
Аналитика / Налогообложение / Нормы списания ГСМ в 2017 году в РФ
Нормы списания ГСМ в 2017 году в РФ
На 2017 год уже официально приняты нормативы, по которым производится списание ГСМ. В данной статье рассматривается последняя редакция распоряжения Минтранса нашего государства о нормах ГСМ – горюче-смазочных материалов
11.11.2016Нововведения в нормативы расходования ГСМ
На сегодняшний день нормирование стоимости топливных материалов для налогового учета не является обязательным. Но такое право у налогоплательщика есть, это подтверждает два письма из Минфина:
- №03-03-06/1/2875 (от 27.01.14 г.);
- №03-03-06/1/20097 (от 03.06.13 г.).
Это напрямую зависит от того, в НК нашего государства нет прямых требований по установлению определенных норм затрат ГСМ. В связи с этим компании и ИП сами для себя решают, нужно устанавливать нормы на затраты ГСМ.
В том случае, когда выбран вариант установки подобных норм, то для учета ГСМ предусмотрено использование следующих основных документов:
- нормы, разработанные самостоятельно;
- данные, предоставляемые заводом, на котором изготовлено транспортное средство;
- нормы, что утверждает Минтранс (на сегодняшний день это распоряжение №АМ-23-р от 14.03.08 г.).
Последний пункт является обязательным для автотранспортных компаний, другие компании (в том числе и ИП) могут использовать нормы Минтранса на свое усмотрение.
Недавно в эти нормы был внесен ряд изменений – распоряжение №НА-90-р Минтранса (от 14.07.15 г.). Рассмотрим их более подробно:
1. Расширение перечня моделей автомобилей (как отечественного, так и иностранного производства), по которым нормы расходования ГСМ предусмотрены на официальном уровне. Так, добавили следующие модели машин и нормы для них (в %):
- Lada Granta или ВАЗ-21126 – 9,7%;
- Lada Priora или ВАЗ-21116 – 8%;
- Honda Accord IX 2.4 – 9,7%;
- Toyota RAV4 2.0 2WD – 8,9% и др. (поэтому специалисты рекомендуют внимательно ознакомиться с дополненным перечнем и учесть при самостоятельном установлении норм ГСМ).
2ю Коэффициенты для повышения нормативов затрат ГСМ устанавливаются с учетом эксплуатационного срока или пробега автомобиля (до внесения изменений можно было использовать одновременное применение названных условий - и пробег, и эксплуатационный срок). На сегодняшний момент применяются следующие условия для применения повышающего коэффициента:
- с пробегом от 100 тысяч км или эксплуатационным периодом от 5 лет – до 5%;
- с пробегом от 150 тысяч км или эксплуатационным периодом от 8 лет – до 10%.
3. Увеличились надбавки для крупных городов (раннее максимум такой надбавки для увеличения норм по списанию ГСМ был 25% и применялся для городов с численностью населения от 3 миллионов):
- до 35% для городов с численностью населения от 5 миллионов;
- до 25% для городов с численностью жителей от 1 до 5 миллионов (раньше лимит для этой категории городов был 20%).
Сравнительная таблица по изменениям надбавок для ГСМ (города крупного типа)
Помимо названных нововведений, другие надбавки остались прежними:
- для населенных пунктов до 10 тысяч человек – максимум 5%;
- от 100 тысяч до 250 тысяч жителей – максимум 10%;
- от 2150 тысяч жителей – максимум 15%.
Но согласно с нововведениями пятипроцентную надбавку применяют для населенных пунктов любого типа (в том числе поселков, деревень и т. д.), но для этого в них должны быть перекрестки уличной регулировки движения со светофорами и прочими знаками дорожного движения. Если численность какого-либо населенного пункта неизвестна, подобную информацию можно взять на сайте Росстата, перейдя по вкладке «Демография».
Еще одно новшество коснулось надбавок для транспорта технологического типа, которому относится техника, что используется в производственных помещениях, промышленных площадках:
- строительные краны;
- бетоноукладчики;
- бульдозеры;
- экскаваторы и т.д.
Надбавка по ГСМ для подобного транспорта стала выше – лимит до 20%.
