Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Суммы НДС, предъявленные по бербоутному договору, принимаются к вычету независимо от того, что расходы по данному договору не учитываются при определении прибыли

Суммы НДС, предъявленные по бербоутному договору, принимаются к вычету независимо от того, что расходы по данному договору не учитываются при определении прибыли

НДС по товарам, используемым для осуществления операций по оказанию услуг по международной перевозке грузов морским транспортом, облагаемых по нулевой ставке, принимается к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ

07.11.2017
Автор: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Арыков Степан

Организация намерена осуществлять морские перевозки из порта г. Новороссийска в иностранный порт наливных грузов (нефтепродуктов). Для подтверждения нулевой ставки НДС по ст. 164 необходимо собрать пакет документов, а именно контракт.

Организация решила заключить договор международной перевозки грузов (товаров) с использованием проформы рейсового чартера Шеллвой 5.

Возможно ли использование проформы Шеллвой 5 и дополнительных соглашений для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки по НДС 0%? Можно ли принять к вычету суммы НДС, предъявленные по бербоутному договору (судно, которое планируется использовать для оказания услуг по международным перевозкам, находится в распоряжении организации на основании договора фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартера)) с учетом того, что расходы по данному договору не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании п. 48.5 ст. 270 НК РФ?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

При оказании услуг Вашей организацией по договорам международной перевозки грузов (товаров) с использованием проформы рейсового чартера Шеллвой 5 с заключением на отдельные перевозки дополнительных соглашений, которые в совокупности будут свидетельствовать о заключении договора морской перевозки груза (чартера), применяется налоговая ставка по НДС 0%.

В рамках взаимоотношений с судовладельцем по бербоутному договору применяется налоговая ставка по НДС 18%. Суммы НДС, предъявленные по бербоутному договору, принимаются к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ независимо от того, что расходы по данному договору не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании п. 48.5 ст. 270 НК РФ.

Обоснование позиции:

Подтверждение налоговой ставки по НДС

Рамочным договором (договором с открытыми условиями) признается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора (п. 1 ст. 429.1 ГК РФ).

По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт) (п. 1 ст. 115 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ)).

Факт регистрации судна в Российском Международном Реестре Судов подтверждает свидетельство, выданное собственнику или фрахтователю судна по бербоут-чартеру (п. 3 ст. 40 КТМ РФ, п.п. 50, 56 Правил регистрации судов и прав на них в морских портах, утвержденных приказом Минтранса России от 09.12.2010 N 277, смотрите также письмо Минфина России от 22.06.2012 N 03-03-06/1/319).

Договор морской перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер) (пп. 1 п. 2 ст. 115 КТМ РФ).

Перевозчиком является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с отправителем или фрахтователем или от имени которого заключен такой договор (п. 3 ст. 115 КТМ РФ). Фрахтователем является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза, указанный в пп. 1 п. 2 ст. 115 КТМ РФ (п. 4 ст. 115 КТМ РФ).

Договор морской перевозки груза должен быть заключен в письменной форме (п. 1 ст. 117 КТМ РФ). Наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами (п. 2 ст. 117 КТМ РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 118 КТМ РФ перевозчик и грузовладелец при осуществлении систематических морских перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации морских перевозок грузов. При заключении долгосрочного договора об организации морских перевозок грузов перевозка конкретной партии груза осуществляется в соответствии с договором морской перевозки груза, заключенным на основе такого долгосрочного договора.

Условия перевозок грузов, согласованные в долгосрочном договоре об организации морских перевозок грузов, считаются включенными в договор морской перевозки груза, если стороны не достигли соглашение об ином (п. 2 ст. 118 КТМ РФ).

Согласно ст. 120 КТМ РФ чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, а также наименование места назначения или направления судна. По соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки. Чартер подписывается перевозчиком и фрахтователем или их представителями.

Использование типовых проформ чартеров является общепринятой практикой в судоходстве, которое позволяет ускорить процесс согласования условий и содержания договора, стороны обсуждают только те условия, которые индивидуализируют договор.

