Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / С 2015 г. изменится порядок начисления и уплаты страховых взносов

С 2015 г. изменится порядок начисления и уплаты страховых взносов

Документ: Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования»

08.07.2014
«КонсультантПлюс»

Автор: Пальчикова Е.

Комментарий:

В ряд федеральных законов, регулирующих отношения по обязательному социальному страхованию, внесены изменения, которые вступят в силу с 1 января 2015 г. Основная часть поправок затрагивает положения Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).

Так, закреплены общие условия и порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов (ст. ст. 18.1  и 18.4  Закона № 212-ФЗ). Отметим, что количество оснований для отсрочки (рассрочки) по взносам меньше, чем по налогам (п. 2 ст. 64 НК РФ), но правила, по сути, похожи. Новеллой является установление в ст. 18.2  Закона № 212-ФЗ обстоятельств, исключающих предоставление отсрочки (рассрочки) по взносам (пеням, штрафам). Согласно п. 11 ч. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ органы ПФР и ФСС РФ вправе предоставлять отсрочку (рассрочку) погашения задолженности по взносам в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральным законом. Однако федеральное законодательство не содержит соответствующих норм. В связи с этим Президиум ВАС РФ указал, что у органа контроля за уплатой взносов отсутствуют основания для предоставления плательщикам взносов отсрочки или рассрочки (Постановление от 16.04.2013 г. № 16929/12). До выхода упомянутого постановления суды признавали право плательщика взносов на получение отсрочки (рассрочки) (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 20.11.2012 г. № А40-37497/12-99-192).

Отчетность в электронной форме предстоит сдавать в ПФР и ФСС РФ плательщикам страховых взносов, у которых среднесписочная численность работников составляет более 25 человек (сейчас – более 50). При этом уплачивать взносы необходимо в рублях и копейках. Подробнее об этих и других важных поправках, внесенных в законодательство о страховых взносах, будет сказано ниже.

Особо следует отметить изменения, касающиеся электронного взаимодействия плательщиков страховых взносов с органами контроля. Например, заявление о зачете (о возврате) суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов можно будет подать не только в письменной форме, но и в электронной (ст. ст. 26 , 27 Закона № 212-ФЗ). Кроме того, теперь органы контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с Минтрудом России будут утверждать формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также документы, которые используются органами при реализации своих полномочий. Об этих и других изменениях законодательства о страховых взносах см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2015 года.

1.1. Сумма страховых взносов не округляется

С 1 января 2015 г. сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующий внебюджетный фонд, будет определяться в рублях и копейках (ч. 7 ст. 15  Закона N 212-ФЗ). До указанной даты взносы уплачиваются в полных рублях.

1.2. Ограничена необлагаемая взносами сумма выплат при увольнении

Сейчас компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, страховыми взносами не облагаются, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск. С 1 января 2015 г. перечень исключений расширяется. Выходное пособие и средний месячный заработок на период трудоустройства будут облагаться страховыми взносами в части превышения трехкратного размера среднего месячного заработка (шестикратного – для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Это правило действует и в отношении сумм компенсаций руководителю, заместителю руководителя и главному бухгалтеру. Соответствующие изменения внесены в подп. 2 п. 1 ст. 20.2  Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и подп. «д» п. 2 ч. 1 ст. 9  Закона № 212-ФЗ.

Следует отметить, что ограничение по освобождению выплат при увольнении работников, руководящих лиц от обложения НДФЛ действует с 1 января 2012 г. (абз. 8 п. 3 ст. 217 НК РФ).

1.3. Пенсионные взносы начисляются на выплаты всем временно пребывающим на территории РФ лицам

В настоящее время пенсионные взносы с выплат в пользу иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающих на территории России, уплачиваются только при выполнении условия, установленного в п. 1 ст. 7 и п. 2 ст. 22.1 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Согласно названным положениям необходимо, чтобы с указанными лицами были заключены трудовые договоры на срок не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года или на неопределенный срок. Данное условие с 1 января 2015 г. утрачивает силу.

С указанной даты выплаты в пользу лиц, временно пребывающих на территории РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), независимо от продолжительности трудовых отношений с названными лицами будут облагаться пенсионными взносами (п. 1 ст. 7  и п. 2 ст. 22.1  Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ). Исходя из п. 2 ст. 22.1 и п. 2 ст. 33.1 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ в этом случае применимы тарифы 22 процента (пока сумма выплат не достигнет предельной величины базы для начисления страховых взносов) и 10 процентов (свыше предельной величины). Напомним, что предельная величина базы для начисления страховых взносов с учетом индексации с 1 января 2014 г. равна 624 тыс. руб. (ч. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 30.11.2013 г. № 1101). В следующем году она будет иной, поскольку в соответствии с ч. 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ данная величина ежегодно индексируется с учетом роста заработной платы в России.

