
Аналитика / Налогообложение / С 2015 г. изменится порядок начисления и уплаты страховых взносов
С 2015 г. изменится порядок начисления и уплаты страховых взносов
Документ: Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования»
08.07.2014«КонсультантПлюс»Автор: Пальчикова Е.
Комментарий:
В ряд федеральных законов, регулирующих отношения по обязательному социальному страхованию, внесены изменения, которые вступят в силу с 1 января 2015 г. Основная часть поправок затрагивает положения Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).
Так, закреплены общие условия и порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов (ст. ст. 18.1 и 18.4 Закона № 212-ФЗ). Отметим, что количество оснований для отсрочки (рассрочки) по взносам меньше, чем по налогам (п. 2 ст. 64 НК РФ), но правила, по сути, похожи. Новеллой является установление в ст. 18.2 Закона № 212-ФЗ обстоятельств, исключающих предоставление отсрочки (рассрочки) по взносам (пеням, штрафам). Согласно п. 11 ч. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ органы ПФР и ФСС РФ вправе предоставлять отсрочку (рассрочку) погашения задолженности по взносам в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральным законом. Однако федеральное законодательство не содержит соответствующих норм. В связи с этим Президиум ВАС РФ указал, что у органа контроля за уплатой взносов отсутствуют основания для предоставления плательщикам взносов отсрочки или рассрочки (Постановление от 16.04.2013 г. № 16929/12). До выхода упомянутого постановления суды признавали право плательщика взносов на получение отсрочки (рассрочки) (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 20.11.2012 г. № А40-37497/12-99-192).
Отчетность в электронной форме предстоит сдавать в ПФР и ФСС РФ плательщикам страховых взносов, у которых среднесписочная численность работников составляет более 25 человек (сейчас – более 50). При этом уплачивать взносы необходимо в рублях и копейках. Подробнее об этих и других важных поправках, внесенных в законодательство о страховых взносах, будет сказано ниже.
Особо следует отметить изменения, касающиеся электронного взаимодействия плательщиков страховых взносов с органами контроля. Например, заявление о зачете (о возврате) суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов можно будет подать не только в письменной форме, но и в электронной (ст. ст. 26 , 27 Закона № 212-ФЗ). Кроме того, теперь органы контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с Минтрудом России будут утверждать формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также документы, которые используются органами при реализации своих полномочий. Об этих и других изменениях законодательства о страховых взносах см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2015 года.
1.1. Сумма страховых взносов не округляется
С 1 января 2015 г. сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующий внебюджетный фонд, будет определяться в рублях и копейках (ч. 7 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). До указанной даты взносы уплачиваются в полных рублях.
1.2. Ограничена необлагаемая взносами сумма выплат при увольнении
Сейчас компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, страховыми взносами не облагаются, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск. С 1 января 2015 г. перечень исключений расширяется. Выходное пособие и средний месячный заработок на период трудоустройства будут облагаться страховыми взносами в части превышения трехкратного размера среднего месячного заработка (шестикратного – для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Это правило действует и в отношении сумм компенсаций руководителю, заместителю руководителя и главному бухгалтеру. Соответствующие изменения внесены в подп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и подп. «д» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ.
Следует отметить, что ограничение по освобождению выплат при увольнении работников, руководящих лиц от обложения НДФЛ действует с 1 января 2012 г. (абз. 8 п. 3 ст. 217 НК РФ).
1.3. Пенсионные взносы начисляются на выплаты всем временно пребывающим на территории РФ лицам
В настоящее время пенсионные взносы с выплат в пользу иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающих на территории России, уплачиваются только при выполнении условия, установленного в п. 1 ст. 7 и п. 2 ст. 22.1 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Согласно названным положениям необходимо, чтобы с указанными лицами были заключены трудовые договоры на срок не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года или на неопределенный срок. Данное условие с 1 января 2015 г. утрачивает силу.
