Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Об обложении НДФЛ и страховыми взносами социального пособия

Об обложении НДФЛ и страховыми взносами социального пособия

Работнику учреждения выплачивается социальное пособие за счет средств ФСС в связи со смертью его несовершеннолетнего ребенка. Облагается ли указанное пособие НДФЛ и страховыми взносами?

22.02.2018
Автор: Телегус А. В., к. э. н., доцент, завкафедрой налогов и налогообложения Приволжского института повышения квалификации ФНС РФ, член палаты налоговых консультантов РФ

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 8‑ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон № 8‑ФЗ) в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, приведенному в п. 1 ст. 9 Федерального закона № 8‑ФЗ, но не превышающем 4 000 руб.

При этом п. 2 ст. 10 Федерального закона № 8‑ФЗ определено, в частности, что выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти организацией (иным работодателем), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к одному из родителей умершего несовершеннолетнего на день смерти несовершеннолетнего.

Согласно п. 1 ст. 217 НК РФ освобождаются от обложения НДФЛ государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. Также в силу пп. 1 п. 1 ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые по законодательству РФ.

С учетом изложенного указанное социальное пособие на погребение не облагается НДФЛ и страховыми взносами.

Налоговый орган по результатам камеральной налоговой проверки расчета по форме 6‑НДФЛ за девять месяцев 2017 года, представленного казенным учреждением, начислил пени в связи с несвоевременной уплатой НДФЛ в размере, не превышающем 100 руб. Бухгалтер учреждения уплатил указанную сумму за счет собственных средств. Однако налоговый орган отказался зачесть данный платеж в качестве погашения задолженности по начисленной сумме пени, поскольку оплата произведена физическим лицом. Правомерны ли действия налогового органа?

С 30.11.2016 согласно абз. 4 п. 1 ст. 45 НК РФ уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. На основании п. 8 ст. 45 НК РФ указанное правило применяется также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяется на налоговых агентов.

Таким образом, за налогового агента сумму начисленных ему пеней по НДФЛ вправе уплатить иные лица, под которыми в силу абз. 5 п. 2 ст. 11 НК РФ понимаются организации и (или) физические лица. При этом налоговое законодательство не содержит специальных норм, направленных на регулирование отношений между налоговым агентом и иным лицом при исполнении последним обязанности по уплате налога, пеней и штрафов за налогового агента.

Учитывая изложенное, физическое лицо – бухгалтер вправе уплатить за налогового агента – казенное учреждение сумму пени по НДФЛ, а налоговый орган обязан учесть данную сумму в качестве погашения соответствующей задолженности.

Учреждение в I – III кварталах 2017 года производило начисление и выплату заработной платы работникам, при этом удерживая и перечисляя в бюджет НДФЛ. Отчеты по форме 6‑НДФЛ за указанные периоды 2017 года представлялись в налоговый орган. В связи с тяжелой экономической ситуацией начиная с 01.10.2017 все работники учреждения находятся в административном отпуске, какие‑либо начисления и выплаты в пользу физических лиц в IV квартале 2017 года не производились. Необходимо ли учреждению представлять в налоговый орган расчет по форме 6‑НДФЛ за 2017 год?

На основании с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за I квартал, полугодие, девять месяцев не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год – не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке (далее – Порядок), которые утверждены ФНС.

В силу положений п. 1, 2 ст. 226, п. 1 ст. 24, ст. 216 НК РФ организация, производившая в 2017 году в пользу физических лиц выплаты, подлежащие обложению НДФЛ, признается налоговым агентом.

Согласно Порядку расчет по форме 6‑НДФЛ составляется нарастающим итогом за I квартал, полугодие, девять месяцев и год. При этом в разд. 1 указываются обобщенные по всем физическим лицам суммы начисленного дохода, исчисленного и удержанного налога нарастающим итогом с начала налогового периода по соответствующей налоговой ставке (п. 3.1 Порядка).

Вместе с тем исходя из разъяснений ФНС в разд. 2 расчета по форме 6‑НДФЛ за соответствующий отчетный период отражаются те операции, которые произведены за последние три месяца отчетного периода.

Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации учреждению необходимо представить расчет по форме 6‑НДФЛ за 2017 год, продублировав в нем данные по разд. 1 расчета за девять месяцев 2017 года, при этом разд. 2 расчета не заполняется.

Согласно Закону Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» отдельным категориям медицинских и социальных работников государственных учреждений социального обслуживания населения за счет бюджетных средств установлена ежегодная компенсационная выплата в размере 0,4 базовой единицы. Облагаются ли страховыми взносами суммы указанных компенсаций работникам?

Минфином в п. 2 Письма от 05.10.2017 № 03‑15‑06/64946 применительно к рассматриваемой ситуации разъяснено, что, поскольку на целевое назначение упомянутой выплаты в Законе Санкт-Петербурга № 728-132 не указано, она не может быть признана компенсационной и, следовательно, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Между тем, на наш взгляд, необходимо учитывать следующее.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию по федеральным законам о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности в рамках трудовых отношений.

