
Аналитика / Налогообложение / Налог на роскошь: социальная справедливость или кормушка для коррупционеров?
Налог на роскошь: социальная справедливость или кормушка для коррупционеров?
На днях Владимир Путин опубликовал статью под заголовком: «Нам нужна новая экономика». В качестве одного из условий макроэкономического роста российской экономики премьер-министр назвал налоговый маневр, связанный с пополнением брешей в расходной части государственного бюджета за счет введения дополнительного налога на богатство
07.02.2012РБК dailyВопрос о введении так называемого «налога на роскошь» у нас в стране поднимался неоднократно с 2001, и во всех случаях являлся скорее политическим аргументом, чем новым шагом к развитию экономики.
Инициаторы подобных законодательных инициатив в большинстве случае приводят в пример опыт зарубежных соседей. Налогом на богатство, введенным во Франции, облагаются все активы, если состояние налогоплательщика, например на 2012 г., составило более 1,3 млн.евро, а временно введенный в Испании налог на роскошь уплачивается лицами, чье состояние превысило 700 тыс.евро.
В Великобритании, США и Японии налог взымается не с расходов, а доходов налогоплательщика по прогрессивной шкале, т.е. чем больше составляет доход, тем больше придется заплатить государству.
Последнее предложение в России по введению налога на роскошь в мае 2010 г. заключалось в введении «налога на расход» при покупке дорогих домов, автомобилей, ювелирных изделий и иных предметов роскоши. Однако внесенный законопроект не нашел поддержки у депутатов и оказался забытым. Основным аргументом у противников законопроекта стала «налоговая несправедливость», поскольку Налоговым кодексом РФ уже установлена обязанность каждого собственника платить государству налог исходя из стоимости своего имущества. Получается, что некоторым налогоплательщикам пришлось бы сделать это дважды.
Новый законопроект еще не был вынесен на обсуждение широких масс, в связи с чем невозможно точно сказать, что же все-таки на этот раз будет облагаться налогом на роскошь: чрезмерно высокие доходы, расходы на дорогие покупки или большое состояние.
Кроме того, законодательное введение налога на роскошь вовсе не означает его собираемость. Не секрет, что большинство из тех самых предметов роскоши, принадлежащих некоторым из наших сограждан, покупаются и регистрируются за рубежом: виллы, яхты, самолеты и иные «игрушки». Налоговикам информация о существовании таких объектов роскоши просто не доступна, да и как им получить подобные сведения без добровольного «признания» их владельца?
Также не решенным остается вопрос и о порядке расчета стоимости имущества, которая будет браться при расчете налога. В настоящее время чаще всего для расчетов используется «стоимость по БТИ», т.е. инвентаризационная или кадастровая стоимость объекта недвижимости, которая существенно отличается от истинной, рыночной стоимости объекта. В 2011г. в нескольких регионах уже были попытки произвести переоценку инвентаризационной стоимости и приблизить ее к рыночной. Однако результатом такой переоценки стал еще больший разброс цен, причем по-прежнему отклоняющихся от рыночных.
Ничего не было сказано и о дифференциации при введении налога на роскошь по субъектам РФ, хотя даже двухкомнатная квартира в центре Москвы, приватизированная в 90-е годы вполне способна сделать своего владельца субъектом обложения дополнительным налогом.
Учитывая сегодняшние реалии и проблемы государства со сбором уже не первый год введенных налогов, данное обещание пополнить бюджет за счет введения налога на богатство выглядит скорее политической декларацией, чем действенной мерой для покрытия дыр в бюджете.
И хотя большинство россиян, не владеющих предметами роскоши, сочтут обязанность весьма состоятельных людей платить больше просто долгожданной социальной справедливостью, не стоит забывать, что даже при наличии благих целей непродуманное до мелочей введение дополнительного налога может стать очередной кормушкой для коррупционеров. Ведь в какой-то момент и каждый из нас может стать налогоплательщиком налога на роскошь.
Темы: Налоговое право  Коррупция. Взятки  
- 15.05.2023 ФТС уменьшила за январь-апрель перечисления в бюджет РФ
- 15.02.2021 Ставропольский предприниматель попался на неуплате 23 млн рублей налогов
- 13.12.2016 Изменения в налогообложении и уплате страховых взносов с 1 января 2017 года: приглашаем на бесплатный вебинар
- 23.05.2023 Почетный житель г. Находка обвиняется во взятке и неуплате 144 млн рублей налогов
- 22.05.2023 В Серпухове главу МИ ФНС № 11 по Московской области заподозрили в получении многомилионных взяток
- 15.05.2023 В Тюменской области экс-налоговика поймали на крупной взятке
- 05.09.2013 Не храните тайны в банках
- 27.08.2013 Налог на недвижимость: зачем он нужен и чьи интересы затронет
- 16.08.2013 Изменения в НДС, банковских правилах и расширение полномочий налоговиков
- 02.11.2017 Рост без учета коррупции: что помогло России улучшить бизнес-климат
- 28.05.2015 Антикоррупционная политика организации
- 21.01.2014 Александр Бастрыкин: Конфискация как мера наказания является самой действенной для предупреждения коррупции
- 26.10.2022
Налогоплательщик утверждает,
что бездействие налогового органа незаконно.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, так как суд не дал оценки доводам налогоплательщика об отнесении поступивших платежей к категории невыясненных, а также не оценил решения налогового органа об уточнении категории платежей и данные карточки "Расчеты с бюджетом".
- 24.10.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения.Итог: определение оставлено без изменения.
- 30.08.2013
Система налогового учета организуется
налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
- 23.11.2022
Министерство установило
факт нецелевого использования учреждением бюджетных средств (вместо осуществления за счет средств субсидии расходов, связанных с приобретением основных средств, не включенных в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного задания, учреждение направило эти средства на погашение кредиторской задолженности), и предписанием вменило учреждению в обязанность перечислить денежные средства в - 07.04.2011 Неправильное обращение в арбитражный суд не является уважительной причиной для суда общей юрисдикции. К делам об оспаривании решений налоговых органов применяется 3-х месячный срок подачи заявлений в суд.
- 02.02.2023 Письмо Минфина России от 29 .12.2022 г. № 03-02-07/129648
- 28.10.2022 Письмо Минфина России от 26.09.2022 г. № 03-03-07/92723
- 28.10.2022 Письмо ФНС России от 25.10.2022 г. № ПА-3-24/11714@.
- 24.11.2014 Проект Федерального закона
- 10.01.2014 Постановление Правительства России от 9 января 2014 г. № 10
- 10.12.2013 О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ратификации Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции»
Комментарии
ждете - дождетесь