То есть при списывании расходов по ГСМ в соответствии с нормативами Минтранса, нужно внести корректировку по последним нововведениям. Для этого в компании предпринимаются следующие действия:
- Издается приказ, в котором утверждается нормирование расхода по ГСМ.
- В нем должна быть ссылка на новый документ – распоряжение №НА-90-р Минтранса нашего государства (от 14.07.15 г.), чтобы сотрудники налоговой службы не придирались к увеличенным нормам затрат на топливо.
- В обязательном порядке отмечается дата, с момента которой начинают действовать нововведения (их можно официально применять только начиная с 14.07.15 г.).
Учет ГСМ и его документальное подтверждение
Учет ГСМ проводится на основании следующей документации:
- На приобретение ГСМ – это могут быть чеки, корешки талонов, отчеты (и авансовые, и топливной карты).
- На применение автотранспорта в целях производственного типа – путевые листы (они могут быть составлены в соответствии с типовой общепринятой формой, а могут разрабатываться самостоятельно компанией), отчеты из контролирующих систем – по пробегу и по расходованию топлива (обязательно распечатанные в бумажном варианте с подписью руководящего работника).
- На расходование ГСМ – справки из бухгалтерии, соответствующие отчеты.
Для списания ГСМ компания может воспользоваться следующими документами:
- приказ, в котором утверждаются нормативы по расходованию ГСМ, предназначенного для автотранспорта служебного типа;
- приказ, в котором утверждаются нормативы по расходованию ГСМ, а также поправочные коэффициенты (то есть надбавки) к этим нормам (для автотранспорта служебного типа);
- справка с информацией по расчетам максимальной величины расходов по ГСМ (для ИП, что работают по «упрощенке»);
- книга учета талонов на ГСМ;
- договор на поставку ГСМ;
- ведомости по учету и движению ГСМ;
- акты о списании ГСМ (в том числе и при работе газонокосилки);
- карта пережогов топлива тепловой электростанции;
- договора по продаже и доставке топлива твердого типа;
- форма №4-запасы, которая содержит информацию о запасах ГСМ.
Порядок, согласно которому проводится процедура списания ГСМ
Для «упрощенки» стоимость приобретенных ГСМ должна списываться в статью расходов на тот момент, когда производилась оплата поставщику.
Для общей налоговой системы стоимость всего топлива, что было израсходовано за отчетный месячный период, должна включаться в статью расходов на последнее число отчетного месяца.
Нормативы расходования ГСМ в 2017г.
Нормативы расходования ГСМ утверждаются по рекомендациям Минтранса нашего государства.
Согласно с этими рекомендациями, существуют повышающие коэффициенты для применения автотранспорта в зимний период. Величина таких коэффициентов зависит от региональных нормативов (до 20% от установленной государством нормы). Так, для Москвы и Брянской области – 10%, в Кировской области – 12%, а в Республике Саха – 20%.
Но нормы расходования ГСМ учитывают и количественный состав жителей населенного пункта, где было зарегистрировано транспортное средство. Рассмотрим этот критерий подробнее:
- 5% - население до 100 тысяч человек;
- 10% - от 100 тысяч до 250 тысяч жителей;
- 15% - от 250 тысяч до 1 миллиона человек;
- 25% - от 1 миллиона до 5 миллионов жителей;
- 35% - от 5 миллионов.
Помимо этого также следует рассматривать эксплуатационный возраст и километраж пробега автотранспортного средства. Повышающий коэффициент будет выше, в зависимости от следующих показателей:
- 5% - при эксплуатации от 5 лет или при пробеге от 100 тысяч километров;
- 10% - при эксплуатации от 8 лет или при пробеге от 150 тысяч километров.
Формула расчета нормативов ГСМ
Нормативы расходования ГСМ для автомобилей легкового типа должны рассчитываться по специальной формуле:
QH =0,01 х Hs х S х (1+0,01 х D), где:
- QH – это норма расхода ГСМ (в литрах);
- Hs – это базовый норматив расходования ГСМ на пробег машины (в л/100 км);
- S – пробег машины (в км);
- D – коэффициент надбавки либо снижения (% от нормы).
