Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Порядок учета запчастей от автомобилей, которые «ушли» на свалку

Порядок учета запчастей от автомобилей, которые «ушли» на свалку

ООО осуществляет деятельность автосервиса по ремонту автомобилей и применяет общую систему налогообложения.

Договоры на ремонт транспортных средств (далее - ТС) заключены со страховой компанией по КАСКО и ОСАГО. Собственниками ТС являются физические и юридические лица.

Автосервис меняет кузовные детали, поврежденные в ДТП, на новые. Договором со страховой компанией предусмотрено, что в течение двух недель страховая компания вправе забрать детали.

Сломанные (разбитые в ДТП) детали страховая компания не забирает, собственники тоже. Фактически это остатки, которые выбрасываются. Но часть из этих остатков годная, их можно восстановить, отремонтировать и использовать повторно для деятельности автосервиса (последующей продаже). Детали, которые никто не забрал, переходят в собственность автосервиса, например, как брошенные вещи. Соответственно, какое-либо вознаграждение за детали автосервис никому не уплачивает.

Какими документами оформляется оприходование деталей? Как с точки зрения бухгалтерского и налогового учета принять детали к учету, определить их стоимость и учесть расходы на ремонт (восстановление)?

Нужно ли делать независимую оценку этих годных остатков, или можно оприходовать, например, 1 деталь за 1 рубль? Что будет, если не делать оценку (стоимость отремонтированной запчасти будет равна одному рублю плюс затраты на ремонт этой детали, это можно подтвердить официально)?

Есть ли какие-то налоговые риски при данной схеме?

29.12.2015
Автор: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Арыков Степан

Поврежденные в дорожно-транспортном происшествии детали транспортного средства, которые согласно оценке, проводимой страховой компанией, квалифицированы как детали, подлежащие замене (т.е. данные детали с точки зрения страховой компании либо невозможно восстановить, либо экономически нецелесообразно восстанавливать), могут быть рассмотрены в том числе и как лом пластика и металла, т.е. как отходы.

В отношении ОСАГО в п. 36 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.01.2015 № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» разъяснено, что вопрос о возврате потерпевшему подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) имеет существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения спора между потерпевшим и страховой организацией о возмещении вреда в виде организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, в связи с чем суд обязан вынести этот вопрос на обсуждение сторон (ст. 56 ГПК РФ и ст. 65 АПК РФ).

Верховый Суд РФ также разъяснил, что:

- в случае возврата потерпевшему подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) размер страховой выплаты уменьшается на их стоимость;

- если потерпевший отказывается от получения подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), суд не вправе возложить на страховщика обязанность по их возврату потерпевшему.

В апелляционном определении СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 25.06.2015 по делу № 33-9333/2015 приведенная правовая позиция судами распространена и на взаимоотношения по страхованию КАСКО, как на схожие правоотношения в области страхования. В то же время в споре, который рассматривал Верховной Суд Республики Татарстан, страховым полисом была предусмотрена форма страхового возмещения в виде выплаты на основании расчета страховщика либо на основании отчета независимого оценщика (эксперта) по направлению страховщика. Следовательно, сторонами договора имущественного страхования установлена не натуральная, а денежная форма возмещения убытков, когда страхователь (выгодоприобретатель) получает страховое возмещение независимо от того, будет он осуществлять восстановление застрахованного автомобиля или нет. Суд указал, что в ст. 15 ГК РФ отсутствуют положения, возлагающие какую-либо встречную обязанность для лица, понесшего убытки, в данном случае для страхователя (выгодоприобретателя) - обязанность по передаче страховщику комплектующих деталей, частей поврежденного застрахованного имущества. При этом передача страховщику указанных комплектующих деталей также не является условием выплаты страхового возмещения. В данных обстоятельствах, когда у потерпевшего отсутствует обязанность производить ремонт принадлежащего ему автомобиля, исключается и возможность передачи страховой компании заменяемых комплектующих деталей автомобиля.

В рассматриваемой ситуации возмещение ущерба в результате наступления страхового случая осуществляется в натуральной форме (путем организации и оплаты страховой компанией стоимости восстановительного ремонта на станции технического обслуживания). Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, вопрос о возврате потерпевшему подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) должен решаться между потерпевшим (владельцем транспортного средства) и страховой компанией. Этот вопрос может быть решен и в рамках договорных отношений по страхованию. При этом в случае возврата потерпевшему подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) размер страховой выплаты уменьшается на их стоимость.

Полагаем, что в условиях, когда ни собственники автомобилей, ни страховая компания не забирают детали, автосервис может руководствоваться ст. 226 ГК РФ, п. 1 которой определено, что движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 226 ГК РФ.

Так, согласно п. 2 ст. 226 ГК РФ лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.

