
Аналитика / Налогообложение / Новый стандарт IFRS 16 «Аренда» для бухгалтерского учета по российским стандартам
Новый стандарт IFRS 16 «Аренда» для бухгалтерского учета по российским стандартам
Международные стандарты не относятся к документам в области регулирования бухгалтерского учета РФ
20.06.2019Российский налоговый порталОтвет подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена
Ответ прошел контроль качества
У компании есть действующие краткосрочные (11 месяцев) договоры аренды помещений (офис, склад) и лизинг автомобиля (с февраля 2019 года).
Как изменится учет данных операций в связи с вступлением в силу нового стандарта IFRS 16 "Аренда" для бухгалтерского учета по российским стандартам? Подлежит ли арендуемая недвижимость налогообложению налогом на имущество в 2019 году? В случае изменений в учете нужно ли это делать ретроспективно?
Международные стандарты не относятся к документам в области регулирования бухгалтерского учета РФ (ч. 1 ст. 21 Закона N 402-ФЗ), и их применение не является обязательным для большинства экономических субъектов. Исключение составляют организации, которые должны сдавать консолидированную финансовую отчетность согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности".
Вместе с тем одним из принципов регулирования бухгалтерского учета предусмотрено применение международных стандартов в качестве основы для разработки федеральных и отраслевых стандартов (п. 4 ст. 20 Закона N 402-ФЗ).
По сути, первым таким стандартом стал ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды", утвержденный приказом Минфина России от 16.10.2018 N 208н (далее - ФСБУ 25/2018).
Организации должны применять указанный стандарт начиная с бухгалтерской отчетности за 2022 г., но вправе начать это и раньше, в т.ч. и начиная с отчетности за 2019 год, при условии раскрытия этого факта в отчетности (п. 48 ФСБУ 25/2018). Перечень данных, которые должны быть представлены арендатором в отчетности в отношении договоров аренды, перечислены в п.п. 45-46 ФСБУ 25/2018.
При переходе на новый стандарт соответствующие изменения необходимо внести и в учетную политику для целей бухгалтерского учета. И сделать это необходимо до начала года, с которого будут применяться новые правила (п. 10, 12 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"). Информация об этом должна быть отражена в отчетности за тот год, начиная с которого будет применяться стандарт (п. 53 ФСБУ 25/2018).
В отношении краткосрочных договоров аренды помещений (офис, склад) (т.е. менее 12 месяцев) ФСБУ 25/2018 предусматривает два варианта учета операций по аренде:
Вариант 1
Арендные платежи могут признаваться в качестве расхода равномерно в течение срока аренды (т.е. как и в настоящее время). При этом применение указанного варианта возможно только при одновременном выполнении следующих условий:
- договором аренды не предусмотрен переход права собственности на предмет аренды к арендатору и отсутствует возможность выкупа арендатором предмета аренды по цене значительно ниже его справедливой стоимости на дату выкупа;
- предмет аренды не предполагается предоставлять в субаренду.
Если организация выберет этот вариант учета, то такое решение должно применяться арендатором в отношении всех однородных по характеру и способу использования предметов аренды (п.п. 11, 12 ФСБУ 25/2018).
Вариант 2
На дату предоставления имущества в аренду организация признает предмет аренды в качестве права пользования активом. Одновременно с этим признается и обязательство по аренде (п. 10 ФСБУ 25/2018).
Право пользования активом признается по фактической стоимости в соответствии с п. 13 ФСБУ 25/2018. Стоимость такого права погашается посредством амортизации в течение срока полезного использования, который не должен превышать срок аренды.
Первоначальная оценка обязательства определяется как сумма приведенной стоимости будущих арендных платежей на дату этой оценки (т.е. это, по сути, кредиторская задолженность арендатора), которая в течение срока аренды будет увеличиваться на суммы начисленных процентов по ставке дисконтирования (п. 14 ФСБУ 25/2018). Порядок дисконтирования разъяснен в п. 15 ФСБУ 25/2018.
После признания величина обязательства по аренде будет увеличиваться на величину начисляемых процентов и уменьшаться на величину фактически уплаченных арендных платежей (п. 18 ФСБУ 25/2018).
При продлении срока аренды фактическая стоимость права пользования активом и величина обязательства по аренде подлежат пересмотру (п. 21 ФСБУ 25/2018).
Таким образом, в отношении договоров аренды, срок действия которых не превышает 12 месяцев организация вправе выбрать первый или второй вариант учета (при условии соответствия требованиям, установленным п.п. 11, 12 ФСБУ 25/2018).
Имущество, полученное в рамках лизинговых договоров, которые, как правило, заключаются на срок не менее года, организация должна будет учитывать только в качестве права пользования активом, вне зависимости от того, на чьем балансе в соответствии с условиями договора будет учитываться такое имущество (п. 2 ФСБУ 25/2018).
По общему правилу последствия изменения учетной политики в связи с началом применения нового стандарта отражаются ретроспективно (п. 49 ФСБУ 25/2018).
