
Аналитика / Налогообложение / Контролируемые иностранные компании
Контролируемые иностранные компании
Пожалуй, самой обсуждаемой сейчас темой являются недавно введённые в России правила, касающиеся контролируемых иностранных компаний. Первые изменения были внесены в Налоговый Кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) Федеральным законом от 24.11.2014 № 376-ФЗ (ред. от 08.06.2015) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)». В дальнейшем правила дорабатывались, последние актуальные изменения внесены Федеральным законом от 08.06.2015 № 150-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)»
29.09.2015Итак, с 01 января 2015 года российским налоговым резидентам-физическим и юридическим лицам не запрещается владеть иностранными компаниями, но появляется обязанность подачи уведомлений об участии в иностранных организациях и о контролируемых иностранных компаниях, за некоторыми исключениями прибыль контролируемых иностранных компаний будет облагаться налогами в РФ.
Определение физического лица-налогового резидента Российской Федерации установлено п.2 ст. 297 НК РФ – это физические лица, фактически находящиеся на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. С определением налоговой резидентности юридического лица после внесения вышеуказанных изменений стало сложнее: теперь это не только все юридические лица, учрежденные на территории РФ, но и иностранные юридические лица, получившие статус резидента в соответствии со ст.246.2 НК РФ на основании признания местом их управления России. При определении статуса резидента необходимо учитывать много нюансов.
Обязанности налогоплательщиков по уведомлению налоговых органов
Уведомления об участии в иностранных организациях (в случае, если доля прямого или косвенного участия превышает 10 процентов) и уведомления об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над структурой или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой необходимо было подать до 15 июня 2015 года по состоянию на 15 мая 2015 года в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица. В отношении компаний и структур, участие в которых возникло, изменилось или прекратилось после 15 мая 2015 года уведомление подается в течение одного месяца. Уведомление не представляется в случае, если участие в иностранной организации прекращено или учрежденная иностранная структура без образования юридического лица ликвидирована в период с 1 января 2015 г. по 14 июня 2015 г. включительно. Штраф за несвоевременное представление уведомления или представление недостоверных сведений составляет 50000 рублей за каждую компанию или структуру.
Появилась обязанность подать отдельный вид уведомлений, связанный с недвижимостью. Иностранные организации, а также иностранные структуры без образования юридического лица, имеющие недвижимое имущество на территории РФ, признаваемое объектом налогообложения, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимого имущества сведения об участниках этой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица - сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих). В случае если в такой организации (структуре) имеется прямое или косвенное участие физического лица или публичной компании в размере более 5%, такое участие тоже подлежит раскрытию (п. 3 ст. 386 НК РФ). Сведения впервые должны быть представлены иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) при представлении в срок не позднее 30.03.2016 налоговой декларации за 2015 год.
Контролируемые иностранные компании
Понятие контролируемых иностранных компаний также поменялось, на данный момент оно привязано к определению контролирующего лица и звучит следующим образом: контролируемой иностранной компанией признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно всем следующим условиям: 1) организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации; 2) контролирующим лицом организации являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.
Контролирующим лицом иностранной организации признаются следующие лица:
1) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25 процентов;
2) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов;
3) лицо, в отношении доли участия которого в организации не соблюдаются вышеуказанные два условия, но при этом осуществляющее контроль над такой организацией.
До 1 января 2016 года порог участия повышен, признание лица контролирующим лицом осуществляется в случае, если доля участия этого лица в организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов.
Правила определения доли участия содержатся в ст. 105.2 НК РФ.
Осуществлением контроля над организацией признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и этой организацией и (или) иными лицами. Например, по договору оказания услуг номинального директора или номинального акционера.
Исключением из правил признания иностранной организации контролируемой является прямое или косвенное участие в ней через российскую публичную компанию.
Кроме того, контролируемой иностранной компанией признается иностранная структура без образования юридического лица, контролирующим лицом которой являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами РФ. Законодательное определение иностранной структуры – это организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров. Кстати, большинство частных некоммерческих фондов, используемых в управлении активами, являются юридическими лицами.
Осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры. По общему правилу НК РФ признает контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица учредителя (основателя) такой структуры. Но есть и ряд исключений, установленных п.10 ст. 25.13 НК РФ, когда учредитель структуры не признается контролирующим лицом. Кроме того, оговорен ряд условий, при которых лицо, не являющееся учредителем структуры и осуществляющее контроль на ней, признается контролирующим. Так, дискреционные безотзывные трасты не будут признаваться контролируемыми структурами, однако, требуется более серьезная проработка такой структуры.
Отдельно оговорено, что инвестиционные фонды, управляемые компаниями или физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ, не признаются контролируемыми иностранными компаниями.
Налогообложение прибыли контролируемой иностранной компании.
Итак, налоговые резиденты РФ выявили у себя контролируемые иностранные компании. Это значит, что с нераспределенной прибыли таких иностранных компаний и структур им необходимо заплатить налог в РФ по ставке 20% для юридических лиц или 13% для физических лиц. Законодатель также предусмотрел целый ряд исключений, когда прибыль не подлежит налогообложению в РФ. Статьи 25.15 и 309.1 НК РФ определяют порядок учета и особенности налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании.