С указанной даты выплаты в пользу лиц, временно пребывающих на территории РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), независимо от продолжительности трудовых отношений с названными лицами будут облагаться пенсионными взносами (п. 1 ст. 7 и п. 2 ст. 22.1 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ). Исходя из п. 2 ст. 22.1 и п. 2 ст. 33.1 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ в этом случае применимы тарифы 22 процента (пока сумма выплат не достигнет предельной величины базы для начисления страховых взносов) и 10 процентов (свыше предельной величины). Напомним, что предельная величина базы для начисления страховых взносов с учетом индексации с 1 января 2014 г. равна 624 тыс. руб. (ч. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 30.11.2013 г. № 1101). В следующем году она будет иной, поскольку в соответствии с ч. 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ данная величина ежегодно индексируется с учетом роста заработной платы в России.
1.4. Выездная проверка по страховым взносам может быть продлена до четырех или шести месяцев
Из общего правила ч. 11 ст. 35 Закона № 212-ФЗ, согласно которому выездная проверка плательщика страховых взносов не может продолжаться более двух месяцев, установлено исключение. С 2015 г. указанный срок может быть продлен до четырех или шести месяцев. Основания для продления выездной проверки определены в новой ч. 11.1 названной статьи. Ими могут быть:
- получение в ходе проверки от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников информации, свидетельствующей о наличии у плательщика страховых взносов нарушений законодательства о страховых взносах и требующей дополнительной проверки;
– наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории, где проводится проверка;
– проведение проверки организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений;
– непредставление плательщиком страховых взносов в десятидневный срок со дня вручения соответствующего требования документов, истребуемых в ходе проверки и необходимых для ее проведения.
Следует отметить, что данный перечень короче, чем перечень оснований для продления выездной налоговой проверки (п. 6 ст. 89 НК РФ, Приложение 2 к Приказу ФНС России от 25.12.2006 г. № САЭ-3-06/892@).
Для продления выездной проверки плательщика страховых взносов необходим мотивированный запрос, который орган контроля за уплатой страховых взносов, проводящий проверку, направляет в вышестоящий орган. Решение о продлении принимает руководитель органа или его заместитель (ч. 11.2 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).
Правила продления выездной проверки применимы и к повторной выездной проверке. Понятие повторной выездной проверки плательщика страховых взносов будет введено в законодательство с 2015 г. (ч. 24 – 27 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). Порядок ее проведения в целом аналогичен установленному в п. 10 ст. 89 НК РФ.
1.5. Уточнен период начисления пеней за просрочку уплаты страховых взносов
При нарушении срока уплаты страховых взносов плательщик обязан перечислить пени, которые начисляются за каждый день просрочки (ст. 25 Закона N 212-ФЗ). С 1 января 2015 г. день уплаты (взыскания) просроченных сумм включается в период начисления пеней. Такое уточнение внесено в ч. 3 указанной статьи .
Следует отметить, что сейчас в рассматриваемой статье период начисления пеней определен не вполне точно. Однако Минтруд России (Письмо от 16.05.2014 N 17-4/В-211) и арбитражные суды (см. подборку судебных актов в Практическом пособии по страховым взносам на обязательное социальное страхование ) сходятся во мнении, что день уплаты страховых взносов в данном случае не учитывается. Вывод объясняется тем, что обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной уже в день подачи в банк платежного поручения на перечисление средств. Соответственно, этот день не может включаться в период просрочки, поэтому пени за него не начисляются. Однако с 2015 г. данная позиция потеряет актуальность в силу прямого указания закона.
1.6. Скорректирован порядок обложения страховыми взносами компенсационных выплат работникам Крайнего Севера
В настоящее время не подлежит обложению страховыми взносами в ПФР и ФСС оплачиваемая работодателем стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, если указанные лица проживают и работают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При проведении отпуска за рубежом взносы не исчисляются также со стоимости провоза багажа весом до 30 кг от места отправления до пункта пропуска через государственную границу РФ. С 1 января 2015 г. в соответствующие положения законодательства будут внесены изменения (пп. 8 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ, п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).