Термин «трудовые отношения» в НК РФ не определен, следовательно, на основании п. 1 ст. 11 НК РФ его необходимо применять в том значении, которое имеется в отраслевом законодательстве.

Трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя (ст. 15 ТК РФ). Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ (ст. 16 ТК РФ). Трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, по которому работодатель обязуется, в частности, предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, своевременно и в полном размере выплачивать зарплату (ст. 56 ТК РФ).

В силу ст. 2 Социального кодекса Санкт-Петербурга социальная поддержка – система мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки, обеспечивающих социальные гарантии отдельным категориям граждан, устанавливаемых законами Санкт-Петербурга, за исключением пенсионного обеспечения, и предоставляемых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в виде денежных выплат или натуральной помощи, а также финансирования расходов, связанных с предоставлением услуг, товаров в соответствии с настоящим кодексом с целью повышения качества жизни отдельных категорий граждан.

Согласно ст. 44, п. 3 ст. 45 Социального кодекса Санкт-Петербурга предусмотрено установление дополнительных мер социальной поддержки отдельным гражданам, работающим на основании трудового договора в государственных учреждениях, – предоставление ежегодной компенсационной выплаты в размере 0,4 базовой единицы следующим медицинским и социальным работникам государственных учреждений социального обслуживания населения:

  • социальным работникам отделений социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, отделений срочного социального обслуживания государственных учреждений социального обслуживания населения;
  • медицинским сестрам (братьям) специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов государственных учреждений социального обслуживания населения.

Таким образом, предоставление данных выплат относится к расходным обязательствам г. Санкт-Петербурга и финансируется за счет средств бюджета субъекта РФ. Эти компенсации не являются вознаграждением в рамках трудового договора (трудовых отношений), в силу их характера не признаются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, в том числе и потому что предусмотрены не трудовыми договорами, а законодательным актом субъекта РФ, императивно указывающим на их компенсационный характер. Вне зависимости от отсутствия упоминания о целевом назначении выплат они сохраняют свою социальную направленность и не считаются вознаграждением за выполнение работниками трудовых функций.

При этом выплата компенсаций не поставлена в зависимость от квалификации работников, сложности, качества, количества выполнения работы. А факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками сам по себе не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой выплаты в рамках трудовых отношений.

С учетом изложенного суммы рассматриваемых компенсаций не подлежат обложению страховыми взносами, поскольку не являются объектом обложения, установленным ст. 420 НК РФ.

Вместе с тем в случае разногласий с контролирующими органами плательщику надлежит отстаивать свои законные интересы в судебном порядке. 

Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение, №2, 2018 год

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
  • 08.02.2017   Нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной если, налоговым органом будет доказано, что налогоплательщику должно быть известно о нарушениях допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированное налогоплательщика с контрагентом.
  • 22.08.2016   Суды пришли к обоснованному выводу о том, что налоговый орган правомерно определил дату фактического получения физическими лицами дохода и обязанность Предприятия перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц как день выплаты налогоплательщику дохода и дату фактического получения дохода (сумм, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц), и с которого Предприятием был удержан этот налог на доходы физических лиц (не включая авансы). В обязан
  • 01.08.2016   Суд, с учетом выводов изложенных выше по НДФЛ (в части выручки), а также того, что при переводе налогоплательщика на другую систему налогообложения ретроспективно по результатам налоговой проверки, подлежат учету все документы в подтверждение права на вычет по НДС, вне зависимости от того, что данные вычеты не были заявлены в установленном порядке, признал расчет предпринимателя по налоговым обязательствам по НДС, изложенный в исковом заявлении, обоснованн

Вся судебная практика по этой теме »

Порядок уплаты страховых взносов
  • 13.06.2018  

    Из представленной предпринимателем налоговой декларации в связи с применением УСН за 2014 год следует, что сумма полученных доходов составила 21 млн руб., сумма расходов 19 млн руб., налоговая база = 2 млн руб. Суды обоснованно заключили, что сумма страховых взносов, уплаченных предпринимателем, исчислена Фондом с общей суммы дохода предпринимателя без учета произведенных расходов, что противоречит позиции, изложенной в Пост

  • 04.06.2018  

    Наличие неправильно оформленных листков нетрудоспособности само по себе не является основанием для непринятия к зачету сумм страхового обеспечения, выплаченным страхователем застрахованным лицам.

  • 04.06.2018  

    Суды указали, тот факт, что сумма взносов была уплачена излишне в результате ошибки, допущенной самим страхователем, не лишает последнего права на подачу уточненных расчетов, перерасчет страховых взносов и их возврат при предоставлении соответствующего подтверждения в более поздние сроки, что имело место в настоящем случае.


Вся судебная практика по этой теме »