Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Интервью / Важные вопросы представления налоговой отчетности

Важные вопросы представления налоговой отчетности

Из интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса, вы узнаете об особенностях представления в инспекцию налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам и других документов налоговой отчетности, а также о том, какая ответственность предусмотрена за их непредставление (несвоевременное представление) и как ее избежать

09.12.2016
Автор: Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса

— Сергей Викторович, расскажите, в чем заключается отличие налоговых деклараций от расчетов по авансовым платежам и других документов налоговой отчетности. Как оно влияет на ответственность за их непредставление в установленный срок?

Согласно положениям Налогового кодекса декларация, представляемая по итогам налогового периода, и расчет авансового платежа, представляемый по итогам отчетного периода, являются разными документами, имеющими самостоятельное значение (п. 1 ст. 80 НК РФ). Можно сказать, что декларация - это итоговый документ, который содержит сведения о сумме налога.

Налоговый кодекс дифференцирует ответственность за пропуск срока представления указанных выше документов.

В части деклараций ответственность установлена исходя из продолжительности пропущенного срока представления, но не менее 1000 рублей (ст. 119 НК РФ).

Непредставление либо несвоевременное представление иных документов, включая расчеты авансовых платежей, наказывается штрафом в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ), а расчета по форме 6-НДФЛ - 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц просрочки представления (п. 1.2 ст. 126 НК РФ).

По моему мнению, ответственность должна определяться содержанием документа, а не тем, как он поименован в Налоговом кодексе. Так, за непредставление декларации по налогу на прибыль организаций по итогам отчетного периода ответственность должна регулироваться статьей 126 Налогового кодекса, а не статьей 119 Налогового кодекса.

— Какие обстоятельства смягчают ответственность?

К смягчающим ответственность обстоятельствам можно отнести (подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ):

  • небольшой срок пропуска представления декларации;
  • сбой компьютерной программы;
  • отсутствие неуплаченной суммы налога и т.п.

Перечень не является исчерпывающим.

Компаниям следует заявлять о наличии у них обстоятельств, смягчающих ответственность. Инспекторы и суды, определяя конкретную сумму штрафа, должны применять нормы Налогового кодекса, на основании которых возможно его снижение (ст. 112114 НК РФ), в том числе допускается снижение штрафа ниже минимального размера, установленного соответствующими статьями (ст. 119126 НК РФ).

— Должны ли инспекторы учитывать различие между декларацией, расчетами по авансовым платежам и другими документами налоговой отчетности при принятии решения о приостановлении операций по счетам компании?

Да, должны. Непредставление декларации по итогам налогового периода в течение 10 рабочих дней по истечении установленного срока для ее представления является основанием для принятия решения о приостановлении операций на всех счетах компании на всю сумму средств на этих счетах (п. 3 ст. 76 НК РФ).

C 2015 года операции также могут быть приостановлены, если в налоговый орган не переданы в электронной форме квитанции о приеме (п. 5.1 ст. 23 НК РФ):

  • требования о представлении документов;
  • требования о представлении пояснений;
  • уведомления о вызове в налоговый орган.

Кроме того, с 2016 года операции могут быть приостановлены за непредставление расчета по форме 6-НДФЛ (п. 3.2 ст. 76 НК РФ).

Непредставление иных документов не является основанием для приостановления операций по счетам.

— Как рассчитывается штраф за нарушение срока представления декларации?

Штраф взыскивают за каждый полный или неполный месяц нарушения срока представления в размере 5 процентов от неуплаченной суммы налога по соответствующей декларации (ст. 119 НК РФ).

При этом сумма штрафа не может быть более 30 процентов от неуплаченной суммы налога и менее 1000 рублей (включая ситуацию, когда неуплаченная сумма меньше 1000 руб.).

Отсутствие суммы налога к уплате (пропуск срока представления «нулевой» декларации) либо уплата подлежащего декларированию налога в установленный срок не освобождает от ответственности за пропуск срока представления декларации. В таких обстоятельствах штраф подлежит взысканию в минимальном размере - 1000 рублей.

