Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Госконтракт с компанией на «упрощенке»: порядок отражения НДС

Госконтракт с компанией на «упрощенке»: порядок отражения НДС

Каким образом должны быть оформлены документы: с НДС или без НДС?

11.01.2019
Автор: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Серков Аркадий

Бюджетное образовательное учреждение заключило государственный контракт на капитальный ремонт здания за счет средств целевой субсидии. В контракте сумма договора указана: "в том числе с НДС". Победитель аукциона применяет УСН. Непосредственно в контракте указаний, что цена включает НДС, нет, такое указание содержится только в прилагаемой смете.

Каким образом должны быть оформлены документы: с НДС или без НДС?

Обязан ли исполнитель выставить исходящий счет-фактуру с НДС? Имеет ли право учреждение уменьшить сумму контракта на сумму НДС, если в документах исполнителя (актах выполненных работ) нет указания на НДС? Можно ли заключить допсоглашение к контракту, в котором будет указано, что сумма по договору без НДС? Будет ли нарушением и нецелевым использованием средств, если контракт заключен с НДС, а документы без НДС и отсутствует счет-фактура?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Полагаем, что в описанной ситуации стороны контракта вправе подписать дополнительное соглашение к контракту о том, что цена контракта не включает НДС, поскольку это не будет являться изменением условий контракта.

Однако правомерность подписания такого соглашения может быть оспорена контрольными органами.

Обоснование позиции:

Ни Гражданский кодекс РФ, ни основывающийся на его положениях Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, смотрите ч. 1 ст. 2 этого Закона), не определяют порядок формирования цены договора (контракта) в зависимости от режима налогообложения, применяемого контрагентом, и не предписывают указывать в договоре (контракте), что его цена включает или не включает НДС.

Вместе с тем из положений п. 1, п. 3 ст. 168, пп. 11 п. 5 ст. 169 НК РФ об обязательном предъявлении налогоплательщиком НДС к оплате покупателю товаров (работ, услуг) суммы НДС дополнительно к цене товаров (работ, услуг), указании этой суммы в счете-фактуре, который продавец обязан выставить покупателю при реализации, следует, что предъявляемая покупателю (заказчику) сумма НДС является частью цены договора. Эта позиция отражена и в судебной практике (смотрите, например, постановление Седьмого ААС от 27.10.2015 N 07АП-9481/15).

Ряд налогоплательщиков, в первую очередь - организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), на основании п. 2 ст. 346.11 НК РФ не признаются налогоплательщиками в отношении НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ). Следовательно, по общему правилу при реализации товаров (работ, услуг) они НДС не исчисляют и к оплате покупателю не предъявляют, составлять и направлять счета-фактуры не обязаны (смотрите также письма Минфина России от 24.10.2013 N 03-07-09/44918, от 16.05.2011 N 03-07-11/126, от 05.10.2007 N 03-11-05/238, от 23.03.2007 N 03-07-11/68, ФНС России от 20.01.2017 N СД-3-3/375@).

Вместе с тем, как следует из пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ, в случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет (смотрите также письма Минфина России от 09.11.2016 N 03-11-11/65552, от 18.07.2013 N 03-07-11/28306, п. 4.1 постановления Конституционного Суда РФ от 03.06.2014 N 17-П).

Положения Закона N 44-ФЗ не препятствуют сторонам согласовать условие о включении в цену контракта НДС. И в судебной практике отражена точка зрения, что если в проекте контракта, размещенном заказчиком при проведении закупки, указано, что цена контракта включает НДС, контракт должен быть заключен на таких условиях (смотрите, например, постановления АС Северо-Кавказского округа от 27.04.2017 N Ф08-2458/17, АС Центрального округа от 17.06.2016 N Ф10-1723/16, определение ВС РФ от 26.06.2015 N 306-КГ15-7929). В соответствии с этим подходом суды признают правомерным отказ заказчика исключить из расчета цены контракта сумму НДС при заключении контракта с лицом, освобожденным от его уплаты (смотрите, например, постановления АС Поволжского округа от 17.04.2017 N Ф06-19373/17, АС Северо-Кавказского округа от 21.07.2016 N Ф08-4781/16, АС Западно-Сибирского округа от 17.06.2015 N Ф04-19591/15).

При этом изменение условий контракта в силу ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в ходе его исполнения допускается только в случаях, определенных ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, которая возможности изменения условий в зависимости от применяемой контрагентом системы налогообложения не предусматривает.

Вместе с тем, с одной стороны, согласно позиции, выраженной в письме ФНС от 08.11.2016 N СД-4-3/21119@, даже если в контракте стоимость товаров (работ, услуг) указана "с НДС" и его сумма выделена заказчиком в платежном поручении при невыставлении счета-фактуры у продавца, применяющего УСН, обязанность уплаты НДС в бюджет не возникает (смотрите также письмо Минфина России от 18.11.2014 N 03-07-14/58618). Кроме того, в налоговом законодательстве отсутствуют запреты на составление "нулевых" счетов-фактур с указанием "без НДС" (решение УФАС по Республике Саха (Якутия) от 03.05.2018 N 06-364/18, решение УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 03.03.2017 N 03/ПА).

