Аналитика / Налогообложение / Офшор крепчал: как появление списка ФНС повлияет на российский бизнес
Офшор крепчал: как появление списка ФНС повлияет на российский бизнес
Налоговики официально признали, что не обмениваются информацией со 119 странами мира. Этот шаг вносит сумятицу в деофшоризационную реформу
30.10.2015Всюду офшор
Федеральная налоговая служба (ФНС) подготовила перечень стран, на которые распространяется правило выплаты налога контролируемыми иностранными компаниями (КИК). Бизнес-сообщество взбудоражено этим списком, ведь в нем 119 стран, включая уважаемые нашими соотечественниками Великобританию и Швейцарию.
Список еще не утвержден, его проект опубликован для общественного обсуждения, на все формальности потребуется 1,5–2 месяца. Только затем он будет принят — вполне возможно, что в измененном виде. За последний год примеры изменения проектов после возмущения общественности уже были. Так, гражданам, у которых есть счета за рубежом, разрешили отчитываться о них не раз в квартал, а раз в год. И заверять выписки со счета нотариально стало необязательно.
Список ФНС не единственный для тех, кто вовлечен в деофшоризационную реформу. Есть еще список Минфина, которому через две недели исполнится восемь лет. В него входят классические низконалоговые офшоры вроде Британских Виргинских островов и острова Мэн.
Все рассчитывали, что список ФНС будет очень похож на список Минфина, ведь одинаковая направленность этих перечней была очевидна: оба включают страны, не готовые делиться налоговой информацией о своих резидентах. Однако список ФНС имеет особое значение для КИК: он лишает права на автоматическое освобождение от российского налога на прибыль компании из стран, где эффективная ставка налога на прибыль составляет не менее 75% от российской ставки. Если компания зарегистрирована в стране, включенной в список ФНС, она лишается автоматической льготы, даже если платит в той самой стране налоги по ставке, равной российской. Чтобы избежать двойного налогообложения, нужно будет доказать право на зачет. А это значит массу документов и заполнение налоговой декларации. Да и как будет развиваться практика ФНС по применению зачета с КИК, пока не известно. В общем, лишение автоматической льготы — вещь не смертельная, но и приятного в ней мало.
Почему список оказался таким шокирующе длинным? Наши налоговые органы прекрасно понимают, что при грамотном подходе оптимизировать налоги можно не только в классических офшорах, но и во вполне приличных странах с нормальным налогообложением. Проблема в том, что эти страны не очень охотно обмениваются информацией с Россией, несмотря на наличие соглашений об избежании двойного налогообложения. Вот ФНС и пытается побудить эти страны стать более открытыми или лишиться резидентов, многие из которых могут уйти в юрисдикции, обменивающиеся информацией и, как следствие, отсутствующие в списке ФНС.
Обратите внимание, ведь Кипр и Нидерланды (несмотря на то что в этих странах есть готовые механизмы для налоговой оптимизации) в список не включены. Эти страны подтвердили готовность обмениваться данными с Россией. Голландия неоднократно проводила проверки по запросу ФНС (можно вспомнить известное дело «Автотора»). Кипр же не так давно обновил соглашение об избежании двойного налогообложения с Россией, и теперь эффективный обмен информацией с островом — вопрос решенный.
Правила меняются по ходу игры
Уже сейчас можно проанализировать плюсы и минусы решения ФНС. Начнем с плохого. Во-первых, список не укладывается в общую концепцию деофшоризационного закона, который направлен на борьбу с компаниями-кошельками. В результате введения этого списка под ограничение попадут реально действующие хозяйственные субъекты, у которых все же есть значительная доля пассивных доходов. Они лишатся автоматической льготы. Во-вторых, введение списка в такой редакции еще раз покажет бизнесу, что наше государство может менять (устанавливать неожиданные) правила по ходу игры.
Бизнес-сообщество уже год занимается реструктуризацией активов. Большинство в июне уже уведомили власть о том, что у них есть иностранные организации. И сейчас, в середине пути, бизнесмены понимают, что многое из их реструктуризации придется переделывать: менять приличные до решения ФНС юрисдикции, выводить активы и т.д. Все это требует времени и денег.
В-третьих, приказ ФНС предусматривает возможность изменения списка раз в год. Значит, планирование нашего бизнеса будет ограничено годом. Можно планировать и на более длительные сроки, но при повышенном риске оказаться в черном списке с утратой автоматической льготы на налог.