Также следует учитывать, что размер неуплаченной суммы налога определяется на момент истечения срока, установленного Налоговым кодексом для уплаты. То есть последующее погашение недоимки не изменяет размер штрафа, исчисленного за нарушение срока представления декларации.

Отмечу, что с 1 января 2014 года привязка расчета штрафа к сумме налога, не уплаченной в установленный срок, прямо закреплена в статье 119 Налогового кодекса.

Срок давности привлечения к ответственности за непредставление декларации составляет три года (п. 1 ст. 113 НК РФ). Он начинает исчисляться со дня, следующего за последним днем срока представления декларации.

С 2017 года аналогичный порядок будет применяться при непредставлении плательщиком в налоговый орган расчетов по страховым взносам (ст. 119 НК РФ в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ).

— Предположим, компания пропустила срок представления декларации и срок уплаты налога. Впоследствии были поданы первоначальная, а затем и уточненная декларации. В каком размере будет взыскан штраф, если суммы налога, указанные в этих декларациях, различаются?

При подаче уточненной декларации инспекция в ряде случаев не сможет проводить камеральную проверку первоначальной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). Но это не означает, что ответственность за несвоевременную подачу отчетности не наступает.

Штраф может быть рассчитан исходя из суммы налога, фактически подлежащей уплате в бюджет, установленной инспекторами по результатам проверки (пост. Президиума ВАС РФ от 15.05.2007 № 543/07).

— А если первоначальная декларация была представлена своевременно, но налог по ней не был уплачен и затем представлена уточненная декларация к доплате. Из какой суммы будет рассчитываться штраф за неправильное исчисление налога? (ст. 122НК РФ)

Сама по себе несвоевременная уплата налога не образует состав налогового правонарушения. Просрочка уплаты влечет начисление пеней (ст. 75 НК РФ).

Таким образом, если компания исчислила, но не уплатила сумму налога по первоначально представленной декларации, то штраф будет рассчитываться исходя из не исчисленной ранее суммы налога (исходя из «суммы к доплате» по уточненной декларации).

Данной позиции придерживается ФНС России (письмо ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692 (по п. 19)).

— Какую информацию обязаны представить в инспекцию такие налоговые агенты по НДФЛ, как доверительный управляющий, брокер, депозитарий, российская организация, выплачивающая доход по своим ценным бумагам (подп. 1-7 п. 2 ст. 226.1 НК РФ), и какая ответственность предусмотрена за ее непредставление?

Такие налоговые агенты представляют в инспекцию по месту своего учета документ со сведениями о доходах, в отношении которых ими был исчислен и удержан НДФЛ, о лицах, являющихся получателями этих доходов (при наличии соответствующей информации), и о суммах НДФЛ, начисленных, удержанных и перечисленных за налоговый период.

Форма «Сведений о доходах физического лица, выплаченных ему налоговым агентом, от операций с ценными бумагами, операций с финансовыми инструментами срочных сделок, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов» утверждена ФНС России в Приложении № 2 к форме декларации по налогу на прибыль организаций (утв. приказом ФНС России от 26.11.2014 № ММВ-7-3/600@).

Это пример «матрешечной» отчетности: отчетность по НДФЛ включена в отчетность по налогу на прибыль.

Нужно различать обязанность по представлению налоговой декларации и обязанность по представлению документов по установленной форме, в том числе по форме, предусмотренной для представления деклараций (расчетов) (п. 4 ст. 230 НК РФ).

Из положений Налогового кодекса (ст. 80230 НК РФ) и вышеупомянутого приказа ФНС России следует, что указанная выше форма сведений не является ни налоговой декларацией, ни расчетом сумм НДФЛ.

