Аналитика / Налогообложение / Порядок определения таможенной стоимости товара
Порядок определения таможенной стоимости товара
Суммы НДС, неправомерно предъявленные перевозчиком, не должны включаться в таможенную стоимость товара
22.04.2013ГАРАНТМеждународным контрактом предусмотрено, что доставка товара, приобретаемого в США российской организацией для ввоза в РФ, осуществляется за счет покупателя. Организацией был заключен договор на осуществление доставки товара от склада продавца в США до склада покупателя в РФ. При этом в договоре предусмотрено, что стоимость услуг по доставке разделяется на две составляющие: стоимость доставки товара до границы РФ и стоимость доставки товара от границы РФ до склада Вашей организации. Организацией получены два счета-фактуры, в которых стоимость доставки указана с учетом НДС 18%.
Как рассчитать таможенную стоимость товара? Входит ли уплаченный за доставку до границы РФ НДС в таможенную стоимость товара? Каков порядок обложения НДС при ввозе товаров на территорию РФ?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Суммы НДС, неправомерно предъявленные перевозчиком, не должны включаться в таможенную стоимость товара.
Обоснование позиции:
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств – членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства – члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией (п. 1 ст. 2 ТК ТС).
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) под ввозом товаров на таможенную территорию Таможенного союза понимается совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи до их выпуска таможенными органами.
Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, определен ст. 160 НК РФ.
Согласно п. 1 этой статьи при ввозе товаров (за исключением продуктов переработки товаров, ранее вывезенных с нее для переработки вне таможенной территории и с учетом ст.ст. 150 и 151 НК РФ) на территорию РФ налоговая база определяется как сумма:
– таможенной стоимости этих товаров;
– подлежащей уплате таможенной пошлины;
– подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).
Таможенная стоимость товаров определяется декларантом или его таможенным представителем, а в случаях, установленных ТК ТС, - таможенным органом (п. 3 ст. 64 ТК ТС). Порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ, независимо от страны происхождения этих товаров, определяется в соответствии с Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (Москва, 25 января 2008 г.) (далее – Соглашение).
По общему правилу таможенная стоимость определяется исходя из стоимости сделки (цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары), с увеличением на отдельные расходы и платежи, указанные в ст. 5 Соглашения (п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 4 Соглашения). В частности, в соответствии с подпунктами 4, 5 и 6 п. 1 ст. 5 Соглашения при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются расходы по перевозке (транспортировке) товаров, по погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, расходы на страхование в связи с операциями, связанными с перевозкой (транспортировкой) товаров до места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза.
Таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать пошлины, налоги и сборы, уплачиваемые на таможенной территории Таможенного союза в связи с ввозом или продажей ввозимых товаров (п. 2 ст. 5 Соглашения).
При декларировании таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ, следует руководствоваться Порядком декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 г. № 376.
Приложением № 1 к указанному Порядку определен Перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров.
Пунктом 5 ст. 164 НК РФ определено, что при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки в размере 10% и 18% (п. 2, п. 3 ст. 164 НК РФ).
НДС, взимаемый при ввозе товара, входит в состав таможенных платежей (ст. 70 ТК ТС).
Сумма НДС, а также таможенные пошлины должны быть уплачены на счет Федерального казначейства (ч. 7 ст. 116 Федерального закона от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).
По общему правилу уплата НДС, акциза и таможенных пошлин производится до момента выпуска товаров таможенным органом (п. 1 ст. 82, подп. 3 п. 1 ст. 195 ТК ТС), то есть до момента внесения (проставления) должностным лицом таможенного органа соответствующих отметок в (на) таможенную декларацию и (или) коммерческие, транспортные (перевозочные) документы (п. 4 ст. 195 ТК ТС).
Это, в частности, относится к выпуску товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (подп. 1 п. 3 ст. 211 ТК ТС).
В связи с этим напомним, что в силу ст. 209 ТК ТС под выпуском для внутреннего потребления понимается таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено ТК ТС.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 151 НК РФ при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления НДС уплачивается в полном объеме.
Таким образом, при ввозе товаров из США на территорию РФ сумма НДС, уплачиваемая на таможне, исчисляется по следующей формуле: (таможенная стоимость товаров + сумма таможенной пошлины) x ставка НДС / 100.
В рассматриваемой ситуации контрактом предусмотрено, что доставка товара осуществляется за счет покупателя. Вашей организацией был заключен договор на осуществление доставки товара от склада продавца в США до склада покупателя в РФ.
При этом в договоре предусмотрено, что стоимость услуг по доставке разделяется на две составляющие: стоимость услуг по доставке товара до границы РФ и стоимость услуг по доставке товара от границы РФ до склада Вашей организации.
Учитывая приведенные нормы законодательства, при определении таможенной стоимости товара в данном случае к контрактной стоимости прибавляется, в частности, стоимость услуг по доставке товара до границы РФ (подпункт 4 п. 1 ст. 5 Соглашения).
По поводу включения в таможенную стоимость сумм НДС, предъявленных и уплаченных перевозчику, отметим следующее.
Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. Определение места реализации работ (услуг) регламентируется ст. 148 НК РФ.
В силу подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг по перевозке и (или) транспортировке, а также услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и (или) транспортировкой, будет признаваться территории РФ, и, соответственно, указанные услуги будут являться объектом налогообложения в том случае, если:
– услуги оказаны российской организацией;
– пункт назначения и (или) пункт отправления расположены на территории РФ.
В рассматриваемой ситуации услуги по доставке товара оказываются российской организацией, а пункт назначения находится на территории РФ. Следовательно, местом реализации услуг по доставке в данном случае признается территория РФ.
Ставки НДС установлены ст. 164 НК РФ.
Так, подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ определяет, что налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации услуг по международной перевозке товаров.
Для целей применения ст. 164 НК РФ под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Также отметим, что положения подп. 2.1. п. 1 ст. 164 НК РФ распространяются и на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые российскими организациями на основании договора транспортной экспедиции, при организации международной перевозки. В целях применения данного подпункта к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
Таким образом, в случае, когда Ваш контрагент оказывает услуги по международной перевозке товаров из пункта отправления за пределами РФ на территорию РФ или оказывает транспортно-экспедиционные услуги на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки (в рассматриваемой ситуации условие выполняется: пункт отправления товаров расположен за пределами территории РФ, а пункт назначения – на территории РФ), то налогообложение этих услуг производится по налоговой ставке 0% (смотрите письма Минфина России от 20.07.2012 г. № 03-07-08/199, от 22.11.2011 г. № 03-07-08/325, от 03.08.2011 г. № 03-07-08/248, от 28.03.2011 г. № 03-07-08/84, от 18.03.2011 г. № 03-07-08/73, от 17.01.2011 г. № 03-07-08/11).
В таком случае контрагент, оказывающий услуги по доставке товара, должен был выставить счет-фактуру и первичные документы с указанием ставки НДС 0%.
В письме Минфина России от 17.06.2009 г. № 03-07-08/134 разъясняется, что счета-фактуры, выставленные продавцом, оказывающим услуги по организации перевозки и перевозке ввозимых товаров, облагаемые по нулевой ставке НДС, с указанием иного размера ставки этого налога, не могут являться основанием для принятия у покупателя к вычету сумм налога, неправомерно предъявленных продавцом услуг. Такие же разъяснения приведены и в письме ФНС России от 13.01.2006 г. № ММ-6-03/18@.
Данную позицию финансовых и налоговых органов разделяют и суды. Например, о неправомерности применения компанией-перевозчиком налоговой ставки по НДС 18% говорится в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 14.02.2007 г. № Ф03-А73/06-2/5137. Судом отмечено, что при реализации услуг по транспортировке импортируемых товаров перевозчик дополнительно к цене реализуемых услуг обязан предъявить к оплате покупателю (импортеру) соответствующую сумму НДС, выставив счет-фактуру с указанием надлежащей налоговой ставки 0% (ст. 168, ст. 169 НК РФ). При этом налогоплательщики не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога. Смотрите также постановление ФАС Московского округа от 27.09.2011 г. № Ф05-4821/10 по делу № А40-46357/2008, постановление Президиума ВАС РФ от 20.06.2006 г. № 14588/05.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации принятие к вычету сумм НДС по ставке 18%, неправомерно выставленных контрагентом, может привести к налоговым рискам.
При включении в таможенную стоимость товаров сумм НДС, ошибочно предъявленных контрагентом, осуществляющим доставку товара, таможенные органы, возможно, руководствуются п. 2 раздела III письма Федеральной таможенной службы от 30.03.2005 г. № 01-06/9713 «О направлении Обзора практики рассмотрения жалоб на решения о корректировке таможенной стоимости». По мнению специалистов таможенной службы, сумма НДС, уплаченная перевозчику за доставку товаров до места ввоза на таможенную территорию РФ, включается в структуру таможенной стоимости ввозимых на таможенную территорию РФ товаров.
Данный вывод основывается на том, что в цену сделки согласно п. 1 ст. 19 Закона РФ от 21.05.1993 г. № 5003-I «О таможенном тарифе» (далее – Закон) включаются расходы по доставке товаров до места ввоза на таможенную территорию РФ, в том числе стоимость транспортировки, которая, с учетом положений Закона о том, что таможенной стоимостью признается цена сделки, фактически уплаченная за ввозимый товар, должна подразумевать как стоимость собственно услуг по транспортировке, так и сумм налога, взимаемого за реализацию указанной услуги.
При этом, по мнению Минфина России, изложенному в письме от 20.02.2008 г. № 03-07-08/35, суммы НДС, уплачиваемые импортерами товаров российским перевозчикам (экспедиторам) за оказание услуг по транспортировке товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, включать в таможенную стоимость не следует, так как согласно подп. 3 п. 7 ст. 19 Закона в таможенную стоимость товаров не включаются пошлины, налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации, при условии их выделения из цены, фактической уплаты и документального подтверждения.
Отметим, что ст. 19 Закона отменена Федеральным законом от 06.12.2011 г. № 409-ФЗ.