Нормативы расходования ГСМ для определенных машин в зависимости от вида топлива (актуально на 2016 год):
- Для реагентов:
- 5% - Евро-4;
- 6% - Евро-5;
- 7% - Евро-6.
- Для сжиженных газов (пропана):
- если автомобиль работает на СУГ: 1,22+/-0,10 л СНГ к 1 л бензина;
- если автомобиль работает на КПГ: 1+/-0,1 куб.м СПГ (КПГ);если автомобиль работает на СУГ (при установке фургонов): до 2,64 л/100 км;
- если автомобиль работает на КПГ: до 2 куб. м/100 км.
- Для бензина: бортовые автомобили грузового типа, в том числе и автопоезда – до 2 л/100 км.
- Для дизельного топлива: бортовые автомобили грузового типа, в том числе и автопоезда – до 1,3 л/100 км.
Пример расчета нормативов по ГСМ в 2017 году
Компания «Нева» является ООО, на ее балансе состоит автомобиль легкового типа «Лада Гранта Лифтбек». Он прошел процедуру регистрации в Оренбургской области, а именно в городе с численностью населения в 1 миллион.
Нам известны следующие сведения:
- пробег автомобиля в зимний период – 200 км;
- нормы расходования устанавливаются «Невой» самостоятельно (в соответствии с рекомендациями Минтранса нашего государства);
- норматив для расходования ГСМ именно для такой машины – Нs=8,2л/100 км;
- надбавочный коэффициент за работу в населенном пункте с численностью жителей в 1 миллион – 15%;
- надбавочный коэффициент за работу в зимний период: D=15%.
Теперь приступим к расчетам по специальной формуле: 0,01 х 8,2 х 180 х (1+0,01 х (15+15)) = 19,2 л.
Нормы расходования ГСМ
Российский Налоговый кодекс не ставит условий по нормам ГСМ для транспортных средств. Но, все же, любое расходование топлива в обязательном порядке подтверждаются такими документами, как путевые листы. Формы для таких документов компания может разработать самостоятельно, но для этого необходимо использовать те реквизиты, о которых говорится в приказе №152 Минтранса нашего государства (от 18.09.08 г.). Но еще нельзя забывать о таких разделах, как сведения о прохождении медосмотров поездках.
На сегодняшний день компании, работающие по «упрощенке», не обязаны нормировать стоимость ГСМ для налогового учета. Но они имеют на это право в соответствии с письмами Минфина:
1. №03-03-06/1/2875 (от 27.01.14 г.).
2. №03-03-06/1/20097 (от 03.06.13 г.).
Это связано с тем, что в НК нет строгих требований по нормированию расходов на ГСМ. Поэтому компании самостоятельно должны принять решение о нормировании затрат по ГСМ. Если компания, все же, решила самостоятельно утвердить нормы на расходы топлива, то необходимо учитывать два фактора:
- какая машина используется;
- основания для списания расходов ГСМ.
В зависимости от того, какой автомобиль использует компания устанавливаются основания для списания затрат по ГСМ.
1. Если автомобиль принадлежит компании – величина стоимости ГСМ должна учитываться для УСН в статье «Расходы на содержание служебного транспорта» - НК, статья №346.16, пункт 1,подпункт 12.
2. Если автомобиль принадлежит ИП – стоимость топлива по «упрощенке» можно отражать в статье «Расходы на содержание служебного транспорта» - НК, статья №346.16, пункт 1, подпункт 12. Это должны подтверждать такие документы:
- накладные;
- чеки;
- квитанции;
- путевые листы.
Эти бумаги будут свидетельством того, автомобиль применялся в производственных целях – НК, статья №252, пункт 1 и статья №346.16, пункт 2. Подобные расходы на техобслуживание автотранспорта относятся к расходам материального типа – НК, статья №254, пункт 1, подпункт 6. В НК особых условий для списания нет. При наличии ремонтных расходов на автомобили подобного типа, они учитываются по НК – статья №346.16, пункт 1, подпункт 3. Этот учет производится сразу после внесения оплаты – НК, статья №346.17, пункт 2.