Следовательно, если налоговый агент не подал сведения о физлице, предусмотренные пунктом 4 статьи 230 Налогового кодекса, то к нему может применяться ответственность в виде штрафа в размере 200 рублей за непредставление документа (п. 1 ст. 126 НК РФ).

— Расскажите, в какие сроки теперь вступают в силу новые формы деклараций и расчетов?

С 2 июня 2016 года в статье 5 Налогового кодекса закреплен особый срок вступления в силу приказов ФНС России, устанавливающих или изменяющих формы (форматы) налоговых деклараций (расчетов) (Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-Ф3): не ранее чем по истечении двух месяцев со дня их официального опубликования. При этом срок вступления в силу может быть и более поздним, если это установлено самим приказом.

Данное изменение можно рассматривать как ухудшающее положение налогоплательщика (налогового агента), так как срок введения в действие новых форм отчетности может стать более коротким по сравнению с правилами, установленными предыдущей редакцией данной статьи: не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Также отмечу, что требования к сроку вступления в силу приказов ранее нередко нарушались. ФНС России выпускала специальные разъяснения о порядке применения новых форм отчетности, в которых нижестоящим налоговым органам поручалось обеспечивать прием отчетности и по старой, и по новой форме.

Кроме того, из новой редакции статьи 5 Налогового кодекса не ясно, как применять новую форму декларации, если вступление ее в силу приходится на период сдачи отчетности. По мнению ВАС РФ (решение ВАС РФ от 28.07.2011 № ВАС-8096/11), действие нормативного правового акта, которым утверждается новая форма налоговой декларации, распространяется на декларирование, представляемое за отчетные (налоговый) периоды, окончившиеся после вступления данного нормативного правового акта в силу. Но даже следование этой позиции может быть неэффективным, если новую форму предполагается применять по итогам налогового периода притом, что за отчетные периоды расчеты (декларации) сдавались по старой форме, а показатели новой и старой формы не корреспондируют.

— Должна ли компания представлять декларацию в случае, если она не имеет объектов обложения соответствующим налогом?

Ответ зависит от того, признается ли она налогоплательщиком. Так, организация, которая не имеет имущества, признаваемого объектом обложения налогом на имущество, не признается его плательщиком и не несет связанных с этим обязанностей, в том числе по представлению деклараций (ст. 373 НК РФ).

Аналогичный подход используется при определении плательщика транспортного налога (ст. 357 НК РФ), земельного налога (ст. 388 НК РФ), акцизов (п. 2 ст. 179 НК РФ).

Организации, применяющие специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН), представляют декларации по налогам в части доходов и имущества, не подпадающих под применение этих режимов. В частности, по доходам в виде дивидендов, по объектам недвижимого имущества (налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, причем независимо от того, в какой деятельности это имущество используется).

С другой стороны, организация может признаваться плательщиком налога по факту государственной регистрации или регистрации в качестве плательщика. По мнению ВАС РФ, неосуществление плательщиком ЕНВД в течение определенного налогового периода предпринимательской деятельности не является основанием для освобождения его от обязанности представлять налоговую декларацию по ЕНВД (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 № 157).

Таким образом, если лицо признается плательщиком налога, оно обязано представлять декларацию по нему независимо от результатов деятельности. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены законодательством о налогах и сборах. Например, не представляют декларацию лица, применяющие патентную систему налогообложения (ст. 346.52 НК РФ).

Участники консолидированной группы налогоплательщиков представляют в налоговые органы по месту своего учета декларации по налогу на прибыль, только если получают доходы, не включаемые в консолидированную налоговую базу группы, и только в части исчисления налога в отношении таких доходов (п. 7 ст. 289 НК РФ).

И напротив, Налоговый кодекс предусматривает представление декларации по НДС лицами, не являющимися плательщиками данного налога, в случае выставления ими счетов-фактур с выделенной суммой НДС (пп. 55.2 ст. 174 НК РФ).

— Предположим, что компания, признаваемая плательщиком налога в силу регистрации, не имеет дохода или не осуществляет деятельности. Какую декларацию она должна представлять?

