Аналитика / Налогообложение / Крупный бизнес попросил не отдавать кадастровую оценку в руки государству
Крупный бизнес попросил не отдавать кадастровую оценку в руки государству
Законопроект о введении государственной монополии на кадастровую оценку в России может в скором времени оказаться в правительстве и быть одобрен Госдумой до конца года — вопреки резким возражениям РСПП и «Опоры России»
19.10.2015Бизнес просит отменить «революцию»Минэкономразвития 12 октября завершило стадию общественных обсуждений законопроекта «О государственной кадастровой оценке», размещенном на портале regulation.gov.ru в начале августа. Разработчики декларировали своей целью устранение недостатков действующей системы. Но из заключений РСПП и «Опоры России» следует, что радикальный пересмотр системы кадастровой оценки не только не решит обозначенных проблем, но и ухудшит качество оценки.
Кадастровая оценка недвижимости и земли важна для предпринимателей, потому что от нее считаются налоги. Ее завышение приводит к непомерной нагрузке на бизнес, занижение — к недобору налогов в региональные бюджеты. С поправкой на разнообразные льготы и исключения можно сказать, что сейчас с кадастровой стоимости взимается земельный налог по всей стране, налог на имущество юрлиц — в 34 регионах, налог на имущество физлиц — в 28 регионах.
Как уже писал РБК месяц назад, бизнес настаивает, что систему можно менять к лучшему без передачи оценки от частных оценщиков в руки государственных учреждений. Теперь в официальных заключениях на проект общественные организации обосновали свою точку зрения.
«Учитывая, что доходы от земельного налога и налога на имущество организаций поступают в региональные и местные бюджеты, передача кадастровой оценки на уровень регионов в подконтрольные региональным администрациям организации приведет к прямому конфликту интересов», — указывает глава РСПП Александр Шохин в письме замглавы Минэкономразвития Павлу Королеву. Бюджетное учреждение для кадастровой оценки будет находиться в прямой зависимости от региональных властей, соглашается «Опора России» (оба заключения есть у РБК). «Кроме того, данный законопроект противоречит проводимой государством политике оптимизации государственного аппарата управления», — отмечается в заключении «Опоры».
Представитель общественной организации «Деловая Россия» не смог уточнить ее официальную позицию по законопроекту.
Дополнительные расходы
В проект Минэкономразвития вошли положения, улучшающие качество оценки, которые в прошлом году прорабатывались как поправки в действующее законодательство, говорит заместитель председателя комитета по предпринимательству в сфере экономики недвижимости ТПП Марина Карпова, но она удивляется, почему чиновники решили поменять концепцию. «Мы могли реализовать эти предложения без «революций» и государственных учреждений», — утверждает она.
Реформа повлечет дополнительные расходы регионов, отмечает Карпова, которая также входит в рабочую группу АСИ по совершенствованию оценочной деятельности. «Волгоград называл 60 млн руб., только на создание [местного госоргана по оценке] — при том что они и так занимаются этими вещами», — приводит она пример.
По мнению Карповой, новый проект по сути перечеркивает всю работу, которая была проделана в прошлые годы над улучшением действующей системы. «Мы улучшили закон в прошлом году, учли массу замечаний по повышению достоверности оценки. Не разработав даже до конца «нормативку», я уж не говорю о том, чтобы посмотреть, как это пойдет, и еще подкорректировать, мы вдруг берем и все меняем. Я считаю, что все положительные правки надо внести в действующий закон», — резюмирует она.
Перспектива судебных споров
Проект не предусматривает проверку результатов кадастровой оценки, которую будут проводить бюджетные учреждения, и полностью исключает саморегулируемые организации оценщиков из государственной кадастровой оценки, указывает Шохин в заключении РСПП.
Зато определение кадастровой стоимости будет проходить по единой методике, что позволит нивелировать риски конфликта интересов, парирует представитель Минэкономразвития. Сохраняется и механизм оспаривания кадастровой стоимости, добавляет он, а кроме того, законопроект предусматривает возможность для исправления допущенных ошибок и вне рамок оспаривания.
Метод массовой кадастровой оценки, предлагаемый Минэкономразвития, не учитывает всех факторов, влияющих на стоимость недвижимости, спорит «Опора России». Его использование приведет к массовым судебным разбирательствам и бюджетным тратам, говорится в заключении организации. Всего «Опора» сформулировала девять замечаний к проекту Минэкономразвития и в целом не поддерживает законопроект: по ее мнению, он не решает проблему недостоверности результатов оценки и требует существенной доработки с участием профессиональных сообществ и предпринимателей.