3. Если автомобиль арендован у сотрудника компании – такие расходы ГСМ списываются по статьям «Расходы в качестве материальных затрат» - НК, статья №346.16, пункт 1, подпункт 5, или «Расходы на содержание служебного транспорта» - НК, статья№346.16, пункт 1, подпункт 12. Для подобного учета компании, что работают по УСН, должны в договорных документах об аренде прописать следующее: «расходы на содержание арендованной машины насеет арендатор». Но еще обязательно учитывается в расходах и выплачиваемую арендную плату за этот автомобиль – НК, статья №346.16, пункт 1,подпункт 4. ИП не может заключать договора об аренде автотранспорта с собой самим – ГК, статья №413.
4. Если автомобиль является собственностью рабочего компании, но используется для служебных целей – в этой ситуации стоимость топлива не учитывается в отдельную статью расходов. Для подобного учета подходит только общая сумма компенсационной выплаты, которая предназначается самому рабочему компании – владельца автомобиля (НК, статья №346.16, пункт 1, подпункт 12). Нормативы установлены в постановлении №92 (пункт 1) Правительства нашего государства от 08.02.02 г.:
- для автомобилей легкового типа с объемом двигателя до 2 тысяч куб.см. – до 1 тысячи 200 рублей;
- для автомобилей легкового типа с объемом от 2 тысяч куб.см. – 1 тысяча 500 рублей.
Но в эти цифровые показатели сумм также входят и те затраты, что несет сам рабочий, который использует транспортное средство (в соответствии с письмом №03-03-01-02/140 Минфина от 16.05.05 г.):
- ГСМ;
- техобслуживание;
- ремонт и т.д.
Поэтому руководство компании может утверждать любой размер для компенсационных выплат рабочему, а при «упрощенке» учитывается только строго установленная норма.
Также следует учитывать факт: называемая норма утверждена на официальном уровне в расчете на полный месячный период при эксплуатации машины в служебных целях – письмо №03-03-01-02/140 Минфина (от 16.05.05 г.).
Например, рабочий использовал автомобиль 2 дня из 22 рабочих дней за весь месяц. Значит, компенсация, которую списывают по статье «Расходы», уменьшится в 11 раз.
Учетные документы по ГСМ для компании, работающей по «упрощенке»
Рассмотрим основные документы, которые необходимо использовать для учета стоимости ГСМ для тех компаний, что работают по «упрощенке».
- Путевой лист – служит для подтверждения обоснованности эксплуатации автотранспорта. Он оформляется для каждого транспортного средства отдельно. Период его действия - от одного дня до одного месяца. Официальные общепринятые формы бланков путевых листов утверждаются постановлением №78 Госкомстатом (от 28.11.97 г.), которые обязательны для автотранспортных компаний. Если компания к таковому типу не относится, то форма бланка путевого лица может быть разработана руководством компании самостоятельно – письмо № 03-03-06/2/161 Минфина. В этом случае такая форма отражается в учетной политике компании, как дополнительное приложение с образцом, в котором должны отражаться определенные реквизиты – приказ №152 Минтранса. В путевом листе следует еще прописывать точный маршрут поездки, а также расход ГСМ для определенного транспортного средства.
- Накладные, чеки об оплате с АЗС, выписки со счетов – перечисленные документы являются первичными платежными подтверждениями на расходы ГСМ, что фактическая оплата была совершена. Этот список зависит от того, как покупают ГСМ. То есть на АЗС покупателю выдадут чек, а по топливной карте при безналичном расчете – выписка со счета + ежемесячная накладная + отчеты продавца.
- Авансовый отчет – данный документ нужен в случае, когда ГСМ покупались с помощью подотчетного лица, который служит приложением к отчету. Эти расходы являются оплаченными компанией на момент утверждения авансового отчета.
- Приказ директора о порядке учета расходов по ГСМ – нужен для установления способа определения величины расходов по топливу в учете, производимом при УСН – как налоговом, так и бухгалтерском. Этот документ может составляться в произвольной форме, с учетом:
- нормативов ГСМ;
- указаний о списании расходов по ГСМ в полном объеме.