Важным моментом является порядок расчета прибыли контролируемой иностранной компании: если для компании аудит отчетности является обязательным по законодательству страны инкорпорации, и при этом постоянным местонахождением этой компании является иностранное государство, с которым у России имеется налоговое соглашение, то прибылью (убытком) признается величина, указанная в финансовой отчетности компании; если хотя бы одно из двух указанных условий не применимо к иностранной компании, то ее прибыль определяется по российским правилам, установленным НК РФ.
Контролирующие лица также обязаны подать в налоговый орган по месту нахождения организации, месту жительства физического лица уведомления о контролируемых иностранных компаниях не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли контролируемой иностранной компании подлежит учету у контролирующего лица (если в 2015 году установлен контроль над иностранной структурой, то 1-ое уведомление должно быть подано до 20 марта 2017 года). Также в налоговый орган подается налоговая декларация с включением нераспределенной прибыли контролируемой иностранной компании с приложением отчетности или иных финансовых документов (выписок с банковских счетов и первичных документов), а также аудиторского заключения, если компания подлежит обязательному аудиту. Документы (их копии), составленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык. За несоблюдение указанных требований на контролирующих лиц возлагаются штрафы.
Итак, мы осветили основные изменения законодательства, касающиеся контролируемых иностранных компаний. Российским налоговым резидентам рекомендуется провести анализ своих иностранных компаний и структур с учетом последних изменений.
В ближайшем будущем мы ожидаем очередных корректировок налоговых норм, уточняющих установленные правила.
- 21.04.2025 Минфин пояснил, как учитывать расходы на содержание служебной квартиры
- 01.04.2025 Минфин пояснил, как учесть проценты за рассрочку по налогам
- 26.03.2025 Минфин пояснил, когда комитент может учесть расходы по договору комиссии
- 24.01.2025 Минфин предостерег от уклонения от уплаты НДС при УСН
- 05.10.2024 В ГД заявили, что в налоговой сфере мало серых зон
- 19.03.2024 Тюменский бизнес не заплатил ФНС 37 млрд рублей
- 05.10.2023 Как правильно учесть расходы в виде безвозмездного пожертвования имущества участникам СВО?
- 18.07.2023 Как новой организации платить авансы по налогу на прибыль
- 06.07.2023 Налоговики рассказали, как отразить в декларации авансы по налогу на прибыль
- 07.12.2023 Как буфеты в столичных театрах уходят от налогов и нарушают права потребителей
- 18.10.2023 Центробанк дал советы по борьбе с «ресторанной схемой» отмывания
- 12.05.2023 Эксперт объяснила схему ухода от налогов, популярную у блогеров
- 04.05.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены налог на прибыль и пени в связи с неполной уплатой обществом налога в результате неправомерного увеличения внереализационных расходов, начисленных взаимозависимым с обществом лицом по нереальным сделкам, с целью получения необоснованной налоговой выгоды.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказана направленность действий общества и его контраге
- 04.05.2025
Определением разрешены
разногласия между конкурсным управляющим и налоговым органом относительно режима удовлетворения требований по уплате налога на прибыль, возникшего по итогам реализации имущества должника в ходе конкурсного производства, так как налог по УСН взимается с учетом величины доходов, полученных налогоплательщиком от ведения той деятельности, конечной целью (результатом) которой является получение прибыли. - 27.04.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены налог на прибыль, пени, штраф.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку оспариваемая обществом сумма налога на прибыль за спорный период исчислена с дохода иностранной организации, размер которого не может определяться с учетом доходов и расходов российской организации.
- 04.05.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, пени и штраф в связи с необоснованным уменьшением обществом налоговой базы по налогу на прибыль, а также занижением НДС, подлежащего уплате, на сумму вычетов по взаимоотношениям со спорными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования частично отказано, поскольку налоговым органом доказан факт создания обществом формального документообо
- 27.04.2025
Обществу доначислены
НДС, пени и штраф в связи с отсутствием реальных хозяйственных операций с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку фактически спорные работы выполнялись самим обществом без привлечения заявленных субподрядных организаций, что привело к необоснованному получению налоговой выгоды в виде уменьшения сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет, путем неправомерного вкл
- 27.04.2025
В целях
обеспечения взыскания доначисленных сумм налога, пеней и штрафа налоговым органом вынесено решение о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) без согласия налогового органа имущества налогоплательщика.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку в ходе мероприятий налогового контроля были установлены обстоятельства, свидетельствующие об умышленных дейс
- 29.04.2025 Письмо Минфина от 27.02.2025 г. № 03-03-06/1/18951
- 28.04.2025 Письмо Минфина России от 24.02.2025 г. № 03-03-06/1/17425
- 25.04.2025 Письмо Минфина России от 17.02.2025 г. № 03-03-06/1/14307
- 23.03.2025 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.02.2024 г. № Ф07-17720/2023 по делу № А21-12881/2022
- 19.03.2025 Письмо Минфина России от 09.12.2024 г. № 03-02-08/124125
- 22.01.2025 Письмо Минфина России от 24.09.2024 г. № 03-02-08/91904
Комментарии