Близкую точку зрения высказывает в своем письме Александр Шохин: «Законопроект не может быть поддержан в представленной редакции и нуждается в существенной доработке». Нужно организовать совещание в Минэкономразвития для выработки «приемлемых для бизнеса решений».
Доработать до нового года, с бизнесом или без
Все предложения, поступившие к законопроекту, сейчас прорабатываются, отмечает представитель Минэкономразвития. Он не смог уточнить РБК, когда проект может поступить в правительство.
В Госдуме тем временем уже ждут новый закон от правительства. Как писал ранее РБК, менять законодательство в этой сфере призывали первый вице-спикер палаты, депутат-единоросс Александр Жуков и секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов, за передачу кадастровой оценки государственным оценщикам выступил профильный комитет Госдумы по собственности.
В начале августа премьер-министр Дмитрий Медведев высказался на встрече с активом «Единой России» в пользу государственной кадастровой оценки. «Я думаю, что можно было бы соответствующий законопроект поменять и все-таки эту тему отдать снова государству», — ответил он на соответствующий вопрос, говорилось на сайте партии. Медведев также добавил, что все оценщики должны быть одинаково подготовлены, чтобы «это были не проходимцы какие-то, а реально подготовленные специалисты, которые несут ответственность за те решения, которые они принимают».
В беседе с РБК в середине сентября председатель комитета по собственности Госдумы Сергей Гаврилов заявил, что депутаты в ближайшее время надеются получить от правительства законопроект и работать над ним вместе, «чтобы ускорить рассмотрение и в первом, и во втором чтении». «Надо принять решение как можно быстрее», — тогда заявил он. На вопрос, с чем связана спешка, Гаврилов ответил, что «принято решение правительства максимально этот вопрос снять, будет ли он снят с участием бизнес-сообщества или без». Законопроект депутаты хотят принять до нового года, сообщил он.
Темы: Изменения в налоговом законодательстве  Налог на недвижимость  
- 25.04.2024 Путин назвал донастройку налоговой системы шагом к улучшению инвестклимата
- 23.04.2024 В Якутии приняли поправки в закон о налоговой политике
- 03.04.2024 Мишустин: налоговая реформа поможет снизить неравенство в обществе
- 03.04.2024 В Санкт-Петербурге ряд компаний бессрочно освободят от налогов
- 26.02.2024 ИП на УСН временно не пользуется бизнес-недвижимостью: платить ли налог на имущество
- 01.02.2024 Собственникам тысячи помещений в Санкт-Петербурге доначислят налоги
- 25.04.2024 АКРА оценила эффект для бюджета РФ от налоговой реформы
- 14.02.2024 Президент РФ одобрил налоговые изменения по ПИФам и замещающим облигациям
- 29.12.2023 Какие налоговые изменения в сфере недвижимости ожидаются в 2024 году
- 26.06.2023
Об изменении
постановления в части прекращения исполнения постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление незаконных валютных операций.Итог: требование удовлетворено, поскольку внесены изменения в законодательство, предусматривающие смягчение административной ответственности за совершенное заявителем административное правонарушение.
- 08.03.2017
Кассационная инстанция
считает, что все доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе (в том числе относительно непредставления обществом уточненной налоговой декларации за 2015 год, о неправомерной корректировке налогоплательщиком своих налоговых обязательств со ссылкой на копии платежных поручений), не опровергают выводы судов об отсутствии правовых основания для принятия инспекцией решения по рассматриваемому эпизоду
- 24.03.2024
Обществу доначислены:
1) налог на прибыль по эпизоду продажи земельного участка; 2) НДС по операциям, связанным с проживанием в пансионате.Итог: 1) В удовлетворении требования отказано, поскольку оформление купли-продажи участка и находящегося на нем здания как отдельных сделок осуществлено с целью сохранения права на применение пониженной налоговой ставки; 2) Требование удовлетворено частично, поскольку
- 15.04.2024 Письмо Минфина России от 11.01.2024 г. № 03-04-05/1108
- 04.04.2024 Письмо ФНС России от 29.03.2024 г. № СД-17-2/917@
- 07.03.2024 Письмо Минфина России от 05.06.2023 г. № 03-15-05/51680
- 31.07.2023 Письмо ФНС России от 30.05.2023 г. № БС-4-21/6754@
- 05.06.2014 О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»
- 22.10.2013 О внесении изменений в главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации
Комментарии