Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Порядок определения таможенной стоимости товара

Порядок определения таможенной стоимости товара

Суммы НДС, неправомерно предъявленные перевозчиком, не должны включаться в таможенную стоимость товара

22.04.2013
ГАРАНТ
Автор: Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Вахромова Наталья, Монако Ольга

Международным контрактом предусмотрено, что доставка товара, приобретаемого в США российской организацией для ввоза в РФ, осуществляется за счет покупателя. Организацией был заключен договор на осуществление доставки товара от склада продавца в США до склада покупателя в РФ. При этом в договоре предусмотрено, что стоимость услуг по доставке разделяется на две составляющие: стоимость доставки товара до границы РФ и стоимость доставки товара от границы РФ до склада Вашей организации. Организацией получены два счета-фактуры, в которых стоимость доставки указана с учетом НДС 18%.

Как рассчитать таможенную стоимость товара? Входит ли уплаченный за доставку до границы РФ НДС в таможенную стоимость товара? Каков порядок обложения НДС при ввозе товаров на территорию РФ?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Суммы НДС, неправомерно предъявленные перевозчиком, не должны включаться в таможенную стоимость товара.

Обоснование позиции:

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств – членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства – члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией (п. 1 ст. 2 ТК ТС).

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) под ввозом товаров на таможенную территорию Таможенного союза понимается совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи до их выпуска таможенными органами.

Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, определен ст. 160 НК РФ.

Согласно п. 1 этой статьи при ввозе товаров (за исключением продуктов переработки товаров, ранее вывезенных с нее для переработки вне таможенной территории и с учетом ст.ст. 150 и 151 НК РФ) на территорию РФ налоговая база определяется как сумма:

– таможенной стоимости этих товаров;

– подлежащей уплате таможенной пошлины;

– подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

Таможенная стоимость товаров определяется декларантом или его таможенным представителем, а в случаях, установленных ТК ТС, - таможенным органом (п. 3 ст. 64 ТК ТС). Порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ, независимо от страны происхождения этих товаров, определяется в соответствии с Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (Москва, 25 января 2008 г.) (далее – Соглашение).

По общему правилу таможенная стоимость определяется исходя из стоимости сделки (цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары), с увеличением на отдельные расходы и платежи, указанные в ст. 5 Соглашения (п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 4 Соглашения). В частности, в соответствии с подпунктами 4, 5 и 6 п. 1 ст. 5 Соглашения при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются расходы по перевозке (транспортировке) товаров, по погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, расходы на страхование в связи с операциями, связанными с перевозкой (транспортировкой) товаров до места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать пошлины, налоги и сборы, уплачиваемые на таможенной территории Таможенного союза в связи с ввозом или продажей ввозимых товаров (п. 2 ст. 5 Соглашения).

При декларировании таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ, следует руководствоваться Порядком декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 г. № 376.

Приложением № 1 к указанному Порядку определен Перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров.

Пунктом 5 ст. 164 НК РФ определено, что при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки в размере 10% и 18% (п. 2, п. 3 ст. 164 НК РФ).

НДС, взимаемый при ввозе товара, входит в состав таможенных платежей (ст. 70 ТК ТС).

Сумма НДС, а также таможенные пошлины должны быть уплачены на счет Федерального казначейства (ч. 7 ст. 116 Федерального закона от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).

По общему правилу уплата НДС, акциза и таможенных пошлин производится до момента выпуска товаров таможенным органом (п. 1 ст. 82, подп. 3 п. 1 ст. 195 ТК ТС), то есть до момента внесения (проставления) должностным лицом таможенного органа соответствующих отметок в (на) таможенную декларацию и (или) коммерческие, транспортные (перевозочные) документы (п. 4 ст. 195 ТК ТС).

Это, в частности, относится к выпуску товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (подп. 1 п. 3 ст. 211 ТК ТС).

В связи с этим напомним, что в силу ст. 209 ТК ТС под выпуском для внутреннего потребления понимается таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено ТК ТС.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 151 НК РФ при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления НДС уплачивается в полном объеме.

Таким образом, при ввозе товаров из США на территорию РФ сумма НДС, уплачиваемая на таможне, исчисляется по следующей формуле: (таможенная стоимость товаров + сумма таможенной пошлины) x ставка НДС / 100.

В рассматриваемой ситуации контрактом предусмотрено, что доставка товара осуществляется за счет покупателя. Вашей организацией был заключен договор на осуществление доставки товара от склада продавца в США до склада покупателя в РФ.