Но аналогичный порядок исчисления таможенной стоимости установлен нормами Соглашения.
По нашему мнению, суммы НДС, ошибочно предъявленные перевозчиком, не должны включаться в таможенную стоимость товара, так как на основании п. 2 ст. 5 Соглашения таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать пошлины, налоги и сборы, уплачиваемые на таможенной территории Таможенного союза в связи с ввозом или продажей ввозимых товаров.
Аналогичный вывод отражен и в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 11.09.2006 г. № А56-43662/2005.
Суд указал, что услуги по перевозке ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров, оказываемые российскими организациями, облагаются НДС по ставке 0%. Таким образом, в рассматриваемом судом случае отличная от нуля сумма налога выделена российскими экспедиторами в счетах-фактурах ошибочно (без правовых к тому оснований), а, следовательно, она не входит в стоимость транспортировки и не включается в таможенную стоимость ввозимых товаров. Следовательно, налогоплательщик обоснованно определил таможенную стоимость товаров без учета НДС. Смотрите также постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.07.2006 г. № А56-54659/2005.
Кроме того обращаем ваше внимание, что в случае оказания услуг по перевозке (доставке) от места погрузки (отправления) за рубежом до границы Российской Федерации на основании подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ территория РФ местом реализации указанных услуг не признается, и, следовательно, реализация таких услуг не является объектом обложения НДС.
Темы: НДС  Таможня. Таможенные платежи и пошлины  
- 25.03.2024 Комитет ГД одобрил взимание НДС при продаже товаров через электронные площадки
- 21.03.2024 ФТС и Минфин собираются бороться со схемами неуплаты НДС при импорте из ЕАЭС
- 06.03.2024 Калининградский депутат предложил уравнять российский НДС с зарубежным
- 14.03.2024 Кабинет министров разрешил беспошлинный вывоз зерна в Монголию в виде гумпомощи
- 01.03.2024 В Кузбассе считают, что угольщики могут снизить инвестпрограммы из-за экспортных пошлин
- 16.02.2024 В России снизится пошлина на экспорт пшеницы
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 26.03.2024 Вводят новые правила расчета утильсбора для машин из ЕАЭС
- 02.10.2015 В ГК РФ прямо укажут, что долги по таможенным платежам списывают со счета в третью очередь
- 19.06.2014 Могут сократить количество документов, подаваемых при включении лиц в таможенные реестры
- 27.03.2024
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС и пени в связи с выводом налогового органа о необоснованном получении обществом налоговой выгоды.Итог: требование удовлетворено, поскольку налоговым органом не представлено доказательств, свидетельствующих о недобросовестности и неосмотрительности общества, а также доказательств наличия согласованных действий с контрагентом с целью получения необоснованной н
- 27.03.2024
Оспариваемым решением
обществу предложено уменьшить сумму налога, излишне заявленного к возмещению, в связи с необоснованным включением в состав налоговых вычетов по НДС сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь.Итог: в удовлетворении требования отказано в связи с формальным составлением документов исключительно в целях получение налогов
- 27.03.2024
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, пени и штраф в связи с необоснованным уменьшением обществом налоговой базы по налогу на прибыль, а также занижением НДС, подлежащего уплате, на сумму вычетов по взаимоотношениям со спорными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку общество документально не подтвердило правомерность применения налоговых вычетов и
- 09.12.2023
По результатам
камеральной таможенной проверки оформлен акт, в котором таможня пришла к выводу о неправомерном применении декларантом в отношении части товара пониженной ставки НДС, что повлекло занижение размера подлежащих уплате платежей.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку спорный товар не является товаром, предназначенным исключительно для детей.
Дополнительно: прекращено производ
- 04.11.2023
Таможенный орган
произвел корректировку заявленной стоимости товара, указывая на ее неподтвержденность, что повлекло дополнительное начисление платежей, с оплатой которых общество не согласно.Итог: требование удовлетворено, поскольку общество обосновало определение таможенной стоимости товара по цене сделки с ввозимыми товарами, а таможенный орган без достаточных к тому оснований скорректировал ее по шес
- 03.07.2023
Общество указывало
на отказ таможенного органа во внесении изменений (дополнений) в таможенные декларации и на невозврат таможенных платежей, излишне взысканных в результате корректировки таможенной стоимости ввезенного товара.Итог: требование удовлетворено, поскольку общество нормативно и документально обосновало применение первого метода определения таможенной стоимости спорного товара.
- 13.03.2024 Письмо ФНС России от 29.02.2024 г. № СД-2-3/2962@
- 05.03.2024 Письмо Минфина России от 18.01.2024 г. № 03-07-11/3227
- 04.03.2024 Письмо Минфина России от 05.02.2024 г. № 03-07-11/8982
- 07.02.2024 Письмо Минфина России от 15.05.2020 г. № 27-01-13/39615
- 03.10.2023 Письмо Минфина России от 17.08.2022 г. № 27-01-21/80226
- 02.10.2023 Письмо Минфина России от 25.05.2023 г. № 27-01-21/47986
Комментарии