Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Новые русские льготники: битва Газпрома за НДПИ

Новые русские льготники: битва Газпрома за НДПИ

Если в отношении нефтяных компаний налоговая политика государства все больше напоминает аттракцион неслыханной щедрости, то в отношении газовых производителей может сложиться впечатление, что режим только ужесточается

22.10.2012
РБК
Автор: Екатерина Струкова, РБК

Одним из камней преткновения в последнее время является налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), ставка которого постоянно растет. При этом формула для расчета этого показателя до сих пор не утверждена. В то же время в обмен на ужесточение режима в целом власти готовы сделать Газпром получателем адресных льгот.

Газовая история

В вопросе повышать или нет налоговую нагрузку для газовиков и каким образом это сделать правительство РФ долгое время не могло выработать однозначного мнения. Бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин не раз высказывался за увеличение НДПИ на газ. С ним соглашался и тогдашний премьер, а ныне глава государства Владимир Путин. Однако раздумья на этот счет нередко сменялись сомнениями. Причем зачастую власти и вовсе отказывались от планов повышения, однако вскоре снова к ним возвращались.

Тем не менее после нескольких месяцев переговоров власти все же решили взяться за повышение этого налога. Впервые НДПИ резко пошел вверх в 2011г. Тогда он был увеличен сразу на 61% по сравнению с 2010г. - со 147 руб. до 237 руб. за тыс. куб. м. По расчетам Министерства финансов, дополнительный доход от увеличения ставки в 2012г. должен был составить более 50 млрд руб. только в течение 2012г. В последующие годы налог должен был увеличиваться на величину инфляции и привнести в бюджет всего в течение 2012-2013гг. около 130 млрд руб.

Однако и этого вскоре правительству показалось мало. И уже в июне 2011г. оно приняло решение, что налоговая нагрузка на газовую отрасль должна увеличиться в 2012г. примерно на 150 млрд руб., в 2013г. – еще на 170 млрд руб., в 2014г. к ней прибавиться 185 млрд руб. До 90% этого роста, по расчетам властей, должно было прийтись на НДПИ, причем в основном собранного с Газпрома как собственника экспортной трубы и единственного экспортера. Для других производителей газа, которые в силу законодательных и технических ограничений не участвуют в экспорте, предполагались понижательные коэффициенты.

Карт-бланш для Газпрома

Правда, решение властей не было столь уж категорично, как может показаться на первый взгляд. Газпрому был дан, что называется, карт-бланш. Как говорил экс-министр С.Шматко, "если Газпром в ближайшее время сможет представить убедительные аргументы по гарантированному получению дополнительных доходов бюджета, то решение о повышении, а по сути удвоении, НДПИ может быть скорректировано". В частности, бывший министр подчеркивал, что оно и вовсе может быть не принято или его увеличение будет носить более консервативный характер.

Выдвинуть свои варианты для решения налоговой проблемы Газпром вызвался с похвальной решимостью. В частности, глава "Газпром экспорта" Александр Медведев сообщил в одном из интервью: "Мы можем помочь правительству выделять больше средств на бюджет без негативного влияния на инвестиционную программу и планы по инвестициям, включая новые проекты, например доставку газа в Китай". Источником поступлений в российский бюджет, например, могли бы стать пошлины от растущей продажи газа на экспорт, в Европу, как предполагал концерн. Кроме того, дополнительным источником бюджетных денег может стать программа по экспорту газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Однако доводы концерна, судя по всему, не были восприняты наверху положительно. В результате кратный рост НДПИ в ноябре 2011г. получил свое законодательное закрепление в Налоговом кодексе. На 2012г. он увеличился в 2,2 раза - до 509 руб., в 2013г. еще на 14% (до 582 руб.) и в 2014г. на 7% - до 622 руб. за тыс. куб. м. Как и обещалось ранее, для неэкспортеров были введены понижающие коэффициенты, в два раза снизившие ставку.

Посчитали – прослезились

До 2012г. рост налоговой нагрузки хоть и встречал крайнее недовольство в концерне, однако по факту почти не отражался на его финансовых показателях. Например, по итогам 2011г. Газпром смог заработать 1 трлн руб. только чистой прибыли и по этому показателю занял первую строчку в мире. Однако очередные перспективы роста налога не на шутку взволновали газового гиганта. В частности, в компании подсчитали, что если власти будут идти намеченными темпами, то компания может дополнительно потерять в 2012-2014гг. 440 млрд руб. И это не только финансовые потери, а возможно, и проблемы в инвестировании новых проектов. А значит, страна уже в ближайшем будущем может не рассчитывать на значительную прибавку к добыче голубого топлива.

Однако доводы газового гиганта, казалось бы, почти не принимались всерьез. В мае Минфин в очередной раз озвучил новые планы, в соответствии с которым в 2013г. НДПИ должен достигнуть уже 631 руб. (плюс 8% к варианту, заложенному в Налоговом кодексе), к 2014г. - до 788 руб. (плюс 27% к тому, что планировалось ранее), и в 2015г. - уже 974 руб., что почти в 7 раз выше, чем в 2011г.

