Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Интервью / Деловой климат: как чиновники помогают предпринимателям

Деловой климат: как чиновники помогают предпринимателям

Директор департамента Министерства экономического развития Наталья Ларионова о мерах поддержки малого и среднего бизнеса

31.01.2014
Автор: Мария Багирова

Что правительство делает для поддержки бизнеса? Где взять деньги на развитие своей фирмы? Чего ждать?Деловой климат Ответы — в интервью директора департамента развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития Натальи Ларионовой.

— Недавно обсуждалась идея выделения государством 100 млрд рублей на развитие малого бизнеса. Когда эти деньги будут доступны, и в какие проекты будут вложены?

— Действительно была такая инициатива Министерства экономического развития. Предполагалось, что сумма будет выдана в виде кредитов на срок не менее 7 -10 лет и не более чем под 10% годовых. Дискуссия продолжается, и окончательное решение пока не принято.

— Минэкономразвития инициировало создание федерального гарантийного фонда. Каков его объем и функции?

— В трехлетнем бюджете на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов предусмотрено внесение в уставный капитал федерального гарантийного фонда в 2014 году 10 млрд рублей и в 2015 — еще 20 млрд рублей. Мы считаем, что необходимо создать акционерное общество, которое получит лицензию как небанковская кредитная организация. Уровень доверия на рынке к этой структуре сразу будет выше.

Уже есть опыт работы подобных организаций, но на региональном уровне. Сейчас гарантийные фонды работают в 80 регионах, они сформированы за счет средств федерального и региональных бюджетов. В случае если у предпринимателя не хватает залогового обеспечения при кредитовании, он может взять кредит под поручительство местного гарантийного фонда (такое поручительство составляет 50-70%). Если бизнесмен по каким-то причинам не выплатил кредит, долг перед банком погашается из средств фонда. Разумеется, прямой интерес фонда – вернуть свои средства. Но поскольку эта структура, в отличие от банка, не обременена банковскими нормативами, то может выстроить более спокойную систему погашения кредита на беспроцентной основе. Основная цель – сохранить бизнес, и фонд выступает не как заимодавец, а фактически как партнер.

— Определилось ли правительство с приоритетными направлениями в малом бизнесе, которые готово поддерживать?

— Выбор приоритетных отраслей – задача руководителей регионов. Например, программа поддержки лизинга оборудования в зависимости от регионов может концентрироваться на сельском хозяйстве, лесной, рыбной, обрабатывающей промышленности, народных промыслах и так далее. Главное — создать универсальный инструмент поддержки обновления техники и технологии. Мы отказались от идеи составлять какие-то перечни. Все «поляны», на которых развивается малый и средний бизнес, одинаково важны.

Наша задача — расширять рынки сбыта малых и средних компаний. Здесь есть два инструмента. Во-первых,  с 1 января 2014 года вступил в силу закон о федеральной контрактной системе. Не менее 15% от всех закупок каждый государственный или муниципальный заказчик должен разместить на специализированных торгах для малого бизнеса. Также новый закон отменяет все ограничения по типу товаров и услуг.

Во-вторых, в 2014 году будет принято постановление правительства об обязательной квоте для малого и среднего бизнеса – не менее 10% при закупках государственных компаний и естественных монополий. Всего такие компании ежегодно приобретают товары и услуги на сумму порядка 7-8 трлн. рублей.

— По каким критериям будут отбирать малые компании для участия в госзакупках?

— Будут проводиться конкурсы, причем только среди малых компаний. Критерии обычные: компания соответствующая определению «малая» должна поставить качественные товары в установленный срок и по определенной установленной цене. К примеру, если необходимые по контракту гайки или муфты производит большая компания, она на конкурс не попадает.

— Сейчас ставки по кредитам для малого бизнеса держатся на уровне 15-17% годовых в рублях. Будет ли государство субсидировать ставки?

— Кредитная ставка – сложный инструмент, на нее только директивно влиять невозможно. Представляете, сколько надо бюджетных денег, чтобы что-то субсидировать? Это сотни миллиардов рублей каждый год. Поэтому меры поддержки мы сосредотачиваем на более конкретных задачах. Сейчас основное направление – увеличить уровень инвестиций в основные средства. На это будут нацелены и проект создания федерального гарантийного фонда, и проект в рамках ФНБ.

— Максимальный размер гранта для малого бизнеса составляет 300 000 рублей. В крупных городах этих денег не хватает даже на аренду. На кого рассчитана такая поддержка?

— Это поддержка небольших стартапов, в первую очередь социального бизнеса. Вообще, к грантам отношение у предпринимателей неоднозначное. Многие считают, что их нужно отменить.

Не надо начинать бизнес, если его начало связывается только с грантом. Грант – это бонус. Начиная бизнес, надо решить, можно ли вести его без государственной поддержки? Это должно быть определяющим моментом. Желающих получить гранты в регионах много, и автоматического распределения средств – каждому, кто зарегистрировался, нет. Государство заинтересовано в развитии малого бизнеса, но это не значит, что оно должно поддерживать каждого зарегистрировавшегося.

— А поддержка детских садов, которых хронически не хватает?