Специалисты рекомендуют обращать внимание на следующий нюанс: нормирование расходов по ГСМ производится, как в бухгалтерском, так и налоговом учете. Но это не является обязательным условием. В бухучете такое списание производится в размере понесенных затрат (по факту) без нормирования – ПБУ 5/01, пункт 5. В налоговом учете также это нормирование на является обязательным, а фактические затраты ГСМ подтверждены в путевом листе.
Учет ГСМ при «упрощенке» в вопросах и ответах
1. Можно ли расходы по ГСМ списывать в полном объеме без нормирования?
Да, такой вариант возможен. Это связано с тем, что обязательных требований к нормам стоимости для ГСМ в российском законодательстве нет. Но если подобного нормирования нет, то объем списываемого ГСМ должен быть документально обоснован для налогового учета. Поэтому целесообразным будет создать одну схему учета, как для налогового учета, так и для бухгалтерского.
2. Какие есть способы нормирования ГСМ?
Для УСН есть три варианта нормирования:
- использовать те нормы, которые разработаны специально Минтрансом;
- учитывать ГСМ в пределах нормировки, что устанавливается заводом-изготовителем автомобиля;
- применять нормирование, разработанное компанией самостоятельно (это должно быть прописано в актах контрольного заезда машины в определенных условиях).
3. Может ли пересмотр нормативов ГСМ в середине годового отчетного периода считаться нарушением?
Такой пересмотр установленных нормативов по ГСМ может быть допустим, если такая процедура обоснована документально. Примером этого может служить следующая ситуация: новая машина расходует топливо в большем количестве, чем было запланировано.
В статью расходов при УСН должны списываться те затраты, что являются экономически оправданными и документально обоснованными. Причина таких изменений должна быть отражена в приказном порядке от лица директора компании – приказ о новых нормативах расхода ГСМ.
4. Существует ли возможность разработать два разных норматива – для зимнего и летнего периода отдельно?
Это возможно, так как российское законодательство разрешает такое действие. В приказе по компании от лица директора указывается, какие периоды будут считаться летними, а какие – зимними. Только в таком случае возможно отдельное нормирование.
5. Имеется ли возможность официально удержать с зарплаты водителя произведенный им перерасход ГСМ?
Да, такая возможность работодателю будет предоставлена, если перерасход ГСМ будет произведен по вине данного водителя. Для этого созывается специальная комиссия, в состав которой входят помимо директора и другие компетентные специалисты – ТК, статья №247. Водитель должен объяснить причину возникшего перерасхода топлива. Директор компании имеет право издать соответствующее распоряжение об удержании денежных средств с водителя после расчета ущерба всей компании. Но этот размер не должен быть выше одного размера среднемесячного заработка – ТК, статья №248. Через суд денежные средства взыскиваются с водителя, если месячный срок уже пропущен или размер ущерба выше установленной законодательством суммы.
Бухучет по ГСМ для «упрощенки»
№ |
Операция |
Документальное подтверждение |
Бухгалтерская проводка |
1. |
Приобретение ГСМ оплачивается с помощью подотчетного лица |
Кассовый ордер расходного типа |
Дт счета «71» - Кт счета «50» (проводка выданных денежных средств подотчетному лицу для приобретения ГСМ) |
Авансовый отчет подотчетного лица |
Дт счета «10» субсчет «Топливо» - Кт счета «71» (принятие к учету приобретенных ГСМ) |
||
Путевой лист |
Дт счета «20» («25», «26») – Кт счета «10» субсчет «Топливо» (при списании стоимости потраченного ГСМ на расходы) |
||
2. |
При покупке ГСМ оплата производилась в форме безналичного расчета с продавцом |
Выписка со счета компании, работающей по УСН |
Дт счета «60» - Кт счета «51» (при перечислении денежных средств для приобретения ГСМ) |
Накладная (другой первичный документ от поставщика) |
Дт счета «10» субсчет «Топливо» - Кт счета «60» (при бухучете приобретенных ГСМ) |
||
Путевой лист |
Дт счета «20» («25», «26») – Кт счета «10» субсчет «Топливо» (при списании стоимости затраченного топлива на расходы) |