В данном случае, как правило, представляют «нулевую» декларацию (в которой отсутствуют показатели, влияющие на формирование налоговой базы, и сумма налога, подлежащая уплате).

Нужно различать представление «нулевой» и единой (упрощенной) налоговой декларации (утв. приказом Минфина России от 10.07.2007 № 62н). Выбор между представлением первой или второй является правом компании (определение КС РФ от 23.10.2014 № 2417-О).

Компании на УСН при отсутствии ведения деятельности рекомендуется представить «нулевую» декларацию по УСН (утв. приказом ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@).

Компания, признаваемая плательщиком НДС и налога на прибыль, не осуществляющая операций, в результате которых происходит движение денежных средств на ее счетах в банках (в кассе), и не имеющая по этим налогам объектов обложения, может представить единую (упрощенную) налоговую декларацию. По желанию ее представляют на бумажном носителе или в электронной форме.

— Какие предусмотрены способы представления деклараций (расчетов) в инспекцию?

Российская организация - налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) вправе представить декларацию (расчет) одним из трех способов (п. 4 ст. 80 НК РФ):

  • лично или через своего представителя;
  • в виде почтового отправления с описью вложения через любую организацию почтовой связи;
  • в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС).

В первом случае днем представления считается дата отметки налогового органа о принятии декларации. Во втором - дата отправки почтового отправления с описью вложения. В третьем - дата отправки файла.

— Как подтвердить полномочия представителя, который подписывает отчетность в электронной форме?

Согласно Налоговому кодексу когда декларацию (расчет) подписывает уполномоченный представитель, к ней прилагают копию доверенности, подтверждающую его полномочия (п. 5 ст. 80 НК РФ). Причем копия может быть представлена в электронной форме по ТКС.

Однако формат и порядок представления для электронной формы доверенности не определены. Налогоплательщик вынужден все равно представлять оригинал или заверенную копию доверенности на бумажном носителе. При этом документ должен быть получен налоговым органом до представления декларации (п. 1.11 Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, утв. приказом ФНС России от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@ (далее - Методические рекомендации)).

Обратите внимание, что, хотя законодательство и не предусматривает обязательного указания в доверенности сведений об ИНН представителя, а отказ в приеме декларации (расчета) по такой причине является неправомерным, все же рекомендую указывать в ней ИНН или полные персональные данные представителя, как они определены в пункте 1 статьи 84 Налогового кодекса.

— А кто обязан представлять декларации только в электронной форме?

Данная обязанность предусмотрена Налоговым кодексом для следующих налогоплательщиков (п. 3 ст. 80 НК РФ):

  • среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
  • вновь созданных организаций (в том числе при реорганизации), численность работников которых превышает 100 человек;
  • крупнейших налогоплательщиков;
  • плательщиков НДС (а с 2015 г. и других лиц, для которых такая обязанность предусмотрена гл. 21 НК РФ).

Плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный (отчетный) период превысит 25 человек, а также вновь созданные организации (в том числе при реорганизации), у которых численность таких физлиц превышает данный предел, с 2017 года будут представлять расчеты по страховым взносам в налоговый орган в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи по ТКС по форматам и в порядке, которые должен утвердить ФНС России (п. 10 ст. 431 НК РФ; Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ).

— Если компания в установленный срок представит декларацию по НДС на бумажном носителе, могут ли быть приостановлены операции по ее счетам в банке?

С 2015 года декларация по НДС, поданная на бумажном носителе, не считается представленной (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Неполучение инспекторами в установленный срок декларации по НДС в электронной форме по ТКС может повлечь применение способа обеспечения в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Вместе с тем основания для применения ответственности за нарушение установленного способа представления декларации по НДС в настоящее время отсутствуют.