Однако для ряда случаев предусмотрены исключения из этого порядка, облегчающие, по мнению Минфина России, переход на новый порядок учета. В частности:
- в отношении договоров аренды, исполнение которых истекает до конца года, начиная с отчетности за который применяется ФСБУ 25/2018, организация может не применять этот стандарт;
- арендатор вправе признать по каждому договору единовременно на конец года, предшествующего году, начиная с которого применяется ФСБУ 25/2018, право пользования активом и обязательство по аренде с отнесением разницы на нераспределенную прибыль. В этом случае ретроспективное влияние на какие-либо другие объекты бухгалтерского учета не признается, сравнительные данные за год, предшествующий году, начиная с которого применяется настоящий стандарт, не пересчитываются (п. 50 ФСБУ 25/2018, Информационное сообщение Минфина России от 25.01.2019 N ИС-учет-15).
В настоящее время для обобщения информации о наличии и движении основных средств, арендованных организацией, предназначен забалансовый счет 001 "Арендованные основные средства".
По нашему мнению, этот счет будет применяться и в том случае, если организация примет решение осуществлять учет арендованного имущества по первому варианту.
Если предмет аренды будет признан в качестве права пользования активом, то полагаем, что в этом случае учет может осуществляться с использованием счетов:
- 08 "Вложения во внеоборотные активы" - для отражения затрат арендатора по договору аренды;
- 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - для признания различных обязательств и ведения расчетов по аренде (с открытием разных субсчетов в зависимости от вида обязательства).
Налог на имущество
Налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение и т.п.), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ (п. 1 ст. 373, п. 1 ст. 374 НК РФ).
То есть теоретически плательщиком налога на имущество может быть и арендатор, которому имущество предоставлено за плату во временное владение и пользование (ст. 606 ГК РФ).
Однако в соответствии с п. 10 ФСБУ 25/2018 арендатор признает предмет аренды в качестве права пользования активом, которое не является объектом обложения налогом на имущество организаций.
Поэтому арендаторы недвижимости не будут являться плательщиками налога на имущество.
Темы: Бухгалтерская отчетность  Первичные документы  
- 03.06.2025 Росстат изменил правила сдачи отчетности через обслуживающие бухгалтерии
- 26.03.2025 Организациям надо отчитываться в Росстат об основных фондах по новым правилам
- 11.03.2025 Отчитаться в ГИР БО за прошлый год надо до 31 марта
- 21.07.2021 Бухучет для ИП обязанность или право?
- 09.11.2020 Вправе ли бухгалтер принимать к учету скан-образы документов?
- 14.10.2019 Компания вправе подтвердить свои расходы электронными документами
- 05.06.2025 Что меняется в учёте расходов: разбор проекта ФСБУ от Минфина
- 06.02.2024 Что такое ОКПО и где его взять
- 13.10.2023 Структура классификатора ОКОФ и как применять в 2023
- 17.05.2024 Партнерский договор: как он помогает создать бизнес
- 08.06.2023 Как в налоговой декларации по налогу на прибыль нужно будет отражать операции по продаже автомобилей, возвращенных лизингополучателем?
- 21.12.2022 Какими проводками в бухгалтерском учете формируется резерв под обесценение материалов, товаров и признание убытка от их обесценения?
- 06.04.2025
Об истребовании
документации должника.Итог: требование удовлетворено, поскольку отсутствие сведений о дебиторах и кредиторах общества, мотивированных пояснений относительно установления обществом из оборотно-сальдовых ведомостей дебиторов и кредиторов (с указанием конкретных контрагентов) не позволило конкурсному управляющему в достаточной степени установить перечень таких лиц, отраженных в бухгалтерском
- 07.03.2025
Подрядчик выполнил
работы, которые были оплачены с учетом НДС. Считая, что в цене работ неправомерно выделен НДС, подрядчик потребовал от заказчика принять к учету корректировочные счета-фактуры, в принятии их к учету было отказано.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как объем работ, их стоимость и способ расчета оплаты были согласованы при заключении договора на торгах; на момент заключения
- 19.01.2025
Налоговый орган
доначислил недоимку по НДС, пени и штраф, предложил внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, указав на создание обществом схемы ухода от налогообложения путем оформления фактов хозяйственной деятельности по поставке товаров контрагентом, не имеющих места в действительности.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказана недостоверность информации, с
- 15.09.2024
Обществу доначислены
НДС и налог на прибыль в связи с искажением сведений о фактах хозяйственной жизни, отражении в налоговом и бухгалтерском учете операций по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту арендованного электрооборудования "нереальными" контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждены наличие в представленных обществом первичных документах нед
- 08.09.2024
Выявив, что
налогоплательщик не отразил в бухгалтерском учете, в налоговых декларациях и в книгах продаж операции по реализации продукции и что это повлекло занижение налогооблагаемой базы по НДС и по налогу на прибыль организаций, налоговый орган доначислил ему НДС, налог на прибыль, пени и штраф.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку тот факт, что в целях получения незаконной налоговой э
- 04.08.2024
О включении
в третью очередь реестра требований кредиторов задолженности по договорам поставки и субаренды самоходных машин.Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не учтено, что ст. 9 ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухга
- 10.06.2025 Письмо Минфина России от 18.04.2025 г. № 07-01-07/39172
- 26.05.2025 Письмо ФНС России от 23.04.2025 г. № ЗГ-2-1/6878@
- 22.01.2025 Письмо Минфина России от 02.10.2024 г. № 02-07-11/95400
- 14.02.2025 Письмо Минфина России от 04.10.2024 г. № 30-01-15/96401
- 22.10.2024 Письмо ФНС России от 16.10.2024 г. № ЕД-16-20/295@
- 03.09.2024 Письмо Минфина России от 02.05.2024 г. № 07-01-10/40524
Комментарии