1.4. Выездная проверка по страховым взносам может быть продлена до четырех или шести месяцев

Из общего правила ч. 11 ст. 35  Закона № 212-ФЗ, согласно которому выездная проверка плательщика страховых взносов не может продолжаться более двух месяцев, установлено исключение. С 2015 г. указанный срок может быть продлен до четырех или шести месяцев. Основания для продления выездной проверки определены в новой ч. 11.1  названной статьи. Ими могут быть:

- получение в ходе проверки от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников информации, свидетельствующей о наличии у плательщика страховых взносов нарушений законодательства о страховых взносах и требующей дополнительной проверки;

– наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории, где проводится проверка;

– проведение проверки организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений;

– непредставление плательщиком страховых взносов в десятидневный срок со дня вручения соответствующего требования документов, истребуемых в ходе проверки и необходимых для ее проведения.

Следует отметить, что данный перечень короче, чем перечень оснований для продления выездной налоговой проверки (п. 6 ст. 89 НК РФ, Приложение 2 к Приказу ФНС России от 25.12.2006 г. № САЭ-3-06/892@).

Для продления выездной проверки плательщика страховых взносов необходим мотивированный запрос, который орган контроля за уплатой страховых взносов, проводящий проверку, направляет в вышестоящий орган. Решение о продлении принимает руководитель органа или его заместитель (ч. 11.2 ст. 35  Закона № 212-ФЗ).

Правила продления выездной проверки применимы и к повторной выездной проверке. Понятие повторной выездной проверки плательщика страховых взносов будет введено в законодательство с 2015 г. (ч. 24 – 27 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). Порядок ее проведения в целом аналогичен установленному в п. 10 ст. 89 НК РФ.

1.5. Уточнен период начисления пеней за просрочку уплаты страховых взносов

При нарушении срока уплаты страховых взносов плательщик обязан перечислить пени, которые начисляются за каждый день просрочки (ст. 25 Закона N 212-ФЗ). С 1 января 2015 г. день уплаты (взыскания) просроченных сумм включается в период начисления пеней. Такое уточнение внесено в ч. 3 указанной статьи .

Следует отметить, что сейчас в рассматриваемой статье период начисления пеней определен не вполне точно. Однако Минтруд России (Письмо от 16.05.2014 N 17-4/В-211) и арбитражные суды (см. подборку судебных актов в Практическом пособии по страховым взносам на обязательное социальное страхование ) сходятся во мнении, что день уплаты страховых взносов в данном случае не учитывается. Вывод объясняется тем, что обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной уже в день подачи в банк платежного поручения на перечисление средств. Соответственно, этот день не может включаться в период просрочки, поэтому пени за него не начисляются. Однако с 2015 г. данная позиция потеряет актуальность в силу прямого указания закона.

1.6. Скорректирован порядок обложения страховыми взносами компенсационных выплат работникам Крайнего Севера

В настоящее время не подлежит обложению страховыми взносами в ПФР и ФСС оплачиваемая работодателем стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, если указанные лица проживают и работают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При проведении отпуска за рубежом взносы не исчисляются также со стоимости провоза багажа весом до 30 кг от места отправления до пункта пропуска через государственную границу РФ. С 1 января 2015 г. в соответствующие положения законодательства будут внесены изменения (пп. 8 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ, п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

Во-первых, исключена из необлагаемых сумм оплата стоимости проезда в отпуск и обратно членов семьи работника. Когда такая компенсация предусмотрена, она выплачивается работнику в рамках трудовых отношений, т.е. является объектом обложения (п. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ).

Во-вторых, правило о провозе багажа весом до 30 кг распространяется и на случаи проведения отпуска в России. Сейчас освобождение от обложения стоимости провоза багажа в указанном размере предусмотрено только при выезде за границу.

В-третьих, дано определение пункту пропуска через государственную границу РФ. При вылете работника за рубеж таким пунктом признается международный аэропорт, в котором осуществляется пограничный контроль. Следует отметить, что сейчас в подп. 8 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ и п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ подобного уточнения нет. ФСС РФ, например, разъяснял, что если работник летит к месту отдыха прямым рейсом без промежуточной посадки, то пунктом пропуска через границу для целей страховых взносов следует считать здание международного аэропорта, из которого вылетает данный работник (письмо от 17.11.2011 г. № 14-03-11/08-13985). Президиум ВАС РФ при рассмотрении аналогичной ситуации пришел к другому выводу: от обложения взносами освобождается не только стоимость проезда до аэропорта, из которого производится вылет, но и часть стоимости перелета в пределах территории РФ (см. Постановление от 02.10.2012 г. № 7828/12). Арбитражную практику по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды .

1.7. Ограничено право на пониженный тариф страховых взносов для аптек, применяющих ЕНВД

Уплачивающие ЕНВД аптечные организации, а также предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов (подп. 10 п. 4 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ и п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ). Установлено, что такие тарифы указанные плательщики используют в отношении выплат и вознаграждений, производимых физлицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности. Никаких дополнительных требований для применения льготного тарифа не предусмотрено.