Следует учитывать, что договор морской перевозки с условием предоставления для перевозки груза всего судна, его части или определенных судовых помещений или без такого условия (договор фрахтования-чартера, п. 2 ст. 115 КТМ РФ) и договор аренды (фрахтования на время - тайм-чартера, ст. 198 КТМ РФ) различаются по предмету.

Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 26.09.2008 N А56-9229/2008 указано, что предметом договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства является предоставление определенного имущества (транспортного средства) во временное владение и пользование арендатора. Предметом договора морской перевозки (фрахтования-чартера) является доставка пассажиров, грузов, почты и багажа в пункт назначения. В отличие от первого по договору фрахтования (чартера) само транспортное средство не передается фрахтователю, ему предоставляется вместимость (либо ее часть) транспортного средства. По договору фрахтования (чартера), в отличие от договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства, фрахтовщик не оказывает фрахтователю никаких услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации. Управление транспортным средством, равно как и его техническая эксплуатация, составляют элементы обязательства перевозчика по доставке пассажиров, грузов, багажа в пункт назначения.

В соответствии с пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение НДС производится по налоговой ставке 0% при реализации услуг по международной перевозке товаров.

В целях ст. 164 НК РФ под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ (абзац второй пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Отметим также, что при реализации работ (услуг) по перевозке (транспортировке) вывозимых за пределы территории РФ или ввозимых на территорию РФ товаров морскими судами и судами смешанного (река - море) плавания на основании договоров фрахтования судна на время (тайм-чартер) налогообложение НДС производится по налоговой ставке 0% на основании пп. 12 п. 1 ст. 164 НК РФ. Здесь же заметим, что операции по предоставлению в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованного экипажем и не снаряженного судна для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру, ст. 211 КТМ) облагаются НДС по налоговой ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 27.01.2011 N 03-07-08/26)

Как мы поняли, в рассматриваемой ситуации проформа рейсового чартера Шеллвой 5 будет использоваться для заключения договора международной морской перевозки груза, который не является договором фрахтования судна на время (тайм-чартером). При реализации таких услуг налогообложение НДС по налоговой ставке 0% производится на основании пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Согласно п. 3.1 ст. 165 НК РФ при реализации услуг, предусмотренных пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы:

- контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг. В случае вывоза товаров с территории РФ на территорию государства - члена Таможенного союза или ввоза товаров на территорию РФ с территории государства - члена Таможенного союза и заключения налогоплательщиком контракта на оказание указанных услуг с лицом, не осуществляющим внешнеэкономическую сделку с перевозимыми товарами, помимо указанного контракта (копии контракта) представляется копия контракта этого лица с лицом, осуществляющим внешнеэкономическую сделку с перевозимыми товарами;

- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ (ввоз товаров на территорию РФ), в том числе с учетом особенностей, предусмотренных пп. 3 п. 3.1 ст. 165 НК РФ.

В соответствии с п. 19 ст. 165 НК РФ контракты (договоры), представление которых в налоговые органы предусмотрено ст. 165 НК РФ, могут быть представлены в виде составленного в письменной форме одного документа, подписанного сторонами, либо документов, свидетельствующих о достижении согласия по всем существенным условиям сделки и содержащих необходимую информацию о предмете, участниках и условиях сделки, в том числе о цене и сроках ее исполнения.

В этой связи мы полагаем, что использование проформы рейсового чартера Шеллвой 5 с заключением на отдельные перевозки дополнительных соглашений, которые будут в совокупности свидетельствовать о заключении договора морской перевозки груза (чартера), не должно препятствовать подтверждению обоснованности применения налоговой ставки по НДС 0%.

Судебная практика также исходит из того, что договоры, заключенные с использованием проформ чартеров и дополнительных соглашений, являются документами, подтверждающими обоснованности применения налоговой ставки по НДС 0% (постановление ФАС Поволжского округа от 31.03.2009 N А55-14516/2008, смотрите также постановления ФАС Поволжского округа от 04.08.2008 N А55-3146/08, от 29.07.2008 N А55-17830/07, ФАС Дальневосточного округа от 04.06.2004 N Ф03-А51/04-2/1221).