Во-первых, исключена из необлагаемых сумм оплата стоимости проезда в отпуск и обратно членов семьи работника. Когда такая компенсация предусмотрена, она выплачивается работнику в рамках трудовых отношений, т.е. является объектом обложения (п. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ).
Во-вторых, правило о провозе багажа весом до 30 кг распространяется и на случаи проведения отпуска в России. Сейчас освобождение от обложения стоимости провоза багажа в указанном размере предусмотрено только при выезде за границу.
В-третьих, дано определение пункту пропуска через государственную границу РФ. При вылете работника за рубеж таким пунктом признается международный аэропорт, в котором осуществляется пограничный контроль. Следует отметить, что сейчас в подп. 8 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ и п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ подобного уточнения нет. ФСС РФ, например, разъяснял, что если работник летит к месту отдыха прямым рейсом без промежуточной посадки, то пунктом пропуска через границу для целей страховых взносов следует считать здание международного аэропорта, из которого вылетает данный работник (письмо от 17.11.2011 г. № 14-03-11/08-13985). Президиум ВАС РФ при рассмотрении аналогичной ситуации пришел к другому выводу: от обложения взносами освобождается не только стоимость проезда до аэропорта, из которого производится вылет, но и часть стоимости перелета в пределах территории РФ (см. Постановление от 02.10.2012 г. № 7828/12). Арбитражную практику по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды .
1.7. Ограничено право на пониженный тариф страховых взносов для аптек, применяющих ЕНВД
Уплачивающие ЕНВД аптечные организации, а также предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов (подп. 10 п. 4 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ и п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ). Установлено, что такие тарифы указанные плательщики используют в отношении выплат и вознаграждений, производимых физлицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности. Никаких дополнительных требований для применения льготного тарифа не предусмотрено.
В настоящее время арбитражные суды приходят к выводу, что пониженные тарифы страховых взносов действуют в отношении всех работников аптечной организации или предпринимателя, имеющего соответствующую лицензию. Подборку судебных актов см. в Практическом пособии по страховым взносам на обязательное социальное страхование . Однако контролирующие органы указывают, что пониженные тарифы применяются только в отношении выплат в пользу физлиц, которые имеют право на занятие фармацевтической деятельностью на основании ч. 1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (письмо Минтруда России от 23.08.2012 г. № 17-3/240 (направлено письмом ПФР от 15.10.2012 г. № ТМ-30-24/15010)).
Точка зрения контролирующих органов с 1 января 2015 г. будет закреплена законодательно. С указанной даты пониженные тарифы применяются только к выплатам, производимым аптечными организациями и предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, в пользу физлиц, которые имеют право на занятие этой деятельностью. Выплаты прочим физлицам облагаются по общеустановленным тарифам (подп. 10 п. 4 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ и п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).
1.8. Введена новая обязанность банков и установлена ответственность за ее неисполнение
С 1 января 2015 г. у банков появится новая обязанность. В течение трех дней с момента поступления мотивированного запроса от органа контроля за уплатой страховых взносов они должны будут предоставлять справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей (ч. 6.1 ст. 24 Закона № 212-ФЗ). Документы названные органы смогут запросить (в установленном порядке и форме) при проведении проверок плательщиков страховых взносов и при вынесении решения о взыскании взносов (пеней, штрафов) за счет денежных средств плательщика в банках (ч. 6.2 и 6.3 ст. 24 Закона № 212-ФЗ).
За непредставление указанных справок и выписок с банков будет взыскиваться штраф в размере 20 тыс. руб. Такая же ответственность предусмотрена за нарушение срока представления этих документов и за недостоверность содержащихся в них сведений (ст. 49.1 Закона № 212-ФЗ).
1.9. Отменена обязанность уведомлять фонды о создании или закрытии обособленного подразделения
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона № 212-ФЗ организации должны сообщать в органы контроля о создании или закрытии обособленного подразделения. Сообщение следует подавать в отделения ПФР и ФСС РФ по месту нахождения головной компании в течение месяца со дня создания (закрытия) (п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона № 212-ФЗ, письмо Минздравсоцразвития от 09.09.2010 г. № 2891-19). С 2015 г. такой обязанности не будет.
