Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / Аренда имущества у иностранной организации: порядок бухгалтерского учета

Аренда имущества у иностранной организации: порядок бухгалтерского учета

Таможенные пошлины и сборы по общему правилу включаются в первоначальную стоимость объекта основных средств (п. 8 ПБУ 6/01)

15.10.2018
Российский налоговый портал

Организация взяла в аренду самолет у иностранной организации, без перехода права собственности, на 36 мес. Получила ГТД, заплатила таможенный сбор, таможенные платежи, таможенный НДС.

Каков порядок бухгалтерского учета этой сделки?

Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ воздушные суда относятся к недвижимым вещам (недвижимому имуществу).

Исходя из ст. 606 ГК РФ, при передаче имущества в аренду право собственности на него не переходит к арендатору, а остается у арендодателя.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) бухгалтерский учет представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, в соответствии с требованиями, установленными Законом N 402-ФЗ, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

На основании ст. 5 Закона N 402-ФЗ объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

1) факты хозяйственной жизни;

2) активы;

3) обязательства;

4) источники финансирования его деятельности;

5) доходы;

6) расходы;

7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

В силу п. 7.2 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России 29.12.1997 (далее - Концепция), активом является хозяйственное средство, контроль над которым организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которое должно принести ей экономические выгоды в будущем.

В п. 7.2.1 Концепции определено, что будущие экономические выгоды - это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств. Считается, что актив принесет в будущем экономические выгоды, когда он может быть:

- использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;

- обменен на другой актив;

- использован для погашения обязательства;

- распределен между собственниками организации.

Статьей 606 ГК РФ определено, что плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

Очевидно, что объект аренды способен приносить арендатору экономические выгоды и арендатор обладает правом на данные выгоды. Кроме того, в силу положений главы 34 ГК РФ арендатор обладает способностью ограничить доступ других лиц к названным выгодам.

Учитывая изложенное, полагаем, что объект аренды отвечает приведенным выше условиям, позволяющим рассматривать его в качестве актива. Следовательно, он должен быть принят арендатором к бухгалтерскому учету.

При принятии к бухгалтерскому учету имущества в качестве актива определенного вида организации следует руководствоваться критериями (условиями), установленными соответствующими нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету (письмо Минфина России от 08.09.2009 N 03-05-05-01/54, Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2006 год, утвержденные письмом Минфина России от 19.12.2006 N 07-05-06/302).

Так, порядок учета основных средств регулируется, в частности, ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01). Актив принимается коммерческой организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются условия, перечисленные в п. 4 ПБУ 6/01, а именно:

- объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

- объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

- организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

- объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Если арендованное имущество (самолет) отвечает приведенным критериям, оно может быть учтено в составе основных средств организации. Причем условия о наличии у организации права собственности на актив п. 4 ПБУ 6/01 не предусмотрено.

Более того. Пунктом 32 ПБУ 6/01 установлено, что в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности, в том числе, информация об объектах основных средств, полученных по договору аренды. При этом объект аренды в данной норме именуется именно основным средством, а не имуществом, активом, объектом и т.п. Пункт 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания), также прямо относит к основным средствам организации полученные в аренду объекты.

В связи с изложенным полагаем, что арендованное имущество, отвечающее условиям, поименованным в п. 4 ПБУ 6/01, должно быть принято арендатором к бухгалтерскому учету в качестве основного средства.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция), для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении, предназначен счет 01 "Основные средства".

Вместе с тем в разделе "Забалансовые счета" Инструкции для обобщения информации о наличии и движении основных средств, арендованных организацией, предназначен счет 001 "Арендованные основные средства". Полагаем, что данная норма является специальной по отношению к обязывающей обобщать информацию о наличии и движении основных средств организации на счете 01, а потому подлежащей применению в приоритетном порядке (разъяснения КС РФ, изложенные в постановлении от 14.05.2003 N 8-П, определениях от 05.10.2000 N 199-О, от 01.12.1999 N 211-О).

Таким образом, в общем случае основные средства подлежат учету на балансовом счете 01 "Основные средства", а основные средства, временно находящиеся в пользовании или распоряжении организации, - на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства".

Данный порядок учета согласуется с принципом имущественной обособленности при ведении бухгалтерского учета, согласно которому активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (п. 4.1 Концепции, п. 5 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").