Вычет НДС

В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления (включая суммы НДС, уплаченные или подлежащие уплате налогоплательщиком по истечении 180 календарных дней с даты выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу РФ без таможенного оформления, в отношении:

1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм НДС, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п.п. 3, 6-8 ст. 171 НК РФ.

Вычетам подлежат, если иное не установлено ст. 172 НК РФ, только суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ и при наличии соответствующих первичных документов.

Вычеты сумм НДС, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов, указанных в п.п. 2 и 4 ст. 171 НК РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов.

При этом на основании п. 3 ст. 172 НК РФ вычеты сумм НДС, предусмотренных п.п. 1-8 ст. 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1 ст. 164 НК РФ, производятся в порядке, установленном ст. 172 НК РФ, на момент определения налоговой базы, установленный ст. 167 НК РФ.

Пунктом 9 ст. 167 НК РФ определено, что при реализации услуг, предусмотренных пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным услугам является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

Порядок определения суммы НДС, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0%, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения (абзац второй п. 10 ст. 165 НК РФ).

Нормы главы 21 НК РФ не содержат запрета на вычет сумм НДС, относящихся к расходам судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием, эксплуатацией, реализацией судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании п. 48.5 ст. 270 НК РФ.

Так, в письме Минфина России от 22.02.2017 N 03-07-08/10183 было разъяснено, что НДС по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций по оказанию услуг по международной перевозке грузов морским транспортом, поименованных в пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ и облагаемых по нулевой ставке НДС, принимается к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.

Таким образом, суммы НДС, предъявленные по бербоутному договору, принимаются к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ независимо от того, что расходы по данному договору не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании п. 48.5 ст. 270 НК РФ.

ГАРАНТ.РУ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоговые вычеты
  • 15.11.2017  

    С учетом установленных обстоятельств дела, суды обоснованно посчитали, что поскольку в счетах-фактурах, выставленных поставщиком барды кукурузной, отражена ненадлежащая налоговая ставка 18% вместо ставки 10%, спорные счета-фактуры не могут являться основанием для принятия к вычету сумм НДС, предъявленных контрагентами обществу. При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требовани

  • 08.11.2017  

    Суд апелляционной инстанции, правомерно указал, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений о том, имеет ли налогоплательщик право на применение вычета по НДС, если им нарушены правила ведения книги покупок (книги продаж) либо она у него отсутствует (не представлена в инспекцию), по указанному выводу налоговый орган в суде кассационной инстанции не возражал.

  • 30.10.2017  

    Суды отклонили ссылку общества на технические ошибки в книге покупок, неправомерно оставив без внимания, что глава 21 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит положений, согласно которым ведение книги покупок с нарушением установленного порядка является безусловным основанием для отказа в применении вычета.


Вся судебная практика по этой теме »

Подтверждение права на получения возмещения НДС по ставке 0%
  • 20.11.2017  

    Суды неправомерно указали о наличии оснований для прибавления к трехлетнему сроку 180 дней (для предоставления документов, подтверждающих ставку 0% по смыслу статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации), отождествив понятия 180 дней и два налоговых периода, поскольку указанные сроки/периоды не являются аналогичными по смыслу Налогового кодекса Российской Федерации. Иное истолкование закона приводило бы к тому, что нал

  • 17.04.2017  

    Учитывая тот факт, что рыбопродукция перегружалась не в иностранном порту, а с борта российского рыболовецкого судна в ИЭЗ РФ, которая не является территорией иностранного государства и транспортировалась в порт России, судами сделан правильный вывод о том, что общество не имеет право на применение ставки по НДС 0 процентов.

  • 14.12.2014  

    Согласно ранее действовавшего порядка в соответствии со ст. 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров в таможенном режиме экспорта налогоплательщик должен был одновременно с налоговой декларацией представлять банковские выписки о поступлении выручки от иностранного лица на его счет в российском банке за приобретаемый товар. С вступлением в силу Федерального закона от 19.07.2011 г. № 245-ФЗ


Вся судебная практика по этой теме »