При этом в договоре предусмотрено, что стоимость услуг по доставке разделяется на две составляющие: стоимость услуг по доставке товара до границы РФ и стоимость услуг по доставке товара от границы РФ до склада Вашей организации.

Учитывая приведенные нормы законодательства, при определении таможенной стоимости товара в данном случае к контрактной стоимости прибавляется, в частности, стоимость услуг по доставке товара до границы РФ (подпункт 4 п. 1 ст. 5 Соглашения).

По поводу включения в таможенную стоимость сумм НДС, предъявленных и уплаченных перевозчику, отметим следующее.

Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. Определение места реализации работ (услуг) регламентируется ст. 148 НК РФ.

В силу подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг по перевозке и (или) транспортировке, а также услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и (или) транспортировкой, будет признаваться территории РФ, и, соответственно, указанные услуги будут являться объектом налогообложения в том случае, если:

– услуги оказаны российской организацией;

– пункт назначения и (или) пункт отправления расположены на территории РФ.

В рассматриваемой ситуации услуги по доставке товара оказываются российской организацией, а пункт назначения находится на территории РФ. Следовательно, местом реализации услуг по доставке в данном случае признается территория РФ.

Ставки НДС установлены ст. 164 НК РФ.

Так, подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ определяет, что налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации услуг по международной перевозке товаров.

Для целей применения ст. 164 НК РФ под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

Также отметим, что положения подп. 2.1. п. 1 ст. 164 НК РФ распространяются и на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые российскими организациями на основании договора транспортной экспедиции, при организации международной перевозки. В целях применения данного подпункта к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.

Таким образом, в случае, когда Ваш контрагент оказывает услуги по международной перевозке товаров из пункта отправления за пределами РФ на территорию РФ или оказывает транспортно-экспедиционные услуги на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки (в рассматриваемой ситуации условие выполняется: пункт отправления товаров расположен за пределами территории РФ, а пункт назначения – на территории РФ), то налогообложение этих услуг производится по налоговой ставке 0% (смотрите письма Минфина России от 20.07.2012 г. № 03-07-08/199, от 22.11.2011 г. № 03-07-08/325, от 03.08.2011 г. № 03-07-08/248, от 28.03.2011 г. № 03-07-08/84, от 18.03.2011 г. № 03-07-08/73, от 17.01.2011 г. № 03-07-08/11).

В таком случае контрагент, оказывающий услуги по доставке товара, должен был выставить счет-фактуру и первичные документы с указанием ставки НДС 0%.

В письме Минфина России от 17.06.2009 г. № 03-07-08/134 разъясняется, что счета-фактуры, выставленные продавцом, оказывающим услуги по организации перевозки и перевозке ввозимых товаров, облагаемые по нулевой ставке НДС, с указанием иного размера ставки этого налога, не могут являться основанием для принятия у покупателя к вычету сумм налога, неправомерно предъявленных продавцом услуг. Такие же разъяснения приведены и в письме ФНС России от 13.01.2006 г. № ММ-6-03/18@.

Данную позицию финансовых и налоговых органов разделяют и суды. Например, о неправомерности применения компанией-перевозчиком налоговой ставки по НДС 18% говорится в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 14.02.2007 г. № Ф03-А73/06-2/5137. Судом отмечено, что при реализации услуг по транспортировке импортируемых товаров перевозчик дополнительно к цене реализуемых услуг обязан предъявить к оплате покупателю (импортеру) соответствующую сумму НДС, выставив счет-фактуру с указанием надлежащей налоговой ставки 0% (ст. 168, ст. 169 НК РФ). При этом налогоплательщики не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога. Смотрите также постановление ФАС Московского округа от 27.09.2011 г. № Ф05-4821/10 по делу № А40-46357/2008, постановление Президиума ВАС РФ от 20.06.2006 г. № 14588/05.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации принятие к вычету сумм НДС по ставке 18%, неправомерно выставленных контрагентом, может привести к налоговым рискам.

При включении в таможенную стоимость товаров сумм НДС, ошибочно предъявленных контрагентом, осуществляющим доставку товара, таможенные органы, возможно, руководствуются п. 2 раздела III письма Федеральной таможенной службы от 30.03.2005 г. № 01-06/9713 «О направлении Обзора практики рассмотрения жалоб на решения о корректировке таможенной стоимости». По мнению специалистов таможенной службы, сумма НДС, уплаченная перевозчику за доставку товаров до места ввоза на таможенную территорию РФ, включается в структуру таможенной стоимости ввозимых на таможенную территорию РФ товаров.