Темы: Облагаемые выплаты сотрудникам  Порядок уплаты страховых взносов  
- 13.12.2023 Матпомощь работнику-погорельцу: в суд разъяснили, надо ли начислять взносы
- 13.09.2023 Компенсация сотрудникам расходов на детсад: надо ли начислять взносы «на травматизм»
- 02.03.2022 Организации вправе включить в долю доходов от IT-деятельности суммы возмещения недополученных доходов от предоставления субъектам МСП российского ПО
- 30.07.2025 Как ИП рассчитать страховые взносы за неполный год: разъяснение налоговой
- 01.07.2025 В 2026 году сохранятся тарифы взносов «на травматизм»
- 26.05.2025 Минфин разъяснил, когда оплата фитнеса работникам и их семьям облагается страховыми взносами
- 01.07.2022 Налог по УСН нельзя уменьшать на сумму начисленных взносов
- 31.03.2022 Надбавка водителям за количество своевременно сданных товарно-сопроводительных документов и НДФЛ
- 11.02.2022 Взаимодействие страхователей с ФСС: новые правила назначения пособий
- 14.09.2023 Введение новой страховки для такси: чего стоит ожидать
- 02.08.2023 Социальный фонд утвердил форму, заменяющую СНИЛС
- 28.07.2023 Утверждены формы документов, которые СФР будет использовать при проверках страхователей
- 16.07.2025
Налоговый орган
доначислил страховые взносы, начислил штраф, сделав вывод о необоснованном применении налогоплательщиком норматива зачисления страховых взносов в отношении иностранных работников, временно пребывающих на территории РФ.Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что налогоплательщик (страхователь) освобождается от уплаты страховых взносов в пользу работников - иностранцев (
- 28.06.2023
Выявив, что
общество занизило базу по страховым взносам на сумму среднего заработка, выплаченного работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, Фонд доначислил ему страховые взносы, пени и штраф.Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что указанные выплаты носят характер государственной поддержки, направлены на компенсацию потерь заработка гражд
- 29.03.2023
Отделение сделало
вывод о том, что при установленном работникам общества режиме неполного рабочего времени выплаченное им пособие по уходу за ребенком приобрело характер дополнительного материального стимулирования к заработной плате.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку режим неполного рабочего времени не может рассматриваться как мера, позволяющая продолжать уход за ребенком и повлекшая
- 10.07.2025
Определением включена
задолженность в реестр требований кредиторов должника, поскольку задолженность образовалась в связи с неуплатой налогов, были применены меры принудительного взыскания задолженности.Итог: определение отменено. Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку заявление о пропуске срока на принудительное взыскание задолженности не было рассмотрено, не проверена обоснованность вклю
- 03.07.2025
Общество привлечено
к ответственности в виде финансовых санкций в связи с непредставлением в установленный срок сведений о застрахованных лицах.Итог: требование удовлетворено, так как общество представило исходные сведения в установленный срок, а уточненные (исправленные) сведения о застрахованном лице - в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении ошибок и несоответствий.&
- 26.06.2025
В ходе
проверки орган Фонда пришел к выводу об излишнем несении расходов на выплату работнику общества пособия по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет, поскольку уход за ребенком осуществляла неработающая мать, а выплаченное пособие носит характер дополнительного материального стимулирования.Итог: требование удовлетворено, поскольку органом Фонда не доказано, что застрахованное лицо
- 12.09.2023 Письмо ФНС России от 08.08.2023 г. № БС-4-11/10182@
- 26.01.2023 Письмо ФНС России от 06.12.2022 г. № БС-4-11/16492@
- 24.10.2022 Письмо Минфина России от 01.09.2022 г. № 03-15-06/85285
- 09.07.2025 Письмо Минфина России от 08.04.2025 г. № 03-15-06/34681
- 07.07.2025 Письмо Минфина России от 30.05.2025 г. № 03-15-06/53905
- 04.07.2025 Письмо Минфина России от 19.05.2025 г. № 03-15-06/48524
Комментарии