Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Интервью / Должник под контролем

Должник под контролем

Институту банкротства исполнилось двадцать лет. Как поступают с несостоятельными должниками в России, "РБГ" рассказал заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Денис Наумчев

26.10.2012
«Российская Газета»
Автор: Елена Шмелева

- Денис Валерьевич, какова роль института банкротства в экономических отношениях в государстве?

- Посредством института банкротства, регулирующего правоотношения между несостоятельным должником и его кредиторами, экономика очищается от неэффективных хозяйствующих субъектов. При этом в некоторых случаях, которые, к сожалению, достаточно малочисленны, в ходе процедур банкротства несостоятельный должник восстанавливает платежеспособность и повышает свою финансовую устойчивость, в результате чего сохраняются имеющиеся и создаются новые рабочие места, развиваются производства, а для бюджета сохраняется налогоплательщик, уплачивающий обязательные платежи, которые могут пойти на развитие социальной инфраструктуры. В делах о банкротстве кредиторами являются не только контрагенты и займодатели должника, но и государство при наличии у должника задолженности по обязательным платежам или неисполнения им обязательств по соответствующим гражданско-правовым договорам.

- Как развивался институт несостоятельности в России после перехода к рыночным условиям хозяйствования?

- Первоначально представление интересов бюджета в делах о несостоятельности было поручено не Государственной налоговой службе, а Федеральному управлению по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе (ФУДН). В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 17.03.1997 N 249 "О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти" была образована Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН) на базе ФУДН. Впоследствии в 1999 году ФСДН была преобразована в Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО). Она обладала достаточно широкими полномочиями - от формирования и реализации федеральных и межгосударственных программ, предусматривающих мероприятия по реструктуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций, до разработки мер социальной защиты работников, высвобождаемых в связи с ликвидацией организаций - работодателей. Указом президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению была упразднена. Ее функция по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и процедурах, применяемых в деле о банкротстве, была передана Федеральной налоговой службе.

ФНС - один из крупнейших кредиторов должников, находящихся в процедурах, применяемых в деле о банкротстве. На 1 октября 2012 года ФНС России представляет интересы страны как кредитора в делах о банкротстве более 24 тысяч должников

Данное решение вполне закономерно с позиции налогового администрирования. Сбор налогов можно представить как единый процесс, начинающийся декларированием и заканчивающийся либо зачислением налогов в бюджет, либо решением о списании задолженности. Подход, заключающийся в разрыве этого процесса передачей прав кредитора от одного органа исполнительной власти другому в случае начала или окончания процедур банкротства, является достаточно дискуссионным, тем более что передача таких полномочий может осуществляться неоднократно, поскольку дело о банкротстве может прекращаться и возбуждаться вновь, а задолженность перед бюджетной системой оставаться непогашенной. В настоящее время Федеральная налоговая служба является одним из крупнейших кредиторов должников, находящихся в процедурах, применяемых в деле о банкротстве. На 1 октября 2012 года ФНС России представляет интересы Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве более 24 тысяч должников.

- Как уполномоченный орган вырабатывает позицию по основным вопросам, определяющим ход процедуры банкротства должника? Сотрудник налогового органа, принимающий участие в судебном заседании, в голосовании на собрании кредиторов, руководствуется своим собственным мнением относительно сложившейся на предприятии-банкроте ситуации?

- Правительством РФ установлено, что регулятором в сфере несостоятельности (банкротства) является Министерство экономического развития РФ. ФНС России, как уполномоченный орган в делах о банкротстве, при реализации своих полномочий руководствуется нормативными правовыми актами, принятыми регулятором. В частности, порядок голосования на собрании кредиторов установлен приказом минэкономразвития от 03.08.2004 N 219. Кроме того, в целях повышения эффективности деятельности ФНС России утвержден порядок разграничения полномочий между центральным аппаратом и территориальными органами службы. Таким образом, сотрудник налогового органа, принимающий участие в собраниях кредиторов, судебных заседаниях выражает позицию, сформированную в соответствии с требованиями нормативных актов, а не исходя из своего личного усмотрения.

- Как вы оцениваете эффективность работы ФНС при представлении интересов государства как кредитора в делах о банкротстве и процедурах, применяемых в деле о банкротстве?

- Эффективность процедур банкротства должников, в которых участвует уполномоченный орган, составила на 1 сентября 2012 года 6,8%, что является достаточно приличным показателем, учитывая большой объем задолженности перед бюджетной системой Российской Федерации отсутствующих должников, находящихся в процедурах банкротства, которая на 1 июля 2012 года превысила 30 млрд рублей. Начиная с 2009 года среднегодовая эффективность процедур банкротства должников, в которых участвует уполномоченный орган, устойчиво возрастает с 1,8% в 2009 году до 5,4% в 2011-м. При этом в ряде зарубежных стран налоговые органы получают меньший процент от своих требований, предъявленных к должникам-банкротам.

- Как эффективность работы налоговых органов сказывается на изменении совокупной задолженности перед бюджетом?

- Только за текущий год в результате завершения процедур банкротств должников в бюджетную систему России поступило более 4,7 млрд рублей. При этом совокупная задолженность перед бюджетной системой России организаций, находящихся в процедурах банкротства, с 1 июля прошлого года по 1 июля 2012 года сократилась более чем на 30 млрд рублей. Это весомая цифра, так как требования налогового органа не обеспечены залогом, как, например, требования коммерческих банков. В силу норм действующего законодательства и значительных объемов кредитования предприятий это оказывает негативное влияние на размер погашаемой в процедурах банкротства задолженности по обязательным платежам. Вместе с тем есть еще одна позитивная тенденция: на 1 октября 2012 г. учредителями (участниками) должника, собственниками имущества должника - унитарного предприятия и третьими лицами в соответствии со статьями 71.1, 85.1, 112.1, 125, 129.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" было погашено более 2 млрд рублей задолженности по обязательным платежам.