В Газпроме не на шутку забили тревогу. "Увеличение ставки НДПИ для Газпрома может привести к тому, что компания сосредоточится исключительно на экспортных рынках газа", - прокомментировал намерения властей глава компании Алексей Миллер. По его мнению, даже минимальное увеличение НДПИ может привести к проблемам с реализацией ряда значимых и затратных проектов. Особенно остро рост налогообложение мог повлиять на компанию в условиях снижения цены в Европе и сокращения экспортных поставок. Более того, концерну может оказаться сложно компенсировать рост НДПИ и за счет внутреннего рынка. Рост цен на газ в России ограничен 15% в год, в то время как Газпром ранее рассчитывали на 26%. По мнению компании, формула начисления этого налога не должна предусматривать изъятия доходов от индексации внутренних цен на газ при отсутствии сверхприбыли от продаж газа.

Новые решения

В сентябре 2012г. новый законопроект о росте НДПИ был внесен в Государственную думу. Правда, финальные значения оказались несколько ниже ранее озвученных, однако все равно сулили значительные траты для газового монополиста. Согласно последней версии, рост ставки НДПИ увеличивался до 622 руб. на период с 1 июля по 31 декабря 2013г. включительно, 700 руб. - на период 2014г. включительно, а уже 788 руб. - начиная с 1 января 2015г. Таким образом, как подсчитали в МЭР, бюджет должен получить дополнительно 17 млрд руб. в 2013г., в 2014г. - 60 млрд руб., в 2015г. - почти 100 млрд руб.

Данный вариант в Государственной думе уже назвали компромиссным. Однако газовые компании были склонны придерживаться другого мнения. В частности, в Газпроме уже смогли конкретно обрисовать ситуацию и предположили, что грядущие изменения губительны для крупнейших инвестиционных проектов компании - Бованенковского и Чаяндинского месторождений.

"Отсутствие стабильных и понятных правил игры на российском газовом рынке в области налогообложения уменьшает инвестиционную привлекательность отрасли", - сообщал начальник департамента налоговой политики Газпрома Карен Оганян.

Ищем выход

Выходом из ситуации мог бы стать дифференцированный подход в области расчет НДПИ, полагают эксперты. Для этого могла бы быть разработана формула, в соответствии с которой рассчитывался бы этот налог. Министерство энергетики РФ предлагает в формуле расчета на 2014-2015гг. учитывать фактическую цену реализации газа и окупаемость проектов, а также уйти от классификации группы Газпром и независимых производителей. Предложения по формуле должны быть внесены в правительство до конца октября 2012г. Пока же власти готовы подходить к регулированию налогообложения адресно.

Например, в Минэнерго также до 1 ноября планируют внести в правительство предложения по дифференцированному НДПИ для конкретно Чаяндинского и Бованенковского месторождений. По предварительным расчетам Газпромбанка, после 2015-2017гг. эффект от льгот для этих месторождений может превысить 300 млн долл. в год. "Мы не исключаем, что в течение года дифференцированные ставки НДПИ могут быть предоставлены и для ряда других новых проектов Газпрома", - полагают эксперты.

По мнению аналитика ИФК "Солид" Никиты Рязанова, маловероятно, что рост налогового бремени сильно скажется на инвестиционной привлекательности разработки газовых месторождений. Что касается рентабельности перспективных проектов, то правительство недвусмысленно дает понять, что готово идти на определенные уступки. "Государство вряд ли бросит на произвол судьбы Газпром, поскольку это не выгодно ни одной из сторон", - заключает эксперт. Однако насколько все-таки окажутся ясными и понятными правила игры в отрасли в целом, пока большой вопрос. В частности, уже сейчас прорабатывается возможность предоставления новых льгот по НДПИ для других новых месторождений.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
  • 28.07.2016   Судами мотивированно и со ссылкой на нормы права и установленные по делу фактические обстоятельства обоснованно отклонены доводы общества об отсутствии регламентированного порядка согласования проектной документации, а также доводы о том, что общество предприняло все действия по согласованию нормативов технологических потерь и проектной документации. При таких обстоятельствах являются правильными выводы судов о том, что при отсутствии утвержденных в устано
  • 07.07.2016   Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно и может определяться прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр минеральном сырье) методом (п. 2 ст. 339 НК РФ). В случае, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, оно определяется с учето
  • 23.06.2016   Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что кооператив применял вычеты с нарушением особого порядка, предусмотренного законодательством, и мотивированно согласился с произведенными налоговым органом расчетами вычетов по НДС, приходящихся на реализованные драгоценные металлы, достоверно определяющими за весь проверяемый период момент производства (выпуск готовой продукции) драгоценных металлов, а также момент их реализации банку.

Вся судебная практика по этой теме »

Налоговое право
  • 30.08.2013  

    Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

  • 29.08.2013  

    О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации

  • 21.08.2012  

    «Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года»


Вся судебная практика по этой теме »

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Все законодательство по этой теме »

Налоговое право

Все законодательство по этой теме »