Темы: Упрощенная система налогообложения (УСН)  Учетная политика предприятия  
- 08.04.2025 Как ИП на УСН «Доходы» можно уменьшить аванс по налогу
- 03.04.2025 В ФНС напомнили, как заполнить уведомление об «авансах» по УСН за I квартал
- 02.04.2025 Автоматизированную УСН ввели еще в 3 регионах
- 03.09.2024 Отчеты о деятельности организаций придется сдавать в Росстат по новым формам
- 14.03.2024 Можно ли удалять реквизиты в счете-фактуре: Минфин
- 15.02.2024 Минтруд представит новые формы отчетов в службу занятости
- 02.04.2025 ФНС попросили не наказывать бизнес на УСН за ошибки с НДС
- 18.03.2025 Декларация по УСН за 2024: основные изменения для бухгалтера
- 06.10.2024 Совмещение УСН и патента в одном регионе при продаже одного наименования товара
- 07.11.2023 Поправки по налогообложению операций с партнерами-иностранцами
- 05.10.2023 ЕНС: налогоплательщики смогут узнавать о задолженности на конкретную дату
- 03.10.2023 Путевой лист: как оформлять для ИП в 2023 году
- 04.05.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены налог, уплачиваемый при применении УСН, пени в связи с неправомерным учетом в составе расходов по УСН затрат по выплате компенсации водителям-экспедиторам за разъездной характер работы в период выполнения трудовых обязанностей, так как спорные затраты не являются командировочными расходами, представляют собой компенсационные выплаты работникам за разъездной характер труда, в связи с - 04.05.2025
Определением разрешены
разногласия между конкурсным управляющим и налоговым органом относительно режима удовлетворения требований по уплате налога на прибыль, возникшего по итогам реализации имущества должника в ходе конкурсного производства, так как налог по УСН взимается с учетом величины доходов, полученных налогоплательщиком от ведения той деятельности, конечной целью (результатом) которой является получение прибыли. - 20.04.2025
Налоговый орган
доначислил налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, начислил пени и штраф, сделав вывод о том, что налогоплательщик неправомерно не включил полученные от реализации недвижимого имущества суммы в состав доходов.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку спорные объекты недвижимости являются нежилыми помещениями, которые по своим техническим и функциональным характеристикам
- 16.01.2024
Общество ссылается
на то, что учетные бухгалтерские регистры в бумажном виде не переданы, учетная политика по бухгалтерскому и налоговому учету также не передана.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку все документы о финансово-хозяйственной деятельности общества, имевшиеся в распоряжении бывшего руководителя, переданы новому генеральному директору.
- 03.05.2023
Определением частично
удовлетворено заявление вновь утвержденного конкурсного управляющего и у бывшего конкурсного управляющего истребованы реестр текущих платежей, база 1С, бухгалтерские регистры и карточки счетов за период исполнения последним своих обязанностей, при этом в понуждении вновь утвержденного конкурсного управляющего принять имущество должника отказано. Дополнительным определением истребованы также копии правоу - 27.02.2023
Обществом было
допущено искажение сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и бухгалтерском учете, налоговой отчетности, в результате сокрытия объекта налогообложения.Итог: в удовлетворении требования отказано ввиду наличия у налогового органа правовых оснований для принятия решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогово
- 07.04.2025 Письмо Минфина России от 06.02.2025 г. № 03-11-06/2/10522
- 31.03.2025 Письмо Минфина России от 27.01.2025 г. № 03-07-11/6784
- 19.03.2025 Письма Минфина России от 13.12.2024 г. № 03-11-11/125925, от 10.12.2024 г. № 03-11-11/125178
- 16.01.2024 Письмо Минфина России от 19.12.2023 г. № 07-01-09/122675
- 06.12.2023 Письмо Минфина России от 01.11.2023 г. № 07-01-10/104092
- 20.11.2023 Письмо Минфина России от 11.10.2023 г. № 07-01-09/96505
Комментарии
Здесь приведены коэффициенты, а где сами нормативы, на которые эти коэффициенты будут умножаться? Где они?
сколько ж тут брехни - начиная прямо с заголовка!
подскажите пожалуйста норма расхода на тайоте калдине с обьемом 1.8 или же 2.0