В иных случаях лица, обязанные представлять отчетность в электронном виде, не могут быть оштрафованы за несвоевременное представление, если декларация (расчет) были сданы на бумажном носителе в установленный срок. Им грозит лишь штраф в размере 200 рублей (ст. 119.1 НК РФ). За несоблюдение способа представления отчетности приостановление операций по счетам таких лиц не применяется.

— Фирма не обязана представлять декларации в электронной форме по ТКС. Но может ли она при этом подавать их в электронной форме посредством магнитных носителей?

Нет, не может. В Налоговом кодексе закреплен единственный способ представления деклараций в электронной форме российскими компаниями: по установленным форматам в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота (ст. 80 НК РФ). Иные способы не предусмотрены, а следовательно, не могут быть установлены и подзаконными актами ФНС России.

— Вправе ли налоговый орган отказать в приеме декларации, представленной в электронной форме, по причине допущенных компанией технических ошибок?

Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) обязан соблюдать установленный порядок представления декларации в электронном виде по ТКС (п. 7 ст. 80 НК РФ; приказ МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169).

Налоговый орган, в свою очередь, не вправе отказать в принятии декларации, представленной по установленному формату. При ее получении он обязан передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме.

Перечень проверок, осуществляемых приемным и программным комплексами, для направления квитанции о приеме приведен в Методических рекомендациях, которые являются обязательными для налогового органа (Приложение № 1 к Методическим рекомендациям).

В зависимости от содержания технических ошибок на этапе приемки декларации с помощью приемного комплекса могут формироваться следующие документы:

  • сообщение об ошибке;
  • уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) с указанием причин отказа;
  • квитанция о приеме.

Проверке подлежит, в частности, тип сообщения, действительность электронной подписи, наличие и корректность обязательных реквизитов файла декларации, полномочий отправителя.

Таким образом, налоговый орган может сформировать уведомление об отказе в приеме, подтверждающее факт отказа, с обязательным указанием его причин.

Вопрос о правомерности отказа в таком случае должен решаться в зависимости от содержания «технической» ошибки, указанной в уведомлении об отказе. Согласно правоприменительной практике техническими ошибками не могут считаться неправильное указание вида документа, налогового периода и другие подобные ошибки, которые не опровергают факт исполнения обязанности по представлению декларации.

Актуальная бухгалтерия

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
  • 20.12.2014  

    Неверное указание предпринимателем кода бюджетной классификации в платежном поручении на перечисление налога не является основанием считать его неисполнившим или ненадлежаще исполнившим обязанность по уплате налога. Суд указал, что исполнение обязанности по уплате налогов не может зависеть от правильности указания КБК в платежном поручении.

  • 26.10.2014  

    Установив, что истребованная обществом бухгалтерская отчетность должника в указанный перечень не входит, суды пришли к выводу об отсутствии у налогового органа нормативно предусмотренной обязанности по представлению взыскателю запрашиваемой информации и налоговой отчетности, составляющих согласно ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну.

  • 13.05.2014  

    Поскольку в силу п. 6 ст. 22 ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ, положений ст. 48, 49, ст. 61, п. 8 ст. 63 ГК РФ незарегистрированная в установленном законом порядке организация, а равно и исключенная из ЕГРЮЛ, не признается участником гражданских правоотношений, налоговый орган пришел к обоснованному выводу, что представленные налогоплательщиком в обоснование расходов и налоговых вычетов документы не подтверждают реальность хозяйственных операций, поскольку


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговая Декларация. Внесение изменений в налоговую декларацию
  • 07.12.2016  

    Когда налогоплательщик обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи

  • 16.11.2016  

    Занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействия) налогоплательщика образуют состав предусмотренного данной нормой правонарушения лишь в том случае, если такие действия (бездействия) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу.

  • 07.11.2016  

    Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заявитель должен был исправить допущенные ошибки не в периоде их выявления, а в периоде их совершения, путем внесения исправлений в книги продаж и в соответствующие счета-фактуры. Таким образом, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод об отказе в удовлетворении требов


Вся судебная практика по этой теме »