Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Оплата за услуги иностранной компании: обязанности налогового агента

Оплата за услуги иностранной компании: обязанности налогового агента

При выплате дохода литовской компании налоговый агент вправе не удерживать налог, если литовская компания до даты выплаты дохода представит подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в Литовской Республике

09.10.2014
«ГАРАНТ»
Автор: эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Графкин Олег, Королева Елена

Иностранная организация (Республика Литва), не состоящая на налоговом учете в Российской Федерации и не имеющая постоянного представительства на территории РФ, оказывает международные транспортные услуги заказчику (резиденту РФ). Транспортные услуги оказываются по маршруту «Рим – Вильнюс – Москва», при этом местом погрузки является страна Евросоюза, а местом разгрузки – территория РФ.

Между Республикой Литва и РФ заключено Соглашение об избежание двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал (Москва, 29 июня 1999 г.).

В письме Минфина РФ от 27.05.2008 г. № 03-07-08/125 разъясняется, что услуга по перевозке, которую осуществляет иностранный перевозчик, отсутствует на территории РФ и «агентский» НДС у российского заказчика не возникает.

Возникают ли у заказчика (резидента РФ) обязанности налогового агента по налогу на прибыль и НДС при оплате иностранной организации (нерезиденту) за оказанные международные транспортные услуги на ее рублевый счет?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: в связи с тем, что местом оказания услуг по перевозке территория РФ не является, российская организация, приобретающая данные услуги, не является налоговым агентом, обязанным исчислить, удержать у контрагента и уплатить НДС в бюджет.

При выплате дохода литовской компании налоговый агент вправе не удерживать налог, если литовская компания до даты выплаты дохода представит подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в Литовской Республике, заверенное компетентным органом Литовской Республики.

Обоснование вывода:

Налог на добавленную стоимость

Объектами обложения НДС согласно п. 1 ст. 146 НК РФ, помимо прочего, является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Место реализации работ (услуг), в целях применения НДС, определяется на основании положений ст. 148 НК РФ.

Так, подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ предусматривает, что территория РФ признается местом реализации услуг по перевозке и (или) транспортировке, а также услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой (за исключением услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита), если услуги оказываются (выполняются) иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, в случае, если пункты отправления и назначения находятся на территории Российской Федерации (за исключением услуг по перевозке пассажиров и багажа, оказываемых иностранными лицами не через постоянное представительство этого иностранного лица).

В рассматриваемом случае один из пунктов, а именно пункт отправления, находится за пределами территории Российской Федерации, следовательно, рассматриваемый случай не относится к упомянутому в норме пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ.

Согласно подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ в отношении услуг по перевозке (транспортировке) и услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой, транспортировкой, фрахтованием, не перечисленных, в частности, в подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, территория Российской Федерации местом их реализации не признается. Соответственно, такие услуги объектом обложения налогом на добавленную стоимость не являются – так сказано в письме Минфина России от 27.05.2008 г. № 03-07-08/125. Аналогичные разъяснения были даны в письмах Минфина России от 17.07.2007 г. № 03-07-08/199 и от 24.05.2006 г. № 03-04-08/108.

В этом случае у российской организации, для которой оказываются услуги по перевозке, не возникают обязанности налогового агента по уплате НДС в соответствии со ст. 161 НК РФ.

В п. 4 ст. 148 НК РФ установлено, что документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются:

1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;

2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

Налог на прибыль

Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль иностранными организациями, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации, установлен в ст.ст. 306-309 НК РФ.

Согласно ст. 306 НК РФ налогообложению на территории Российской Федерации подлежат иностранные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через расположенные на ней постоянные представительства, а также иностранные организации, не связанные с деятельностью через постоянное представительство в Российской Федерации, но получающие доход из источников в Российской Федерации.

Компания, которая будет осуществлять международные перевозки для организации, не имеет постоянное представительство на территории РФ, поэтому согласно подп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы этой компании относятся к доходам иностранной организации от источников в РФ и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

В соответствии с п. 1 ст. 310 НК РФ обязанности по исчислению и уплате в бюджет РФ налога с доходов, полученных компанией, осуществляющей международные перевозки, от источников в РФ исполняет российская организация, выплачивающая доход этой иностранной организации, при каждой выплате доходов. В связи с этим у организации появляются обязанности налогового агента по отношению к транспортной компании.

В соответствии с пп. 4 п. 2. ст. 310 НК РФ налоговый агент не исчисляет и не удерживает суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, которые, в соответствии с международными договорами (соглашениями), не облагаются налогом в РФ, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ.

Согласно этой норме при применении положений международных договоров РФ иностранная организация должна представить подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.

При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, такого подтверждения до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором РФ предусмотрен льготный режим налогообложения в РФ, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

В настоящее время между РФ и Литовской Республикой действует Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики об избежание двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал (Москва, 29 июня 1999 г.) (далее – Соглашение).

Так, п. 1 ст. 8 Соглашения предусматривает, что прибыль, полученная предприятием Договаривающегося Государства от эксплуатации морских или воздушных судов в международных перевозках, подлежит налогообложению только в этом Государстве.

В свою очередь, в подп. «g» п. 1 ст. 3 Соглашения указывается, что термин «международная перевозка» означает любую перевозку морским или воздушным судном, эксплуатируемым предприятием одного Договаривающегося Государства, кроме случаев, когда морское или воздушное судно эксплуатируется исключительно между пунктами в другом Договаривающемся Государстве.