Причем из п. 1 ст. 424 ГК РФ следует, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, независимо от того, из каких составляющих (включая налоговые) эта сумма складывается. Поэтому независимо от наличия в контракте указания включение в его цену НДС, заказчик должен оплатить работы по цене, определенной контрактом, и не вправе уменьшить размер оплаты на сумму НДС (смотрите также, например, п.п. 8-11 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889, п. 11 письма Минэкономразвития России от 21.04.2017 N Д28и-1679 и др. письма этого ведомства, письма Минфина России от 13.10.2017 N 24-01-09/68987, от 26.09.2017 N 24-03-07/62238, от 21.09.2017 N 24-03-08/61212 и др., постановления АС Северо-Кавказского округа от 07.07.2017 N Ф08-4621/17 и от 27.04.2017 N Ф08-2458/17, АС Московского округа от 28.04.2016 N Ф05-4344/16, Девятнадцатого ААС от 13.04.2016 N 19АП-571/16). Указание п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком, на размер обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта, по смыслу данной нормы касается только ситуации, когда заказчик исполняет по отношению к контрагенту функции налогового агента, то есть на настоящий момент фактически только уплаты НДФЛ.

Однако, с другой стороны, если контракт заключен с указанием о включении в его цену НДС, но подрядчик не уплачивает данный налог, на практике контролирующие органы могут квалифицировать действия заказчика, не требующего выставления счетов-фактур контрагентом (и, как следствие, как было показано выше, уплаты НДС), как способствование в получении контрагентом неосновательного обогащения в сумме подлежащего уплате налога. Причем такая квалификация действий заказчика может быть поддержана судом (смотрите, например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 21.01.2016 N Ф08-9711/15, определение ВАС РФ от 21.02.2012 N ВАС-1045/12).

Заметим, однако, что в рассматриваемой ситуации непосредственно текст контракта не содержит указания, что цена контракта включает НДС и не содержит условия о выставлении подрядчиком счетов-фактур. При этом из п. 3 ст. 709, п. 2 ст. 740, п. 1 ст. 743 ГК РФ следует, что составление сметы является только способом определения цены, иного значения смета в соответствии с законом не имеет*(2). В такой ситуации утверждение, что контракт предусматривал (фактически) обязанность подрядчика уплачивать НДС, не бесспорно.

В этой связи можно заметить, что из вышеприведенных норм Гражданского кодекса РФ и Налогового кодекса РФ можно сделать вывод, что ценой контракта, заключаемого с победителем электронного аукциона, может считаться исключительно сумма, предложенная таким победителем и которая может указываться в тексте контракта как включающая НДС или без учета НДС, в зависимости от того, является ли этот участник плательщиком НДС в соответствии с нормами налогового законодательства или нет.

Отсюда, в свою очередь, следует, что само по себе указание в контракте (смете) на то, что цена работ включает НДС, не влияет на условие контракта о цене.

Таким образом, полагаем, стороны вправе подписать дополнительное соглашение к контракту, указав, что цена по нему не включает НДС, поскольку это будет являться не изменением условия контракта о цене, а только его уточнением, указывающим на реальный порядок формирования цены.

ГАРАНТ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДС
  • 27.04.2025  

    Обществу доначислены НДС, пени и штраф в связи с отсутствием реальных хозяйственных операций с контрагентами.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку фактически спорные работы выполнялись самим обществом без привлечения заявленных субподрядных организаций, что привело к необоснованному получению налоговой выгоды в виде уменьшения сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет, путем неправомерного вкл

  • 27.04.2025  

    По результатам выездной проверки обществу доначислены налог на прибыль, НДС, пени и штрафы в связи с умышленным созданием обществом формального документооборота с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде включения в состав налоговых вычетов сумм НДС по сделкам по приобретению товара и в состав прямых расходов - затрат, понесенных по взаимоотношениям с контрагентами.

    Итог: дело направлено на

  • 27.04.2025  

    В целях обеспечения взыскания доначисленных сумм налога, пеней и штрафа налоговым органом вынесено решение о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) без согласия налогового органа имущества налогоплательщика.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку в ходе мероприятий налогового контроля были установлены обстоятельства, свидетельствующие об умышленных дейс


Вся судебная практика по этой теме »

Упрощенная система налогообложения (УСН)
  • 20.04.2025  

    Налоговый орган доначислил налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, начислил пени и штраф, сделав вывод о том, что налогоплательщик неправомерно не включил полученные от реализации недвижимого имущества суммы в состав доходов.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку спорные объекты недвижимости являются нежилыми помещениями, которые по своим техническим и функциональным характеристикам

  • 23.03.2025  

    Предпринимателю доначислен единый налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, в связи с неправомерным невключением в налоговую базу дохода, полученного от продажи нежилого помещения.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку помещение по своему функциональному назначению и потребительским свойствам не было предназначено для использования в личных, семейных и иных не связанных с предпринимат

  • 11.03.2025  

    Налоговый орган доначислил НДФЛ, налог по УСН, страховые взносы, пени, указав на создание обществом схемы по оказанию управленческих услуг предпринимателем, уплачивающим с полученных доходов налог по УСН, при фактически сложившихся между ними трудовых правоотношениях.

    Итог: требование удовлетворено частично, поскольку между взаимозависимыми лицами имели место трудовые правоотношения, учтено, что при перер


Вся судебная практика по этой теме »