Бухгалтерский учет

На наш взгляд, деятельность автосервиса по ремонту (восстановлению) поврежденных деталей не является деятельностью по производству готовой продукции. Конечным результатом рассматриваемых действий автосервиса является получение запчастей, которые предназначены для продажи, поэтому отремонтированные (восстановленные) детали, по нашему мнению, следует рассматривать в качестве товаров (п. 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (далее - ПБУ 5/01)). Однако до осуществления ремонта (восстановления) деталей они ещё не могут быть признаны товарами, поэтому до получения деталей из ремонта и принятия решения об их продаже их можно рассматривать в качестве материалов.

Поскольку детали переходят в собственность автосервиса без предъявления к нему встречных требований, они могут быть рассмотрены как материально-производственные запасы, полученные безвозмездно.

Так, согласно п. 9 ПБУ 5/01 фактическая себестоимость материально-производственных запасов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Для целей ПБУ 5/01 под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов. При этом данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем (п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).

Вопрос о рыночной стоимости деталей будет рассмотрен в ином разделе настоящей консультации.

В фактическую себестоимость материально-производственных запасов, определяемую в соответствии с п. 9 ПБУ 5/01, включаются также фактические затраты организации на доставку материально-производственных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования, перечисленные в п. 6 ПБУ 5/01 (п. 11 ПБУ 5/01).

Так, п. 6 ПБУ 5/01 предусмотрено, что к фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся, в частности:

- затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.

При этом п. 6 ПБУ 5/01 также определено, что не включаются в фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материально-производственных запасов.

Затраты на ремонт (восстановление) запчастей, которые в последующем будут учтены в качестве товаров, по нашему мнению, следует рассматривать как затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.

Таким образом, считаем возможным затраты на ремонт и восстановление деталей включать в фактическую себестоимость деталей.

В бухгалтерском учете рассматриваемая операция может быть отражена следующим образом:

Дебет 10 Кредит 91 (98)

- отражена текущая рыночная стоимость деталей.

Поскольку деятельность по ремонту (восстановлению) деталей отчасти носит производственный характер, учет затрат на ремонт (восстановление) может быть организован с применением счета 20 «Основное производство»:

Дебет 20 Кредит 10

- отражена передача деталей на ремонт (восстановление);

Дебет 20 Кредит 60

- отражены затраты на ремонт (восстановление);

Дебет 10 Кредит 20

- получены отремонтированные запчасти от организации, осуществившей их ремонт (текущая рыночная стоимость и расходы на ремонт);

Дебет 41 Кредит 10

- пригодные к продаже детали переведены в состав товаров.

Налоговый учет

К доходам в целях налогообложения прибыли относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, с учетом положений главы 25 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном ст. 250 НК РФ, с учетом положений главы 25 НК РФ (п. 1 ст. 248 НК РФ).

Для целей налогообложения прибыли на основании п. 2 ст. 248 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).

В соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.

При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с главой 25 НК РФ остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.

Вопрос о рыночной стоимости деталей будет рассмотрен в ином разделе настоящей консультации.

Согласно п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета НДС и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов.

Стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного безвозмездно, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении либо частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п.п. 8, 13 и 20 части второй ст. 250 НК РФ.

На основании п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), под которыми понимаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (дополнительно смотрите определения КС РФ от 04.06.2007 № 320-О-П, № 366-О-П).

Перечень расходов, которые могут быть учтены для целей налогообложения прибыли, является открытым (пп. 49 п. 1 ст. 264, пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ), что означает возможность признания в налоговом учете любых затрат, отвечающих требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, которые прямо не поименованы в ст. 270 НК РФ. Расходы на ремонт (восстановление) деталей в рассматриваемой ситуации направлены на доведение деталей до состояния, в котором они могут быть проданы, т.е. направлены на получение дохода, что, по нашему мнению, означает, что такие затраты могут быть признаны обоснованными (экономически оправданными).

На основании пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения (создания) этого имущества, а также на сумму расходов, указанных в абзаце втором п. 2 ст. 254 НК РФ.

К прочему имуществу относится любое иное имущество, которое не относится к амортизируемому имуществу, ценным бумагам, продукции собственного производства, покупным товарам и имущественным правам (долям, паям) (письмо Минфина России от 20.03.2015 № 03-03-06/1/15236).

Таким образом, сумму доходов от продажи отремонтированных (восстановленных) деталей налогоплательщик вправе уменьшить на их стоимость, определяемую как сумма доходов, учтенных налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. 8 ст. 250 НК РФ. При этом п. 1 ст. 268 НК РФ предусмотрено, что при реализации имущества и (или) имущественных прав, указанных в ст. 268 НК РФ, налогоплательщик также вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества.

К указанным расходам Минфин России относит, например, затраты на оформление права собственности (письмо Минфина России от 20.03.2015 № 03-03-06/1/15236), на платежи, связанные с обслуживанием и содержанием имущества до момента его продажи (письма Минфина России от 25.01.2013 № 03-03-06/2/5, от 25.01.2013 № 03-03-06/2/7). Из письма Минфина России от 03.09.2012 № 03-03-06/1/455 следует, что к расходам, непосредственно связанным реализацией имущества, относятся и расходы на ремонт имущества, которое в дальнейшем планируется реализовать.

