
Аналитика / Налогообложение / Офшор крепчал: как появление списка ФНС повлияет на российский бизнес
Офшор крепчал: как появление списка ФНС повлияет на российский бизнес
Налоговики официально признали, что не обмениваются информацией со 119 странами мира. Этот шаг вносит сумятицу в деофшоризационную реформу
30.10.2015Всюду офшор
Федеральная налоговая служба (ФНС) подготовила перечень стран, на которые распространяется правило выплаты налога контролируемыми иностранными компаниями (КИК). Бизнес-сообщество взбудоражено этим списком, ведь в нем 119 стран, включая уважаемые нашими соотечественниками Великобританию и Швейцарию.
Список еще не утвержден, его проект опубликован для общественного обсуждения, на все формальности потребуется 1,5–2 месяца. Только затем он будет принят — вполне возможно, что в измененном виде. За последний год примеры изменения проектов после возмущения общественности уже были. Так, гражданам, у которых есть счета за рубежом, разрешили отчитываться о них не раз в квартал, а раз в год. И заверять выписки со счета нотариально стало необязательно.
Список ФНС не единственный для тех, кто вовлечен в деофшоризационную реформу. Есть еще список Минфина, которому через две недели исполнится восемь лет. В него входят классические низконалоговые офшоры вроде Британских Виргинских островов и острова Мэн.
Все рассчитывали, что список ФНС будет очень похож на список Минфина, ведь одинаковая направленность этих перечней была очевидна: оба включают страны, не готовые делиться налоговой информацией о своих резидентах. Однако список ФНС имеет особое значение для КИК: он лишает права на автоматическое освобождение от российского налога на прибыль компании из стран, где эффективная ставка налога на прибыль составляет не менее 75% от российской ставки. Если компания зарегистрирована в стране, включенной в список ФНС, она лишается автоматической льготы, даже если платит в той самой стране налоги по ставке, равной российской. Чтобы избежать двойного налогообложения, нужно будет доказать право на зачет. А это значит массу документов и заполнение налоговой декларации. Да и как будет развиваться практика ФНС по применению зачета с КИК, пока не известно. В общем, лишение автоматической льготы — вещь не смертельная, но и приятного в ней мало.
Почему список оказался таким шокирующе длинным? Наши налоговые органы прекрасно понимают, что при грамотном подходе оптимизировать налоги можно не только в классических офшорах, но и во вполне приличных странах с нормальным налогообложением. Проблема в том, что эти страны не очень охотно обмениваются информацией с Россией, несмотря на наличие соглашений об избежании двойного налогообложения. Вот ФНС и пытается побудить эти страны стать более открытыми или лишиться резидентов, многие из которых могут уйти в юрисдикции, обменивающиеся информацией и, как следствие, отсутствующие в списке ФНС.
Обратите внимание, ведь Кипр и Нидерланды (несмотря на то что в этих странах есть готовые механизмы для налоговой оптимизации) в список не включены. Эти страны подтвердили готовность обмениваться данными с Россией. Голландия неоднократно проводила проверки по запросу ФНС (можно вспомнить известное дело «Автотора»). Кипр же не так давно обновил соглашение об избежании двойного налогообложения с Россией, и теперь эффективный обмен информацией с островом — вопрос решенный.
Правила меняются по ходу игры
Уже сейчас можно проанализировать плюсы и минусы решения ФНС. Начнем с плохого. Во-первых, список не укладывается в общую концепцию деофшоризационного закона, который направлен на борьбу с компаниями-кошельками. В результате введения этого списка под ограничение попадут реально действующие хозяйственные субъекты, у которых все же есть значительная доля пассивных доходов. Они лишатся автоматической льготы. Во-вторых, введение списка в такой редакции еще раз покажет бизнесу, что наше государство может менять (устанавливать неожиданные) правила по ходу игры.
Бизнес-сообщество уже год занимается реструктуризацией активов. Большинство в июне уже уведомили власть о том, что у них есть иностранные организации. И сейчас, в середине пути, бизнесмены понимают, что многое из их реструктуризации придется переделывать: менять приличные до решения ФНС юрисдикции, выводить активы и т.д. Все это требует времени и денег.
В-третьих, приказ ФНС предусматривает возможность изменения списка раз в год. Значит, планирование нашего бизнеса будет ограничено годом. Можно планировать и на более длительные сроки, но при повышенном риске оказаться в черном списке с утратой автоматической льготы на налог.