За период с 1 мая 2012 г. по 1 октября 2012 г. задолженность по обязательным платежам перед бюджетной системой РФ снизилась более чем на 90 млрд рублей. В итоге совокупная задолженность составила 1108,5 млрд рублей. Осуществление в отношении должников процедур банкротства играет не последнюю роль в снижении совокупной задолженности перед бюджетом, поскольку по результатам процедур банкротства задолженность либо уплачивается, либо списывается.

Еще на начало 2006 года совокупная задолженность перед бюджетной системой России превышала 2 трлн рублей. За последние 6 лет задолженность по обязательным платежам снизилась более чем на 800 млрд рублей, или на 40%. Таких результатов удалось добиться повышением эффективности мер взыскания задолженности и списанием невозможных к взысканию долгов. Задолженность, взыскание которой затруднено в связи с банкротством должника, снизилась за период с 1 января 2006 г. по 1 января 2012 г. почти на четверть (100 млрд рублей).

На 1 октября задолженность отсутствующих организаций и должников, находящихся в процедурах банкротства, составляла почти 40% от совокупной задолженности перед бюджетной системой России. В большинстве своем отсутствующие должники - это фирмы-"однодневки", задолженность которых является проблемной. Ликвидировать такую задолженность можно двумя способами. Во-первых, путем списания незначительных сумм задолженности, взыскание которых экономически нецелесообразно, с последующим исключением недействующего лица из ЕГРЮЛ и применением административных и иных мер в отношении учредителей "однодневок". Во-вторых, при помощи взыскания ее с контролирующих должника лиц в порядке субсидиарной ответственности в ходе процедуры банкротства. Однако данная проблема еще подлежит окончательному урегулированию законодателем.

- Вы упомянули о субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц за его банкротство. Что это за инструмент?

- В ходе процедур банкротства зачастую выясняется, что у должника недостаточно имущества, реализовав которое можно удовлетворить требования кредиторов. Вместе с тем привлечение к субсидиарной ответственности контролировавших должника лиц по его обязательствам является инструментом, с помощью которого возникает возможность минимизировать финансовые потери, связанные с банкротством должника. Субсидиарная ответственность является разновидностью гражданско-правовой ответственности, которая возникает в случаях, определенных законодательством или участниками договорных отношений. В случае нарушения руководителем должника или учредителем (участником) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, членами органов управления должника, членами ликвидационной комиссии (ликвидатором), гражданином - должником положений гражданского законодательства и законодательства о банкротстве указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения.

Контролирующие должника лица солидарно несут субсидиарную ответственность по денежным обязательствам должника и (или) обязанностям по уплате обязательных платежей с момента приостановления расчетов с кредиторами по требованиям о возмещении вреда, причиненного имущественным правам кредиторов в результате исполнения указаний контролирующих должника лиц, или исполнения текущих обязательств при недостаточности его имущества, составляющего конкурсную массу. Так, в результате привлечения контролировавших должника лиц к субсидиарной ответственности в бюджетную систему России на 1 июля 2012 г. уже поступило почти 230 млн рублей.

Разместить:
АЗ
26 октября 2012 г. в 12:37

Денис, не изменился совсем! Вот, что значит, вести здоровый образ жизни! ;)

123
29 октября 2012 г. в 15:41

Полная чушь!

п.1 ст.57 Закона о несостоятельности сводит на нет все положения этого закона. Он гласит, что дело о банкротстве прекращается, если у должника недостаточно средств для оплаты процедуры банкротства. Вчитались?

Поняли, что если у должника средств нет, то он не признаётся должником?

Уберите этот подпункт из п.1 ст.57 и тогда всё встанет на свои места. И запретите продлевать процедуру банкротства сверх установленной законом на неопределённый срок, как это делалось на протяжении 5 лет с ООО "Иркутский фондовый дом"

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
  • 20.12.2014  

    Неверное указание предпринимателем кода бюджетной классификации в платежном поручении на перечисление налога не является основанием считать его неисполнившим или ненадлежаще исполнившим обязанность по уплате налога. Суд указал, что исполнение обязанности по уплате налогов не может зависеть от правильности указания КБК в платежном поручении.

  • 26.10.2014  

    Установив, что истребованная обществом бухгалтерская отчетность должника в указанный перечень не входит, суды пришли к выводу об отсутствии у налогового органа нормативно предусмотренной обязанности по представлению взыскателю запрашиваемой информации и налоговой отчетности, составляющих согласно ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну.

  • 13.05.2014  

    Поскольку в силу п. 6 ст. 22 ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ, положений ст. 48, 49, ст. 61, п. 8 ст. 63 ГК РФ незарегистрированная в установленном законом порядке организация, а равно и исключенная из ЕГРЮЛ, не признается участником гражданских правоотношений, налоговый орган пришел к обоснованному выводу, что представленные налогоплательщиком в обоснование расходов и налоговых вычетов документы не подтверждают реальность хозяйственных операций, поскольку


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
  • 05.05.2016   Налоговый орган должен представить бесспорные доказательства, подтверждающие, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
  • 14.05.2014  
В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (ч. 3 ст. 52 ТК ТС). Суд апелляционной инстанции установил, что решение от 30.01.2013 г. о вне
  • 27.02.2014  

    При рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций налоговый орган обосновал необходимость участия сотрудников управления в мероприятиях налогового контроля, проводимых в ходе выездной налоговой проверки, тем, что требовалось проведение конкретных действий по розыску и опросу руководителей и сотрудников контрагентов общества - закрытого акционерного общества «Межрегионсоюзэнерго», общества «Санаторий Каширские роднички&raqu


  • Вся судебная практика по этой теме »