— На открытие частного детского сада предприниматель может получить от регионального департамента по развитию малого и среднего бизнеса до 10 млн. рублей. Критерий отбора получателей – наличие жизнеспособного бизнес-плана, который автор должен защитить. Так можно отделить совершенно непродуманные идеи педагогов, пусть даже очень хороших, от бизнеса, который может «выстрелить» и дальше жить без поддержки. Если бы бизнесменов можно было штамповать, нигде в мире не задумывались бы о том, что такое предпринимательская активность. В определенном смысле предпринимательство – это искусство, должен быть позыв, умение принимать решения и брать на себя ответственность. Если вы делаете бизнес, это ваш приоритет, вы должны уметь следить за доходами и расходами.

— В мае 2013 года был принят закон об уполномоченных по защите прав предпринимателей. По статистике, из 1000 обращений только 300 разрешены в пользу предпринимателей. Вы считаете, такая помощь эффективна?

— Если уполномоченные рассмотрели тысячу заявлений и решили, что лишь триста можно поддержать, значит, к другим у них есть вопросы.

— Есть масса барьеров, в частности СанПины, санитарные нормы. Они часто непреодолимы для малого бизнеса. Что с этим делать?

— В этой сфере очень многое меняется. Например,  в отношении тех же самых небольших детских садов прошла большая реформа по требованиям в прошлом году.

— Принятие каких законов в 2013 году, по вашему мнению, существенно повлияло на жизнь малого бизнеса?

— Это был тяжелый год. Была сложная история с увеличением страховых и социальных взносов, которую мы сейчас тяжело переживаем. По нашим данным, закрылись 540 000 ИП, но летом 2013 года были приняты поправки. С 2014 года для ИП с оборотом менее 300 000 рублей в год, а это примерно половина всех индивидуальных предпринимателей, страховые и социальные взносы будут исчисляться по правилам 2012 года.

— Вы ожидали такого эффекта?

— Если три ветви власти приняли такое решение, значит, действительно нужна была реформа. Но, оценив последствия, решение пересмотрели.

— Какие еще законы существенно повлияли на малый бизнес в этом году?

— Продлили срок действия закона о льготной приватизации. Первоначально он действовал до 1 июля 2013 года. Законодательство было серьезно модернизировано, и срок продлился до 1 июля 2015 года.

— Принятый закон о бухгалтерском учете облегчит жизнь предпринимателям?

— Поправки к закону освобождают предпринимателей от ежеквартального бухгалтерского учета. В осеннюю сессию депутаты однозначно освободили от ведения бухгалтерского учета индивидуальных предпринимателей, создали упрощенную процедуру одновременной регистрации как индивидуального предпринимателя и получения патента.

В этом году  решения будут и по налоговым каникулам, станет развиваться программа финансовой поддержки.

— Будут ли в 2014 году приниматься какие-то законы, которые смогут стимулировать развитие малого бизнеса?

— Давайте посмотрим, как будут работать эти. 

Разместить:
129
3 февраля 2014 г. в 11:30

И ничего в поддержку выставочно-ярмарочной деятельности, где заключается 70% договоров. Для предприятия важно не сделать, а сделать и продать, чтоб прибыль получить.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Малый бизнес
  • 03.05.2023  

    Определением задолженность по уплате налогов и пеней, включенная в реестр требований кредиторов должника, признана общим обязательством должника и его супруги, поскольку установлено, что обязательство перед налоговым органом возникло в том числе в результате неуплаты налога на имущество, приобретенное должником в целях осуществления предпринимательской деятельности и по общему правилу являющееся общей совместной собственност

  • 17.09.2013  

    В силу положений п. 9 ст. 346.29 НК РФ в случае, если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя. При этом корректировка размера площади торгового зала в сторону уменьшения  должна быть подтверждена соответственно правоустанав

  • 20.03.2013  

    Суды установили, что в 2009 году документально подтвержденные расходы налогоплательщика от предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению по общеустановленной системе, за рассматриваемый налоговый период превысили полученный предпринимателем от указанной деятельности доход, следовательно, налоговая база НДФЛ и ЕСН за 2009 год отсутствует.


Вся судебная практика по этой теме »

События в экономике
  • 11.11.2019  

    Общество указывало на излишне уплаченные администрации арендные платежи.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку между сторонами отсутствовали договорные отношения, основанные на действительной сделке в отношении участка. Размер неосновательного обогащения определен исходя из разницы нормативно установленного размера платы за использование муниципального участка и фактически внесенной обществом платы.

  • 06.08.2015  

    Суды обоснованно исходили из того, что здание рынка, в котором находится арендуемое обществом помещение, по совокупности признаков соответствует понятию розничного рынка, установленному п. 2 ст. 3 Федерального закона № 271-ФЗ, что препятствовало выдаче лицензии на реализацию алкогольной продукции, в связи с чем вывод судов о законности оспариваемого отказа министерства в выдаче лицензии является правильным. Довод жалобы об отсутствии разрешения на орган

  • 10.06.2015   Постановление КС РФ от 04.06.2015 № 13-П

Вся судебная практика по этой теме »