Что хорошего дает список ФНС? Определенность, ведь понимание правил, пусть и болезненное, означает, что ты можешь что-то предпринять, чтобы изменить ситуацию: реструктурировать бизнес, изменить юрисдикцию, вывести активы в сотый раз и т.д. Список не касается трастов, поэтому те, кто решился на дорогостоящее и непростое структурирование бизнеса, выиграли. И наконец, уверена, что долго этому списку не жить. Через 3–5 лет заработает автоматический обмен информацией, и тогда смысла в этом списке просто не будет. Правда, и жить тогда станет сложнее.
Возможно, у многих возникнет хитрая мысль: если ФНС сама подтверждает, что со странами из списка обмена информацией нет, значит в любой из них можно скрыться и вообще не думать ни о каких КИК, уведомлениях и декларациях? Выбирай любую из 119 стран. Это так и не так. Возможно, первые пару лет удастся «отсидеться», но жизнь не стоит на месте. Обмен информацией рано или поздно наладится, особенно когда станет автоматическим. И вполне возможно, что как раз об этом ФНС уведомлять налогоплательщиков не станет. Этот вариант приемлем только для самого рискованного и краткосрочного налогового планирования.
- 19.03.2024 Тюменский бизнес не заплатил ФНС 37 млрд рублей
- 13.03.2024 Омич опять забыл заплатить налоги за 239 участков
- 12.12.2023 Директор предприятия в Тобольске скрыл от ФНС 20 млн рублей
- 02.08.2023 Сверяться с ФНС придется по новой форме
- 31.07.2023 ФНС разъяснила работу механизма автоматического списания налогов с виртуального кошелька
- 27.07.2023 Оштрафуют ли за несдачу исправленного уведомления о сумме налога
- 07.12.2023 Как буфеты в столичных театрах уходят от налогов и нарушают права потребителей
- 18.10.2023 Центробанк дал советы по борьбе с «ресторанной схемой» отмывания
- 12.05.2023 Эксперт объяснила схему ухода от налогов, популярную у блогеров
- 04.07.2023 ФНС сообщила, как заполнить заявление о зачете единого налогового платежа
- 22.06.2023 Можно ли получить справку о сальдо ЕНС на конкретное число: позиция налоговой
- 19.06.2023 В платежке на перевод ЕНП указаны старые реквизиты: налоговики сообщили, что делать налогоплательщику
- 17.03.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, пени и штрафы, указав на получение обществом необоснованной налоговой выгоды от минимизации налоговых обязательств в результате "дробления бизнеса" путем создания группы взаимозависимых лиц, осуществляющих розничную торговлю, с целью формального соблюдения условий, позволяющих применять ЕНВД.Итог: в удовлетворении требования частично отказано, поскольку доказано осуществле
- 17.03.2024
Проверкой выявлено
занижение налогооблагаемой базы в результате создания фиктивного документооборота по сделкам, реальность которых не подтверждена.Итог: требование частично удовлетворено по НДС с учетом раскрытия реального поставщика, в остальной части в удовлетворении требования отказано, поскольку заявленные контрагенты введены в цепочку поставок формально, материально-технической базой не обладают, п
- 17.03.2024
Проверкой выявлено
занижение налогооблагаемой базы в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и объектах налогообложения.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявленные контрагенты являются техническими организациями, необходимой материально технической базой для оказания услуг перевозки грузов не обладают, создание фиктивного документооборота направлено на занижение ра
- 14.11.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения, а также решения о приостановлении операций по всем расчетным счетам налогоплательщика.Итог: определение отменено в части приостановления исполнения решения о приостановлении опе
- 21.02.2018
Законодательство о
налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа. - 07.12.2016
Когда налогоплательщик
обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи
- 22.10.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.08.2023 г. № Ф04-3911/2023 по делу № А70-21036/2022
- 18.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.08.2023 г. № Ф08-7968/2023 по делу № А53-26471/2022
- 29.04.2022 Письмо Минфина России от 05.04.2022 г. № 03-02-07/28825
- 15.11.2022 Приказ ФНС России от 27.06.2022 N ЕД-7-14/517@
- 26.08.2019 Приказ Минэкономразвития России от 26.06.2019 № 382
- 07.05.2019 Письмо ФНС России от 29 марта 2019 г. N СА-4-7/5804
Комментарии