Учитывая изложенное, считаем, что арендованный самолет учитывается организацией-арендатором на забалансовом счете 001.

На основании Инструкции арендованные основные средства учитываются на счете 001 в оценке, указанной в договоре аренды. Аналитический учет по счету 001 "Арендованные основные средства" ведется по арендодателям, по каждому объекту арендованных основных средств (по инвентарным номерам арендодателя). Арендованные основные средства, находящиеся за пределами РФ, учитываются на счете 001 "Арендованные основные средства" обособленно.

На объект основных средств, полученный в аренду, для организации учета указанного объекта на забалансовом счете в бухгалтерской службе арендатора рекомендуется также открывать инвентарную карточку. Данный объект может учитываться арендатором по инвентарному номеру, присвоенному арендодателем (п. 14 Методических указаний).

В результате в момент передачи арендодателем воздушного судна в учете арендатора будет сделана запись:

Дебет 001

- в оценке, предусмотренной договором аренды, учтено поступление воздушного судна.

Таможенные пошлины и сборы по общему правилу включаются в первоначальную стоимость объекта основных средств (п. 8 ПБУ 6/01).

Однако в Вашем случае первоначальная стоимость воздушного судна уже сформирована арендодателем, а Ваша организация отражает судно в оценке, предусмотренной договором аренды.

По нашему мнению, уплаченные таможенные пошлины и сборы, уплаченные при ввозе воздушного судна в РФ, не отвечают критериям расходов по обычным видам деятельности, так как не связаны с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также не связаны с выполнением работ и оказанием услуг (п.п. 4, 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации", далее - ПБУ 10/99). Поэтому полагаем, что данные расходы следует учитывать в составе прочих расходов на основании п. 12 ПБУ 10/99.

В таком случае уплата обязательных таможенных платежей следует отразить записями:

Дебет 76, субсчет "Расчеты с таможней" Кредит 51

- уплачены таможенный сбор и таможенная пошлина;

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 76, субсчет "Расчеты с таможней"

- признаны расходы на уплату таможенной пошлины и таможенного сбора.

В свою очередь, уплата НДС при ввозе самолета в РФ отражается следующим образом:

Дебет 19 Кредит 68, субсчет "НДС" (76, субсчет "Расчеты с таможней")

- начислен НДС к уплате на таможне;

Дебет 68, субсчет "НДС" (76, субсчет "Расчеты с таможней") Кредит 51

- уплачен НДС на таможне;

Дебет 68, субсчет "НДС" Кредит 19

- принят к вычету НДС, уплаченный на таможне (в случае если организация - арендатор имеет право на него).

Расходы в виде арендных платежей учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Указанные расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место (п. 18 ПБУ 10/99).

В таком случае в учете организации-арендатора формируются следующие записи:

Дебет 20 "Основное производство" Кредит 76, субсчет "Расчеты с арендодателем"

- признана в составе расходов величина арендной платы;

Дебет 76, субсчет "Расчеты с арендодателем" Кредит 51

- перечислена арендная плата.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Бухгалтерская отчетность
  • 14.03.2018  

    О признании недействующими пункта 48 Положения по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» (ПБУ 4/99), утв. приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н, и пункта 29 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н

  • 17.01.2018  

    Законодательство о бухгалтерском учете установило основные требования к оформлению документов, а статья 252 НК РФ предусмотрела, что затраты налогоплательщика должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, глава 25 НК РФ не содержит императивной нормы, которая бы устанавливала, что не могут быть приняты к учету первичные документы, имеющие пороки в оф

  • 06.09.2017  

    Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», действующего с 01.01.2013, каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.


Вся судебная практика по этой теме »

Первичные документы
  • 12.02.2018  

    Рассматривая спор и удовлетворяя заявленные требования в части налога на прибыль по эпизоду (ремонт асфальтового покрытия на арендуемом земельном участке), суды пришли к выводу о том, что обществом осуществлен ремонт арендуемой площадки для поддержания ее в исправном состоянии, и, соответственно, налогоплательщик правомерно включил расходы, связанные с текущим ремонтом арендованного имущества, в состав общих расходов текущег

  • 13.02.2017  

    Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера

  • 21.11.2016  

    В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.


Вся судебная практика по этой теме »