Что хорошего дает список ФНС? Определенность, ведь понимание правил, пусть и болезненное, означает, что ты можешь что-то предпринять, чтобы изменить ситуацию: реструктурировать бизнес, изменить юрисдикцию, вывести активы в сотый раз и т.д. Список не касается трастов, поэтому те, кто решился на дорогостоящее и непростое структурирование бизнеса, выиграли. И наконец, уверена, что долго этому списку не жить. Через 3–5 лет заработает автоматический обмен информацией, и тогда смысла в этом списке просто не будет. Правда, и жить тогда станет сложнее.
Возможно, у многих возникнет хитрая мысль: если ФНС сама подтверждает, что со странами из списка обмена информацией нет, значит в любой из них можно скрыться и вообще не думать ни о каких КИК, уведомлениях и декларациях? Выбирай любую из 119 стран. Это так и не так. Возможно, первые пару лет удастся «отсидеться», но жизнь не стоит на месте. Обмен информацией рано или поздно наладится, особенно когда станет автоматическим. И вполне возможно, что как раз об этом ФНС уведомлять налогоплательщиков не станет. Этот вариант приемлем только для самого рискованного и краткосрочного налогового планирования.
- 11.11.2022 Раскрыта «ресторанная» схема уклонения от уплаты налогов
- 25.10.2022 Силуанов о ситуации на рынке табака: «марка есть, а толку нет»
- 24.10.2022 Половина пивоваров занижает объемы производства для обхода акцизных платежей
- 03.02.2023 В Татарстане в 2022 году налоговые поступления составили 1,26 трлн налогов
- 31.01.2023 Налоговая служба банкротит 14 новосибирских компаний из-за долга в 460 млн рублей
- 30.01.2023 ФНС ввела послабления по долгам на фоне нового подхода к взиманию налогов
- 21.11.2022 Схема с цепочкой фиктивных продавцов: какие расходы и вычеты можно отстоять в суде
- 18.11.2022 Какие доначисления грозят участникам схемы по дроблению бизнеса: читаем письмо ФНС
- 11.11.2022 Финразведка, ЦБ и ФНС вскрыли «ресторанную» схему ухода от налогов
- 03.02.2023 Сальдо на едином налоговом счете занижено: кто виноват и что делать
- 31.01.2023 Какие послабления Федеральная налоговая служба вводит для налогоплательщиков
- 26.01.2023 ФНС ответила, почему все регионы перечисляют единый налоговый платеж в Тулу
- 01.02.2023
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДС, налог на прибыль, налог на имущество организаций, пени и штраф, установив факт создания им противоправной схемы, направленной на минимизацию налоговых обязательств посредством включения в процесс по производству мебели взаимозависимой организации, применяющей специальный налоговый режим в виде УСН с объектом налогообложения "доходы" и не являющейся плательщиком НДС и налога н - 30.01.2023
Налоговый орган
начислил НДС и налог на прибыль, ссылаясь на отсутствие реальных финансово-хозяйственных операций между обществом и его контрагентом в рамках договора поставки сельхозпродукции, неправомерное включение в расходы оплаченных коммунальных услуг по объекту недвижимости, сокрытие произведенной продукции и дохода от ее реализации.Итог: требование удовлетворено, поскольку контрагент подтвердил п
- 30.01.2023
Налоговый орган
начислил НДС и налог на прибыль, ссылаясь на неправомерное применение обществом налоговых вычетов и занижение налоговой базы по заключенным со спорными контрагентами договорам оказания услуг по продвижению продукции.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что договоры фактически не исполнялись и были заключены для создания формального документооборота с целью не
- 14.11.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения, а также решения о приостановлении операций по всем расчетным счетам налогоплательщика.Итог: определение отменено в части приостановления исполнения решения о приостановлении опе
- 21.02.2018
Законодательство о
налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа. - 07.12.2016
Когда налогоплательщик
обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи
- 29.04.2022 Письмо Минфина России от 05.04.2022 г. № 03-02-07/28825
- 07.04.2022 Письмо Минфина России от 22.03.2022 г № 03-01-11/22092
- 06.08.2020 Информация ФНС России от 05.08.2020
- 15.11.2022 Приказ ФНС России от 27.06.2022 N ЕД-7-14/517@
- 26.08.2019 Приказ Минэкономразвития России от 26.06.2019 № 382
- 07.05.2019 Письмо ФНС России от 29 марта 2019 г. N СА-4-7/5804
Комментарии