Полагаем, что приведенная логика может быть применена и в рассматриваемой ситуации. Следовательно, доход от реализации деталей помимо их стоимости также может быть уменьшен на сумму расходов на ремонт (восстановление) деталей.

Оценка деталей

Нормативные акты по бухгалтерскому учету и положения главы 25 НК РФ не обязывают организацию определять стоимость деталей исключительно путем проведения независимой оценки.

Привлечение независимых экспертов целесообразно для оценки дорогостоящего имущества. Этот способ оптимален с точки зрения избежания налоговых рисков, а также искажений данных бухгалтерского учета. Вместе с тем привлечение независимых экспертов для оценки имущества в рассматриваемой ситуации является неоправданным (расходы на оценку деталей превысят их стоимость). Стоимость такого имущества может быть определена организацией самостоятельно, собственными силами. Документальным подтверждением рыночной стоимости может выступать расчет организации, основанный на таких источниках, как статистические данные, данные о стоимости идентичных ценностей, полученные из средств массовой информации (Интернет, СМИ), прайс-листы других организаций.

Однако применительно к поврежденным в дорожно-транспортных происшествиях деталям найти источники информации о ценах может оказаться затруднительным или невозможным.

Вместе с тем и оценка деталей, исходя из стоимости, равной 1 рублю за деталь, также должна быть подтверждена соответствующими источниками. В противном случае она может быть признана нерыночной. Вместе с тем в таком случае перед налоговыми органами встает необходимость доказать то, что примененная налогоплательщиком стоимость деталей является нерыночной, что в условиях возможной реализации деталей в рамках одного (отчетного) периода с точки зрения доначисления налога представляется нецелесообразным. Однако если принятие деталей к учету и их реализация приходятся на разные периоды, возникают более высокие риски доначисления налога за тот период, в котором детали были приняты к учету.

По сути, сломанные (разбитые) детали представляют собой отходы (лом) пластика и металла (в зависимости от вида детали), что не позволяет говорить об их высокой экономической ценности до момента их ремонта (восстановления). В этой связи, по нашему мнению, рыночная стоимость деталей может быть определена исходя из цен на прием лома пластика и металла (в зависимости от вида деталей). Нельзя исключать вероятности, что схожей логики могут придерживаться и налоговые органы. В условиях, когда иным образом установить стоимость деталей затруднительно, данный способ представляется нам наименее рискованным.

Документальное оформление оприходования деталей

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Факт хозяйственной жизни, согласно ст. 3 Закона № 402-ФЗ, - это сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

Обязательные реквизиты первичных учетных документов перечислены в ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ. Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

В общем случае с 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению, а экономический субъект самостоятельно определяет формы первичных учетных документов, которые могут быть разработаны на базе форм первичных учетных документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, либо которые могут состоять как только из обязательных реквизитов, так и из обязательных и дополнительных реквизитов (смотрите информацию Минфина России от 04.12.2012 N№ ПЗ-10/2012, письма Минфина России от 04.02.2015 № 03-03-10/4547, от 27.05.2014 № 03-03-10/25243).

Таким образом, форма документа, используемого для выявления и оприходования брошенных в автосервисе деталей, разрабатывается организацией самостоятельно. Например, это может быть акт об оприходовании брошенных деталей. Рыночная стоимость деталей может быть подтверждена бухгалтерской справкой-расчетом, составленной на основании доступных источников информации о ценах на отходы металла и пластика. Передача деталей сторонней организации для ремонта (восстановления) и возврат организации отремонтированных (восстановленных) деталей может быть оформлен накладными. Перевод деталей из материалов в товары осуществляется на основании бухгалтерской справки.

ГАРАНТ 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налог на прибыль
  • 29.11.2016   Нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной если, налоговым органом будет доказано, что налогоплательщику должно быть известно о нарушениях допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированное налогоплательщика с контрагентом.
  • 16.11.2016   Само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих, по его мнению, право на учет в расходах текущего периода убытков прошлых лет, без отражения (указания, заявления) суммы данных убытков в налоговой декларации не является основанием для уменьшения, подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода налога на прибыль организаций.
  • 14.11.2016   Датой получения дохода признается дата, когда получатель имущества (в том числе денежных средств) фактически использовал указанное имущество (в том числе денежные средства) не по целевому назначению либо нарушил условия, на которых они предоставлялись, - для доходов в виде имущества (в том числе денежных средств), указанных в п. 14, 15 статьи 250 НК РФ. Таким образом, с момента, когда получатель средств фактически использовал их не по целевому назначению (

Вся судебная практика по этой теме »

Учетная политика предприятия
  • 21.11.2016  

    В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.


Вся судебная практика по этой теме »