В настоящее время арбитражные суды приходят к выводу, что пониженные тарифы страховых взносов действуют в отношении всех работников аптечной организации или предпринимателя, имеющего соответствующую лицензию. Подборку судебных актов см. в Практическом пособии по страховым взносам на обязательное социальное страхование . Однако контролирующие органы указывают, что пониженные тарифы применяются только в отношении выплат в пользу физлиц, которые имеют право на занятие фармацевтической деятельностью на основании ч. 1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (письмо Минтруда России от 23.08.2012 г. № 17-3/240 (направлено письмом ПФР от 15.10.2012 г. № ТМ-30-24/15010)).

Точка зрения контролирующих органов с 1 января 2015 г. будет закреплена законодательно. С указанной даты пониженные тарифы применяются только к выплатам, производимым аптечными организациями и предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, в пользу физлиц, которые имеют право на занятие этой деятельностью. Выплаты прочим физлицам облагаются по общеустановленным тарифам (подп. 10 п. 4 ст. 33  Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ и п. 10 ч. 1 ст. 58  Закона № 212-ФЗ).

1.8. Введена новая обязанность банков и установлена ответственность за ее неисполнение

С 1 января 2015 г. у банков появится новая обязанность. В течение трех дней с момента поступления мотивированного запроса от органа контроля за уплатой страховых взносов они должны будут предоставлять справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей (ч. 6.1 ст. 24  Закона № 212-ФЗ). Документы названные органы смогут запросить (в установленном порядке и форме) при проведении проверок плательщиков страховых взносов и при вынесении решения о взыскании взносов (пеней, штрафов) за счет денежных средств плательщика в банках (ч. 6.2  и 6.3  ст. 24 Закона № 212-ФЗ).

За непредставление указанных справок и выписок с банков будет взыскиваться штраф в размере 20 тыс. руб. Такая же ответственность предусмотрена за нарушение срока представления этих документов и за недостоверность содержащихся в них сведений (ст. 49.1  Закона № 212-ФЗ).

1.9. Отменена обязанность уведомлять фонды о создании или закрытии обособленного подразделения

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона № 212-ФЗ организации должны сообщать в органы контроля о создании или закрытии обособленного подразделения. Сообщение следует подавать в отделения ПФР и ФСС РФ по месту нахождения головной компании в течение месяца со дня создания (закрытия) (п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона № 212-ФЗ, письмо Минздравсоцразвития от 09.09.2010 г. № 2891-19). С 2015 г. такой обязанности не будет.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Облагаемые выплаты сотрудникам
  • 23.11.2016  

    Как правильно указали суды, уплата страховых взносов во внебюджетные фонды поставлена действующим законодательством в зависимость от факта государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (включения сведений о нем как об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП), а не от фактического осуществления деятельности, наличия либо отсутствия у индивидуального предпринимателя источника дохода, подтверж

  • 21.11.2016  

    По мнению ПФР, обществом занижена база для начисления страховых взносов на сумму командировочных расходов сотрудников, не подтвержденных документами в установленном порядке, поскольку в командировочных удостоверениях отсутствуют отметки о датах приезда и отъезда из пунктов назначения.

    Между тем, суды правомерно признали данный вывод ошибочным.

  • 14.11.2016   Согласно ст. 330 НК РФ страховые выплаты по договору, подлежащие выплате в соответствии с условиями указанного договора, включаются в состав расходов на дату возникновения у налогоплательщика обязательства по выплате страхового возмещения по фактически наступившему страховому случаю. Таким образом, расходы налогоплательщика в виде страховой выплаты в сумме 6 млн руб. должны учитываться на основании ст. 330 НК РФ, а не п. 2 ст. 272 НК РФ.

Вся судебная практика по этой теме »

Порядок уплаты страховых взносов
  • 26.10.2016  

    Суды правомерно указали, что, несмотря на результаты аттестации рабочих мест, общество не было освобождено от обязанности предоставить работникам компенсацию стоимости молока в дни их фактической занятости на работах, связанных с наличием на рабочем месте вредных производственных факторов. При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что спорные компенсации не подлежат обложению страховыми взносами, и обосн

  • 12.10.2016  

    Судами было указано, что страхователь имеет право на применение пониженного тарифа при соблюдении совокупности следующих условий: нахождение на упрощенной системе налогообложения; наличие основного вида деятельности согласно ОКВЭД - прочая деятельность в области спорта; доля доходов от реализации прочей деятельности в области спорта не менее 70% в общем объеме доходов, исчисленных в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.

  • 12.09.2016  

    Оценив имеющиеся в деле доказательства, суды сделали правильный вывод о том, что организация, для которой деятельность, связанная с получением дохода, является приоритетной по отношению к уставной деятельности, не вправе применять льготу, предусмотренную пунктом 3 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ для общественных организаций инвалидов.


Вся судебная практика по этой теме »