Данный вывод основывается на том, что в цену сделки согласно п. 1 ст. 19 Закона РФ от 21.05.1993 г. № 5003-I «О таможенном тарифе» (далее – Закон) включаются расходы по доставке товаров до места ввоза на таможенную территорию РФ, в том числе стоимость транспортировки, которая, с учетом положений Закона о том, что таможенной стоимостью признается цена сделки, фактически уплаченная за ввозимый товар, должна подразумевать как стоимость собственно услуг по транспортировке, так и сумм налога, взимаемого за реализацию указанной услуги.

При этом, по мнению Минфина России, изложенному в письме от 20.02.2008 г. № 03-07-08/35, суммы НДС, уплачиваемые импортерами товаров российским перевозчикам (экспедиторам) за оказание услуг по транспортировке товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, включать в таможенную стоимость не следует, так как согласно подп. 3 п. 7 ст. 19 Закона в таможенную стоимость товаров не включаются пошлины, налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации, при условии их выделения из цены, фактической уплаты и документального подтверждения.

Отметим, что ст. 19 Закона отменена Федеральным законом от 06.12.2011 г. № 409-ФЗ.

Но аналогичный порядок исчисления таможенной стоимости установлен нормами Соглашения.

По нашему мнению, суммы НДС, ошибочно предъявленные перевозчиком, не должны включаться в таможенную стоимость товара, так как на основании п. 2 ст. 5 Соглашения таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать пошлины, налоги и сборы, уплачиваемые на таможенной территории Таможенного союза в связи с ввозом или продажей ввозимых товаров.

Аналогичный вывод отражен и в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 11.09.2006 г. № А56-43662/2005.

Суд указал, что услуги по перевозке ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров, оказываемые российскими организациями, облагаются НДС по ставке 0%. Таким образом, в рассматриваемом судом случае отличная от нуля сумма налога выделена российскими экспедиторами в счетах-фактурах ошибочно (без правовых к тому оснований), а, следовательно, она не входит в стоимость транспортировки и не включается в таможенную стоимость ввозимых товаров. Следовательно, налогоплательщик обоснованно определил таможенную стоимость товаров без учета НДС. Смотрите также постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.07.2006 г. № А56-54659/2005.

Кроме того обращаем ваше внимание, что в случае оказания услуг по перевозке (доставке) от места погрузки (отправления) за рубежом до границы Российской Федерации на основании подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ территория РФ местом реализации указанных услуг не признается, и, следовательно, реализация таких услуг не является объектом обложения НДС.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДС
  • 08.02.2017   Датой получения дохода признается дата, когда получатель имущества (в том числе денежных средств) фактически использовал указанное имущество (в том числе денежные средства) не по целевому назначению либо нарушил условия, на которых они предоставлялись, - для доходов в виде имущества (в том числе денежных средств), указанных в п. 14, 15 статьи 250 НК РФ. Таким образом, с момента, когда получатель средств фактически использовал их не по целевому назначению (
  • 08.02.2017   Судебные инстанции пришли к выводу о доказанности налоговым органом факта получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, поскольку представленные обществом документы в обоснование права на применение налоговых вычетов, содержат недостоверные сведения, составлены формально и не отражают реальность сделок по заявленной ООО "Маристый" схеме поставки топлива, в связи с приобретением которого общество заявило к вычету НДС за 2, 3 кварталы 2014 го
  • 18.01.2017   Для применения вычетов по налогу на добавленную стоимость необходимо, чтобы сделки носили реальный характер, а документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, содержали достоверную информацию.

Вся судебная практика по этой теме »

Таможня. Таможенные платежи и пошлины
  • 04.01.2017  

    Непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу. При сохранении сомнений в достоверности

  • 26.10.2015  

    То обстоятельство, что определенная заявителем таможенная стоимость товаров оказалась ниже ценовой информации таможни, само по себе не влечет корректировку таможенной стоимости, поскольку не названо в законе в качестве основания для корректировки. В этом смысле различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказ

  • 09.10.2015  

    Согласно ч. 4 ст. 150 Закона о таможенном регулировании при солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов декларанта и таможенного представителя требования об уплате таможенных платежей выставляются одновременно декларанту и таможенному представителю с указанием об этом в данных требованиях.


Вся судебная практика по этой теме »