В свою очередь, в письмах Минфина России от 05.12.2012 г. № 03-08-05, от 08.10.2009 г. № 03-08-05 разъясняется, что налогообложение доходов, полученных иностранной организацией – резидентом Литовской Республики за осуществление автомобильных международных перевозок, должно осуществляться в соответствии с нормами ст. 7 Соглашения, регулирующей налогообложение прибыли от предпринимательской деятельности.

Согласно п. 1 ст. 7 Соглашения прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства подлежит налогообложению только в этом Государстве, если только предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность вышеуказанным образом, то прибыль предприятия может облагаться налогом в другом Государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.

В постановлении ФАС Московского округа от 08.04.2010 г. № КА-А40/3115-10 судьи пришли к выводу, что оказание иностранной компанией услуг, в том числе по перевозке груза, не приводит к образованию постоянного представительства на территории РФ. Аналогичные выводы были сделаны также в постановлении ФАС Уральского округа от 31.05.2006 г. № Ф09-4466/06-С7.

Таким образом, доходы резидента Литовской Республики от осуществления деятельности по международным перевозкам, не приводящей к образованию постоянного представительства, не подлежат обложению налогом на прибыль (доход) в Российской Федерации.

Аналогичная точка зрения нашла отражение, например, в письмах Минфина России от 21.08.2013 г. № 03-08-05/34231, от 05.12.2012 г. № 03-08-05, от 08.10.2009 г. № 03-08-05, от 27.12.2012 г. № 03-08-05, от 05.12.2012 г. № 03-08-05, от 08.10.2009 г. № 03-08-05, УФНС России по г. Москве от 13.04.2010 г. № 16-15/038579@, от 15.07.2009 г. № 16-15/072638.

На основании п. 1 ст. 312 НК РФ при выплате дохода литовской компании налоговый агент вправе не удерживать налог, если литовская компания представит подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в Литовской Республике, заверенное компетентным органом Литовской Республики. Об этом также говорится в письме Минфина России от 14.02.2014 г. № 03-08-13/6151 (письмом ФНС России от 12.03.2014 г. № ГД-4-3/4400@ доведено до нижестоящих налоговых органов).

Если же такое подтверждение не будет представлено, то Вашей организации по общему правилу следует перечислить соответствующую сумму налога не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации (п. 2 ст. 287 НК РФ).

Отметим, что согласно письму ФНС России от 16.09.2013 г. № ОА-4-13/16590@ отсутствие апостиля на подтверждении о местонахождении иностранного контрагента не может служить основанием для привлечения налогового агента – российской организации к ответственности, предусмотренной НК РФ (смотрите также письмо ФНС России от 10.01.2014 г. № ОА-4-13/101@).

Как было указано в определении ВАС РФ от 20.06.2014 г. № ВАС-4879/14, п. 1 ст. 312 НК РФ не требует, чтобы подтверждение содержало сведения о календарном годе, в отношении которого оно дано, не предусматривает ежегодного подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, в связи с чем при применении указанной нормы могут учитываться иные доказательства того, что на дату выплаты дохода иностранное лицо имело постоянное местонахождение в определенном государстве.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДС
  • 21.04.2024  

    Оспариваемым решением обществу доначислен НДС, начислены пени.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны факты занижения обществом налоговой базы по НДС на сумму реализации строительных материалов, некорректного отражения спорных хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

  • 21.04.2024  

    Оспариваемым решением предпринимателю доначислены НДФЛ и НДС, а также соответствующие пени и штрафы в связи с неправомерным применением специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход и неуплатой налогов по общей системе налогообложения.

    Встречное требование: О взыскании НДФЛ, НДС, пеней, штрафов.

    Итог: основное требование удовлетворено в части, встречное требование удовлетворен

  • 21.04.2024  

    Оспариваемым решением обществу начислены налог на прибыль, НДС, НДФЛ, пени и штрафы, предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета в связи с необоснованным применением налоговых вычетов по НДС, неподтверждением несения затрат по нереальным сделкам, неполным и несвоевременным перечислением НДФЛ и непредставлением документов по требованиям налогового органа.

    Итог: в


Вся судебная практика по этой теме »

Налог на прибыль
  • 21.04.2024  

    Решением обществу доначислены НДС, налог на прибыль, налог на имущество, пени и штраф в связи с необоснованным уменьшением налоговой базы по налогам.

    Итог: в удовлетворении требования частично отказано, поскольку поздние получение документов либо государственная регистрация права на объекты налогообложения, зависящие от воли общества, не являются основанием для освобождения от уплаты налога на имущество.

  • 21.04.2024  

    Решением обществу доначислены НДС, налог на прибыль, пени и штрафы в связи с установлением в ходе проверки обстоятельств нереальности сделок с контрагентами.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как представленные обществом документы носят формальный характер и не подтверждают реальность выполнения субподрядных работ и поставку товарно-материальных ценностей; умышленное искажение сведений о фак

  • 07.04.2024  

    Налоговый орган пришел к выводу, что представленные обществом документы не подтверждают реальность хозяйственных операций (пропуск трафика и оказание услуг по пропуску трафика) между обществом и контрагентами, которые не имели возможности исполнить обязательства, предусмотренные договорами.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку приговором подтвержден факт умышленных и согласованных действи


Вся судебная практика по этой теме »