Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Налог на имущество при ликвидации и демонтаже ОС

Налог на имущество при ликвидации и демонтаже ОС

Порой у компаний возникает необходимость демонтажа здания или сооружения. В этой связи возникает вопрос, что делать с налогом на имущество, ведь объект не используется в деятельности компании и не приносит дохода (экономической выгоды)

28.06.2016
Автор: Максим Волобоев

По мнению Минфина России (письмо Минфина России от 03.04.2007 № 03-05-06-01/24), разбираемое здание (сооружение) будет являться объектом обложения налогом на имущество организаций до окончания процедуры выбытия. При этом датой ликвидации чиновники считают дату подписания ликвидационной комиссией акта о выполнении работ по ликвидации основного средства (письмоМинфина России от 21.10.2008 № 03-03-06/1/592). В свою очередь, налоговые инспекторы настаивают на обязанности уплаты налога на имущество за весь период ликвидации объекта.

Когда имущество перестает быть объектом налогообложения?

По мнению автора, позиция финансового ведомства весьма спорна и противоречит требованиям Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н). Ведь если после принятия решения о разборке либо после начала ликвидационных работ объект не используется в деятельности организации, не способен приносить ей экономические выгоды (доход) в будущем, то нет оснований для его учета в составе основных средств.

Объектами налогообложения (п. 1 ст. 374 НК РФ) для российских организаций признаются движимое и недвижимое имущество (в т.ч. имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом (ст. 378, 378.1 НК РФ).

По смыслу указанной нормы права момент, с которого имущество становится объектом налогообложения, обусловлен правилами бухгалтерского учета.

Согласно пункту 4 ПБУ 6/01 основанием для постановки имущества на баланс в качестве основных средств является наличие одновременно следующих условий:

  • объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
  • объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев;
  • организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
  • объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета (п. 29 ПБУ 6/01).

Выбытие объекта основных средств имеет место в случаях: продажи, прекращения использования из-за морального или физического износа, ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд, передачи по договору мены, дарения, частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции и в иных случаях.

Из приведенных положений ПБУ 6/01 следует, что объект основных средств списывается с бухгалтерского учета в случаях, когда перестает отвечать признакам, перечисленным в пункте 4 ПБУ 6/01, по причинам морального износа, физического износа и т.д.

При этом, по мнению автора, выбытие имущества следует учитывать на дату, когда оно перестало отвечать хотя бы одному из таких признаков основного средства. Данный вывод следует из системного толкования пунктов 2 и 76 Методических указаний по учету основных средств (утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н).

Как правило, ликвидация имущества происходит в силу таких причин, как утрата полезных свойств (например в результате износа), аварийное состояние (в т.ч. создающее угрозу безопасности) и т.п. Очевидно, что в подобных ситуациях объект теряет признаки основного средства еще до начала ликвидации.

От чего зависит исчисление и уплата налога на имущество?

Полагаем, что, как только объект перестает использоваться, его можно сразу же списать. Но при этом нужно документально подтвердить, в частности, что объект непригоден для эксплуатации и его использование прекращено. Такими документами могут являться, к примеру, заключение специально созданной комиссии, акты органов государственного контроля (надзора), приказ руководителя организации, акт о списании основных средств и т.п. Главное, чтобы все они в совокупности однозначно подтвердили причину и дату вывода имущества из эксплуатации.

Есть пример судебного решения, подтверждающего правомерность такого подхода (пост. ФАС ЦО от 04.07.2008 № А48-3994/07-14).

Для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия (п. 77 Методических указаний по учету ОС), в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств.

В компетенцию комиссии в том числе входит:

  • осмотр объекта основных средств, подлежащего списанию, с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления;
  • установление причин списания объекта основных средств (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд и др.);
  • составление акта на списание объекта основных средств.

Согласно пункту 78 названных методических указаний принятое комиссией решение о списании объекта основных средств оформляется в акте на списание объекта основных средств с указанием данных, характеризующих объект основных средств (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов). Акт на списание объекта основных средств утверждается руководителем организации.

Акт может быть составлен организацией по собственной утвержденной в учетной политике форме, либо может использоваться унифицированная форма (утв. пост. Госкомстата России от 21.01.2003 № 7).

Оформленный акт передается в бухгалтерию организации, и на его основании в инвентарной карточке основного средства делается отметка о его выбытии (п. 80 Методических указаний по учету ОС).

При этом на 1-е число месяца выбытия основного средства его остаточная стоимость еще включается в расчет базы по налогу на имущество. Ведь объект на эту дату еще числится в учете. А на 1-е число следующих месяцев года (если выбытие произошло в декабре, то на 31 декабря) данный объект основных средств уже списан, поэтому при расчете налога не учитывается. Это следует из положений Налогового кодекса (п. 4 ст. 376, ст. 382 НК РФ).

Расчет налога на имущество (авансовых платежей) и представление отчетности в случае выбытия (частичной ликвидации) основных средств производят в общеустановленном порядке.

По окончании налогового периода следует рассчитать сумму налога за год и представить в налоговый орган декларацию (п. 1 ст. 379, п. 1 ст. 386 НК РФ).

Из изложенного следует, что порядок исчисления и уплаты налога зависит от учета объекта в качестве основного средства в бухгалтерском учете (счет 01), о чем указано в пункте 1 статьи 374 Налогового кодекса.

Судебная практика (Определение ВАС РФ от 19.11.2012 № ВАС-14437/12; пост. Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 № 16078/07, ФАС СКО от 09.01.2013 № Ф08-7796/12) указывает на то, что факт регистрации имущественных прав на объект недвижимости не имеет значения для учета объекта в бухгалтерском учете на счете 01. Важен сам факт использования объекта в предпринимательской деятельности в качестве основного средства - экономическая сущность.

Следовательно, налог на имущество в отношении выбывшего основного средства прекращает исчисляться и уплачиваться с момента выбытия основного средства (даты списания с бухгалтерского учета).

Актуальная бухгалтерия

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налог на имущество организаций
  • 29.11.2016  

    Президиум ВАС РФ разъяснил, что при рассмотрении споров, связанных с исчислением налоговой базы по налогу на имущество организаций, необходимо иметь в виду, что если конкретное имущество требует доведения до состояния готовности и возможности эксплуатации, такое имущество может учитываться в качестве основного средства и признаваться объектом налогообложения только после осуществления необходимых работ и формирования в установленном порядке первоначальн

  • 19.10.2016  

    Судами правомерно отмечено, что отсутствие правоустанавливающих документов на созданные объекты не может являться основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности учета и налогообложения имущества, поскольку оформление указанных документов зависит от волеизъявления налогоплательщика.

  • 03.10.2016  

    Поскольку установление льготы по спорному налогу, условия ее применения предусмотрены самим законодателем, неуплата налогоплательщиком налога на имущество организаций, ошибочное толкование обществом действующего законодательства, регулирующего налоговые обязательства по данному налогу, а также исполнение в силу недостаточной юридической техники указаний законодателя, изложенные в ч. 1 п. 1 ст. 3.1 Закона № 35-ОЗ не свидетельствуют о неправомерности начи


Вся судебная практика по этой теме »

Учетная политика предприятия
  • 21.11.2016  

    В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.


Вся судебная практика по этой теме »