ 25/2018).

Вариант 2

На дату предоставления имущества в аренду организация признает предмет аренды в качестве права пользования активом. Одновременно с этим признается и обязательство по аренде (п. 10 ФСБУ 25/2018).

Право пользования активом признается по фактической стоимости в соответствии с п. 13 ФСБУ 25/2018. Стоимость такого права погашается посредством амортизации в течение срока полезного использования, который не должен превышать срок аренды.

Первоначальная оценка обязательства определяется как сумма приведенной стоимости будущих арендных платежей на дату этой оценки (т.е. это, по сути, кредиторская задолженность арендатора), которая в течение срока аренды будет увеличиваться на суммы начисленных процентов по ставке дисконтирования (п. 14 ФСБУ 25/2018). Порядок дисконтирования разъяснен в п. 15 ФСБУ 25/2018.

После признания величина обязательства по аренде будет увеличиваться на величину начисляемых процентов и уменьшаться на величину фактически уплаченных арендных платежей (п. 18 ФСБУ 25/2018).

При продлении срока аренды фактическая стоимость права пользования активом и величина обязательства по аренде подлежат пересмотру (п. 21 ФСБУ 25/2018).

Таким образом, в отношении договоров аренды, срок действия которых не превышает 12 месяцев организация вправе выбрать первый или второй вариант учета (при условии соответствия требованиям, установленным п.п. 11, 12 ФСБУ 25/2018).

Имущество, полученное в рамках лизинговых договоров, которые, как правило, заключаются на срок не менее года, организация должна будет учитывать только в качестве права пользования активом, вне зависимости от того, на чьем балансе в соответствии с условиями договора будет учитываться такое имущество (п. 2 ФСБУ 25/2018).

По общему правилу последствия изменения учетной политики в связи с началом применения нового стандарта отражаются ретроспективно (п. 49 ФСБУ 25/2018).

Однако для ряда случаев предусмотрены исключения из этого порядка, облегчающие, по мнению Минфина России, переход на новый порядок учета. В частности:

- в отношении договоров аренды, исполнение которых истекает до конца года, начиная с отчетности за который применяется ФСБУ 25/2018, организация может не применять этот стандарт;

- арендатор вправе признать по каждому договору единовременно на конец года, предшествующего году, начиная с которого применяется ФСБУ 25/2018, право пользования активом и обязательство по аренде с отнесением разницы на нераспределенную прибыль. В этом случае ретроспективное влияние на какие-либо другие объекты бухгалтерского учета не признается, сравнительные данные за год, предшествующий году, начиная с которого применяется настоящий стандарт, не пересчитываются (п. 50 ФСБУ 25/2018, Информационное сообщение Минфина России от 25.01.2019 N ИС-учет-15).

В настоящее время для обобщения информации о наличии и движении основных средств, арендованных организацией, предназначен забалансовый счет 001 "Арендованные основные средства".

По нашему мнению, этот счет будет применяться и в том случае, если организация примет решение осуществлять учет арендованного имущества по первому варианту.

Если предмет аренды будет признан в качестве права пользования активом, то полагаем, что в этом случае учет может осуществляться с использованием счетов:

- 08 "Вложения во внеоборотные активы" - для отражения затрат арендатора по договору аренды;

- 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - для признания различных обязательств и ведения расчетов по аренде (с открытием разных субсчетов в зависимости от вида обязательства).

Налог на имущество

Налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение и т.п.), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ (п. 1 ст. 373, п. 1 ст. 374 НК РФ).

То есть теоретически плательщиком налога на имущество может быть и арендатор, которому имущество предоставлено за плату во временное владение и пользование (ст. 606 ГК РФ).

Однако в соответствии с п. 10 ФСБУ 25/2018 арендатор признает предмет аренды в качестве права пользования активом, которое не является объектом обложения налогом на имущество организаций.

Поэтому арендаторы недвижимости не будут являться плательщиками налога на имущество.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Бухгалтерская отчетность
  • 14.03.2018  

    О признании недействующими пункта 48 Положения по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» (ПБУ 4/99), утв. приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н, и пункта 29 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н

  • 17.01.2018  

    Законодательство о бухгалтерском учете установило основные требования к оформлению документов, а статья 252 НК РФ предусмотрела, что затраты налогоплательщика должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, глава 25 НК РФ не содержит императивной нормы, которая бы устанавливала, что не могут быть приняты к учету первичные документы, имеющие пороки в оф

  • 06.09.2017  

    Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», действующего с 01.01.2013, каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.


Вся судебная практика по этой теме »

Первичные документы
  • 12.02.2018  

    Рассматривая спор и удовлетворяя заявленные требования в части налога на прибыль по эпизоду (ремонт асфальтового покрытия на арендуемом земельном участке), суды пришли к выводу о том, что обществом осуществлен ремонт арендуемой площадки для поддержания ее в исправном состоянии, и, соответственно, налогоплательщик правомерно включил расходы, связанные с текущим ремонтом арендованного имущества, в состав общих расходов текущег

  • 13.02.2017  

    Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера

  • 21.11.2016  

    В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.


Вся судебная практика по этой теме »